Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2023 г. N 09АП-21157/23 по делу N А40-91151/2022
город Москва |
|
10 июня 2023 г. |
дело N А40-91151/22 |
Резолютивная часть постановления от 24.05.2023.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Кавминкурортресурсы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2023 по делу N А40-91151/22,
по заявлению АО "Кавминкурортресурсы"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
о признании недействительным частично предписания;
при участии:
от заявителя - Зубрева Л.Н. по доверенности от 20.03.2023;
от заинтересованного лица - Абдуллаев А.Г. по доверенности от 10.01.2023;
установил: ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; признан незаконным п. 46 предписания Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 001-22в/п от 31.01.2022, в остальной части в удовлетворения заявленных требований, отказано.
АО "Кавминкурортресурсы" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель поддержала доводы жалобы.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве, который приобщен судом к материалам дела.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с 18.01.2021 по 31.01.2022 административным органом проведена внеплановая выездная проверка деятельности АО "Кавминкурортресурсы" с целью контроля исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 15.04.2021 N 001-2021-в/П.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки явилось истечение 15.10.2021 срока исполнения предписания от 15.04.2021 N 001-2021-в/П.
По результатам проверки составлен акт проверки N 01-2022-в/А от 31.01.2022 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований предписания от 15.04.2021 N 001-2021-в/П.
Оспариваемым предписанием заявителю, в частности, предписано устранить следующие нарушения: - не обеспечена постановка на государственный учет объекта НВОС участка недр Есентукского, Пятигорского, Железноводского, Кисловодского, Бештаугорского, Тамбуканского месторождений, что является нарушением п. 4.1.9 условий пользования недрами к лицензиям СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01243 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 соответственно (п. п. 17, 34, 46, 48, 62, 66, 76 предписания): деятельность по добыче минеральных вод по источнику Славяновский Железноводского месторождения осуществляется в отсутствии оформленных в установленном порядке землеотводных правоустанавливающих документов, что является нарушением п. 3.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017 (п. 3.8 Приложения N 1 к лицензии является существенным условием пользования недрами) (п. 46 предписания).
Оснований для признании недействительными п. п. 17, 34, 48, 62, 66, 76 предписания N 001-2022-в/П от 31.01.2022, судом не установлено.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС) - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398.
В соответствии с подп. 4 п. 6 Критериев объект НВОС может быть отнесен к объектам III категории в случае, если на объекте НВОС осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в п. 10 Критериев.
Согласно п. 10 Критериев к объектам IV категории относятся объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки).
Учитывая, что Законом N 7-ФЗ выделены определенные признаки объекта НВОС - единое назначение и (или) неразрывная физическая или технологическая связанность, в случае, если водозабор подземных вод объединен единым назначением и (или) неразрывно связан физически или технологически и расположен в пределах одного или нескольких земельных участков с объектом НВОС, уже поставленным на государственный учет объектов НВОС, сведения о таком водозаборе могут быть отражены в сведениях об объекте НВОС, который уже поставлен на государственный учет.
Согласно п. 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС.
Категория объекта НВОС может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС.
Постановка объектов НВОС на государственный учет, а также актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, определенном ст. ст. 69 и 69.2 Закона N 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572.
Согласно п. 13 Правил оператором государственного реестра объектов НВОС является Росприроднадзор, который, в том числе организует информационно-методическое обеспечение ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных государственных реестров (включая присвоение объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду) и их поддержку по техническим вопросам.
В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Частью 6 ст. 65 Закона N 7-ФЗ, установлено, что перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.
Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398.
В соответствии с подп. 1, п. 6 Раздела III Критериев ФГЭН установлено, что к III категории относятся объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа.
В данном случае к IV категории, спорные объекты, не относятся, так как в соответствии с Технологической схемой разработки Есентукского, Пятигорского, Железноводского, Кисловодского, Бештаугорского, Тамбуканского месторождений на данных объектах осуществляются выбросы загрязняющих веществ.
Следовательно, данные объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору и в соответствии с ч. 8 ст. 69 Закона N 7-ФЗ подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (бъекты НВОС).
