город Ростов-на-Дону |
|
24 апреля 2024 г. |
дело N А53-25558/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Федерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Третьяков К.Г. по доверенности от 05.04.2024, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю",
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2024 по делу N А53-25558/2023
по заявлению Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" (ОГРН 1122312007619, ИНН 2312194450)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФБУ "Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике"; ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Самарской области"
о признании незаконным и отмене решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казённое учреждение "Центр хозяйственного и сервисного оборудования Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Управление) от 17.05.2023 по делу N 061/06/106-1717/2023 и предписания от 17.05.2023 по делу N 061/06/106-1717/2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: ФБУ "Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае; Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике" и ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Самарской области".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ссылка суда на положения пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) несостоятельна.
Спорная закупка не регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", соответственно не порождает для заказчика обязанности установить дополнительные требования к участникам закупки. Условиями контракта установлено право участника привлекать соисполнителей при его выполнении.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Учреждения об участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Управление и третьи лица, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
28.04.2023 Учреждением на специализированной электронной площадке "Сбербанк-ACT" размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0818100000723000058 на предоставление услуг по поверке средств измерений, установив общие требования, предусмотренные частями 1.1 и 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с протоколом подведения итогов закупки N 0818100000723000038 от 15.05.2023 признаны соответствующими требованиям аукциона:
- заявка участника под номером 204 ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Самарской области";
- заявка участника под номером 123 ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия. Карачаево-Черкесской Республике";
- заявка участника под номером 126 ГБУ КК "ЦОМ ГО и ЧС "Защита";
- заявка участника под номером 157 ООО "Хай-Тандем".
От ФБУ "Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике" в Управление поступила жалоба на действия заказчика при проведении закрытого аукциона в электронной форме N 0818100000723000058, а именно Учреждение при осуществлении закупки не установило дополнительные требования к участникам закупки - об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений, предусмотренные частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федерального закон N 102-ФЗ).
Решением комиссии Управления от 17.05.2023 N МБ/8772-23 жалоба ФБУ "Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике" была признана обоснованной, заказчик признан нарушившим положения части 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
17.05.2023 Управлением учреждению выдано предписание N МБ/8127/23 по делу N 061/06/106-1717/2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, согласно которому заказчику надлежало отменить все сформированные протоколы и внести изменения в извещение электронного аукциона.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Согласно статье 2 Федерального закона N 102-ФЗ поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям, то есть заданным показателям.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Согласно позиции Учреждения, требование о наличии аттестата на поверку средств измерений не может быть отнесено к обязательным требованиям, предусмотренным статьёй 31 Федерального закона N 44-ФЗ, учитывая возможность привлечения исполнителем по государственному контракту субподрядчиков для оказания услуг по проверке. Заявитель также полагает, что в силу пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупки могут быть установлены только в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предметом закупки являлись услуги: по поверке измерителя мощности дозы ИМД-2С; по поверке измерителя мощности дозы ИМД-2НМ; по поверке измерителя мощности дозы ДП-5Б; по поверке измерителя мощности дозы ДП-5А; по поверке комплекта дозиметров ДП-24; по поверке комплекта дозиметров ДП-22В; по поверке комплекта дозиметров ИД-1.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Федерального закона N 102-ФЗ аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относится, в том числе, поверка средств измерений.
Поскольку, аккредитация в области обеспечения единства измерений в случае оказания услуг по проверке является обязательной, следовательно, заказчик при осуществлении рассматриваемой закупки должен был учитывать данные требования действующего законодательства Российской Федерации в области оказания услуг по проверке средств измерений и установить соответствующие дополнительные требования к участникам закупки.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, то есть, если для исполнителя услуги законодательством предусмотрены обязательные специальные требования, исполнитель услуг должен им соответствовать.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. В соответствии с частью 5 настоящей статьи информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Довод Учреждения о том что в контракте указано на право участника привлекать соисполнителей при его выполнении, апелляционным судом отклоняются, поскольку указанное противоречит положениям части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ об установлении требований к участникам закупки исходя из объекта закупки.
В силу того, что Управлением доказан факт нарушения Учреждением требований Федерального закона N 44-ФЗ, апелляционный суд считает, что у Управления имелись достаточные основания для выдачи Учреждению предписания.
Доказательства нарушения процедуры выдачи предписания, а также неисполнимости возложенных на Учреждение обязательств, апелляционный суд пришёл к выводу о соответствии оспариваемого Учреждением предписания, Федеральному закону N 44-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, решение Управления от 17.05.2023 года по делу N 061/06/106-1717/2023 по результатам рассмотрения жалобы ФБУ "Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике" на действия заказчика, а также предписание от 17.05.2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, соответствуют положениям Федерального закона N 44-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов Учреждения.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2024 по делу N А53-25558/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25558/2023
Истец: федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю", Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного оборудования Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Самарской области", ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской республике", ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии испытаний в Самарской области", Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике"