город Омск |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А81-13166/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Бодунковой С.А., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфеновой П.А., рассмотрев в закрытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5014/2023) Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа" на решение от 11.04.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-13166/2022 (судья Осипова Ю.Г.), по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" (ОГРН 1148900000369) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа" (ОГРН 1028900512431) о взыскании 74 103 руб. 26 коп.,
при отсутствии лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - НО "ФКР МКД в ЯНАО", фонд, истец) обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ФКУ "ВК ЯНАО", учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД) за период с 01.08.2021 по 30.09.2022 в размере 62 508 руб. 90 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт в размере 11 594 руб. 36 коп.
Решением от 11.04.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-13166/2022 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что расходы бюджетной сметы на выделение денежных средств по уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД не предусмотрены, средства на данные цели не выделялись, иные разрешенные источники финансирования у ответчика отсутствуют, нецелевое использование бюджетных средств недопустимо и влечет за собой ответственность, предусмотренную действующих законодательством; привлечение учреждения к участию в деле в качестве ответчика ввиду его правового статуса, отсутствия финансирования на данные цели и наличием организации, наделенной полномочиями по управлению имуществом, используемым Министерством обороны Российской Федерации для исполнения мобилизационного задания.
В письменном отзыве истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, НО "ФКР МКД в ЯНАО" является специализированной организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Истец осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.07.2014 N 495-П "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.03.2014 N 11-ЗАО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон N 11-ЗАО).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа была утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2014 N 1136-П "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" и опубликована на официальном сайте органов власти Ямало-Ненецкого автономного округа 15.01.2015.
Собственники помещений в МКД N 49А по ул. Республики в г. Ноябрьске формируют фонд капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, то есть фонда.
Указанный МКД включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, при ее утверждении.
Нежилые помещения 1-32, общей площадью 412,6 кв.м., расположенные на первом этаже МКД по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Республики, д. 49-а, в спорный период находились в оперативном управлении ФКУ "ВК ЯНАО".
Сумма ежемесячных взносов на капитальный ремонт в отношении принадлежащих учреждению на праве оперативного управления нежилых помещений составляет 4 538 руб. 60 коп., из расчета: 412,60 кв.м. * 11 руб. = 4 538 руб. 60 коп., где 412,60 кв.м. - общая площадь помещений; 11 руб. - минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2014 N 203-П.
Согласно доводам истца, уплата взносов на капитальный ремонт в отношении указанных выше нежилых помещений за период с 01.08.2021 по 30.09.2022 не производилась, в связи с чем у ответчика образовалась задолженность в общей сумме 62 508 руб. 90 коп.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, НО "ФКР МКД в ЯНАО" направило в адрес ФКУ "ВК ЯНАО" претензию N 15 от 31.08.2022 с требованием об оплате образовавшейся задолженности по взносам на капитальный ремонт в течение 10 дней с момента ее получения.
Поскольку требования претензии истца оставлены ответчиком без исполнения, фонд обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило причиной для подачи учреждением апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) указано, что собственникам помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в МКД входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД, плата за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
По условиям части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в МКД вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в МКД в отношении регионального оператора.
Как указано выше, собственники помещений в МКД N 49А по ул. Республики в г. Ноябрьске формируют фонд капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, то есть фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории автономного округа, утверждена постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2014 N 1136-П и опубликована на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа 15.01.2015.
Как указано выше, МКД, в состав которого входят принадлежащие ответчику на праве оперативного управления нежилые помещения, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа при её утверждении.
По правилам части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот МКД, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Частью 4.1 статьи 3 Закона N 11-ЗАО установлен срок для уплаты взносов на капитальный ремонт - ежемесячно до последнего числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества МКД, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества МКД, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Таким образом, из приведенных норм следует, что именно на собственников помещений возлагается обязанность нести расходы на их содержание с момента возникновения права на помещение. Данная обязанность возникает в силу закона.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорные нежилые помещения находятся в федеральной собственности и принадлежат ФКУ "ВК ЯНАО" на праве оперативного управления.
В силу абзаца пятого части 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
На основании статей 296, 298 ГК РФ, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение лицу имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Следовательно, если помещение в МКД передано собственником иному лицу на праве оперативного управления, то владеющий имуществом субъект такого права с момента его возникновения обязан нести расходы по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
В этой связи, вопреки ошибочному доводу апеллянта, установив, что спорные помещения в МКД по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Республики, д. 49-а, принадлежат учреждению на праве оперативного управления, апелляционная коллегия приходит к выводу о наличии у ФКУ "ВК ЯНАО" обязанности по несению расходов на оплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, в котором эти помещения находятся.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, на основании части 4 статьи 3 Закона N 11-ЗАО с 01.10.2015 у ответчика возникла обязанность уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт, доказательств оплаты ФКУ "ВК ЯНАО" взносов на капитальный ремонт в материалах дела не имеется, апелляционная коллегия полагает, что требования фонда о взыскании 62 508 руб. 90 коп. задолженности по уплате взносов обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Гражданское законодательство основывается на принципе равенства участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ). Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений.
В этой связи отсутствие у ФКУ "ВК ЯНАО" находящихся в его распоряжении денежных средств нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Само по себе отсутствие бюджетного финансирования на текущий год в необходимом объеме не может свидетельствовать об отсутствии вины учреждения и являться правовым основанием для неисполнения обязанности по оплате долга. Соответствующие доводы жалобы отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
На основании статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (часть 1 статьи 332 ГК РФ).
Частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком своих обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт МКД, с учреждения подлежит взысканию неустойка в размере 11 594 руб. 36 коп.
Таким образом, доводы апеллянта не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что, удовлетворив требования НО "ФКР МКД в ЯНАО", суд первой инстанции принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.04.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-13166/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
С. А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-13166/2022
Истец: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа"