город Омск |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А46-16643/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Солодкевич Ю.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Летучевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4976/2023) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рутас" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.03.2023 по делу N А46-16643/2021 (судья Чернышев В.И.), принятое по иску акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рутас" (ИНН 5501211788 ОГРН 1085543047732) об урегулировании разногласий,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рутас" - Бычков С.В. по доверенности от 12.04.2022;
от акционерного общества "ОмскВодоканал" - Пикс Т.Н. по доверенности от 26.12.2022 N 475,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - АО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рутас" (далее - ООО "УК "Рутас", ответчик) об урегулировании разногласий к договору водоотведения N 60112.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.03.2023 исковые требования удовлетворены, разрешены разногласия, возникшие между АО "ОмскВодоканал" и ООО "УК "Рутас" при заключении договора водоотведения N 60112.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя свою позицию, апеллянт приводит следующие доводы: пункт 1 договора о предмете должен указывать на то, что истец поставляет ответчику именно коммунальный ресурс на водоотведение для целей использования и содержания общего имущества МКД и обязательное указание на наличие возможности поставки такого коммунального ресурса для конкретного МКД; истцом не представлены доказательства, не приведено обоснование возможности распространения условий договора на отношения сторон с 01.01.2021; ответчик не взымал с потребителей плату за коммунальный ресурс водоотведения, поскольку в МКД отсутствует техническая возможность получения такого коммунального ресурса; у управляющей организации может быть только ограниченная ответственность за денежные средства перед РСО, которые получены от потребителей и несвоевременно перечислены в РСО; законом не предусмотрено внесение управляющей организацией платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения;
в подведомственных ответчику МКД отсутствуют приборы учета сточных вод; нормативов потребления коммунальных ресурсов для бытовых потребителей законом не установлен; пункт 46 спорного договора не может применяться с 01.01.2021; приложение N 3 спорному договору утверждено необоснованно.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим изменению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации г. Омска от 18.06.2013 N 645-п АО "ОмскВодоканал" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения г. Омска.
В управлении ООО "УК "Рутас" находятся многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Омске по адресам: ул. Бородина, д. 44Б; ул. Братская, д. 5;
ул. 10 лет Октября, д. 145А; ул. Шебалдина, д. 68; ул. 2 Учхозная, д. 4, корп. 2;
ул. 22 Партсъезда, д. 2; ул. 3 Челюскинцев, д. 97; ул. 3 Челюскинцев, д. 99;
ул. 2-я Солнечная, д. 23; ул. Герцена, д. 319; ул. Арктическая, д. 47; ул. Декабристов, д. 155 А, ул. Декабристов, д. 157; ул. Степная, д. 239; ул. Завертяева, д. 9, корп. 17;
ул. Профинтерна,д. 10; ул. Бульварная, д. 2, ул. Нахимова, д. 57 А, ул. Пушкина д. 113.
Письмом от 29.07.2021 N И.ОмВК-29072021-101 АО "ОмскВодоканал" направило в адрес ООО "УК "Рутас" проект договора водоотведения N 60112 о приобретении коммунального ресурса - приём сточных вод, в целях содержания общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных по вышеуказанным адресам.
Указанное письмо с проектом договора получено ответчиком, договор возращён последним АО "ОмскВодоканал" без подписания с отказом в его заключении.
Как указывает истец, в ходе заключения договора водоотведения стороны не смогли урегулировать содержание пункта 1, пункта 4, пункта 6, пункта 7, пункта 9, подпункта "б" пункта 12, подпункта "в" пункта 12, подпункта "г" пункта 12, пункта 14, пункта 15, пункта 16, пункта 17, пункта 18, пункта 19, пункта 20, пункта 24, пункта 25, пункта 26, пункта 27, пункта 28, пункта 46, пункта 47 договора, приложений N 1, 3, 4, 5.
Поскольку сторонами не были урегулированы возникшие разногласия в досудебном порядке, АО "ОмскВодоканал" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно пунктам 3, 16, 17 и 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124), порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, данными Правилами, а также нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление прав и обязанностей сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
Водоснабжение и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ), заключаемым абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в настоящем случае такой организацией является АО "ОмскВодоканал".
