город Ростов-на-Дону |
|
13 июня 2023 г. |
дело N А32-62341/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.04.2023 по делу N А32-62341/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по
Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Дейнеги З. Г.; Дейнега А. Н.
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном
правонарушении,
при участии:
от публичного акционерного общества "Россети Кубань" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Щеголева Е.А. по доверенности от 17.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - общество, ПАО "Россети Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Краснодарскому краю) от 01.12.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4240/2022.
Определениями Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2023, 27.02.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Дейнега З.Г., Дейнега А.Н.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ. Заявитель жалобы указывает, что в соответствии с п. 8 договора об осуществлении технологического присоединения заявитель обязуется после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий. При этом в нарушение п. 8 договора заявитель не уведомил сетевую организацию о готовности к подключению своих энергопринимающих устройств (указанных в заявке), не выполнил комплекс организационно-технических мероприятий, необходимых для отбора мощности в объеме 15 кВт, не обеспечил селективность действия устройств коммутации в присоединяемой внутренней сети потребителя, не обеспечил для проверки существование внутренней сети потребителя для отбора максимальной мощности, не предоставил сетевой организации место для размещения прибора учета электрической энергий, и доступ к таким местам размещения. Исходя из изложенного, заявителем нарушена процедура технологического присоединения, предусмотренная п. 85 Правил N 861.
В дополнениях к апелляционной жалобе ПАО "Россети Кубань" ссылается на апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 18.04.2023 по делу N 33-7155/2023, которым решение Анапского городского суда Краснодарского края от 10.11.2022 по иску Дейнега А.Н. к ПАО "Россети Кубань" об обязании исполнить обязательства по договору, взыскании неустойки, морального вреда и штрафа отменено в части удовлетворения исковых требований о взыскании с ПАО "Россети Кубань" в пользу Дейнега З.Г. компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в УФАС по Краснодарскому краю поступило обращение Дейнега З.Г. о нарушении со стороны сетевой организации Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выразившееся в неисполнении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта (л.д. 55).
По результатам рассмотрения обращения и представленных документов, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ПАО "Россети Кубань" в нарушение пункта 16 Правил N 861 не осуществлены мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя в срок до 17.08.2022.
11.11.2022 по факту выявленных нарушений УФАС по Краснодарскому краю в отношении ПАО "Россети Кубань" составлен протокол по делу N 023/04/9.21-4239/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 39, 40).
01.12.2022 УФАС по Краснодарскому краю в отношении ПАО "Россети Кубань" вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4239/2022, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. (л.д. 24, 25).
Несогласие с указанным постановлением антимонопольного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Субъектом правонарушения является организация-субъект естественной монополии.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861), согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
При этом сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств определены в подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 и являются существенным условием договора технологического присоединения.
Согласно пп. "б" п. 16 Правил N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Судом первой инстанции при исследовании материалов дела установлено, что между Дейнега З.Г. и сетевой организацией заключен договор от 17.08.2021 N 40102-21-00641662-1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (л.д. 44).
Согласно пункту 1 предметом договора является обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта заявителя, к электрическим сетям, а заявитель обязуется оплатить услуги по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и составляет 1 год.
ПАО "Россети Кубань" в материалы дела не представлены документы, подтверждающие соблюдение п. 16 Правил N 861 при выполнении своих обязательств в рамках договора, в срок до 17.08.2022.
На основании изложенного антимонопольным органом и судом первой инстанции правомерно указано, что ПАО "Россети Кубань" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя согласно пп. "б" п. 16 Правил N 861, п. 5 договора от 17.08.2021 N 40102-21-00641662-1, в срок до 17.08.2022.
Доводы общества, изложенные в дополнениях в апелляционной жалобе, со ссылкой на определение Краснодарского краевого суда от 18.04.2023 по делу N 33-7155/2023, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку исходя из содержания судебного акта общей юрисдикции следует, что на дату рассмотрения иска Дейнега А.Н. технологическое присоединение ее жилого дома к сетям ПАО "Россетти Кубань" выполнено. Указанные обстоятельства, напротив, свидетельствуют о наличии технической возможности осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что возможность для соблюдения заявителем правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, исключающих наличие у общества, как хозяйствующего субъекта, объективной возможности по своевременному и надлежащему принятию мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалах дела не имеется и суду представлено не было; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ранее ПАО "Россети Кубань" было привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (N А32-27379/2021, вступившее в силу 12.02.2022, штраф оплачен 06.04.2022).
Таким образом, совершенное обществом правонарушение верно квалифицировано антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а действия общества, выразившиеся в нарушении требований Правил N 861, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции не установил оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным в порядке, предусмотренном статьей 2.9 КоАП РФ, равно как и оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО "Россети Кубань" всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не в наступлении каких-либо последствий для потерпевшего, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства. Наступление общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом бездействия. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере электроснабжения населения.
Оспариваемым в настоящем деле постановлением о привлечении к административной ответственности обществу назначено административное наказание в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ - 600 000 руб.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
Учитывая изложенное, основания для признания незаконным и отмены постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 01.12.2022 N 023/04/9.21-4240/2022, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2023 по делу N А32-62341/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-62341/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ КУБАНЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: Дейнега Александр Николаевич, Дейнега Зоя Геннадьевна