Таким образом, объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в рамках деятельности по недропользованию является участок недр в границах, определенных лицензией.
При этом категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, определяется характером деятельности по добыче полезных ископаемых и пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых.
В силу положений ст. 1 Закона N 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Технологически связанными при осуществлении деятельности по добыче минеральных вод являются объекты капитального строительства (скважины и иные сооружения) эксплуатируемые на основании одного проектного документа (технологической схемы).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Таким образом, обязательства по постановке объектов НВОС на учет возлагаются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность.
В соответствии с лицензиями СТВ 01241 МЭ, СТВ 01242 МЭ, СТВ 01249 МЭ, СТВ 01246 МЭ, СТВ 01243 МЭ, СТВ 01248 МЭ АО "КМКР" осуществляет деятельность, связанную с пользованием недрами.
Однако, АО "КМКР" не выполнена обязанность по подаче заявок на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Данный вывод подтвержден вступившим в законную силу постановлением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.04.2022 N 16-490/2022 (ст. 69 АПК РФ).
Доводы общества, что участки недр, не могут физически иметь стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух судом отклоняется, поскольку на участках недр от стационарных источников осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (газоотводных трубок, сбросных клапанов и патрубков): на Ессентукском месторождении минеральных вод, что подтверждается документами общества, на Пятигорском месторождении минеральных вод осуществляется от стационарных источников загрязняющих веществ (газоотводных трубок, сбросных клапанов и патрубков) установленных на обвязке скважин при осуществлении деятельности по добыче минеральной воды, что подтверждается прилагаемыми схемами эксплуатации источников шифр: 80-247, - на Железноводском месторождении минеральных вод, что подтверждается прилагаемой схемой оборудования устьев эксплуатационных скважин и источников; на Кисловодском месторождении минеральных вод, что подтверждается технологической схемой разработки Кисловодского месторождения минеральных вод в пределах лицензионного участка АО "Кавминкурортресурсы", Ставропольский край; на Бештаугорском месторождении минеральных вод (скважина N 66), что подтверждается документами общества.
Довод общества о том, что участок недр, не может физически иметь стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух необоснован, поскольку на участке недр от стационарных источниках загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляются выбросы загрязняющих веществ (стоянка для автотранспорта, причал погрузочно-разгрузочных работ, в том числе швартовки плав средств, заправки плав средств, сварочные, окрасочные участки.
Довод о неисполнимости предписания необоснован, исходя из того, что в оспариваемом предписании указаны как конкретные нарушения, так и срок их устранения.
Существо выявленных нарушений подробно отражены в акте проверки, приложением к которому, является оспариваемое предписание в силу Закона N 248- ФЗ.
Доказательства фактического нарушения прав и законных интересов соответствующими пунктами предписания обществом в материалы дела не представлены.
Рассматривая требование заявителя о признании недействительным п. 46 предписания Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 001-2022-в/П от 31.01.2022, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 25.1 Закона "О недрах", п. 3.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, исходил из того, что отсутствие оформленных в установленном порядке землеотводных правоустанавливающих документов является нарушением п. 3.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, что подтверждается письмом Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 25.01.2022 N 23/524/22 и сводной информацией о добыче минеральных вод за 2021.
Из паспорта источника следует, что источник "Славяновский" (корректное наименование - "скважина N 16 источника "Славяновский") расположен в штольне, то есть под поверхностью земли. Непосредственно над штольней расположен бювет источника "Славяновский", в настоящее время принадлежащий Управлению городского хозяйства города-курорта Железноводска.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Поскольку источник с находится в штольне, под земной поверхностью, соответственно, земельный участок под источником не может быть выделен, так как не является частью земной поверхности, а как следствие предписание в данной части неисполнимо и противоречит законодательству.
Данная позиция подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2022 по делу N А63-10293/2021.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального законодательства, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2023 по делу N А40-91151/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91151/2022
Истец: АО "КАВМИНКУРОРТРЕСУРСЫ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58784/2023
10.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17841/2023
09.06.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21157/2023
21.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-91151/2022