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.
При рассмотрении споров, связанных с водоснабжением и приемом (сбросом) сточных вод, подлежат применению также положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (статья 7 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с требованиями части 3 статьи 13 и части 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пункта 18 Правил N 644, договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Согласно части 8 статьи 13, части 8 статьи 14, части 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, пункта 5 Правил N 644, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, вступившим в силу с 14.08.2013, утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Апелляционным судом установлено, что предложенный АО "ОмскВодоканал" проект договора соответствует типовому договору.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 644 абонент имеет право представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства предложения об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Закона N 416-ФЗ, Правил холодного водоснабжения и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Таким образом, то обстоятельство, что АО "ОмскВодоканал" предложена редакция договора, составленного по типовой форме, не лишает сторон передать возникшие разногласия на разрешение суда в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.
В рассматриваемом случае в отзыве на иск, а также в апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с утверждением пункта 1, пункта 4, пункта 6, пункта 7, пункта 9, подпункта "б" пункта 12, подпункта "в" пункта 12, подпункта "г" пункта 12, пункта 14, пункта 15, пункта 16, пункта 17, пункта 18, пункта 19, пункта 20, пункта 24, пункта 25, пункта 26, пункта 27, пункта 28, пункта 46, пункта 47 договора, приложений N 1, 3, 4, 5.
При оценке возражений ответчика суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В ходе рассмотрении спора ответчик выразил несогласие с включением в условия договора пункта 1 договора в следующей редакции:
"По настоящему договору организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, включённых в настоящий договор, приём сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объёму отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объёму сточных вод) и нормативы состава сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, включённых в настоящий договор, в сроки и порядке, которые определены в настоящем договоре".
Возражая, ответчик предлагает изложить пункт 1 в следующей редакции:
"По настоящему договору организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять поставку Абоненту коммунального ресурса "водоотведение", потребляемого при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов, включенных в настоящий договор, при наличии технической возможности поставки Абоненту коммунального ресурса "водоотведение", потребляемого при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов, включенных в настоящий договор, а именно: осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, включенных в настоящий договор, в сроки и порядке, которые определены в настоящем договоре".
В соответствии со статьей 161 и частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354).
Исходя из части 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют, в частности, водоотведение.
В соответствии с Правилами N 124, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Так, управляющие организации на основании пунктов 4, 21 (1) Правил N 124 приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения: на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, если управляющая организация является исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме; на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, если управляющая организация не предоставляет коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством.
С 01.01.2017 применяются положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Иными словами, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (далее - ОДН), подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Следовательно, коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией.
Кроме того, обстоятельства неподписания договора по водоотведению в отношении общего имущества в МКД не освобождают управляющую организацию от обязанности по оплате объёма коммунальных ресурсов, поставленных для содержания общего имущества (далее - СОИ, пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", абзац 10 пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Указанное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
Таким образом, ответчик обязан заключить договор водоотведения в целях СОИ.
В силу изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что редакция пункта 1 договора, предложенная ответчиком, не соответствует императивным нормам действующего законодательства, регулирующего отношения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Пункт 6 договора АО "ОмскВодоканал" предлагает изложить следующим образом:
"Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифам). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоотведения".
Ответчик предлагает изложить пункт 6 в следующей редакции:
"Оплата по настоящему договору осуществляется Абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) не позднее рабочего дня, следующего за днём поступления платежей потребителей, которыми являются собственники помещений в многоквартирных домах, Абоненту в соответствие с п. 6 "Требований к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253.
Абонент не несёт ответственности за не оплаченный коммунальный ресурс Потребителями на счёт Абонента и по квитанциям, выставленными Потребителям в интересах Организации водопроводно-канализационного хозяйства Абонентом".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" и в частности пунктом 7 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цент (тарифов).
При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, пункт 6 подлежит урегулированию в редакции истца.
АО "ОмскВодоканал" полагает возможным пункт 7 договора изложить следующим образом: "Расчётный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает отведённые сточные воды в объёме отведённых сточных вод до 15-го числа месяца, следующего за расчётным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчётным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчётный счёт организации водопроводно-канализационного хозяйства".
