Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2023 г. N 09АП-29059/23 по делу N А40-238918/2022
город Москва |
|
17 июня 2023 г. |
дело N А40-238918/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.06.2023.
Полный текст постановления изготовлен 16.06.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Серебренникова В.Б.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2023 по делу N А40-238918/22
по заявлению индивидуального предпринимателя Серебренникова В.Б.
к ИФНС России N 7 по г. Москве
о признании недействительным решением;
при участии:
от заявителя - Серебренников В.Б., паспорт, Виноградская Я.С. по доверенности от 01.06.2023;
от заинтересованного лица - Антонов М.Е. по доверенности от 05.10.2022, Марушкина Е.В. по доверенности от 30.08.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2023 в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Серебренниковым В.Б. требований о признании недействительным решения ИФНС России N 7 по г. Москве от 06.04.2022 N 13-11/РО/6, отказано.
Предприниматель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Предприниматель и представители налогового органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 по всем налогам, сборам, страховым взносам, о чем составлен акт выездной налоговой проверки от 27.10.2021 N 09-11/А/11, по результатам дополнительных мероприятий выездной налоговой проверки составлено дополнение к акту выездной налоговой проверке от 14.02.2022 N 13/11/ДА/1.
06.04.2022 инспекцией вынесено решение N 13-11/РО/6 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением УФНС России по г. Москве апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
В обоснование своей позиции, предприниматель указывает на нарушение органом налогового контроля процедуры проведения проверки; при подписании акта выездной налоговой проверки от 27.10.2021 N 09-11/А/11 в графе "Сведения о лицах, проводивших налоговую проверку, и их подписи" в п. 3 за начальника отдела процедуры банкротства произведена подпись за Дроздову Ю.С. иным лицом, а именно: Жуковой Л.В. с элементами подражания подписям Дроздовой Ю.С. и Сергеевой О.А. со ссылками на заключение специалиста N 13-02-2/23 от 13.02.2023.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. п. 3.17, 3.18 Положения об отделе обеспечения процедуры банкротства ИФНС России N 7 по г. Москве, к основным функциям отдела обеспечения процедуры банкротства относится участие в установленном порядке в рассмотрении материалов выездных налоговых проверок, в ходе которых установлено несоблюдение условий, изложенных в ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также взаимодействие со структурными подразделениями инспекции при проведении мероприятий налогового контроля, направленных на выявление и закрепление доказательств, имеющих значение для последующего устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, по налогоплательщикам, в отношении которых выявлен риск отсутствия взыскания доначисленных сумм по результатам выездной налоговой проверки или предполагаемая сумма доначислений по выездной налоговой проверке более 50.000.000 руб.
Данные функции осуществляются отделом обеспечения процедуры банкротства в соответствии с положениями приказов Федеральной налоговой службы.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 12.04.2016 N 65 "Об утверждении регламента взаимодействия структурных подразделений налоговых органов по вопросу организации централизованных и скоординированных бизнес - процессов планирования, проведения мероприятий налогового контроля, осуществления судебно - правовой и методологической работы в рамках контрольной работы", во исполнение письма от 08.04.2015 N ЕД-5-2/575ДСП@ "Об организации нового порядка взаимодействия структурных подразделений налоговых органов в рамках контрольной работы", рекомендаций от20.02.2016 N ГД-5-8/252дсп@ и от 16.03.2016 N ГД-5-8/389ДСП@ в целях повышения эффективности обеспечения поступлений в бюджет Российской Федерации начисленных налогов (сборов), пеней, штрафов, образовавшихся по результатам выездных налоговых проверок, приказано: - сформировать единую проверяемую группу из сотрудников отделов инспекции в соответствии с Порядком взаимодействия отделов урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства с отделом камеральных проверок, осуществляющим предпроверочный анализ, и отделами выездных налоговых проверок; проводить взаимодействие отделов урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства с отделом, осуществляющим предпроверочный анализ и отделами выездных налоговых проверок в соответствии с рекомендациями Федеральной налоговой службы от 20.02.2016 N ГД-5-8/252дсп@ "О взаимодействии структурных подразделений налоговых органов для повышения эффективности взыскания в процедурах банкротства по результатам ВНП" и от 16.03.2016 N ГД-5-8/389ДСП@ "О взаимодействии структурных подразделений налоговых органов с целью повышения эффективности взыскания задолженности по результатам выездных налоговых проверок".
Согласно Порядку и в соответствии с рекомендациями Федеральной налоговой службы от 20.02.2016 N ГД-5-8/252дсп@ "О взаимодействии структурных подразделений налоговых органов для повышения эффективности взыскания в процедурах банкротства по результатам выездных налоговых проверок", отдел камеральных проверок, осуществляющий предпроверочный анализ, ежеквартально по мере готовности заключений по результатам предпроверочного анализа налогоплательщиков, в отношении которых предполагаемая сумма доначислений по выездной налоговой проверке составляет более 50.000.000 руб., направляет проекты заключений в отдел обеспечения процедуры банкротства, а также направляет информацию об отборе налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок в отдел урегулирования задолженности для проведения анализа платежеспособности налогоплательщика.
В свою очередь отдел обеспечения процедуры банкротства после получения проектов заключений производит анализ сведений о налогоплательщике, а именно: о состоянии расчетов с бюджетом и другими кредиторами; о возбужденных и неоконченных исполнительных производствах; о финансовом состоянии; о совершенных сделках, направленных на вывод активов; о рисках неплатежеспособности (рисках невозможности устранения последствий предполагаемых налоговых правонарушений); мониторинг картотеки арбитражных дел на предмет возбуждения в отношении налогоплательщика производства по делу о банкротстве; формирует предложения по мероприятиям налогового контроля, которые целесообразно провести в ходе выездной налоговой проверки при наличии риска неплатежеспособности налогоплательщика; - иные мероприятия, направленные на выявление источников обеспечения поступлений по результатам выездной налоговой проверки, в том числе путем возмещения ущерба аффилированными, заинтересованными, контролирующими по отношению к налогоплательщику и иными лицами.
По результатам анализа делаются выводы об общем состоянии платежеспособности налогоплательщика.
Включение сотрудника отдела обеспечения процедуры банкротства инспекции в состав проверяющей группы осуществляется в случаях: наличия рисков неплатежеспособности, отраженных в приложении к заключению; если размер предполагаемых доначислений по результатам выездной налоговой проверки (а также суммы кредиторской задолженности по данным бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату) превышает 50 % балансовой стоимости имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента); включение сотрудника отдела банкротства соответствующего налогового органа в состав единой проектной группы обязательно.
В случае отсутствия в составе единой проектной группы сотрудника отдела обеспечения процедуры банкротства, данный сотрудник включается в её состав на стадии проведения выездной налоговой проверки незамедлительно: при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о возможности установлении в ходе проверки налоговых правонарушений, свидетельствующих о неуплате налогов в сумме свыше 50.000.000 руб.; при совершения налогоплательщиком действий по отчуждению имущества в пользу взаимозависимых и иных лиц, в том числе передачи имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, и иных случаев отчуждения; при подачи проверяемым налогоплательщиком или иными лицами заявления в суд о признании его несостоятельным (банкротом); в случае возложения на налогоплательщика финансовых (имущественных) обязательств на условиях, влекущих ухудшение его финансового положения (договоры поручительства, займа, залога, долгосрочной аренды, лизинга, переуступка прав требований и др.); в иных случаях по решению начальника инспекции, свидетельствующих об отсутствии перспективы поступлений в полном объеме сумм, предполагаемых к доначислению по результатам выездной налоговой проверки.
