г. Екатеринбург |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А84-32/2023 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мунтян О.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областной строительный контроль" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 марта 2023 года (резолютивная часть) по делу N А84-32/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Областной строительный контроль" (ул. Ярославская, 19, кв.91, , Свердловская обл., 620098) к некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (Фиолентовское шоссе, 1/1 этаж 3 литер V-8,V-9,V-10,V-13,V-14-V-21,VА-2, г. Севастополь, 299053) о взыскании задолженности.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Областной строительный контроль" (далее - ООО "ОСК") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (далее - НКО "ФСКР г.Севастополь") о взыскании задолженности по договору от 06.11.2019 N 96С/СМРВИС-19 в размере 2 335 780 руб.
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате выполненных работ по капитальному ремонту истцом, вследствие чего у ответчика перед истцом образовалась задолженность.
Решением Арбитражного суда города Севастополя Республики Крым от 09.03.2023, принятым путем подписания резолютивной части, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "ОСК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
В обосновании доводов жалобы заявитель ссылается на то, что судом необоснованно отклонены его доводы о том, что недоплата за выполненные работы связана с ничтожностью условий договора, а именно п. 2.10, предусматривающего право ответчику снизить стоимость работ в зависимости от системы налогообложения подрядчика.
30.03.2023 Арбитражным судом города Севастополя изготовлено мотивированное решение.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 апелляционная жалоба заявителя принята к производству в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчику предложено в срок до 12.05.2023 представить мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
Отзыв не предоставлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции, апелляционным судом установлено следующее.
Между ООО "Областной строительный контроль" и НКО "ФСКР г.Севастополь" по результатам проведения процедуры электронных торгов заключен договор N 96С/СМРВИС-19 от 06.11.2019 о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополь.
Согласно пункту 2.1 указанного договора общая стоимость работ определена в размере 42 756 610,00 руб. в том числе НДС 20% - 7 126 101,67 руб.
Дополнительным соглашением N 3 от 17.06.2020 пункт 2.1 изложен в следующей редакции: "Общая стоимость выполнения работ по договору (далее - Цена договора) 30 811 140,00 руб., в том числе НДС 20% -5 135 190,00 руб.
В силу пункта 2.2 договора цена договора включает все затраты подрядчика, напрямую или косвенно связанные с выполнением работ, предусмотренных договором.
Согласно пункту 2.7 Договора, окончательная стоимость работ по Договору определяется на основании Актов формы КС-2 и Справок формы КС-3 исходя из фактически выполненных объемов и видов работ по каждому Объекту Договора. С целью осуществления окончательных расчетов по Договору Подрядчик представляет Заказчику, в частности, Акты формы N КС-2 и Справки формы N КС- 3, а также счета. Акт по форме КС-2 и справка по форме КС-3 должны быть согласованы с Заказчиком.
Согласно пункту 2.10 Договора оплате Заказчиком подлежат только фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком работы в размере фактических расходов с учетом системы налогообложения, применяемой Подрядчиком в соответствии с НК РФ (специальных налоговых режимов) в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты выставления Подрядчиком счета.
По актам сдачи-приемки выполненных работ, являющихся предметом договора, работы были приняты заказчиком, спор об объемах выполненных и принятых работ между сторонами отсутствует.
При определении подлежащей выплате стоимости работ ответчик рассчитал сметы на выполняемые истцом работы, исключив НДС 20% на основании того, что истец находится на упрощенной системе налогообложения.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения с иском в суд о взыскании недоплаченной суммы в размере 2 335 780,36 руб.
Проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 3 статьи 178 ЖК РФ, деятельность НКО "ФСКР г. Севастополь" (Регионального оператора) осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Как установлено пунктом 1.1. статьи 180 ЖК РФ, закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
Из части 5 ст. 182 ЖК РФ следует, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется "Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 указанного Положения.
Таким образом, Постановление Правительства N 615 от 01.07.2016 определяет, какие работы и услуги относятся к капитальному ремонту в многоквартирном доме и как происходит отбор будущих исполнителей.
Согласно пункту 2 "Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" начальная (максимальная) цена договора - предельное значение цены договора о проведении капитального ремонта, определяемое заказчиком на основании сметной документации в случаях, если подготовка проектной документации не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, или рассчитываемое заказчиком нормативным или проектно-сметным методом в соответствии с частями 7 и 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, или иным способом в случаях, установленных настоящим Положением.