Ответчик, в свою очередь, предлагает пункт 7 исключить.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации; в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как верно отмечено судом, при урегулировании разногласий по пункту 7 в части порядка и сроков оплаты подлежит принятию редакция истца, поскольку срок оплаты является существенным условием данного договора и исключение указанного пункта необоснованно.
Пункта 9 договора предложен истцом в следующей редакции:
"Размер платы за негативное воздействие на работу центральной системе водоотведения, в также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в течение 7 рабочих дней с даты выставления счета".
Ответчиком предложено исключить пункт 9 из договора.
По убеждению апелляционного суда, редакция пункта истца соответствует законодательству и типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения, содержит все существенные условия договора водоотведения, поэтому не может нарушать права ответчика.
На основании пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Также истцом предложена редакция:
- подпункта "б" пункта 12 договора:
"обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, не допускать хранение предметов, препятствующих доступу к узлам и прибором учёта, несанкционированное вмешательство в работу прибора учета (узла учета), механические, химические, электромагнитные или иные воздействия, которые могут искажать показания прибора учета";
- подпункта "в" пункта 12 договора:
"обеспечивать учет отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом V настоящего договора, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, если иное не предусмотрено настоящим договора"
- подпункта "г" пункта 12 договора:
"обеспечивать учет отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом V настоящего договора, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, если иное не предусмотрено настоящим договором".
Ответчиком предложено исключить указанные пункты из договора, поскольку в МКД нет возможности установить ИПУ.
Между тем, согласно подпункту "д" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан, кроме прочего, установить приборы учёта холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учёта сточных вод является обязательной для абонента в соответствии с требованиями настоящих Правил) на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Довод ответчика об исключении подпунктов "в", "г", "д" пункта 12 из договора не основан на нормативно-правовых требованиях регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения.
Предложенная истцом редакция указанных пунктов прав и интересов ответчика не нарушает, поэтому спорные пункты должны быть приняты в редакции истца.
Истцом предложена редакция:
- пункта 14 по тексту договора: "Для учёта объёмов поданной абоненту холодной воды стороны используют приборы учёта, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод";
- пункт 15 по тесту договора: "Сведения об узлах учета и приборах учета сточных вод и о местах отбора проб сточных вод указываются по форме согласно приложению N 4";
- пункт 16 по тесту договора: "Коммерческий учет сточных вод в узлах обеспечивает абонент"
- пункт 17 по тексту договора: "Количество принятых организацией водопроводно-канализационного хозяйства сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды, по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод коммерческий учет осуществляется расчетным способом.
Порядок определения объемов сточных вод, принятых от абонента по настоящему договору, устанавливается с учетом следующего:
а) объем сточных вод, подлежащий оплате абонентом по договору в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем сточных вод, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем сточных вод, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает величину Vодпу или равна ей, то обязательства абонента по настоящему договору в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц) принимаются равными 0. При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, уменьшает объем сточных вод, подлежащий оплате абонентом по настоящему договору в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах). При этом объем сточных вод, подлежащий оплате абонентом по настоящему договору в отношении многоквартирного дома в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), определяемый в соответствии с настоящим подпунктом или подпунктом "б" пункта 17 настоящего договора, уменьшается на величину, на которую Vпотр превышает Vодпу в текущем периоде;
б) объем сточных вод, подлежащий оплате абонентом по настоящему договору в отношении многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод или выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
VСТ = VД ХВС + VД ГВС,
где:
VД ХВС - объем холодной воды, поставленный за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, определяемый в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 21(1) Правил N 124, при этом VД ХВС принимается в значении, большем или равном нулю.
При наличии в многоквартирном доме прибора учета холодной воды, введенного в эксплуатацию в установленном порядке и определяющего объем холодной воды, поданной в многоквартирный дом и использованной исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений, объем холодной воды, определенный за расчетный период исходя из показаний такого прибора учета, исключается из объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с формулой, указанной в настоящем подпункте. Факт возможности отпуска холодной воды исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подтверждается актом, подписанным организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом;
VД ГВС - объем горячей воды, поставленной за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, определяемый в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 21(1) Правил N 124, при этом VД ГВС принимается в значении, большем или равном нулю".