Должностное лицо отдела обеспечения процедуры банкротства соответствующего налогового органа в ходе проведения выездной налоговой проверки, а также оформления ее результатов и рассмотрения материалов проверки в рамках единой проектной группы осуществляет, при необходимости с участием других структурных подразделений соответствующего налогового органа в рамках их компетенции, мониторинг текущей платежеспособности налогоплательщика, в том числе: о фактах вывода активов, зачислении выручки на счета других организаций, о крупных сделках по отчуждению имущества и иных действиях налогоплательщика, повлиявших на его финансовое состояние; о предоставленных займах, вексельных оборотах, договорах поручительства, залога, лизинга, банковских гарантий и т.д.; о финансовом состоянии налогоплательщика с указанием наличия (отсутствия) признаков несостоятельности (банкротства), сведений о достаточности (недостаточности) имущества; о подаче документов проверяемым лицом для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
В связи с чем, при включении в состав единой проверяющей группы сотрудников отдела обеспечения процедуры банкротства соответствующего налогового органа в акте выездной налоговой проверки отражаются как результаты мероприятий налогового контроля, так и следующая информация: о фактах вывода денежных средств, зачислении выручки на счета других организаций, о крупных сделках по отчуждению имущества и иных действиях налогоплательщика, повлиявших на его финансовое состояние; о предоставленных займах, вексельных оборотах, договорах поручительства, залога, лизинга, банковских гарантий и т.д.; о финансовом состоянии налогоплательщика с указанием наличия - (отсутствия) признаков несостоятельности (банкротства), сведений о достаточности (недостаточности) имущества; об иных результатах выездной налоговой проверки, указывающих на обстоятельства, имеющие значения для устранения последствий совершенных налоговых правонарушений посредством поступления неуплаченных сумм налогов.
Таким образом, сотрудник отдела обеспечения процедуры банкротства соответствующего налогового органа включается в состав единой проектной группы с целью установления обстоятельств, имеющих значение для наиболее полного обеспечения поступлений по результатам выездной налоговой проверки, в том числе формирования конкурсной массы в процедурах банкротства, выявления оснований и сбора документально подтвержденной информации для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, предъявления причиненных убытков, направления материалов в правоохранительные органы в соответствии со ст. ст. 195, 196, 197, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, оспаривания сделок в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и (или) главы III.I Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", использования иных способов возмещения ущерба аффилированными, заинтересованными, контролирующими по отношению к налогоплательщику и иными лицами и отражения соответствующих сведений в акте выездной налоговой проверки в части своей компетенции.
Предприниматель указывает на то, что акт выездной налоговой проверки от 27.10.2021 N 09-11/А/11 подпись должностного лица налогового органа, проводившего проверку, сфальсифицирована, выполнена не этим должностным лицом, а другим неустановленным лицом, что, по мнению предпринимателя, не может доказывать факты налоговых правонарушений проверяемого налогоплательщика и являться основой решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, фальсификация подписи должностного лица в акте является основанием для отмены оспариваемого решения.
Вместе с тем, судом установлено, что при проведении выездной налоговой проверки в состав проверяющей группы включен начальник отдела обеспечения процедуры банкротства - Дроздова Ю.С., на момент вынесения акта выездной налоговой проверки от 27.10.2021 N 09- 11/А/11, Дроздова Ю.С. временно нетрудоспособна, в связи с чем, обязанности начальника отдела обеспечения процедуры банкротства возложены на заместителя начальника отдела Маслову О.М., которая и поставила подпись в акте выездной налоговой проверки в сведениях о лицах, проводивших налоговую проверку.
Впоследствии при вынесении дополнения к акту налоговой проверки от 14.02.2022 N 13-11/ДА/1, подписаны непосредственно Дроздовой Ю.С.
