г. Владивосток |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А51-4383/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эвокс",
апелляционное производство N 05АП-2855/2023
на решение от 04.05.2023
судьи О.А. Жестилевской
по делу N А51-4383/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эвокс" (ИНН2511119715, ОГРН1222500007223)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН2540171519, ОГРН1112540003982)
при участии: стороны не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Эвокс" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Эвокс") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления от 09.03.2023 N 51/03/04-15-10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - ответчик, инспекция, ГЖИ Приморского края, административный орган), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250.000 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2023 оспариваемое постановление административного органа изменено в части размера назначенного административного штрафа до 125.000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК "Эвокс" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 04.05.2023 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что в действиях ООО УК "Эвокс" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, поскольку вменяемое обществу правонарушение, выразившееся в начислении платы за коммунальную услугу по водоснабжению потребителям по адресам: адрес, исходя из норматива потребления, а не согласно показаниям общедомовых приборов учета, не относится к числу лицензионных требований. По мнению апеллянта, действия общества должны квалифицироваться по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ "Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие ГЖИ Приморского края, ООО УК "Эвокс".
К судебному заседанию через канцелярию суда от ГЖИ Приморского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее:
ООО УК "Эвокс" имеет право на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 025000635 от 20.06.2022, выданной государственной жилищной инспекцией Приморского края.
Постановлением Администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 26.08.2022 N 122, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) общество определено управляющей организацией для многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных на территории Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, сроком на 1 год или до выбора собственниками помещений в МКД способа управления МКД или до заключения договора управления МКД с управляющей организацией по результатам открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления МКД.
Между администрацией Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края и ООО УК "Эвокс" заключен договор управления МКД от 26.08.2022 сроком на 1 год или до выбора собственниками помещений в МКД способа управления МКД или до заключения договора управления МКД с управляющей организацией по результатам открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления МКД.
Период управления определен с 14.09.2022 по 13.09.2023.
Инспекцией на основании решения от 20.01.2023 N 51/03/04-11-4 в период с 31.01.2023 по 03.02.2023 проведена внеплановая выездная проверка ООО УК "Эвокс", осуществляющего управление МКД по адресам: Приморский край, Хасанский район, пгт. Краскино, ул. Строительная, д. 3, ул.Ленина, д. 41, ул. Стадионная, д. 2, ул. Махалина, д. 8, ул. Стадионная, д. 1, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований в связи с поступившими в адрес Инспекции и зарегистрированными обращениями собственников помещений в МКД от 15.12.2022 N 51гр-10920, от 20.12.2022 N 51гр10978, от 27.12.2022 N 51гр-11281, от 27.12.2022 N 51гр-11282, от 27.12.2022 N 51гр11325, от 29.12.2022 N 51гр-11419, от 30.12.2022 N 51гр-11444, от 30.12.2022 N 51гр11472, от 10.01.2023 N 51гр-15, от 17.01.2023 N 51гр-334, от 17.01.2022 N 51гр-335, от 17.01.2023 N 51гр-336, от 19.01.2023 N51гр-538.
В ходе проведенной проверки выявлен ряд нарушений:
- по адресу ул. Ленина, д.41 в шт. Краскино Хасанского района Приморского края придомовая территория, в том числе пешеходные дорожки, от снега и наледи не' очищена, противогололедными материалами не обработана, на придомовой территории имеется мелкий бытовой мусор, в подъездах следы проведения влажной уборки отсутствуют, на окнах, стенах, лестничных пролетах и площадках имеется большое наслоение пыли, паутина, нарушено лакокрасочное покрытие, требуется ремонт подъездов, имеются признаки подтопления подвального помещения канализационными стоками;
- по адресу ул. Строительная, д.З в пгт. Краскино Хасанского района Приморского края на придомовой территории имеется мелкий бытовой мусор и наледь, обработка противогололедными материалами не производилась, в подъездах на лестничных пролетах и площадках большое наслоение пыли, паутина, мусор, окна в пыли и паутине, электрические щиты открыты, т.е. не ограничен доступ к электрооборудованию;
- по адресу ул. Стадионная, д.1 в пгт. Краскино Хасанского района Приморского края на придомовой территории имеется большое количество бытового мусора, в подъездах следы уборки, в том числе влажной, отсутствуют, требуется ремонт, имеется разрушение балконных плит;
- по адресу ул. Стадионная, д.2 в пгт. Краскино Хасанского района Приморского края на придомовой территории имеется скопление бытового мусора, в подъездах следы уборки, в том числе влажной, отсутствуют, требуется ремонт;
- по адресу ул. Махалина, д.8 в пгт. Краскино Хасанского района Приморского края на придомовой территории, в том числе при входе в подъезды, имеется наледь, территория не посыпана песко-солевой смесью, имеется мелких бытовой мусор, в подъездах уборка не производится, на окнах, стенах, лестничных пролетах и площадках наслоение пыли, паутина, имеется разрушение лакокрасочного покрытия, требуется ремонт.
Во всех вышеуказанных многоквартирных домах на досках объявлений отсутствуют сведения об управляющей организации.
09.03.2023 по результатам рассмотрения материалов дела об административного нарушении, заместителем руководителя инспекции - начальником Уссурийского территориального отдела государственной жилищной инспекции Приморского края вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 51/03/04-15- 10, которым общество признано виновным по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административно штрафа в размере 250.000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, удовлетворенным судом в части снижения размера административного штрафа до 125.000 рублей.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям:
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3 статьи 211 АПК РФ).
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Частью 2 статьи 193 ЖК РФ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Как установлено подпунктом "а" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, помимо прочего, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б").
Правилами N 491 также определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт "г" пункта 11 Правил N 491).
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" к работам по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (придомовая территория), в холодный период года относится, в том числе уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), которые определяют требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда.
В соответствии с пунктом 11(1) Правил N 491, пунктом 23 Минимального перечня N 290 установлена обязанность управляющей организации выполнять работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:
- сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
- влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
- мытье окон;
- очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);
- проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Согласно пункту 11(1) Правил N 491, пункту 24 Минимального перечня N 290 установлена обязанность управляющей организации выполнять работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года:
- очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;
- сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
- очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);
- очистка придомовой территории от наледи и льда; -очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;
- уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Разделом III Правил N 170 установлены требования к содержанию помещений и придомовой территории.
Пл. "б" п. 31 раздела VIII Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, установлено, что в случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом:
- наименование (фирменное наименование) управляющей организации, номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет";
- контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; - уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме либо потребовать присутствия таких собственников и пользователей или их. представителей в помещении в многоквартирном доме в определенное время, с указанием времени проведения таких мероприятий;
- уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.
В соответствии с пп. "д" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" лицензиат обязан организовывать оказание услуг и выполнение работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе осуществлять контроль за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями (подрядными организациями).
Частью 2 статьи 36 Федерального Закона от 30.12.2009 N 384 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3.4.1, 4.1.3, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья. Подвальные помещения должны быть сухими и чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Эвокс" на основании постановления Администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 26.08.2022 N 122, договора управления МКД от 26.08.2022 приняло на себя обязательства на возмездной основе за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах и управлению домами, в том числе, в домах по адресам: Приморский край, Хасанский район, пгт. Краскино, ул. Строительная, д. 3, ул. Ленина, д. 41, ул. Стадионная, д. 2, ул. Махалина, д. 8, ул. Стадионная, д. 1.
Таким образом, осуществляя специализированную деятельность по управлению и содержанию жилого фонда, общество является лицом, ответственным за содержание общего имущества данных многоквартирных домов, обязанным соблюдать правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Между тем, в нарушение приведенных выше норм права в ходе проведения внеплановой выездной проверки было установлено, что по адресу ул. Ленина, д.41 в шт. Краскино Хасанского района Приморского края придомовая территория, в том числе пешеходные дорожки, от снега и наледи не очищена, противогололедными материалами не обработана, на придомовой территории имеется мелкий бытовой мусор, в подъездах следы проведения влажной уборки отсутствуют, на окнах, стенах, лестничных пролетах и площадках имеется большое наслоение пыли, паутина, нарушено лакокрасочное покрытие, требуется ремонт подъездов, имеются признаки подтопления подвального помещения канализационными стоками;
- по адресу ул. Строительная, д. З в пгт. Краскино Хасанского района" Приморского края на придомовой территории имеется мелкий бытовой мусор и наледь, обработка противогололедными материалами не производилась, в подъездах на лестничных пролетах и площадках большое наслоение пыли, паутина, мусор, окна в пыли и паутине, электрические щиты открыты, т.е. не ограничен доступ к электрооборудованию;
- по адресу ул. Стадионная, д.1 в пгт. Краскино Хасанского района Приморского края на придомовой территории имеется большое количество бытового мусора, в подъездах следы уборки, в том числе влажной, отсутствуют, требуется ремонт, имеется разрушение балконных плит;
- по адресу ул. Стадионная, д.2 в пгт. Краскино Хасанского района Приморского края на придомовой территории имеется скопление бытового мусора, в подъездах следы уборки, в том числе влажной, отсутствуют, требуется ремонт;
- по адресу ул. Махалина, д.8 в пгт. Краскино Хасанского района Приморского края на придомовой территории, в том числе при входе в подъезды, имеется наледь, территория не посыпана песко-солевой смесью, имеется мелких бытовой мусор, в подъездах уборка не производится, на окнах, стенах, лестничных пролетах и площадках наслоение пыли, паутина, имеется разрушение лакокрасочного покрытия, требуется ремонт. Во всех вышеуказанных многоквартирных домах на досках объявлений отсутствуют сведения об управляющей организации.
Факт допущенного нарушения лицензионных требований подтверждается лицензией N 025000635 от 20.06.2022, обращениями собственников помещений в МКД от 15.12.2022 N 51гр-10920, от 20.12.2022 N 51гр10978, от 27.12.2022 N 51гр-11281, от 27.12.2022 N 51гр-11282, от 27.12.2022 N 51гр11325, от 29.12.2022 N 51гр-11419, от 30.12.2022 N 51гр-11444, от 30.12.2022 N 51гр11472, от 10.01.2023 N 51гр-15, от 17.01.2023 N 51гр-334, от 17.01.2022 N 51гр-335, от 17.01.2023 N 51гр-336, от 19.01.2023 N 51гр-538, постановлением Администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 26.08.2022 N 122, договором управления МКД от 26.08.2022, актом N 51/03/04-16-6 от 03.02.2023 о внеплановой выездной проверки, протоколом об административном правонарушении от 15.02.2023 N 51/03/04-13-6 и иными материалами административного дела.
Следовательно, действия (бездействие) общества, допустившего нарушение лицензионных требований в рамках предпринимательской деятельности по управлению указанными многоквартирными домами, образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Выражая несогласие с квалификацией объективной стороны административного правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, общество указало, что в данном событии усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ. Указанный довод рассмотрен апелляционной коллегией и подлежит отклонению ввиду следующего.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019), квалификация действий (бездействия) управляющей организации по части 1 статьи 7.23.3 или части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ зависит от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.
При этом при рассмотрении дела об административном правонарушении с учетом требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела.
Нарушения со стороны управляющей организации могут быть связаны как с выполнением лицензионных требований, так и с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае имеет место нарушение лицензионных требований, поскольку в ходе контрольных мероприятий было установлено, что управляющая компания не осуществляет надлежащее содержание общего имущества спорных МКД, что противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ, Правил N 491, Правил N 170.
Таким образом, административным органом дана верная квалификация совершенному правонарушению.
Схожая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (вопрос 2).
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению лицензионных требований в области управления многоквартирными домами, каких-либо объективных препятствий к соблюдению требований жилищного законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Доказательств невозможности исполнения заявителем требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку последнее было надлежащим образом извещено о времени и месте возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делам, заявлять свои возражения.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено, с чем апелляционный суд согласен.
Из разъяснений, изложенных в пункте 21 Постановления Пленума N 5 следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Рассматриваемое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, посягает на установленный порядок осуществления лицензируемой предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, несет существенную угрозу публичным интересам, а также правам потребителей услуг общества.
Общество, получив соответствующую лицензию, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий, предъявленных к такой деятельности. Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства о лицензировании в материалы дела не представлено.
В связи с чем, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения заявителем вмененного правонарушения, учитывая пренебрежительное отношение заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, в спорной ситуации отсутствуют.
Санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП за совершение рассматриваемого правонарушения юридическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Проверка размера наложенного на управляющую компанию административного штрафа показала, что он был назначен в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности событии и состава вменяемого административного правонарушения, но посчитал возможным снизить размер наложенного административного штрафа до 125.000 рублей в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 11.03.1998 N 8-П и от 12.05.1998 N 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что наложенная административным органом санкция в размере 250.000 рублей в рассматриваемом случае не оправдывает установленной законом цели - справедливости, целесообразности и законности.
Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции у коллегии апелляционного суда отсутствуют.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку материалы дела не подтверждают наличие в данном случае исключительных обстоятельств, необходимых для применения положений указанной нормы права, учитывая важность общественных отношений, на которые посягает допущенное обществом правонарушение, обеспечивающих, в том числе, национальную безопасность.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2023 по делу N А51-4383/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4383/2023
Истец: ООО УК "ЭВОКС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