г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А42-6426/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Богдановской Г.Н., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представителя Жукова А.В. по доверенности от 27.12.2022 (участие путем системы веб-конференции),
от ответчика: представителя Артамонова А.А. по доверенности от 24.03.2022 (участие путем системы веб-конференции),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13732/2023) ИП Фоломеева И.В. на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.03.2023 по делу N А42-6426/2022, принятое
по иску акционерного общества "Мурманэнергосбыт"
к индивидуальному предпринимателю Фоломееву Игорю Витальевичу
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (далее - истец, АО "МЭС", теплоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Фоломееву Игорю Витальевичу (далее - ответчик, ИП Фоломееву И.В., Предприниматель, собственник) с исковым заявлением о взыскании 104 766 рублей 68 копеек основного долга за потребленную за период с февраля 2021 по февраль 2022 тепловую энергию, судебных расходов.
Решением от 21.03.2023 суд взыскал с ИП Фоломеева И.В. в пользу АО "Мурманэнергосбыт" задолженность в размере 104 766 рублей 68 копеек, а также судебные расходы в размере 4 251 рубль 90 копеек.
Ответчик, не согласившись с указанным решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в исковых требованиях АО "МЭС" отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал на отсутствие у Предпринимателя задолженности перед АО "МЭС" ввиду отсутствия централизованного отопления в нежилом помещении по адресу: город Кандалакша, ул. Спекова, д. 4.
Ответчик полагает, что данное обстоятельство достоверно подтверждается справкой ГУПТИ Мурманской области от 21.09.2012 N 514, техническими паспортами на спорное нежилое помещение и на жилой многоквартирный дом, актом осмотра нежилого помещения от 31.05.2022, составленного с участием представителя управляющей организации.
Ответчик указал, что согласно справке ГУПТИ Мурманской области от 21.09.2012 N 514 и техническому паспорту на встроенное нежилое помещение по адресу: Мурманская область, у. Кандалакша, ул. Спекова, д. 4, централизованное отопление в спорном нежилом помещении отсутствует, доказательств обратного истцом не представлено.
ИП Фоломеев И.В. сослался на акт осмотра нежилого помещения от 31.05.2022 с участием представителя управляющей организации в лице ООО "УК "Универсал" (по просьбе ответчика), в котором зафиксировано, что общедомовые инженерные сети теплоснабжения (транзитные стояки отопления) в нежилом помещении заизолированы теплоизоляционным материалом, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги по отоплению, радиаторы отопления в помещении отсутствуют, на момент осмотра в помещении присутствовали электрические радиаторы в количестве трех штук в рабочем (включенном) состоянии, над центральным входом в помещении находились тепловые завесы в рабочем (включенном) состоянии. Также ответчик ссылается на письмо от 31.05.2022 N 4-5508/1246 АО "МЭС", в котором истец отказался от составления такого акта с указанием на то, что участие представителей теплоснабжающих организаций в обследованиях помещений на предмет отсутствия централизованного отопления не предусмотрено.
Доводы жалобы сводятся к фактическому отсутствию потребления ресурса, поставленного истцом, и к тому, что в спорном нежилом помещении Предпринимателя имеются альтернативные источники тепла.
Помимо прочего апеллянт указал на непредставление истцом доказательств, свидетельствующих о наличии дефектов и повреждений элементов отопления в спорном помещении, которые могли бы свидетельствовать о незаконном демонтаже санитарно-технических отопительных приборов (батарей). Материалы дела не содержат доказательств того, что в спорном нежилом помещении были самовольно демонтированы или отключены обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
18.05.2023 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от истца в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов Предпринимателя.
08.06.2023 в судебном заседании апелляционного суда истец и ответчик остались на занятых ранее правовых позициях.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости ИП И.В. Фоломеев с 07.04.2016 является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Спекова, д.4 площадью 75,5 кв.м. (кадастровый номер 51:18:0030116:355) (т.1, л.д. 17-20).
Указанное помещение приобретено ИП И.В. Фоломеевым у Алиевой Натальи Петровны на основании договора купли продажи от 04.04.2016.
Являясь теплоснабжающей организацией, АО "МЭС" осуществило поставку тепловой энергии в спорное нежилое помещение в период с февраля 2021 по февраль 2022 на 104 766 рублей 68 копеек.
Поскольку тепловая энергия была оплачена не в полном объеме АО "МЭС" направило в адрес ответчика претензию от 07.05.2022 N 01-26-10/9117 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение ответчиком требований в претензионном порядке послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
По положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Существенные условия договора теплоснабжения, а также порядок заключения договора теплоснабжения установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Постановление N 808).
Фактическое пользование потребителем услугами теплоснабжающей организации следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров".
Из положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, статей 154, 157 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, в частности, оплачивать коммунальную услугу по отоплению.
Незаключение договора теплоснабжения не освобождает собственника от обязанности по оплате поставленной тепловой энергии в принадлежащее ему имущество.
Довод ответчика о том, что задолженность за потребленную тепловую энергию отсутствует в связи с отсутствием в спорном нежилом помещении централизованного отопления апелляционный суд отклонил исходя из следующего.
Согласно ГОСТу Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения, утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с действующим правовым подходом, изложенным в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891, 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578, в пункте 37 Обзора судебной практики N 3(2019), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы.
При этом предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы.
В подпункте "в" пункта 35 Правил N 354 установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Спорное помещение ответчик приобрел в 2016 году.
Сведений о том, когда произведен демонтаж приборов учета ответчиком не представлено, как и документов на его согласование.
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 2005 года.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
В силу части 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Таким образом, переоборудование нежилого помещения путем отключения собственной системы отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка нарушает прямой запрет действующего законодательства.
Порядок переустройства нежилых помещений в жилых домах до введения Жилищного кодекса Российской Федерации, был регламентирован "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда" утвержденным приказом Госстроя РФ от 26.12.1997 N 17-139 (далее - Правила 17-139)
Пунктом 1.13.1 Правил 17-139, установлено, что переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения разрешения межведомственной комиссии местного органа исполнительной власти на основании утвержденных проектов, согласованных с соответствующими заинтересованными организациями.
Для получения разрешения на переоборудование или перепланировку жилого дома, квартиры (комнаты) их собственник или по его поручению уполномоченный управляющий или наниматель (арендатор) по соглашению с собственником подают заявление в межведомственную комиссию местного органа исполнительной власти с приложением: поэтажных планов (а в необходимых случаях и выкопировки из генерального плана участка домовладения), заверенных бюро технической инвентаризации; проект переустройства; заключение организации, обслуживающей жилищный фонд; заключение территориального органа Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, Государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, а для товариществ собственников, кроме того, - решения общего собрания Товарищества (п. 1.13.5 Правил 17-139).
Результаты работы межведомственной комиссии оформляются протоколом, в котором излагается сущность рассмотренного вопроса и утверждается проект переустройства здания и помещения. Заявителю надлежит выдавать выписку из протокола вместе с одним экземпляром проекта.
Окончательное решение о возможности переоборудования или перепланировки жилого дома, квартиры (комнаты) принимается органом местного самоуправления и оформляется распоряжением главы администрации.
Разрешения действительны в течение одного года со дня их выдачи до начала строительно-монтажных работ. Не осуществленные в течение этого срока работы могут быть выполнены после повторного рассмотрения межведомственной комиссии (пункт 1.13.6 Правил 17-139).
Таким образом, как до введение в действие норм Жилищного кодекса Российской Федерации, так и после, существовал порядок законного демонтажа отопительных приборов и перехода на альтернативный источник отопления.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П) ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Ссылку ИП Фоломеева И.В. на технический паспорт на встроенное нежилое помещение, в котором указано, что отопление осуществляется от электричества, как на доказательство, свидетельствующее, по мнению ответчика, о наличии оснований для отказа в иске, апелляционный суд отклонил с учетом того, что данный паспорт составлен по состоянию на 17.09.2012, то на дату позже введения в действие указанных выше правил порядка переустройства помещения и перехода на альтернативный источник отопления.
В справке государственного областного казенного учреждения "Центр технической инвентаризации" от 14.04.2022 N 3764 указано, что изменения в технический паспорт в разделе отопление (централизованное и от электричества) внесены на основании обследования данного помещения; что архивные документы, достоверно подтверждающие факт отсутствия централизованного отопления в нежилом помещении N 1 отсутствуют.
При этом наличие даже изолированных магистральных сетей теплоснабжения обеспечивает повышение температуры в помещении истца. Апеллянтом презумпция того, что истец как собственник помещения в многоквартирном доме, обеспеченном системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляет тепловую энергию на обогрев принадлежащего ему помещения за счет теплопотерь системы отопления, не опровергнута.
Согласно расчету истца по части искового периода объем и стоимость поставленного коммунального ресурса предъявлены ответчику по показаниям прибора учета до выхода его из строя, в дальнейшем - по нормативам потребления.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее --ОДПУ) в доме N 4, ул. Спекова в городе Кандалакша введен в эксплуатацию 07.08.2014 (соответствующий акт допуска представлен в материалы дела).
Система теплоснабжения в данном МКД 2-х трубная, открытая. Имеется отдельный учет на линии горячего водоснабжения по ОДПУ; прибор учета фиксирует отдельно показания по потребленному теплу и горячему водоснабжению.
После поверки теплосчетчика введен в эксплуатацию 04.12.2018 (соответствующий акт имеется в материалах дела).
За период с сентября 2020 по ноябрь 2020 АО "МЭС" произвело расчет на основании среднемесячного потребления, исходя из показаний ОДПУ предшествующего периода; с декабря 2020 по март 2021 расчет произведен по нормативу потребления в связи с недопуском ОДПУ в эксплуатацию (поверка не проводилась).
В дальнейшем прибор учета введен в эксплуатацию 22.03.2021 (акт также имеется в материалах дела).
Показания прибора учета фиксируются итоговыми значениями в Тн, для перевода в Гкал используется норматив 0,0615 (Гкал на куб. метр), установленный Приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 22.12.2017 N 285 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать или получать от гарантирующего поставщика, если такой прибор учета должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
При этом законодательством не предусмотрено дробление показаний приборов учета по дням, принадлежащим разным календарным месяцам (Письмо Министерства Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.04.2019 N 12560-ОО/04).
Прибор учета в доме N 4 по ул. Спекова введен в эксплуатацию 22.03.2021, 24.03.2021 сняты показания прибора учета.
Расчетные показания прибора учета за период с 24.03.2021 по 22.04.2021 (30 календарных дней) отражены в апреле 2021.
В период с февраля по марте 2021 прибор учета отсутствовал, в связи с чем март 2021 рассчитан по нормативам потребления.
Указанное также касается июня 2021.
Расчетный период за июнь 2021 (согласно ведомости 30 календарных дней) составляет с 23.05.2021 по 22.06.2021.
Отопительный сезон окончен 02.06.2021, в связи с чем в расчете использованы показания прибора учета с 23.05.2021 по 02.06.2022, которые отражены в июне 2021.
Согласно пункту 42(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Доказательств отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение) ответчиком в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам ответчика о том, что до 08.01.2019 законом не предусматривалось обязательное согласование мероприятий по переустройству нежилых помещений в многоквартирных домах, поскольку такие требования были введены в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27.12.2018 N 558-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме", вступившим в законную силу 08.01.2019, такое требование сформулировано Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N354).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регламентируются положениями правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
Из паспорта на спорный прибор учета следует, что тепловая энергия, поступающая в МКД и на отопление и на приготовление горячей воды, учитывается одним (общим) прибором учета.
Из представленного в материалы дела руководства по эксплуатации, для прибора учета установлен поэлеметный метод поверки. Поверку выполняют на основании сведений, содержащихся в паспорте теплосчетчика и паспортах его составных частей.
В соответствии с пунктом 75 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") узел учета считается вышедшим из строя в случае истечения срока поверки любого из приборов (датчиков).
Спорный прибор учета имеет несколько элементов: счетчики/расходомеры и термопреобразователи.
В соответствии со свидетельством о поверке N 00019198 срок поверки термопреобразователя сопротивления истек 28.08.2020 (дата поверки 29.08.2018) (т.3, л.д.6).
Актом от 22.03.2021 данный прибор узла учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию.
Исходя из выше приведенных норм показания прибора учета, состоящего из нескольких элементов, не могли применяться в расчетах платы за потребленную коммунальную услугу, поскольку в случае истечения срока поверки одного из датчиков, узел учета считается вышедшим из строя.
Поскольку период заявленный период с февраля по март 2021 подпадал под период выхода из строя прибора учета, расчет потребленной тепловой энергии, как верно указал истец, следовало осуществлять в соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354.
В соответствии с указанной нормой, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Таким образом, поскольку у одного средства измерения истек срок эксплуатации, такой прибор учета считается вышедшим из строя и размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов исходя из норматива потребления коммунальных услуг.
На основании изложенного расчет истца потребленной тепловой энергии за период с февраля по март 2021 признается судом обоснованным.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (в редакции на момент спорных правоотношений), двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с абзацем 11 пункта 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6):
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
В отсутствие в многоквартирном доме отдельного прибора учета тепловой энергии, затраченной на отопление, с учетом конкретных характеристик системы теплопотребления и горячего водоснабжения в спорном многоквартирном доме объем тепловой энергии для отопления определяется путем вычитания из показаний общедомового прибора учета теплоэнергии нормативного объема тепловой энергии для горячего водоснабжения.
В указанных расчетах истец использует Si равную 75,5 кв.м., которая соответствует сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН в отношении нежилого помещения, принадлежащего ответчику.
Sоб в расчетах истца равна 2267,70 кв.м. Указанная площадь является суммой площадей жилых и нежилых помещений.
Ссылаясь на технический паспорт, истец указал, что в расчете применена площадь жилых помещений (полезная) равная 2010,10 кв.м. (согласно техническому паспорту том 3 л.д.15) отличная от указанной в новом техническом паспорте (2009,9 кв.м., том 2, л.д.25). Как указал истец, использование такого параметра в формуле расчета потребленной тепловой энергии уменьшает размер фактически выставленного объема потребленного коммунального ресурса.
В обоснование площади нежилых помещений истец ссылаясь на технический паспорт пояснил, что площадь нежилых помещений 257,80 кв.м. состоит из суммы площадей общедомового имущества (теплоцентр и щитовая) равной 38,8 кв.м., площади нежилого помещения ответчика равной 75,7 кв.м., площади нежилого помещения II равной 86,9 кв.м., площади нежилого помещения III равной 95,2 кв.м.
Обозначенные площади указаны в техническом паспорте, иной размер площадей ответчиком не доказан.
Используя площадь нежилого помещения равную 75,7 кв.м. при расчете общей площади, а также площадь жилых помещений 2010,1 кв.м. истец не нарушает прав ответчика, поскольку данные площади используются в делителе формулы и ее большее значение уменьшает итоговые начисления для ответчика. В данном случае истец определил размер требований не нарушив прав ответчика.
В соответствии с пунктом 37 правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Объем коммунального ресурса, определенный по показаниям приборов учета, снятым в установленные подпунктом "е" пункта 31 и подпунктом "д" пункта 31(1) Правил N 354 сроки, в том числе за дни календарного месяца, предшествующего расчетному периоду, считается потребленным в соответствующем расчетом периоде независимо от наличия возможности снятия такими приборами учета посуточных показаний.
В соответствии с подпунктом е) пункта 31 Правил N 354 при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать или получать от гарантирующего поставщика, если такой прибор учета должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Произведенный истцом расчет потребленной с апреля 2021 по февраль 2022 проверен судом и признан обоснованным по праву и по размеру.
На основании изложенного, заявленные требования за потребленную за период с февраля 2021 по февраль 2022 тепловую энергию в размере 104 766 рублей 68 копеек правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме, расходы по государственной пошлине за рассмотрение настоящей жалобы остаются на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.03.2023 по делу N А42-6426/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6426/2022
Истец: АО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: Фоломеев Игорь Витальевич
Третье лицо: Александр Александрович Артамонов, Александр Александрович Артамонов -пред-ль Фолофеева И В