Из этого следует, что акт и дополнения к акту составлены в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
Представленное предпринимателем заключение специалиста от 13.02.2023 N 13-02-1/23, в котором содержится вывод о том, что подписи от имени Дроздовой Ю.С. в графе "начальник отдела обеспечения процедуры банкротства" акта налоговой проверки N 09-11/А/11 от 27.10.2021 и дополнения к акту налоговой проверки N 13-11/ДА/1 от 14.02.2022 могли быть выполнены одним лицом в измененном состоянии, судом не принимается, поскольку не подписание акта проверки частью проверяющих, не является существенным нарушением, влекущим отмену решения налогового органа.
Следует отметить, что факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, может указывать на нарушение требований внутреннего регламента, а не на нарушение существенных прав проверяемого налогоплательщика, поскольку в соответствии с положениями ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации право принятия решения о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не лицу, подписавшему акт налоговой проверки, а руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, уполномоченному принимать решение по вопросу о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения на основе анализа собранных материалов и предварительных предложений, изложенных в акте налоговой проверки.
Акт выездной налоговой проверки, как следует из положений ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для оформления результатов данной проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков.
Акт налоговой проверки не является ненормативным правовым актом, не нарушает права налогоплательщика (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2010 N 766-0-0).
Пунктом 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено безусловное основание отмены решения налоговой инспекции не только в случае непредставления налогоплательщику возможности участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, но и в случае необеспечения возможности представления объяснений по материалам проверки, в том числе полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
Согласно ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения, которое принято по итогам налоговой проверки, является только не обеспечение налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения.
Все прочие нарушения процедуры проверки не являются безусловным основанием для отмены решения, которое принято по ее итогам.
В связи с чем доводы предпринимателя о процессуальных нарушениях отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что предприниматель ознакомлен с материалами выездной налоговой проверки, заявителю предоставлена возможность на представление соответствующих возражений по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, в том числе, дополнительных; заявитель надлежащим образом извещен о датах рассмотрения материалов налоговой проверки и результатах их рассмотрения и дополнительных мероприятий налогового контроля и результатах их рассмотрения на основании извещений о вызове; налоговым органом соблюдены права общества в соответствии с законодательством о налогах и сборах; действия инспекции соответствуют требованиям ст. ст. 89, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и направлены на обеспечение возможности участия налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки, дачи объяснений по составленным дополнениям к акту проверки и вынесения объективного решения с учетом проверки всех доводов налогоплательщика, изложенных в письменных возражениях по акту и дополнениям к акту.
Из положений ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 N 790-О, п. 38 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что сроки проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не являются пресекательными, то есть дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений.
Из материалов дела следует, что все дополнительно представленные документы относились непосредственно к доказательственной базе по нарушениям, описанным в акте проверки; к выявлению новых правонарушений данные мероприятия не относились.
Довод предпринимателя о том, что текст оспариваемого решения от 06.04.2022 N 13-11/РО/6, полученного налогоплательщиком в электронной форме является нечитаемым, отклоняется, поскольку оригинал решения, подписанный заместителем начальника инспекции Бобковой О.Ю. 13.04.2022 направлен в адрес предпринимателя заказной корреспонденцией с описью вложения (номер почтового идентификатора N 10506470006940) по адресу места жительства.
Письмо согласно реестру отправки заказной почтовой корреспонденции и отчету об отслеживании заказного почтового отправления вернулось обратно по истечении срока хранения.
Кроме того, оспариваемое решение налоговым органом направлено в адрес предпринимателя 13.04.2022 по ТКС и получено им 21.04.2022, что подтверждается самим заявителем.
Из представленных документов усматривается, что дефекты в тексте решения, которое направлено налогоплательщику по ТКС, касаются только табличных форм документа.
Заявитель не лишен возможности обратиться в инспекцию для ознакомления с текстом решения либо получения копии данного решения, которое направлялось в адрес налогоплательщика, для своевременной подготовки апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, как необоснованные. Нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2023 по делу N А40-238918/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-238918/2022
Истец: Серебренников Вадим Борисович
Ответчик: ИФНС России N7 по г. Москве