г. Ессентуки |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А20-1094/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Риал" - Сичевого К.М. на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.03.2023 по делу N А20-1094/2020, принятое по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Риал" (ОГРН 1100716000549, ИНН 071608561) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1040700154802, ИНН 0716000019) о признании недействительным решений налогового органа, при участии в судебном заседании представителя конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Риал" - Сичевого К.М. Зенкиной М.И. (доверенность 27.12.2022), представителей Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике Балкарова З.Х. (доверенность от 31.03.2023), Мазанова А.Х. (доверенность от 09.01.2023),
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Риал" (далее - ООО "Риал", общество, заявитель) Сичевой Константин Михайлович (далее - конкурсный управляющий) обратился в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - МИФНС N4 по КБР, инспекция, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать недействительным решение инспекции о привлечении ООО "Риал" к ответственности за совершение налогового правонарушения N 629 от 27.08.2019, согласно которому ООО "Риал" доначислено 84 307 900 руб. акцизов, 5 867 829, 84 руб. пени, 33 723 160 руб. штрафов;
- признать недействительным решение инспекции о привлечении ООО "Риал" к ответственности за совершение налогового N 99 от 11.02.2019, согласно которому ООО "Риал" доначислено 42 164 185 руб. акцизов, 5 424 422, 39 руб. пени, 8 432 837 руб. штрафов;
- признать недействительным решение инспекции о привлечении ООО "Риал" к ответственности за совершение налогового N 100 от 11.02.2019, согласно которому ООО "Риал" доначислено 42 150 596 руб. акцизов, 4 729 296, 89 руб. пени, 8 430 119 руб. штрафов,
- признать недействительным решение инспекции о привлечении ООО "Риал" к ответственности за совершение налогового N 101 от 11.02.2019, согласно которому ООО "Риал" доначислено 42 125 001 руб. акцизов, 4 108 591 руб. пени, 8 425 000 руб. штрафов.
Определением суда Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) признано процессуальным правопреемником МИФНС N 4 по КБР.
Решением суда от 16.03.2023 в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания оспариваемых решений, принятых по результатам камеральной налоговой проверки, не имеется; оспариваемые решения соответствуют требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсным управляющим подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неправильно истолкованы статьи 183 и 184 Налогового кодекса Российской Федерации. Факт реализации подакцизного товара на экспорт подтвержден обществом документально, что в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для освобождения от уплаты акциза. Отсутствие претензий со стороны налогового органа по предоставленному обществом в соответствии с пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации пакету документов, предполагает подтверждение налоговым органом факта состоявшегося экспорта и является основанием сторнирования налоговым органом сумм начисленных акцизов путем зачета обязанности общества уплатить акциз на право общества получить освобождение от уплаты акциза. Несвоевременная уплата акциза не привела к занижению налоговой базы, так как в конечном итоге общество освобождено от его уплаты. Суд должен был установить факт состоявшегося экспорта в заявленном обществом размере и возникновения у общества права на возмещение суммы акциза в ходе рассматриваемого дела и, учитывая невозможность применения статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации, отменить решения инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности.
От управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Риал" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители управления полагали, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.03.2023 по делу N А20-1094/2020 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 11007160000549 с 02.11.2010, осуществляло деятельность по производству и обороту алкогольной продукции на основании лицензии от 14.11.2018 07ПСЭ0008228 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, из головной фракции этилового спирта), в том числе денатурированного, головной фракции этилового спирта сроком действия с 14.11.2018 по 13.11.2023, выданной Росалкогольрегулированием.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.09.2019 по делу N А20-2704/2018 в отношении общества была введена процедура банкротства - наблюдение. Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.06.2019 по делу N А20-2704/2018 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, определением от 19.08.2019 конкурсным управляющим общества утвержден Сичевой К.М.
23.03.2019 обществом представлена первичная налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за февраль 2019 года (рег.N 18469462), согласно данных декларации, налоговая база по экспорту составляет 787 924.3 л на сумму акциза в размере 84 307 900 руб. и отражена по коду 20001 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 0.00 руб. Расхождений с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС за период c 01.02.2019 по 28.02.2019, нет. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Обществом на основании пункта 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговый орган представлены документы, являющиеся приложением к налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию, подтверждающие отгрузку на экспорт за февраль 2019 года. Грузополучателем продукции является производственное предприятие "Абадан" Центрального аппарата управления союза потребительских обществ. Адрес грузополучателя: Туркменистан, г. Ашхабад, Рухабатский этрап, жилищный комплекс Парахат, ул. Улкер, д.1.
Письмом N 72 от 22.03.2019 обществом представлены следующие документы: контракт N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 1 от 11.04.2018 к контракту N N 06/12/2017 от 06.01.2017, дополнительное соглашение N 2 от 22.05.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 3 от 07.08.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 4 от 13.12.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, декларации на товары N 10805010/200219/0007280, счет-фактура N 10с от 18.02.2019, счет-фактура N 11с от 18.02.2019, счет-фактура N 12с от 18.02.2019, счет-фактура N 13с от 18.02.2019, счет-фактура N 14с от 18.02.2019, декларация на товары N 10805010/260219/0008212, счет-фактура N 17с от 24.02.2019, счет-фактура N 18с от 24.02.2019, счет-фактура N 19с от 24.02.2019, счет-фактура N 20с от 24.02.2019, счет-фактура N 21с от 24.02.2019. При этом, банковская гарантия, обеспечивающая уплату акциза в случае не подтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта обществом не представлена.
На направленное в адрес общества требование N 7738 от 01.04.2019 о представлении пояснений, налогоплательщик представил ответ N82 от 09.04.2019, в котором в части экспорта, по вопросу не представления банковской гарантии, обществом пояснено, что согласно пункту 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза нужно представить в ИФНС поручительство банка или банковскую гарантию. Представление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акциза до представления в налоговую инспекцию документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, по мнению общества, банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если общество не представит в установленные сроки документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Общество 22.03.2019 представило в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам.
В ходе проверки, 25.07.2019 налогоплательщиком представлена корректирующая налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за февраль 2019 года (корректировка 1 рег.N 18564444). Согласно данных декларации, налоговая база по экспорту составляет 787 924.3 л на сумму акциза в размере 84 307 900.00 руб. и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии банковской гарантии".
Налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной первичной налоговой декларации по акцизам. Камеральная проверка налоговой декларации начата 22.03.2019, окончена 24.06.2019. Проверкой установлено нарушение обществом требований подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно уклонение от уплаты акциза за февраль 2019 года в размере 84 307 900 руб. в связи с отсутствием оснований для освобождения от уплаты акциза, то есть без представления банковской гарантии либо без совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов руб. Результаты проверки были оформлены актом камеральной налоговой проверки от 25.06.2019 N 16261.
По результатам проверки заместителем начальника налоговой инспекции вынесено решение от 27.08.2019 N 629 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде доначисления недоимки в сумме 84 307 900 руб., пени по акцизу в сумме 5 867 829,84 руб., общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога в виде штрафа в сумме 33 723 160 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган. Решением от 30.12.2020 N 03/1-04/13068@ апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
15.04.2019 налогоплательщиком представлена первичная налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за март 2019 года (рег.N 778889816). Согласно данной декларации, налоговая база по экспорту составляет 394 057.8 л на сумму акциза в размере 42 164 185 руб. и отражена по коду 20001 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 0.00 руб. Расхождений с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС за период c 01.03.2019 по 31.03.2019, нет. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Обществом на основании пункта 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговый орган представлены документы, являющиеся приложением к налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию подтверждающие отгрузку на экспорт за март 2019 года. Грузополучателем продукции является производственное предприятие "Абадан" Центрального аппарата управления союза потребительских обществ. Адрес грузополучателя: Туркменистан, г. Ашхабад, Рухабатский этрап, жилищный комплекс Парахат, ул. Улкер, д.1.
09.09.2019 налогоплательщиком представлена корректирующая налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за март 2019 года (корректировка 1 рег.N 8500130672). Согласно данных декларации, налоговая база по экспорту составляет 394 057.8 л на сумму акциза в размере 42 164 185 руб. и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 42 164 185 руб. Сумма акциза, предъявленная к возмещению по подакцизным товарам, составляет - 42 164 185 руб. Расхождение с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС за период c 01.03.2019 по 31.03.2019, нет. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Грузополучателем продукции является производственное предприятие "Абадан" Центрального аппарата управления союза потребительских обществ. Адрес грузополучателя: Туркменистан, г.Ашхабад, Рухабатский этрап, жилищный комплекс Парахат, ул.Улкер, д.1.