Пунктом 78 (1) Положения предусмотрено, что расчет начальной (максимальной) цены договора осуществляется с учетом размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В состав Документации об электронном аукционе, по результатам которого 06.11.2019 был заключен Договор, входит, в частности, раздел X, который содержит информацию о том, что оплата выполненных работ (оказанных услуг) осуществляется в порядке, указанном в Разделе XV Документации ("Проект Договора").
Согласно пункту 2.2 Договора, Цена Договора включает все затраты Подрядчика, так или иначе связанные с выполнением работ на Объекте в соответствии с условиями настоящего Договора, в том числе, но не только - оплату налогов, сборов и других платежей, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Договором. Оплата выполненных по настоящему Договору работ производится Заказчиком в размере фактических расходов с учетом системы налогообложения, применяемой Подрядчиком в соответствии с НК РФ (специальных налоговых режимов) в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты выставления Подрядчиком счета.
Проанализировав вышеуказанную документацию, суд правильно указал, что любой участник электронного аукциона был заранее осведомлен о всех существенных условиях заключаемого по его итогу договора (в том числе - условиях оплаты выполненных работ, предусмотренном пунктом 2.10 Договора), и при формировании своего ценового предложения участник закупки, действуя разумно и добросовестно, должен был учитывать все налоги и сборы, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
На основании пунктов 154, 163 и 165 Положения договор заключен с единственным участником (ООО "ОСК", Истец), подавшим заявку на участие в электронном аукционе (номер на электронной площадке РТС: N РТС292А 190100, Протокол от 21.10.2019), на условиях, предусмотренных Извещением о проведении электронного аукциона и Документацией об электронном аукционе, посредством передачи такому участнику проекта договора о проведении капитального ремонта, составленного путем включения начальной (максимальной) цены договора (с выделением суммы НДС) в проект договора о проведении капитального ремонта (Раздел XV Документации о электронном аукционе).
Согласно пункту 1.1 договора, по настоящему договору заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство своими силами и средствами за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - Объекты), согласно Адресному перечню (Приложение N 1 к настоящему договору) в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N 2 к настоящему договору). Заказчик принимает надлежащим образом выполненные Подрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.
Как следует из пункта 2.2 договора, цена договора включает все затраты Подрядчика, так или иначе связанные с выполнением работ на объекте в соответствии с условиями настоящего договора, в том числе, но не только - оплату налогов, сборов и других платежей, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим договором;
Пунктом 2.6 договора предусмотрено, что приемке и оплате подлежат фактически выполненные подрядчиком и принятые заказчиком работы, но не выше предельной стоимости работ установленной нормативно-правовым актом города Севастополя.
Согласно пункту 2.7 договора, окончательная стоимость работ по договору определяется на основании актов формы КС-2 и справок формы КС-3 исходя из фактически выполненных объемов и видов работ по каждому объекту договора.
С целью осуществления окончательных расчетов по настоящему договору подрядчик представляет заказчику акты формы N КС-2 и справки формы N КС-3, в 2 (двух) экземплярах, с приложением исполнительной документации, акта о приемке в эксплуатацию объекта, а также счета. Акт по форме КС-2 и справка по форме КС-3 должны быть оформлены в строгом соответствии с действующими требованиями к оформлению указанных документов, с учетом индекса изменения сметной стоимости, указанного в проектно-сметной документации и коэффициента снижения начальной максимальной цены договора при проведении процедуры электронного аукциона, и согласованы с Заказчиком.
Согласно пункту 2.10 договора, оплате заказчиком подлежат только фактически выполненные подрядчиком и принятые заказчиком работы. Оплата выполненных по настоящему договору работ производится Заказчиком в размере фактических расходов с учетом системы налогообложения, применяемой подрядчиком в соответствии с НК РФ (специальных налоговых режимов) в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты выставления подрядчиком счета и предоставления заказчику документов, указанных в пункте 2.7 договора и согласования в соответствии с п. 2.8 договора за вычетом оплаченных работ.
В соответствии с пунктом 196 Положения договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с ГК РФ и настоящим Положением.
В силу пункта 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктами 1,4 статьи 709 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Порядок определения и оплаты окончательной (фактической) стоимости работ по договору стороны установили в пунктах 2.4 - 2.7 и 2.10 договора, согласно которым цена договора не является окончательной и подлежит определению на основании актов формы КС-2 и справок формы КС-3 исходя из фактически выполненных объемов работ.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что цена Договора, указанная в нем при заключении, является приблизительной (не является твердой).
Судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка истца на "Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства", утвержденную Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, поскольку указанный документ вступил в силу с 15.02.2020, т.е. уже после проведения торгов и заключения Договора.