- пункт 18 договора: " В случае отсутствия у абонента приборов учета сточных вод абонент обязан установить и ввести в эксплуатацию приборы учета сточных вод (распространяется только на категории абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации)";
- пункт 19 договора: "Сторона, осуществляющая коммерческий учет принятых (отведенных) сточных вод, снимает показания приборов учета в период с 20 по 25 числа каждого расчетного периода, установленного настоящим договором, либо осуществляет в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, расчет объема принятых (отведенных) сточных вод расчетным способом, вносит показания приборов учета в журнал учета принятых стачных вод, передает эти сведения другой стороне не позднее не позднее 26 числа каждого расчетного периода";
- пункт 20 договора: "Передача сторонами сведений о показаниях приборов учета и другой информации осуществляется любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом".
Ответчиком предложено исключить указанные пункты из договора.
Из пунктов 3, 16 Правил Правила N 124 следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Пунктом 2 статьи 20 Закона о водоснабжении установлено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил N 776 коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется абонентом, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения и (или) единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом "г" пункта 35 Правил N 644.
Содержание пунктов 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 в редакции АО "ОмскВодоканал" полностью соответствует содержанию пунктов 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 типового договора водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, а также требованиям статьи 20 Закона о водоснабжении, подпункта "б" пункта 26 и подпунктов "г", "д" пункта 35 Правил N 644, пунктов 2, 3, 4 Правил N 776, а также Правил N 124.
Довод ответчика об исключении указанных пунктов из договора не основан на нормативно-правовых требованиях регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пункт 24 договора в редакции АО "ОмскВодоканал" изложен следующим образом:
"Нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения, городского округа нормативов водоотведения по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему сточных вод, установленных для абонента, указываются по форме согласно приложению N 5".
Пункт 25 договора в редакции АО "ОмскВодоканал" изложен следующим образом:
"Сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению N 6".
Пункт 26 договора в редакции АО "ОмскВодоканал" изложен следующим образом:
"Контроль за соблюдением абонентом установленных для него нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных для него нормативов по объему сточные вод организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация ежемесячно определяет объем отведенных (принятых) сточных вед абонента сверх установленного для него норматива по объему сточных вод".
Пункт 27 договора в редакции АО "ОмскВодоканал" изложен следующим образом:
"При наличии у абонента объектов, для которых не устанавливаются нормативы по объему сточных вод, контроль за соблюдением нормативов по объему сточных вод абонента производится путем сверки общего объема отведенных сточных вод за вычетом объемов поверхностных сточных вод, а также объемов сточных вод, для которых не устанавливаются нормативы по объему сточных вод".
Пункт 28 договора в редакции АО "ОмскВодоканал" изложен следующим образом:
"При превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива по объему сточных вод, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Ответчик просит исключить указанные пункты из договора.
Содержание пунктов 24-28 договора в редакции АО "ОмскВодоканал" полностью соответствует содержанию пункта 21 и 23 типового договора водоотведения, утверждённого Постановлением N 645.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Одновременно согласно подпункту "е" пункта 34 Правил N 644 осуществление контроля за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, является и обязанностью организации ВКХ.
Максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу центральных систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения установлены в приложении N 5 к Правилам N 644.
К существенным условиям договора водоотведения часть 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ относит, в том числе: порядок декларирования состава и свойств сточных вод (для абонентов, которые обязаны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод); порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод; иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения предусматривает, что он должен включать в себя приложение, содержащее сведения о нормативах состава сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента.
Таким образом, предлагаемая истцом редакция пунктов 24-28 договора полностью соответствует императивным нормам действующего законодательства, регулирующего отношения организаций водопроводно-канализационного хозяйства и абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 5, частью 7 статьи 14 Закона N 416-ФЗ условие о режиме приема сточных вод является существенным условием договора водоотведения, следовательно, Приложение N 3 не может быть исключено из договора.
