г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2023 г. |
Дело N А56-47992/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Новиковой Е.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Выборновой Е.Д. по доверенности от 22.12.2022,
- от ответчиков: 1. Сергеевой Н.М. по доверенности от 30.12.2022,
2. Фролова В.Б. по доверенности от 13.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-8856/2023, 13АП-8858/2023) некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2023 по делу N А56-47992/2022,
принятое по иску некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" к
1. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу;
2. Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - истец, Фонд) обратилась в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Росреестр) о взыскании 388 741,36 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Определением от 19.10.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2023 исковые требования к Росреестру удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 152 954,08 руб. задолженности и 4240 руб. судебных расходов по государственной пошлине, в удовлетворении остальной части иска отказано. Исковые требования к Управлению оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, стороны обратились с апелляционными жалобами. Истец в обоснование своей жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что суд неверным образом определил размер требований, по которым пропущен срок исковой давности.
Истец отмечает, что с учетом периода досудебного урегулирования спора и даты подачи иска в суд, срок исковой давности следует признать пропущенным только применительно к задолженности за период с 01.11.2014 по 30.09.2019.
В этой связи, истец просит решение суда изменить и взыскать с ответчика 181 216,23 руб. задолженности.
Росреестр в обоснование своей апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела, а также на несоответствие выводов суда представленным в материалы дела документам.
Согласно позиции Росреестра, материалами дела подтверждается, что с 01.10.2019 по 27.02.2020 спорные помещения были закреплены за Управлением на праве оперативного управления. Росреестр полагает, что за указанный период задолженность подлежала взысканию с Управления, чего суд первой инстанции не дал надлежащей оценки, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске к Росреестру.
Определениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 и от 05.05.2023 апелляционные жалобы приняты к совместному рассмотрению, судебное заседание назначено на 01.06.2023.
До заседания от Управления поступил отзыв, согласно которому Управление полагает, что решение суда является законным и обоснованным.
Истец также представил отзыв на апелляционную жалобу Росреестра.
Фонд указывает на то, что взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт с лица, за которым право оперативного управления зарегистрировано на момент обращения в суд, в полном объеме, включая период, предшествующий регистрации такого права, соответствует требованиям закона, если не изменился субъект - публично-правовое образование.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Присутствующие в заседании представители Фонда и Росреестра поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Представитель Управления против удовлетворения жалоб возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд (региональный оператор) создан Правительством Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 765 "О создании некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", во исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (Закон СПб N 690-120).
Пункт 1 части 1 статьи 180 ЖК РФ и статья 6 Закона СПб N 690-120 устанавливают, что одной из функций Фонда является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах (МКД), в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Адреса и лицевые счета, по которым Фондом произведен расчет сумм требований, указаны в приложениях к иску (Санкт-Петербург, Рабфаковская ул., д. 3, корп. 1, лит. С, кв. 1, 10, 105, 107, 11, 13, 15, 16, 17, 22, 23, 24, 26, 33, 35, 4, 6, 7, 8, 99); период начисления задолженности 2014 - 2020 годы.
Задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД за период с 01.11.2014 по 31.12.2020 составила 388 741,36 руб.
Фонд досудебной претензией от 17.01.2022 N 0122-ВА0003 потребовал от Росреестра погасить образовавшуюся задолженность. Неисполнение претензии явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика на Управление (в части требований о взыскании 279 746,51 руб. задолженности).
В обоснование ходатайства истец указал на то, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости до регистрации права оперативного управления за Росреестром (до 28.02.2020) в отношении спорных помещений отсутствовали иные зарегистрированные ограниченные вещные права. С 2012 года данные помещения находятся в собственности Российской Федерации, полномочия собственника осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В судебном заседании 19.10.2022 суд привлек Управление к участию в деле в качестве соответчика.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании части 3 статьи 158 ЖК РФ удовлетворил исковые требования к Росреестру частично, в удовлетворении иска к Управлению отказал.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пункте 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 разъяснено, что временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом.
Исходя из смысла статей 210, 296 ГК РФ вещное право оперативного управления не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию этого имущества.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав Учреждению во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанность по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, с момента возникновения такого права распространяются требования ЖК РФ по содержанию общего имущества в МКД и уплате взносов на капитальный ремонт. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285 и в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 27.11.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с минимальным размером взноса на капитальный ремонт, который установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2014, в 2015, в 2016, в 2017, в 2018, в 2019, в 2020 годах установлены постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 N 49, от 22.12.2014 N 1205, от 26.11.2015 N 1081, от 31.10.2016 N952, от 12.12.2017 N 1007, от 23.10.2018 N 824, от 20.12.2019 N 939 соответственно.
Выпиской из Единого государственного реестра подтверждается, что право оперативного управления зарегистрировано за Росреестром в отношении спорных помещений 28.02.2020.
Следовательно, в силу статей 8.1 и 296 ГК РФ Росреестр обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт, начиная с 28.02.2020.
До 28.02.2020 спорные помещения находились в собственности Российской Федерации, за иными лицами на ограниченном вещном праве не предоставлялись.
Принимая во внимание статус Управления как представителя собственника помещений, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт до 28.02.2020 возлагается на Управление.
Возражая против удовлетворения иска, ответчики указали на истечение срока исковой давности по требованиям, возникшим в период с 01.11.2014 по 19.10.2019, с учетом даты вступления Управления в дело в качестве соответчика - 19.10.2022.
Согласно статьям 196 и 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом согласно разъяснениям пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22, срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу.
С учетом приведенных норм, апелляционный суд находит обоснованными выводы суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности по требованиям к Управлению за период с 01.11.2014 по 19.10.2019.
Истцом в материалы дела представлен акт сверки расчетов, согласно которому задолженность за период с 01.10.2019 по 27.02.2020 составила 43 584,67 руб., за период с 28.02.2020 по 31.12.2020 - 109 369,41 руб.
Удовлетворяя исковые требования в сумме 152 954,08 руб., суд первой инстанции руководствовался положениями части 3 статьи 158 ЖК РФ.
Названной нормой предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Вместе с тем, собственником спорных помещений является Российская Федерация как публично-правовое образование, при передаче помещений в оперативное управление Росреестру переход права собственности не осуществляется.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для возложения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за период до регистрации права оперативного управления (до 28.02.2020) на Росреестр.
С учетом пропуска срока исковой давности исковые требования к Управлению подлежат удовлетворению в размере 43 584,67 руб., к Росреестру - в размере 109 369,41 руб.
В связи с неправильным применением судом норм материального права решение суда подлежит отмене (в силу частей 1 и 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебные расходы подлежат распределению между сторонами на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2023 по делу N А56-47992/2022 отменить.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в пользу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" 109 369,41 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 28.02.2020 по 31.12.2020, а также 3031 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в пользу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" 43 584,67 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2019 по 27.02.2020, а также 1208 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" в пользу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47992/2022
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД-РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ"
Ответчик: Управление Фдеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13885/2023
10.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8858/2023
10.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8856/2023
26.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-47992/2022