Письмом N 87 от 15.04.2019 обществом представлены следующие документы: контракт N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 1 от 11.04.2018 к контракту N N 06/12/2017 от 06.01.2017, дополнительное соглашение N 2 от 22.05.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 3 от 07.08.2018 г к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 4 от 13.12.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, декларации на товары N 10805010/250319/0012276, счет-фактура N 48с от 22.03.2019, счет-фактура N 47с от 22.03.2019, счет-фактура N 46с от 22.03.2019, счет-фактура N 45с от 21.03.2019, счет-фактура N 44с от 21.03.2019. При этом, банковская гарантия, обеспечивающая уплату акциза в случае не подтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта обществом не представлена.
На направленное в адрес общества требование N 7827 от 29.04.2019 о представлении пояснений, налогоплательщик представил ответ N109 от 16.05.2019, в котором в части экспорта, по вопросу не представления банковской гарантии, обществом пояснено, что согласно пункту 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза нужно представить в ИФНС поручительство банка или банковскую гарантию. Представление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акциза до представления в налоговую инспекцию документов подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, по мнению общества, банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если общество не представит в установленные сроки документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Общество 15.04.2019 представило в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной первичной налоговой декларации по акцизам. Камеральная проверка налоговой декларации начата 09.09.2019, окончена 09.12.2019. Проверкой установлено нарушение обществом требований подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно уклонение от уплаты акциза за март 2019 года в размере 42 164 185 руб. в связи с отсутствием оснований для освобождения от уплаты акциза, то есть без представления банковской гарантии либо без совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов руб. Результаты проверки были оформлены актом камеральной налоговой проверки от 17.12.2019 N 1105.
По результатам проверки заместителем начальника налоговой инспекции вынесено решение от 11.02.2019 N 99 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде доначисления недоимки в сумме 42 164 185 руб., пени по акцизу в сумме 5 424 422,39 руб., общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога в виде штрафа в сумме 42 164 185 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган. Решением от 30.12.2019 N 03/1-04/13065@ апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
23.05.2019 обществом представлена первичная налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за апрель 2019 года (рег.N 798063108), согласно данных декларации налоговая база по экспорту составляет 393 930.8 л на сумму акциза в размере 42 150 596 руб. и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 42 150 596 руб. Сумма акциза, предъявленная к возмещению по подакцизным товарам, составляет - 42 150 596 руб. Расхождение с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС за период c 01.04.2019 по 30.04.2019, нет. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Грузополучателем продукции является производственное предприятие "Абадан" Центрального аппарата управления союза потребительских обществ. Адрес грузополучателя: Туркменистан, г.Ашхабад, Рухабатский этрап, жилищный комплекс Парахат, ул.Улкер, д.1.
09.09.2019 налогоплательщиком представлена корректирующая налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за апрель 2019 года (корректировка 1 рег.N 850131760). Согласно данных декларации, налоговая база по экспорту составляет 394 930.8 л на сумму акциза в размере 42 150 596 руб. и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 42 150 596 руб. Сумма акциза, предъявленная к возмещению по подакцизным товарам, составляет - 42 150 596 руб. Расхождение с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС за период c 01.04.2019 по 30.04.2019, нет. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Грузополучателем продукции является производственное предприятие "Абадан" Центрального аппарата управления союза потребительских обществ. Адрес грузополучателя: Туркменистан, г. Ашхабад, Рухабатский этрап, жилищный комплекс Парахат, ул. Улкер, д.1.
Письмом N 111 от 23.05.2019 обществом представлены следующие документы: контракт N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 1 от 11.04.2018 к контракту N N 06/12/2017 от 06.01.2017, дополнительное соглашение N 2 от 22.05.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 3 от 07.08.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 4 от 13.12.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, декларации на товары N 10805010/300419/0019331, счет-фактура N 101с от 30.04.2019, счет-фактура N 102с от 30.04.2019, счет-фактура N 103с от 30.04.2019, счет-фактура N 104с от 30.04.2019, счет-фактура N 105с от 30.04.2019. При этом, банковская гарантия, обеспечивающая уплату акциза в случае не подтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта обществом не представлена.
На направленное в адрес общества требование N 7998 от 24.06.2019 о представлении пояснений, налогоплательщик представил ответ N131 от 01.07.2019, в котором в части экспорта, по вопросу не представления банковской гарантии, обществом пояснено, что согласно пункту 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза нужно представить в ИФНС поручительство банка или банковскую гарантию. Представление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акциза до представления в налоговую инспекцию документов подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, по мнению общества, банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если общество не представит в установленные сроки документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Общество 23.05.2019 представило в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной первичной налоговой декларации по акцизам. Камеральная проверка налоговой декларации начата 09.09.2019, окончена 09.12.2019. Проверкой установлено нарушение обществом требований подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно уклонение от уплаты акциза за апрель 2019 года в размере 42 150 596 руб. в связи с отсутствием оснований для освобождения от уплаты акциза, то есть без представления банковской гарантии либо без совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов руб. Результаты проверки были оформлены актом камеральной налоговой проверки от 17.12.2019 N 1106.
По результатам проверки заместителем начальника налоговой инспекции вынесено решение от 11.02.2019 N 100 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде доначисления недоимки в сумме 42 150 596 руб., пени по акцизу в сумме 4 729 296,89 руб., общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога в виде штрафа в сумме 8 430 119 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган. Решением от 30.12.2020 N 03/1-04/13071@ апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
21.06.2019 обществом представлена первичная налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за май 2019 года (рег.N 809107229), согласно данных декларации, налоговая база по экспорту составляет 393 691.6 л на сумму акциза в размере 42 125 001 руб. и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 42 125 001 руб. Сумма акциза, предъявленная к возмещению по подакцизным товарам, составляет - 42 125 001 руб. Расхождение с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС за период c 01.05.2019 по 31.05.2019, нет. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Грузополучателем продукции является производственное предприятие "Абадан" Центрального аппарата управления союза потребительских обществ. Адрес грузополучателя: Туркменистан, г. Ашхабад, Рухабатский этрап, жилищный комплекс Парахат, ул.Улкер, д.1.
09.09.2019 налогоплательщиком представлена корректирующая налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за май 2019 года (корректировка 1 рег.N 850131668). Согласно данных декларации, налоговая база по экспорту составляет 393 691.6 л на сумму акциза в размере 42 125 001 руб. и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 42 125 001 руб. Сумма акциза, предъявленная к возмещению по подакцизным товарам, составляет - 42 125 001 руб. Расхождение с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС за период c 01.05.2019 по 31.05.2019, нет. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Грузополучателем продукции является производственное предприятие "Абадан" Центрального аппарата управления союза потребительских обществ. Адрес грузополучателя: Туркменистан, г. Ашхабад, Рухабатский этрап, жилищный комплекс Парахат, ул. Улкер, д.1.
Письмом N 123 от 21.06.2019 обществом представлены следующие документы: контракт N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 1 от 11.04.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.01.2017, дополнительное соглашение N 2 от 22.05.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 3 от 07.08.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, дополнительное соглашение N 4 от 13.12.2018 к контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017, декларации на товары N 10805010/310519/0025406, счет-фактура N 117с от 30.05.2019, счет-фактура N 118с от 30.05.2019, счет-фактура N 119с от 31.05.2019, счет-фактура N 120с от 31.05.2019, счет-фактура N 121с от 31.05.2019. При этом, банковская гарантия, обеспечивающая уплату акциза в случае не подтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта обществом не представлена.
На направленное в адрес общества требование N 925 от 02.09.2019 о представлении пояснений, налогоплательщик представил ответ N170 от 03.09.2019 в котором в части экспорта, по вопросу не представления банковской гарантии, обществом пояснено, что согласно пункту 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза нужно представить в ИФНС поручительство банка или банковскую гарантию. Представление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акциза до представления в налоговую инспекцию документов подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, по мнению общества, банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если общество не представит в установленные сроки документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Общество 21.06.2019 представило в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной первичной налоговой декларации по акцизам. Камеральная проверка налоговой декларации начата 09.09.2019, окончена 09.12.2019. Проверкой установлено нарушение обществом требований подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно уклонение от уплаты акциза за май 2019 года в размере 42 125 001 руб. в связи с отсутствием оснований для освобождения от уплаты акциза, то есть без представления банковской гарантии либо без совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов руб. Результаты проверки были оформлены актом камеральной налоговой проверки от 17.12.2019 N 1107.