Подпункт "в" пункта 21(1) Правил N 124 в корреспонденции с пунктом 21 названных Правил, предусматривает, что объём коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключённому исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, не оборудованного ОДПУ, определяется за расчётный период (расчётный месяц), исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждённых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области утверждены Приказом РЭК Омской области от 31.05.2017 N 63/27.
При урегулировании указанного пункта, ответчиком высказано несогласие с площадями многоквартирных домов.
В ходе рассмотрения спора в материалы дела истребованы технические паспорта на спорные МКД.
Согласно пункту 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
где:
Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчётный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (в редакции Постановлений Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, от 16.11.2022 N 2076)
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 27 Правил N 306 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется точно также, как указано в п. 17 Приложения N 2 Правил N 354.
Исходя из буквального толкования указанных норм, для расчёта размера платы за коммунальные услуги "водоотведение", предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, учитывается суммарная площадь помещений, перечисленных в указанных нормах, а именно: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме.
По результатам сведений, представленных БУ Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации", истцом проведена сверка площадей мест общего пользования МКД, включённых в договор, подготовлено Приложение N 3 к договору в новой редакции.
Исходя из представленных ответчиком расчётов, по многоквартирным домам, расположенным по адресам: 22 Партсъезда, д.2, ул. Арктическая, д.47, ул. Нахимова, д. 57А, ул. Братская, д. 5, ул. 3 Челюскинцев, д. 99, 3 Челюскинцев, 97, ул. Герцена, д. 319, ул. Бородина, д.44 Б, Шебалдина, д. 68, ул. Бульварная, д.2, ул. Профинтерна, д. 10, ул. Пушкина, д. 113, ул. Декабристов, Д.155А, ул.2 Солнечная, д.23, ул. Степная, д.239 - разногласий у сторон по площади общего имущества нет.
Относительно МКД, расположенных по адресу ул.10 лет Октября, д.145А, ул. Декабристов, д.157 - разногласия у сторон есть, поскольку АО "Омскводоканал" учитывает в составе площади мест общего пользования площади мусоросборники; ответчик площадь данных помещений не учитывает, указывает, что согласно договору управления и его приложениям мусорные камеры и мусоропроводы в этом МКД не эксплуатируются и исключены из состава общего имущества.
Согласно частям 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил N 491 от 13.08.2005 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путём его реконструкции.
Действительно, решение о необходимости посредством сварочных работ сделать мусоропровод в подъезде нефункционирующим, принято общим собранием собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судом, "заваривание сваркой" мусоропроводов в подъездах жилого дома, равно как и передача дома в управление управляющей компании с указанием в соответствующих документах на приведенное обстоятельство, не ведет к уменьшению общего имущества дома, поскольку решений о реконструкции данного МКД не принималось, в технической документации данные изменения не отражены.
Относительно МКД Завертяева, д.9 корп. 17 АО "ОмскВодоканал" предлагает установить площадь общего имущества (исходя из данных технического паспорта) - 1307,9 кв.м.
Истец при определении площади мест общего пользования руководствовался разделом II "Общие сведения" п. 9 ( уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования - 334,4 кв.м.) + п. 10 (уборочная площадь лестниц - 1 076,00 кв.м) - площадь техподвала - 102,5 кв. м. (стр.12 тех.паспорта).
334,4 + 1076,00-102,5 = 1307,9 кв.м.
Ответчик полагает при определении площади мест общего пользования применить площадь общего имущества здания, указанную в пункте 7.4 (1 213 кв.м.), из которой следует вычесть площадь подвала 102,5 кв.м. и мусорные камеры 4,0 кв.м, 4.1 кв.м, 3.6 кв.м. Мусорные камеры подлежат исключению, поскольку с даты ввода дома в эксплуатацию не оборудованы мусороприёмными ковшами и на всех межэтажных площадках во всех трёх подъездах секции мусорных трубопроводов собственниками помещений используются под кладовые и закрыты перегородками.