В период проведения торгов и заключения Договора применялась Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденная Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014, далее - МДС 81-35.2004).
Положения, приведенные в МДС 81-35.2004, распространяются на все предприятия строительного комплекса РФ при определении стоимости, в том числе, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, а также при расчетах за выполненные работы.
В соответствии с пунктом 4.22 МДС 81-35.2004, при составлении сметной документации в ее состав включается стоимость материальных ресурсов.
Порядок включения в сметную документацию средств по уплате НДС приведен в пункте 4.100 МДС 81-35.2004, в котором указано, что сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством РФ, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4-8 сводного сметного расчета) под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС".
В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.
В письме Министерства регионального развития РФ от 08.10.2010 N 10463- 08/ИП-05 "О расчете затрат на уплату НДС для включения в сметную документацию при упрощенной системе налогообложения" также указано, что с переходом на УСН организации продолжают уплачивать НДС поставщикам строительных материалов и конструкций, а также управлениям механизации за предоставляемые услуги. Затраты организаций на указанные цели должны определяться по расчету в зависимости от структуры выполняемых строительно-монтажных работ.
Пример указанного расчета затрат на уплату НДС для включения в сметную документацию при упрощенной системе налогообложения приведен в приложении к письму Госстроя России от 06.10.2003 N НЗ6292/10. Вопросы, связанные с оплатой НДС при упрощенной системе налогообложения в расчетных документах, относятся к компетенции налоговых органов и регулируются налоговым законодательством. (Аналогичная позиция судебных органов содержится в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.01.2020 N 302-ЭС19-11900 по делу N А78-1790/2016, от 18.05.2021 N 309-ЭС21-5730, от 25.10.2018 N 310-ЭС17-15675, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа по делу N А84-5793/2021).
С учетом вышеизложенного, Заказчиком были согласованы подготовленные ООО "ОСК" истцом Акты о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3), которые предусматривали компенсацию затрат подрядчика по уплате им НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг.
Как усматривается из материалов дела, указанная компенсация затрат подрядчика (по уплате им НДС) выделена (отражена) во всех подписанных Заказчиком и Подрядчиком Актах о приемке выполненных работ (формы КС-2) отдельной позицией (строкой) "Компенсация затрат на НДС при УСН", предшествующей позиции (строке) "ВСЕГО по акту".
Применение каких-либо "повышающих коэффициентов/ коэффициентов пересчета" законодательством РФ и города Севастополя и (или) условиями Договора не было предусмотрено, и не применялось ни ООО "ОСК" (при подготовке Актов о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3)), ни Заказчиком (Ответчиком) при их согласовании и оплате.
Таким образом, Заказчиком были правомерно приняты ("согласованы") Акты формы КС-2 и справки формы КС-3, подготовленные Подрядчиком (Истцом) на основании МДС 81-35.2004 с учетом применяемой им системы налогообложения (включающие компенсацию затрат Подрядчика по уплате им НДС за материальные ресурсы), а суммы произведенных Заказчиком оплат соответствовали суммам, определенным в вышеуказанных (подготовленных Подрядчиком) первичных документах, а также суммам счетов, выставленных Подрядчиком (уполномоченными им лицами).
В отношении доводов апеллянта о ничтожности условий договора и преюдициальности судебного акта по делу А84-4201/2020 суд отмечает следующее.
Подписав 17.06.2020 Дополнительное соглашение N 3 к Договору Истец подтвердил верность окончательной (фактической) стоимости работ по Договору, определенной на основании актов о приемке выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, подготовленных Истцом и согласованных Ответчиком, о несогласии с которыми было подано исковое заявление.
С учетом пункта 1 статьи 166 ГК РФ, пункта 1 статьи 167 ГК РФ, п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", судом при разрешении спора не установлены обстоятельства, в силу которых п. 2.10 договора следует признать ничтожным.
Более того, этот довод не имеет правового значения, поскольку окончательную стоимость подлежащих оплате работ стороны согласовали путем заключения дополнительного соглашения N 3 от 17.06.2020.
О недействительности данного соглашения стороны в процессе рассмотрения спора не заявляли и его действительность в установленном законом порядке ими не оспаривалась.
Кроме того, суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение по делу N А84-4201/2020 в силу ст. 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора, поскольку касается нарушений, допущенных фондом при организации и проведении торгов.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2023 года (резолютивную часть от 09 марта 2023 года) по делу N А84-32/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областной строительный контроль" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьями 275, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Судья |
О.И. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-32/2023
Истец: ООО "Областной строительный контроль"
Ответчик: Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"