г. Владивосток |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А59-57/2023 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Г.Н. Палагеша,
рассмотрев апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-2240/2023
на решение от 23.03.2023
судьи М.В.Зуева
по делу N А59-57/2023 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятому в порядке упрощённого производства,
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960, дата государственной регистрации 27.02.1995)
к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 8 имени генерал-лейтенанта В.Г. Асапова города Южно-Сахалинска" (ИНН 6501103858, ОГРН 1026500527580, дата государственной регистрации 26.11.1999)
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее - отделение, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 8 имени генерал-лейтенанта В.Г. Асапова города Южно-Сахалинска" (далее - учреждение, страхователь) о взыскании 15 500 рублей финансовых санкций, в том числе 14 500 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2021 года, февраль 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, 2018 год, 2020 год, 2021 год, и 1 000 рублей за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок по форме СЗВ-М за январь 2022 года.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.03.2023, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано. На основании заявления Пенсионного фонда арбитражным судом изготовлено мотивированное решение от 23.03.2023.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что в случае выявления территориальным органом ПФР по результатам контрольных мероприятий факта непредставления страхователем сведений о застрахованных лицах в установленный срок уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий страхователю не направляется и в отношении данного страхователя составляется акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Акты были направлены должнику по электронным каналам связи. На рассмотрение актов камеральных проверок страхователь не являлся, письменных возражений не заявлял. Кроме того, полагает, что представленные в материалы дела скриншоты транспортного сообщения о поступлении уведомлений на сервер в достаточной степени подтверждают получение ответчиком уведомлений об устранении имеющихся ошибок. В этой связи настаивает на том, что освобождение страхователя от финансовых санкций в данном случае не допустимо.
В установленный апелляционным судом срок ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (с 01.01.2023 реорганизованное в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области) проведены контрольные мероприятия в отношении представленных муниципальным автономным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 8 имени генерал-лейтенанта В.Г. Асапова города Южно-Сахалинска" сведений индивидуального (персонифицированного) учета по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, в результате которых были выявлены несоответствия в представленных сведениях.
Так, отчетность по форме СЗВ-М (исх) за август 2021 представленная в установленный срок, содержала ошибку в отношении 1 застрахованного лица, о чем было направлено уведомление от 19.04.2022 N 13351.
Уточненные сведения были предоставлены страхователем в установленный 5-дневный срок, но содержали ошибку в отчестве застрахованного лица. Сведения в отношении 1 застрахованного лица не были приняты и учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В тот же день страхователю было направлено уведомление от 26.04.2022 о несоответствиях и ошибках, для устранения в 5-дневный срок.
По состоянию на 23.05.2022 достоверные сведения на 1 застрахованного лица не поступили, о чем составлен акт N 074S18220005769 от 23.05.2022, который направлен страхователю по электронным каналам связи.
Решением Отделения от 23.06.2022 N 074S19220006509 ответчик был привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей. 12.07.2022 в адрес учреждения отделением выставлено требование N 074S01220005637 об уплате финансовых санкций 500 рублей в срок до 01.08.2022. В добровольном порядке требование об уплате штрафа не исполнено.
Отчетность по форме СЗВ-М (исх) за январь 2022 представленная в установленный срок, содержала ошибку в отношении 4 застрахованных лиц, о чем было направлено уведомление от 18.05.2022.
Уточненные сведения по 2 застрахованных лицам были предоставлены страхователем с нарушением установленного 5-дневного срока, представлены по форме СЗВ-М (доп) только 27.05.2022, о чем составлен акт N 074S18220006837 от 17.06.2022, который направлен страхователю по электронным каналам связи.
Решением Отделения от 21.07.2022 N 074S19220007655 ответчик был привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 рублей. 12.07.2022 в адрес учреждения отделением выставлено требование N 074S01220006753 об уплате финансовых санкций 1 000 рублей в срок до 26.08.2022. В добровольном порядке требование об уплате штрафа не исполнено.
Отчетность по форме СЗВ-М (исх) за февраль 2022 представленная в установленный срок, содержала ошибку в отношении 1 застрахованного лица, о чем было направлено уведомление от 15.03.2022.
Достоверные сведения на 1 застрахованного лица не поступили в установленный срок, о чем составлен акт N 074S18220004266 от 19.04.2022, который направлен страхователю по электронным каналам связи.
Решением Отделения от 27.05.2022 N 074S19220005137 ответчик был привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей. 16.06.2022 в адрес учреждения отделением выставлено требование N 074S01220004540 об уплате финансовых санкций 500 рублей в срок до 05.07.2022. В добровольном порядке требование об уплате штрафа не исполнено.
При проведении контрольных мероприятий были выявлены ошибки (несоответствия) представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год и сведениями о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование из расчетов по страховым взносам, представленных страхователем за 2017 в налоговый орган.
Страхователю было направлено уведомление от 13.10.2020 N 13351. По истечении пяти рабочих дней имеющиеся ошибки и несоответствия не были устранены в отношении 3 застрахованных лиц, о чем составлен акт N 074S182200012577 от 11.12.2020, который направлен страхователю по электронным каналам связи.
Решением пенсионного фонда от 19.01.2021 N 074S19220000399 ответчик был привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1500 рублей. 03.02.2021 в адрес учреждения выставлено требование N 074S01210000930 об уплате финансовых санкций 1 500 рублей в срок до 24.02.2021. В добровольном порядке требование об уплате штрафа не исполнено.
При проведении контрольных мероприятий были выявлены ошибки (несоответствия) представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год и сведениями о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование из расчетов по страховым взносам, представленных страхователем за 2018 в налоговый орган.
Страхователю было направлено уведомление от 13.10.2020 N 13351. По истечении пяти рабочих дней имеющиеся ошибки и несоответствия не были устранены в отношении 1 застрахованного лица, о чем составлен акт N 074S182200012581 от 11.12.2020, который направлен страхователю по электронным каналам связи.
Решением пенсионного фонда от 19.01.2021 N 074S19220000400 ответчик был привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей. 03.02.2021 в адрес учреждения выставлено требование N 074S01210000931 об уплате финансовых санкций 500 рублей в срок до 24.02.2021. В добровольном порядке требование об уплате штрафа не исполнено.
При проведении контрольных мероприятий были выявлены ошибки (несоответствия) в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год и формам СЗВ-М, представленных страхователем за 2020 год.
Страхователю было направлено уведомление от 09.04.2021 N 13351. По истечении пяти рабочих дней имеющиеся ошибки и несоответствия не были устранены в отношении 1 застрахованного лица.
Кроме того, направленные страхователем 16.04.2021 отчетности по форме СЗВ-СТАЖ доп. не устранило имеющиеся несоответствия в форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год ввиду неподачи отчетности по форме СЗВ-СТАЖ корр.
Поскольку страхователем представлены неполные и недостоверные сведения в отношении 1 лица по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, составлен акт N 074S18210004575 от 09.06.2021, направленный страхователю по каналам связи.
Решением N 074S19210005598 от 09.07.2021 страхователь привлечен к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 500 руб. 26.07.2021 в адрес учреждения выставлено требование N 074S01210005341 об уплате штрафа в срок до 13.08.2021. В добровольном порядке требование об уплате штрафа не исполнено.
При проведении контрольных мероприятий выявлены ошибки (несоответствия) в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год со сведениями о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (ОПС) из расчетов по страховым взносам, представленных страхователем за 2020 год.
В этой связи страхователю 21.05.2021 направлено уведомление N 13351. по истечении пяти дней имеющиеся ошибки не устранены в отношении 1 застрахованного лица, о чем составлен акт N 074S18210005613 от 12.07.2021, который направлен должнику по каналам связи.
Решением от 10.08.2021 N 074S19210006515 страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей. 25.08.2021 в адрес страхователя выставлено требование N 074S01210006152 об уплате штрафа в срок до 14.09.2021. В добровольном порядке требование об уплате штрафа не исполнено.
Также при проведении контрольных мероприятий выявлены ошибки (несоответствия) в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год и формам СЗВ-М, представленных страхователем в 2021 году.
10.08.2022 страхователю направлено уведомление N 013351. По истечении пяти рабочих дней имеющиеся ошибки не были устранены в отношении 21 застрахованного лица, о чем составлен акт N 074S18220009582 от 03.10.2022, который направлен по электронным каналам связи.
07.11.2022 принято решение N 074S19220010303 о привлечении страхователя к ответственности за представление неполных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в виде штрафа в сумме 10 500 руб. В адрес страхователя выставлено требование от 23.11.2022 N 074S01220009191 об уплате штрафа в срок до 13.12.2022. В добровольном порядке требование об уплате штрафа не исполнено.
В связи с неисполнением вышеуказанных требований в добровольном порядке Отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 29.1 АПК РФ о выдаче судебного приказа.
Определением суда от 29.12.2022 по делу N А59-7052/2022 отказано в выдаче судебного приказа.
Поскольку до настоящего времени требования в добровольном порядке не исполнены, Отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании санкций в общем порядке, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном и социальном страховании, установлены Законом N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для обеспечения реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ органы Фонда обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в том числе, пунктами 2, 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что применительно к положениям статьи 17 Закона N 27-ФЗ неполными либо недостоверными сведениями являются не отраженные либо заведомо не соответствующие действительности сведения о застрахованных лицах, препятствующие осуществлению индивидуального (персонифицированного) учета.
В рассматриваемом случае, вменяя страхователю выявленные ошибки в поданной форме СЗВ-М за август 2021, февраль 2022 года, Пенсионный фонд указывает на то, что по застрахованным лицам учреждением неверно указаны отчества застрахованных лиц.
Между тем, допущенные страхователем указанные технические опечатки при указании отчеств застрахованных лиц при заполнении электронной формы СЗВ-М (исходная) за август 2021 и февраль 2022 года, поданных в установленный законом срок, не привели к искажению данных сведений и не препятствовали идентификации застрахованного лица.
Как следствие, у Пенсионного фонда отсутствовали законные основания для привлечения общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за данные нарушения.
Относительно привлечения учреждения к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2020, 2021 годы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На момент принятия решений о привлечении к ответственности действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н).
Согласно пункту 37 Инструкции N 211н контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 40 Инструкции N 211н установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, в целом по смыслу указанных положений законодатель допускает привлечение к ответственности страхователя только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки, о котором страхователь информируется путем направления соответствующего уведомления.
В свою очередь, анализ представленных в материалы дела документов показывает, что Пенсионным фондом в адрес учреждения были направлены следующие уведомления: от 13.10.2022 относительно выявленных несоответствий в форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, от 13.10.2022 относительно выявленных несоответствий в форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, от 09.04.2021 и 21.05.2021 относительно выявленных несоответствий в форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, от 10.08.2022 относительно выявленных несоответствий в форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
В качестве доказательств направления вышеуказанных уведомлений об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у органа ПФР, сформированного пенсионным фондом и направленного страхователю по телекоммуникационным каналам связи, представлены выписки о движении сообщений по данным каналам связи "Реестр документов. Страхователь МАОУ СОШ N 8 им. генерал-лейтенанта В.Г.Асапова города Южно-Сахалинска N 074-001-013351", которые, однако не содержат даты и времени получения названных уведомлений адресатом отправления (страхователем).
При этом иных доказательств получения страхователем уведомлений от 13.10.2022, 09.04.2021, 21.05.2021, 10.08.2022, в том числе, лично под расписку, или по почте заказным письмом, пенсионный фонд не представил.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что уведомление и протокол отчетности был доступен для ознакомления страхователя, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.03.2020 N 178п утвержден Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 17 Порядка N 178п датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.
Датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через Кабинет страхователя, считается дата их размещения в Кабинете страхователя. При размещении в Кабинете страхователя документов в электронном виде от территориальных органов ПФР автоматически формируется и размещается в Кабинете страхователя электронный документ "Уведомление о доставке" (пункт 18 Порядка N 178п).
В пункте 38 Инструкции N 211н, установлено, что датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации именно дата получения уведомлений страхователем является значимой для целей исчисления срока по представлению данных.
В этой связи, для привлечения учреждения к ответственности Пенсионный фонд должен располагать подтверждением о получении информационной системой страхователя уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в виде электронного уведомления о доставке. То есть, данный документ должен исходить от муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 8 имени генерал-лейтенанта В.Г. Асапова города Южно-Сахалинска" и подтверждать прочтение входящего письма.
Между тем, в рассматриваемом случае таких документов суду в нарушение статьи 65 АПК РФ представлено не было, поскольку представленные скриншоты программы "АРМ Приема ПФР" реестра документов подтверждают только дату отправления уведомлений, однако, сведения о получении страхователем вышеуказанных уведомлений отсутствуют.
Ссылки пенсионного фонда на то, что поступившие на сервер уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий и протокол отчетности были доступны в тот же момент для прочтения страхователем не могут быть приняты во внимание как противоречащие сведениям, отраженным в скриншотах программы, которая в графах "время получения" не содержит соответствующих отметок в отношении спорных уведомлений.
Относительно непредоставления в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2022 в отношении двух лиц, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как усматривается из материалов дела, первоначально сведения в отношении работающих лиц по форме СЗВ-М за период январь 2022 года были представлены учреждением в Пенсионный фонд 15.02.2022, то есть в установленный законом срок.
Впоследствии отделением в адрес страхователя по каналам электронной связи направлено уведомление от 18.05.2022 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении 4 застрахованных лиц.
При этом сведения в отношении 2 лиц по форме СЗВ-М с типом "доп." представлены 27.05.2022, что расценено Пенсионным фондом как предоставление соответствующих уточненных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в нарушение установленного порядка по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления.
Суд апелляционной инстанции не может признать данную позицию обоснованной, поскольку, проанализировав представленный в материалы дела скриншот страницы программы "АРМ Приема ПФР", установил, что в нем зафиксировано время отправления Пенсионным фондом уведомления об устранении ошибок - 18.05.2022 в 11 часов 12 минут, при этом в графе "Время получения" указанного скриншота не содержатся сведения о дате и времени его непосредственного получения страхователем. Уточненные сведения представлены учреждением 27.05.2022.
Таким образом, Пенсионным фондом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств получения учреждением спорного уведомления 18.05.2022 и, как следствие, наличия просрочки предоставления учреждением дополняющих сведений по форме СЗВ-М за январь 2022 года, что, вопреки позиции апеллянта, исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафных санкций недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Соответственно, принимая во внимание, что правовых и фактических оснований для взыскания с учреждения финансовой санкции в размере 15 500 рублей по статье 17 Закона N 27-ФЗ не имелось, суд первой инстанции обоснованно отказал Пенсионному фонду в удовлетворении предъявленных требований.
Иное толкование Пенсионным фондом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Сахалинской области (резолютивная часть) от 09.03.2023 по делу N А59-57/2023, мотивированное решение от 23.03.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-57/2023
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МАОУ СОШ N8 им. генерал-лейтенента В.Г.Асапова г.Южно-Сахалинска