По результатам проверки заместителем начальника налоговой инспекции вынесено решение от 11.02.2019 N 101 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде доначисления недоимки в сумме 42 125 001 руб., пени по акцизу в сумме 4 108 591,77 руб., общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога в виде штрафа в сумме 8 425 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган. Решением от 30.12.2020 N 03/1-04/13075@ апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Поскольку апелляционные жалобы налогоплательщика была оставлена без удовлетворения, общество обратилось в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 45, 75, 122, 183, 184, 203 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли не подлежит налогообложению акцизами (освобождается от налогообложения).
Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса, при предоставлении банковской гарантии в налоговый орган либо без предоставления банковской гарантии в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 2.2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации. Банковская гарантия предоставляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со статьей 204 Налогового кодекса возникает обязанность предоставления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения указанных операций, определяемая в соответствии со статьей 195 Налогового кодекса Российской Федерации. Банковская гарантия, предоставленная налогоплательщиком в налоговый орган позднее указанного срока, не принимается налоговым органом в целях названной статьи. Пункт 2.1 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает право на освобождение от уплаты акциза при совершении указанных операций без предоставления банковской гарантии налогоплательщиками, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Пункт 2.2 названной статьи предусматривает право на освобождение от уплаты акциза, если обязанность налогоплательщика обеспечена поручительством. Иного порядка освобождения от уплаты акциза главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Суд первой инстанции установил, что у общества отсутствует такая уплата по указанным налогам за три календарных года, действие пункта 2.1 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации на него не распространяется, следовательно, оно обязано было предоставить банковскую гарантию или исчислить и уплатить акциз, который в дальнейшем при подтверждении факта экспорта в рамках камеральной налоговой проверки подлежал возмещению в порядке, установленном статьей 203 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривается, что требования пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации обществом не соблюдены, банковская гарантия или договор поручительства в налоговый орган при предоставлении декларации за спорные периоды не предоставлены, уплата исчисленного акциза до настоящего времени не произведена. Как указал суд первой инстанции, тот факт, что реализация подакцизного товара на экспорт подтверждена документально, не освобождает заявителя от налогообложения при несоблюдении условий, установленных статьей 184 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемых решений инспекции, вынесенных по результатам камеральных налоговых проверок, незаконными.
Суд первой инстанции установил, что до вынесения оспариваемых решений, обществом были представлены налоговые декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за февраль, март, апрель и май 2019 года (корректировка 1) Согласно данных декларации, налоговая база по экспорту составляет за февраль - 787 924.300 л. на сумму акциза в размере 84 307 900 руб., за март 2019 года - 394 057.8 л на сумму акциза в размере 42 164 185 руб., за апрель 2019 года - 393 930.8 л на сумму акциза в размере 42 150 596 руб., за май 2019 года - 393 691.6 л на сумму акциза в размере 42 125 001 руб. и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 0.00 руб. Вместе с тем, доказательств уплаты акциза в бюджет при отсутствии банковских гарантий общество не представило.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции заключил, что общество умышленно, не заполнив раздел 1 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет" в уточненной декларации, который обязателен для заполнения при применении кода 20003, уклонилось от начисления суммы акциза, рассчитанной исходя из заявленного объема товара реализованного на экспорт. При этом, несмотря на отсутствие начисления и фактической уплаты акциза по экспортной операции, общество заявило сумму к вычету.
Из оспариваемых решений инспекции следует, что вина общества в виде умысла в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в ходе камеральной налоговой проверки установлена.
Суд первой инстанции также учел разъяснения пункта 20 постановления N 57, согласно которому в силу статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
Из материалов дела следует, что расчет штрафных санкций произведен правильно, переплаты по акцизам не установлено. Также не установлено оснований для уменьшения размера налоговой ответственности.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Расчет пени произведен правильно, обществом не оспаривался.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у налогового органа достаточных правовых оснований для вынесения оспариваемых решений.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2023 по делу N 308-ЭС22-2811.
При названных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается в размере 3 000 руб. При обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет 1 500 руб. для юридических лиц.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб., апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, то с апеллянта в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.03.2023 по делу N А20-1094/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Риал" (ОГРН 1100716000549, ИНН 0716008561) в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1094/2020
Истец: ООО "Риал"
Ответчик: МР ИФНС N4 по КБР
Третье лицо: МР ИФНС N4 по КБР
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9508/2023
15.06.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1773/20
16.03.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1094/20
19.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1773/20