г. Москва |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А40-174033/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Д.В. Пирожкова, О.Н. Лаптевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 апреля 2023 года
по делу N А40-174033/22, принятое судьей К.М. Хабаровой,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Шале" (ОГРН: 5177746374889)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423)
об урегулировании разногласий
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Ивенкова С.В. по доверенности от 26.07.2022
от ответчика - Шахназарян Е.К. по доверенности от 22.11.2022
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ШАЛЕ" (далее - ООО "ШАЛЕ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы (далее - ответчик) с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ДГИ г. Москвы, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи между Обществом с ограниченной ответственностью "ШАЛЕ" (ИНН 9729207641) и Департаментом городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674), возникшие при заключении договора купли-продажи недвижимости - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 26, с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.04.2023 исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 13.06.2023 представитель ответчика доводы жалобы поддержал, заявил ходатайство о проведении повторной экспертизы.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2023 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, ООО "ШАЛЕ" на основании Договора аренды объекта нежилого фонда находящегося в собственности Москвы от 06.03.2018 N 03-18/31Ар является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу г. Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 26, с кадастровым номером 77:01:0006001:1080, общей площадью 974, 2 кв. м.
ООО "ШАЛЕ" отвечает требованиям, установленным ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
В соответствии с Законом N 159-ФЗ истец 23.05.2022 (номер обращения 0001-9000120-042601-00003890/22) обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением по вопросу предоставления государственной услуги города Москвы "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" (реализации права на приобретение арендуемого имущества).
Предоставление Государственной услуги осуществляется ДГИ города Москвы исключительно в электронной форме с использованием официального портала Мэра и Правительства Москвы (далее - Портал) в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.17 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В "личном кабинете" на Портале ООО "ШАЛЕ" 07.07.2022 получен проект договора купли-продажи недвижимости, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 26, общей площадью 974, 2 кв. м. (далее - Проект договора), для подписания усиленной квалифицированной электронной подписью.
Не согласившись с предложенной ценой, посчитав, что цена объекта завышена, ООО "ШАЛЕ" обратилось в специализированную экспертную организацию ООО "АМР Консалтинг" для независимой оценки рыночной стоимости объекта.
Согласно отчету от 25.07.2022 N 210722-01 "Определение рыночной стоимости нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 26, общей площадью 974,2 кв. м.", выполненному ООО "АМР Консалтинг", рыночная стоимость объекта оценки составляет 83 574 167 рублей без НДС.
27.07.2022 в "личном кабинете" на Портале ООО "ШАЛЕ" выразило согласие на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, подписав договор купли-продажи недвижимости с протоколом разногласий.
Ответчик, не согласился с предложенной ООО "ШАЛЕ" ценой недвижимого имущества, отклонил протокол разногласий.
Письмом от 27.07.2022 N 33-5-51898/22-(0)-6 ответчик уведомил ООО "ШАЛЕ" об отказе в предоставлении государственной услуги по основаниям, предусмотренным п. 2.10.1.1 Административного регламента утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
В связи с отклонением Департаментом переданного протокола разногласий, Истец в порядке, предусмотренном ст.ст. 445, 446 ГК РФ, обратился с иском содержащем рассматриваемое требование.
Статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Для устранения разногласий в стоимости выкупного имущества на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Москвы в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначил по делу судебную оценочную экспертизу, по результатам которой рыночная стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 26, с кадастровым номером: 77:01:0006001:1080, общей площадью 974,2 кв.м., по состоянию на 23.05.2022 г. составила 184 860 000 рублей.
Данная оценка, проведенная экспертом АНО "Центр Проведения Независимых Судебных Экспертиз" Клищенко Татьяной Николаевной соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-Ф "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки, утвержденных Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, 255, 256 и от 25.09.2014 N 611 в связи с чем, истец просит обязать ответчика совершить сделку по цене, определенной в названном экспертном заключении, сделанном в ходе рассмотрения спора в судебном заседании арбитражного суда.
Суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта, представленное именно в рамках проведенной судебной экспертизы, отражает реальную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, в связи с чем, именно указанная в нем величина может быть использована при определении цены продажи приватизируемого имущества.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из следующих оснований.
Для определения стоимости объекта по состоянию на дату обращения Истца с заявлением о реализации преимущественного права судом удовлетворено ходатайство истца о назначении судебной оценочной экспертизы.
Согласно представленному в материалы дела заключению эксперта рыночная стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: рыночная стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 26, с кадастровым номером: 77:01:0006001:1080, общей площадью 974,2 кв.м., по состоянию на 23.05.2022 составила 184 860 000 рублей.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, в обоснование несогласия в материалы дела ответчиком представлен анализ на соответствие требованиям нормативно-правовых документов в области оценочной и судебно-экспертной деятельности заключения эксперта от 26.12.2022 N б/н, выполненного экспертом АНО "Центр проведения независимых судебных экспертиз" Клищенко Т.Н., содержащий вопросы эксперту, а также заявил о вызове эксперта для дачи пояснений по проведенной экспертизе.
В судебном заседании 04.04.2023 эксперт Клищенко Т.Н. дала полные и исчерпывающие ответы и пояснения на вопросы ответчика и суда.
Однако суд апелляционной инстанции отмечает, что ответчиком в установленном законом порядке отвода эксперту не заявлено, заявлений о фальсификации доказательств не представлено, надлежащих доказательств недостоверности выводов эксперта также не представлено.
Сомнений в обоснованности результатов экспертизы или наличия противоречий в выводах эксперта, с учетом дачи пояснений по заключению, у суда не возникло.
С учетом представленного экспертного заключения, и заявления истца об уточнении исковых требований суд пришел к правомерному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что цену выкупаемого объекта устанавливает собственник спорного имущества, на основании части 5 статьи 10 Закона об оценочной деятельности в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отклоняются апелляционным судом.
В силу статьи 3 Закона N 159-ФЗ отчуждение имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности льготной категории покупателей производится по цене, равной рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Законом N 135-ФЗ.
По смыслу названной статьи цена, по которой имущество подлежит отчуждению публичными органами субъектам малого и среднего предпринимательства, должна соответствовать рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком. При этом органы государственной власти и местного самоуправления не вправе изменять величину стоимости предлагаемого к выкупу имущества, которая была установлена оценщиком в соответствующем отчете о рыночной стоимости этого имущества.
Таким образом, Законом N 159-ФЗ предусмотрена обязательность для сторон сделки определенной независимым оценщиком величины стоимости объекта оценки.
Экспертом в полной мере соблюдены базовые принципы судебно-экспертной деятельности - принципы научной обоснованности, полноты, всесторонности и объективности исследований, установленные статьей 8 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ. При решении поставленной судом стоимостной задачи эксперт продемонстрировал компетентность в разъяснении вопросов, требующих специальных знаний. Экспертом выполнены требования статей 55, 86 АПК РФ и статей 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16, 17, 25, 41 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ, регулирующих организацию и производство судебной экспертизы в Российской Федерации, то есть регулирующих судебно-экспертную деятельность, были применены выработанные процессуальной наукой и общей теорией судебной экспертизы, апробированные судебно-экспертной практикой, рекомендации по производству судебных экспертиз.
Одновременно с этим, экспертом были выполнены требования статьи 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также требования Федеральных стандартов оценки, устанавливающих правовые и теоретические основы оценочной деятельности. Вывод в заключении эксперта сформулирован последним на основании надлежащего исследования объекта, необходимого для дачи заключения.
Таким образом, поскольку экспертное заключение является полным, мотивированным и не содержит противоречий, экспертом соблюдены стандарты оценки в части методологии, учтены все ценообразующие факторы, экспертиза проведена компетентным лицом, имеющим значительный стаж экспертной работы, который был предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, суд считает достоверной оценку, проведенную в рамках настоящего дела, в связи с чем, полагает возможным рыночную стоимость определить в соответствии с экспертным заключением, выполненным по определению суда.
Исходя из положений частей 2, 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 этого Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, и при получении такого заявления уполномоченные органы обязаны обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В силу названной законодательной нормы дата получения от субъекта малого или среднего предпринимательства заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является началом исчисления срока, в течение которого уполномоченный орган обязан обеспечить проведение оценки рыночной стоимости выкупаемого имущества.
При этом, оценка рыночной стоимости выкупаемого имущества должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного Законом N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 7240/12 от 18 октября 2012 года.
На основании изложенного, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что исковые требования истца об урегулировании разногласий по договору купли-продажи подлежат удовлетворению по цене, установленной судебной экспертизой.
Несогласие ответчика с выводами, содержащимися в экспертном заключении, не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Проведенное экспертное заключение соответствует требованиям статей 82, 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является надлежащим доказательством по делу.
Ходатайство ответчика о проведении повторной экспертизы отклонено апелляционным судов в связи с отсутствием оснований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2023 года по делу N А40-174033/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174033/2022
Истец: ООО "ШАЛЕ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО "Экосистема"