Вместе с тем указанная площадь, исходя из технических документов, является общим имуществом, никаких изменений в техническую документацию использование собственниками помещений в доме этих площадей под кладовые не повлекло. Соответственно, по мнению суда, управляющая организация не может быть освобождена от обязанности по несению затрат на содержание данного общедомового имущества. Доводы ответчика относительно исключения площади, занятой мусоропроводом, также судом подлежат отклонению по приведенным выше основаниям.
Таким образом, необходимо руководствоваться площадью мест общего пользования указанных МКД, отраженной в пояснениях истца.
Относительно довода ответчика об отсутствии инженерных систем, по которым осуществляется водоотведение сточных вод, используемых на нужды ОДН, апелляционный суд учитывает следующее.
Исходя из части 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют, в частности, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 354, потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Таким образом, возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества обусловлена наличием соответствующей внутридомовой инженерной системой.
С учетом вышеприведённых норм права, представленные ответчиком акты обследования МКД от 16.01.2023, не имеют правового значения при рассмотрении спора об обязании заключить договор водоотведения. Все многоквартирные дома, включённые в договор, подключены к централизованной системе водоотведения, что ответчиком не оспаривается, соответственно, в данных МКД оказывается услуга водоотведения в целях содержания общего имущества.
Таким образом, приложение N 3 подлежит утверждению в редакции истца.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия признает правильным разрешение судом первой инстанции разногласий сторон относительно изложенных выше условий договора водоотведения N 60112.
Вместе с тем при разрешении разногласий по пунктам 4 и 46 договора судом не принято во внимание следующее.
При рассмотрении настоящего спора ООО "УК "Рутас" высказало разногласия относительно включения в условия подпункта 4 договора в следующей редакции: "Датой начала приёма сточных вод является 01.01.2021", полагая возможным включить указанный пункт в следующей редакции: "Датой начала приёма сточных вод является 01.09.2022".
По убеждению суда первой инстанции, поскольку факт оказания АО "ОмскВодоканал" ответчику услуги до подписания договора подтверждён материалами дела и ответчиком по существу не оспорен, отсутствие акта допуска к эксплуатации не свидетельствует о том, что фактически не осуществлялось водоотведение спорных МКД в период с 01.01.2021 (и ранее).
В связи с этим суд счёл возможным при урегулировании разногласий по пункту 4 принять редакцию истца и считать датой начала приема сточных вод по договору 01.01.2021.
Пункт 46 договора в редакции АО "ОмскВодоканал" изложен следующим образом:
"Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и применяется к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2021".
Ответчик, в свою очередь, полагает, что необходимо указанный пункт изложить так: "Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания".
Оценив доводы сторон, суд счёл необходимым изложить пункт 46 договора в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-16643/2021 и применяется к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2021".
Между тем в вышеуказанной части судом не принято во внимание, что в силу положений статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При этом применение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения, возможно лишь при наличии добровольного волеизъявления обеих сторон, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.
Следовательно, поскольку условия спорного договора водоотведения N 60112 определены статьи 446 ГК РФ вступает в силу с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, при этом датой начала применения условий договора является дата начала действия договора.
Придание договору обратной силы законом и типовым договором водоотведения напрямую не предусмотрено, что в отсутствие соглашения между сторонами об ином не порождает оснований для утверждения арбитражным судом такого условия в порядке разрешения преддоговорного спора.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение подлежащим изменению в части согласования редакции пунктов 4 и 46 договора водоотведения N 60112.
В указанной части условия договора подлежат изложению в следующей редакции:
"пункт 4 договора: "Датой начала приёма сточных вод является дата начала действия договора";
"пункт 46 договора: "Настоящий договор вступает в силу с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-16643/2021".
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в порядке части 1 статьи 110 АПК РФ с учетом пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 30.03.2023 по делу N А46-16643/2021 изменить в части согласования редакции пунктов 4 и 46 договора водоотведения N 60112.
В указанной части изложить условия договора в следующей редакции:
"пункт 4 договора: "Датой начала приёма сточных вод является дата начала действия договора.";
"пункт 46 договора: "Настоящий договор вступает в силу с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-16643/2021.".
В остальной части решение оставить без изменения - апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с частью 5 статьи 15 АПК РФ настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16643/2021
Истец: АО "ОМСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Рутас"
Третье лицо: БУ Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации"