город Омск |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А70-25783/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4945/2023) публичного акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 по делу N А70-25783/2022 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518 ИНН 7736050003, адрес: 197229, город Санкт-петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Лахта-Ольгино, Лахтинский проспект, д. 2, к. 3, стр. 1) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании незаконным действия, выразившегося в ненаправлении в адрес ПАО "Газпром" результатов контрольного (надзорного) мероприятия и решения, принятого по итогам внеплановой выездной проверки (Акт проверки от 25.07.2022 N258, предписание от 25.07.2022 N 109); о признании недействительным предписания от 25.07.2022 N 109, решения от 19.09.2022 по досудебной жалобе общества,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Газпром" - Первухина Михаила Владимировича по доверенности от 21.03.2019 N 01/04/04-211д;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель, общество, ПАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным действия, выразившегося в ненаправлении в адрес ПАО "Газпром" результатов контрольного (надзорного) мероприятия и решения, принятого по итогам внеплановой выездной проверки (Акт проверки от 25.07.2022 N 258, предписание от 25.07.2022 N 109); о признании недействительным предписания от 25.07.2022 N 109, решения от 19.09.2022 по досудебной жалобе общества.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 по делу N А70-25783/2022 заявленные требования удовлетворены частично. Признан недействительным пункт 1 предписания от 25.07.2022 N 109; признано недействительным решение от 19.09.2022 (N2022082900006582) Управления по жалобе ПАО "Газпром" в части, касающейся обжалования положений пункта 1 предписания от 25.07.2022 N109. В удовлетворении заявленных требований в оставшейся части отказано.
Этим же решением с Управления в пользу ПАО "Газпром" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Газпром" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Управление до проведения проверки располагало информацией об официальном адресе электронной почты контролируемого лица - ПАО "Газпром" (gazprom@gazprom.ru), так как уведомляло общество о проведении предстоящих проверок. Однако результаты контрольного (надзорного) мероприятия (акт и предписание) в адрес ПАО "Газпром" не поступали, результаты контрольного (надзорного) мероприятия и принятое по итогам проверки решение были направлены на электронную почту филиала ООО "Газпром инвест" "Надым" ( nadym@invest.gazprom.ru). ПАО "Газпром" полагает допущенные нарушения грубыми и влекущими отмену решений Управления на основании части 1 статьи 91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ, Закон о государственном контроле). Заявитель ссылается на то, что сведения во ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" отражены в ограниченном виде, препятствующем ознакомлению с содержанием документов.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
В судебном заседании представитель ПАО "Газпром" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя общества установил следующие обстоятельства.
Управлением в период с 12.07.2022 по 25.07.2022 на основании решения от 06.07.2022 N 343-рш в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) проведена внеплановая выездная проверка в связи с завершением работ на объекте капитального строительства "Реконструкция скважин Медвежьего НГКМ. Этап 4 - Реконструкция обвязки устья газовой скважины N 809".
Учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия - 72220021000202489172 от 07.07.2022.
По результатам проверки Управлением составлен акт внеплановой выездной проверки от 25.07.2022 N 258 и выдано Предписание от 25.07.2022 N 109 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно акту проверки и выданному предписанию выявлены следующие нарушения обязательных требований: реализация объекта капитального строительства "Реконструкция скважин Медвежьего НГКМ" Этап 4-Реконструкция обвязки устья газовой скважины N 809, осуществляется в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы; при реализации объекта "Реконструкция скважин Медвежьего НГКМ" Этап 4- Реконструкция обвязки устья газовой скважины N 809, не выполнены мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные пунктом 3 части 2 раздела ПД 8 книга 1 ООС.
Предписанием от 25.07.2022 N 106 ПАО "Газпром" предписано в срок до 25.10.2022 устранить нарушения:
- статьей 11, 27, 30 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), выраженные в реализации объекта капитального строительства "Реконструкция скважин Медвежьего НГКМ" Этап 4 - Реконструкция обвязки устья газовой скважины N809, осуществляется в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- статьи 34, пункта 1 статьи 38, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ); (шифр - ГЦР681-2007-12/1772-ООС2.1, Том. 8.2.1, стр. 90-124), выраженные в невыполнении мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных пунктом 3 части 2 раздела ПД 8 книга 1 ООС.
Общество в рамках обязательного досудебного обжалования направляло жалобу посредством формы "Досудебное обжалование КНД", размещенной во ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (Госуслуги) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://knd.gosuslugi.ru.
По результатам рассмотрения жалобы, Управлением было вынесено решение от 19.09.2022, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с выданным предписанием и решением по жалобе, полагая их недействительными, а действия, выразившегося в ненаправлении в адрес ПАО "Газпром" результатов контрольного (надзорного) мероприятия и решения, принятого по итогам внеплановой выездной проверки незаконными, ПАО "Газпром" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 23.03.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 5 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется обществом в части отказа в удовлетворении требований об оспаривания предписания по мотиву наличия грубых процессуальных нарушений, допущенных Управлением в ходе проверки (ненаправление в адрес общества результатов контрольного (надзорного) мероприятия), влекущих, по мнению заявителя, признание их недействительными. Существо выявленного нарушения (невыполнение мероприятий по охране окружающей среды) обществом не оспаривается, и от спорящих сторон не поступили возражения против проверки решения суда первой инстанции в указанной части, в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое решение проверено лишь в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 266, части 5 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом N 248-ФЗ.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 248-ФЗ в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:
1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля);
2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
3) информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования (далее - подсистема досудебного обжалования);
4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее - реестр заключений о соответствии);
5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Частью 1 статьи 19 Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий создается в следующих целях:
1) учет проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, указанных в пунктах 4 и 7 части 1 статьи 45 настоящего Федерального закона, контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений;
2) учет решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, указанных в пункте 1 настоящей части, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц;
3) обеспечение взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
4) учет информации о жалобах контролируемых лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 248-ФЗ Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе правила размещения в сети "Интернет" общедоступных сведений, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 21 Закона N 248-ФЗ информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
На основании части 5 статьи 21 Закона N 248-ФЗ контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:
1) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 настоящей статьи. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.
При этом, до 31.12.2023 информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица (часть 9 статьи 98 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 87 Закона N 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт).
Согласно части 1 статьи 88 Закона N 248-ФЗ контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6 (отбор проб (образцов), 8 (испытание) и 9 (экспертиза) части 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 88).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Согласно части 1 статьи 91 Закона N 248-ФЗ решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом.
Из материалов настоящего дела следует, что Управлением в отношении ПАО "Газпром" проведена внеплановая выездная проверка на основании решения от 06.07.2022 N 343-рш.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривает, что о проведении указанной внеплановой выездной проверки ПАО "Газпром" было извещено надлежащим образом путем размещения сведений в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе посредством направления в адрес ПАО "Газпром" и филиал ООО "Газпром инвест" "Надым" на электронную почту, представленную контролируемым лицом, контрольному (надзорному) органу, а именно: gazprom@gazprom.ru, nadym@invest.gazprom.ru.
По результатам проверки Управлением составлен акт внеплановой выездной проверки от 25.07.2022 N 258, выдано предписание N 1109 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 25.07.2022.
Соответственно, в силу вышеприведенных положений части 5 статьи 21 Закона N 248-ФЗ сведения о результатах контрольного (надзорного) мероприятия должны были быть направлены ПАО "Газпром" электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, либо путем направления сведений в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.
Кроме того, в силу части 9 статьи 98 Закона N 248-ФЗ могли быть направлены ПАО "Газпром" на бумажном носителе с использованием почтовой связи.
Из материалов настоящего дела следует, что результаты контрольного (надзорного) мероприятия (акт и предписание) были направлены путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (учетный номер проверки в ЕРКНМ N 72220021000202488939 от 07.07.2022), а также были направлены в адрес представителя ПАО "ГАЗПРОМ" - Филиал ООО "Газпром инвест" "Надым" (доверенность N ГП-1540 от 24.09.2021) на адрес электронной почты nadym@invest.gazprom.ru.
Из процессуальной позиции ПАО "Газпром", полагающего, что контролируемое лицо было извещено о результатах контрольных (надзорных) мероприятий ненадлежащим образом, следует, что сведения в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" отражены в ограниченном виде, препятствующем ознакомлению с содержанием документов, а извещение филиала ООО "Газпром инвест" "Надым" не является правомерным, так как Управление располагало информацией об официальном адресе электронной почты контролируемого лица - ПАО "Газпром" (gazprom@gazprom.ru).
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ПАО "Газпром", руководствуясь следующим.
Действительно, как правомерно ссылается общество, верным способом уведомления контролируемого лица могло бы являться уведомление ПАО "Газпром" по адресу электронной почты gazprom@gazprom.ru, либо путем направления документов почтовой связью по юридическому адресу организации.
Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что ООО "Газпром инвест" действовало по доверенности от 24.09.2021 N ГП-1540 в рамках заключенного с ПАО "Газпром" агентского договора от 01.10.2014 N КС-51.
Из доверенности от 24.09.2021 N ГП-1540 следует, что ООО "Газпром инвест" было уполномочено, в частности, представлять интересы ПАО "Газпром":
- в органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях и организациях и их территориальных органах/филиалах по вопросам согласования и проведения государственной или негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объектам с правом подписывать заявления о проведении и государственной экспертизы, а также с правом получать документы и их дубликаты, в том числе с пометкой "Для служебного пользования";
- в органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях и организациях и их территориальных органах/филиалах по экологическому, технологическому и атомному надзору с правом представлять и получать заявки, заявления, справки, уведомления, договоры, дополнительные соглашения к договорам, акты сдачи-приемки оказанных услуг, заключения экспертиз, счета-фактуры, счета на оплату услуг и иные документы без права подписания данных документов, расписываться о получении и представлении документов;
- в иных органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе в налоговых, природоохранных органах и органах экологического, технологического и атомного надзора, органах государственного строительного надзора, внебюджетных фондах, органах статистики по вопросу представления и получения заявлений, справок, уведомлений и других документов.
Таким образом, несмотря на то, что Управление уведомило ПАО "Газпром" не по электронному адресу gazprom@gazprom.ru, а направило документы электронную почту филиала ООО "Газпром инвест" "Надым" (nadym@invest.gazprom.ru), то нарушение прав заявителя не допущено по причине того, что указанное лицо выступает агентом заявителя, соответственно, уполномочено получать документацию для её дальнейшей передачи ПАО "Газпром".
При этом ПАО "Газпром" не отрицает обстоятельства того, что филиал ООО "Газпром инвест" "Надым" передал спорные документы заявителю. Позднее получение документов от агента в настоящем случае не препятствовало рассмотрению Управление жалобы ПАО "Газпром" на акт и предписание.
Поскольку в настоящем случае указанные недостатки извещения контролируемого лица, не повлекли нарушения прав ПАО "Газпром", то судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 по делу N А70-25783/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-25783/2022
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования