город Томск |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А45-23849/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Ходыревой Л.Е.,
Чикашовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфёновой Д.Э., рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы (N 07АП-3726/2023(1,2) акционерного общества "Региональные электрические сети", акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" на решение от 24.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23849/2022 (судья Васютина О.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Базис" (630108, Новосибирская область, Новосибирск город, Станционная улица, дом 32, корпус 6, офис 307, ОГРН 1115476085185, ИНН 5404441867)
к акционерному обществу "Новосибирскэнергосбыт" (630099, Новосибирская область, Новосибирск город, Орджоникидзе улица, 32, ОГРН 1065407151127, ИНН 5407025576),
третьи лица: акционерное общество "Региональные электрические сети" (630102, Новосибирская область, Новосибирск город, Якушева улица, дом 16а, ОГРН 1045402509437, ИНН 5406291470), общество с ограниченной ответственностью проектно-ремонтная фирма "АльянсЭнерго" (630032, Россия, Новосибирская обл., город Новосибирск г.о., Новосибирск г., Станционная ул., зд. 30а, к. 3, офис 316-З, ОГРН 1155476094025, ИНН 5404018490), Департамент по тарифам Новосибирской области (630005, Новосибирская область, Новосибирск город, Некрасова улица, дом 54, ОГРН 1055406142208, ИНН 5406312137),
о признании действия незаконными, об обязании произвести перерасчет,
при участии в судебном заседании:
от истца: Мухачева В.Н., доверенность от 25.08.2022,
от ответчика: Чехутина Н.Г., доверенность от 15.02.2022,
от акционерного общества "Региональные электрические сети": Шубников С.М., доверенность от 23.08.2022,
от иных третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Базис" (далее - ООО "Базис") обратилось с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании действия акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" (далее - АО "Новосибирскэнергосбыт"), направленные на осуществление расчетов за потребленную электрическую энергию с применением четвертой ценовой категории по договору энергоснабжения N О-5701 от 07.06.2013, заключенного с ООО "Базис" незаконными; об обязании произвести перерасчет платы за потребляемую электрическую энергию по первой ценовой категории за период с 01.01.2022 по 31.12.2022; о взыскании судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта с момента вступления решения в законную силу за каждый календарный день неисполнения вступившего в законную силу судебного акта, начиная с 6 рабочего дня, после вступления решения в законную силу в размере 10 000 руб. до момента фактического исполнения судебного акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - АО "РЭС"), общество с ограниченной ответственностью проектно-ремонтная фирма "АльянсЭнерго" (далее - ООО ПРФ "АльянсЭнерго"), Департамент по тарифам Новосибирской области.
Решением от 24.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области суд признал действия АО "Новосибирскэнергосбыт", направленные на осуществление расчетов за потребленную электрическую энергию с применением четвертой ценовой категории по договору энергоснабжения N О-5701 от 07.06.2013, заключенного с ООО "Базис" незаконными. Обязал АО "Новосибирскэнергосбыт" произвести перерасчет платы за потребляемую ООО "Базис" электрическую энергию по первой ценовой категории за период с 01.01.2022 по 31.12.2022. Взыскал с АО "Новосибирскэнергосбыт" в пользу истца - ООО "Базис" судебную неустойку на случай неисполнения судебного акта с момента вступления решения в законную силу за каждый календарный день неисполнения вступившего в законную силу судебного акта, начиная с 6 рабочего дня, после вступления решения в законную силу в размере 5000 руб. до момента фактического исполнения судебного акта.
Не согласившись с решением, АО "РЭС" в апелляционной жалобе, просит его отменить. В обоснование указано следующее: согласно действующему законодательству, технологическое присоединение ООО "Базис" не позволяет с 01.01.2022 применение 1 ценовой категории, поскольку ООО ПРФ "АльянсЭнерго" не имело статуса сетевой организации в отношении спорной точки поставки, что в соответствии с абз. 20 п. 97 Основных положений N 442 является основанием для применения 4 или 6 ценовой категории (в случае если потребитель самостоятельно заявит о выборе 6 ценовой категории); вывод суда о том, что утрата статуса сетевой организацией ОАО "НПО "Сибсельмаш" не влечёт изменение применяемой при расчете за электроэнергию ценовой категории, не основан на нормах действующего законодательства.
АО "Новосибирскэнергосбыт" также не согласилось с решением, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование указаны доводы, аналогичные доводам АО "РЭС", полагает правомерно руководствоваться правовой нормой абзаца 26 п.97 Основных положений N 442, императивно предусматривающей применение при данных обстоятельствах четвертой ценовой категории.
ООО "Базис", ООО ПРФ "АльянсЭнерго" в отзывах просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В настоящее судебное заседание третьи лица, за исключением АО "РЭС", явку представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представители ответчика, АО "РЭС" поддержали апелляционные жалобы по изложенным в них доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителей сторон, третьего лица, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании договора энергоснабжения N О-5701 от 07.06.2013 ООО "Базис" у гарантирующего поставщика (АО "Новосибирскэнергосбыт") приобретает электрическую энергию для объекта - производственные помещения, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, д. 38. По условиям договора гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу (поставку) электрической энергии самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии, услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а ООО "Базис" - оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Поставка электрической энергии (мощности) осуществляется по ценам и тарифам в соответствии с действующим законодательством.
На момент заключения договора стороны договорились осуществлять расчеты с применением первой ценовой категории (п. 6.1 договора).
Согласно актам об осуществлении технологического присоединения от 31.07.2017, от 05.12.2016, которые являются приложениями N 2 к дополнительным соглашениям от 27.12.2016 и от 22.08.2017, производственные помещения ООО "Базис" имеют две точки присоединения к сетям сетевых организаций - ОАО "НПО "Сибсельмаш" и ОАО "Объединенная энергетическая компания" (ОАО "ОЭК"), а именно: 1. ТЭЦ-3 /Ф1037/ ЦРП-1 ОАО "НПО "Сибсельмаш" /КЛ-10 кВ/ ТП-25 ОАО "НПО "Сибсельмаш". 2. ТЭЦ-3 /Ф1046/ ЦРП-2 ОАО "НПО "Луч" /Ф30/ ТП-26 ОАО "ОЭК". ТЭЦ-3 - объект производителя электрической энергии.
Учитывая технологическое присоединение к ТЭЦ-3 опосредованно через объекты сетевых организаций, согласно п. 97 Основных положений N 442, в расчетах по договору до 2022 года применялась первая ценовая категория.
Согласно доводам ответчика с 2022 года фактические обстоятельства существенно изменились, а именно, ОАО "НПО "Сибсельмаш" и ОАО "ОЭК" перестали являться в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевыми организациями
В связи с отчуждением объектов электросетевого хозяйства (ТП-25), приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 13.12.2021 N 13-ЭЭ принято решение о прекращении ОАО "НПО "Сибсельмаш" осуществления регулируемой деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии с 01.02.2022, данное общество утратило статус сетевой организации.
ООО "Базис" 05.12.2016 предало по договору аренды 250-0207-16/А от 05.12.2016 принадлежащие ему на праве собственности объекты электросетевого хозяйства (трансформаторную подстанцию ТП-26) ОАО "Объединенная энергетическая компания", которое являлось территориальной сетевой организацией.
Согласно п. 6.1 договора аренды 250-0207-16/А от 05.12.2016 стороны определили срок его действия до 31.12.2021.
По истечении действия договора аренды 250-0207-16/А от 05.12.2016 истец передал по договору аренды N 96-04/300-21 ОБ от 29.12.2021 объекты электросетевого хозяйства (ТП-26) сетевой организации ООО ПРФ "АльянсЭнерго" для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Срок действия договора определен сторонами до 29.12.2026, однако расторгнут 30.06.2022.
Как следует из пояснений ООО ПРФ "АльянсЭнерго", расторжение договора аренды N 96-04/300-21 ОБ от 29.12.2021 обусловлено принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", внесшим изменения в критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N184. ООО "Базис" по договору аренды N 08-2022/А от 25.07.2022 передало объекты электросетевого хозяйства (ТП-26) ООО "Новосибирская городская сетевая компания".
В связи с указанными обстоятельствами, утратой организациями статуса сетевых организаций, с 01.01.2022 гарантирующий поставщик начал применять в расчетах по договору энергоснабжения N О-5701 от 07.06.2013 четвертую ценовую категорию, что подтверждается счетами-фактурами и не оспаривается ответчиком.
В марте 2022 года истец обратился к ответчику с просьбой обосновать применение четвертой ценовой категории при расчете ежемесячной платы за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения N О-5701 от 07.06.2013.
АО "Новосибирскэнергосбыт" в ответе на обращение истца указало, что энергоснабжение объектов (производственные помещения) осуществляется опосредованно через сети иного владельца объектов электросетевого хозяйства ООО ПРФ "АльянсЭнерго" (ТП-26) от электрических сетей производителя ТЭЦ-3. Поскольку в отношении ТП-26 Департаментом по тарифам Новосибирской области не утвержден тариф на услуги по передаче, то ООО ПРФ "АльянсЭнерго" в отношении данного объекта не является сетевой организацией, поэтому при расчетах за электрическую энергию в отношении данного объекта может применяться 4 либо 6 ценовая категория в соответствии с п. 97 Основных положений N 442.
Ссылаясь на то, что ответчик в нарушение прав и законных интересов ООО "Базис", самостоятельно, без наличия каких-либо оснований, применил к расчетам четвертую ценовую категорию, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сетевая организация ООО ПРФ "АльянсЭнерго", получившая по договору аренды N 96-04/300-21 ОБ от 29.12.2021 объекты электросетевого хозяйства (ТП-26) незарегулированный участок сети, остается сетевой организацией, в том числе и в отношении данного арендованного участка сети, и не является для него иным владельцем. С учетом изложенного отклонены доводы ответчика о том, что поскольку в отношении ТП-26 Департаментом по тарифам Новосибирской области не утвержден тариф на услуги по передаче, то ООО ПРФ "АльянсЭнерго" в отношении данного объекта не является сетевой организацией основано на неверном толковании законодательства об энергетики и судебной практики. Указано также, что утрата статуса сетевой организации ОАО "НПО "Сибсельмаш" в связи с отчуждением объектов электросетевого хозяйства (ТП-25), к которым также присоединены объекты истца, по тем же основаниям не влечет изменение применяемой при расчете за электроэнергию ценовой категории, с учетом требований пункта 97 Основных положений N 442 расчет за потребленную электрическую энергию истцом должен производиться с применением первой ценовой категории, установленной договором, корректировка ответчиком расчетов за потребленную электрическую энергию за спорный период является неправомерным.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ на основании договора энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 78 Основных положений N 442 расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Как установлено абзацем третьим пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 424 ГК РФ, статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 6, 46, 48 Правил N 861, подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), стоимость услуг по передаче электроэнергии подлежит государственному регулированию.
По общему правилу выбор тарифа на услуги по передаче электроэнергии на период регулирования осуществляется потребителем. Тарифы устанавливаются одновременно в одноставочном и двухставочном вариантах. В последнем случае одна ставка отражает удельную величину расходов на содержание электрических сетей, другая используется для возмещения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях. Одноставочный тариф определяется на основе ставок двухставочного тарифа и устанавливается в соответствии с Методическими указаниями в расчете на один киловатт-час электрической энергии (пункт 81 Основ ценообразования).
В этой связи конечный потребитель вправе выбирать тариф на электрическую энергию, включающий помимо прочего и составляющую на услуги по ее передаче, но с соблюдением требований нормативных актов, действующих в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии и ценообразования, в том числе учитывающих особенности технологического присоединения потребителей к сетям сетевых организаций.
Регулирование тарифов территориальной сетевой организации осуществляется департаментом на пятилетний период с учетом необходимой валовой выручки сетевой организации, объемов электроэнергии, транспортируемых по находящимся во владении сетевой организации сетям и других критериев.
Тарифы услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов устанавливаются каждой сетевой организации индивидуально.
При проверке обоснованности доводов жалоб об изменении варианта ценовой категории установлено, что истец является потребителем электрической энергии, с максимальной мощностью менее 670 кВт.
Согласно актам о технологическом присоединении от 05.12.2016 г. и от 31.07.2017 (Приложения N 2 к договору энергоснабжения N О-5701 от 07.06.2013), энергопринимающее устройства истца - производственная площадка по адресу г.Новосибирск, ул.Станционная,38 с разрешенной максимальной мощностью 494,41 кВт, имеет две точки присоединения: к ТП-25 и к ТП-26, которые, в свою очередь, присоединены к производителю ТЭЦ-3. Владельцами ТП-25 и ТП-26 в 2021 г. являлись две сетевые организации: \ ТЭЦ-3 \ Ф 1037 \ ЦРП-1 ОАО "НПО "Сибсельмаш" \ КЛ-10 кВ \ ТП-25 - ОАО "НПО "Сибсельмаш" \ ТЭЦ-3 \ ф.1046 \ ЦРП-2 ОАО "НПО "Луч" \ Ф.30 \ ТП-26 - ОАО "ОЭК".
Обе сетевые организации ОАО "ОЭК" и ОАО "НПО Сибсельмаш" в 2021 году оказывали услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, так как расходы на содержание указанных объектов электросетевого хозяйства учтены при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии данным сетевым организациям.
В связи с тем, что энергопринимающее устройства истца было присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче с использованием данных объектов ТП-25 и ТП-26, в расчетах за электрическую энергию гарантирующий поставщик (ответчик) применял первую ценовую категорию.
При этом, собственником ТП-26 является сам истец ООО "Базис". До 29.12.2021 данным объектом на законном основании (на основании договора аренды, заключенного с истцом) владела сетевая организация ОАО "ОЭК".
После 29.12.2022 ТП-26 передана истцом в аренду другой сетевой организации - ООО ПФР "АльянсЭнерго", о чем свидетельствует предоставленный в материалы дела договор аренды оборудования N 96-04/300-21 ОБ от 29.12.2022, акт приема-передачи от 29.12.2021.
ООО ПФР "Альянсэнерго" в 2022 году не оказывала услуги по передаче электрической энергии с использованием объекта электросетевого хозяйства ТП-26.
В письме от 25.01.2023 г. N 26/33 Департамент по тарифам Новосибирской области подтвердил, что ООО ПФР "Альянсэнерго" не заявляло расходы по аренде и содержанию объекта электросетевого хозяйства ТП-26 к включению в необходимую валовую выручку ни на 2022 год ни на 2023 год. Соответственно ООО ПРФ "АльянсЭнерго" не вправе требовать оплату услуг по передаче электрической энергии потребителям, подключенных к ТП-26. В отсутствие установленного тарифа по точке поставки ТП-26 ООО ПРФ "АльянсЭнерго" не имеет возможности получать от смежной сетевой организации денежные средства в качестве оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии через незарегулированные точки поставки.
При таких обстоятельствах, ООО ПРФ "Альянсэнерго" не осуществляло деятельность сетевой организации, а выступало в отношении данного конкретного участка энергосетевого хозяйства иным владельцем ОЭСХ, что исключает возможность применения 1 ценовой категории по точке поставки ТП-26.
Согласно правовой позиции ВС РФ, отраженной в определениях от 28.06.2018 N 306-ЭС17-23208, от 13.09.2019 N 306-ЭС18-25562 в ситуации, когда изменяется получатель денежных средств - вместо сетевой компании им становится смежная сетевая организация, которая, действуя добросовестно и следуя утвержденной регулирующим органом котловой модели расчетов, вправе претендовать на получение платы за услуги лишь по объектам, учтенным регулирующим органом при утверждении котлового и индивидуального тарифа. В таком случае риск неполучения дохода от осуществления деятельности в отсутствие индивидуального тарифа возлагается на такую сетевую организацию.
Таким образом, сетевая организация, получившая незарегулированнный участок сети, остается сетевой организацией, в том числе и в отношении данного арендованного участка сети, и не является для него иным владельцем, однако в целях сохранения баланса котловой модели расчетов имеет право на получение платы за услуги по передаче электрической энергии лишь за те услуги, которые она оказала с использованием сетей, учтенных тарифным органом при утверждении тарифов (котлового и индивидуальных) на соответствующий период.
Исходя из изложенного наличие статуса сетевой организации не позволяет ООО ПРФ "АльянсЭнерго" оказывать услуги в точке поставки ТП-26.
Относительно ТП-25, суд апелляционной инстанции отмечает, что приказом Департамента по тарифам НСО от 01.02.2021 N 13-ЭЭ отменены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов для ОАО "НПО "Сибсельмаш".
Таким образом, ОАО "НПО "Сибсельмаш" утратило статус сетевой организации в целом, в том числе в отношении ТП-25.
В связи с чем с 01.02.2022 электроснабжение по точке поставки ТЭЦ-3/Ф1037/ЦРП-1 ОАО "НПО "Сибсельмаш"/КЛ-10кВ/ТП-25 осуществлялось через сети иного владельца ОЭСХ, что предполагает применение только 4 или 6 ценовой категории в отношении точки поставки.
Применение иного способа порядка определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), не предусмотренного законодательством, повлечет нарушения баланса интересов потребитель-гарантирующий поставщик-сетевая организация.
Как указывалось выше, согласно схеме электроснабжения, указанной в актах о технологическом присоединении, электрическая энергия поступает на производственную площадку истца как от ТП-25, так и от ТП-26.
В п.2 Основных положений N 442 приведено понятие "точка поставки на розничном рынке" - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством РФ об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Исходя из приведенного понятия, точки поставки определяются не гарантирующим поставщиком, а сетевой организацией в документах о технологическом присоединении.
Электрическая энергия от источника питания ТЭЦ-3 поступает на один и тот же объект потребителя (истца) - производственную площадку, находящуюся в границах ответственности потребителя, в связи с чем, имеет место совокупность точек поставки.
Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, гарантирующий поставщик определил для осуществления расчетов с истцом одну ценовую категорию - по совокупности точек поставки, как это установлено абзацем 1 пункта 97 Основных положений N 442.
В 2021 году и ранее, в расчетах между истцом и ответчиком применялась первая ценовая категория, согласно абзацу 2 пункта 97 Основных положений N 442 т.к. энергопринимающее устройство истца было присоединено к объектам электросетевого хозяйства ТП-25 и ТП-26 лиц, оказывающих услуги по передаче с использованием данных объектов.
С 01.01.2022 в связи с изменением фактических обстоятельств, а именно, передачи истцом ТП-26 в аренду ООО ПФР "АльянсЭнерго" - лицу, не оказывающему услуг по передаче с использованием данного объекта (ТП-26), гарантирующий поставщик на основании абзаца 26 пункта 97 Основных положений N 442 стал применять в расчетах четвертую ценовую категорию.
Согласно абзацу 26 пункта 97 Основных положений N 442, потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе к объектам и (или) их частям, переданным организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в аренду территориальным сетевым организациям (покупатели в отношении таких потребителей), а также потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом указанные потребители (покупатели) имеют право выбрать шестую ценовую категорию, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток. При этом в случае отсутствия уведомления о выборе четвертой или шестой ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория.
В настоящем деле обосновано два основания для применения в расчетах с 01.01.2022 четвертой ценовой категории: 1) с 01.01.22г. энергопринимающее устройство истца опосредованно присоединено к ТП-26 ООО ПФР "Альянсэнерго" - лица не оказывающего услуги по передаче с использованием данного объекта; 2) энергопринимающее устройство истца опосредованно присоединено через объект по производству электрической энергии -ТЭЦ-3.
Вследствие чего, суд первой инстанции, ошибочно исходил из статуса ООО ПФР "Альянсэнерго" как сетевой организации, не приняв во внимание обстоятельства того, что ООО ПФР "Альянсэнерго" не заявляло расходы по аренде и содержанию объекта электросетевого хозяйства ТП-26 к включению в необходимую валовую выручку ни на 2022 год ни на 2023 год (письмом Департамента по тарифам Новосибирской области от 25.01.2023 г. N 26/33).
Таким образом, утверждение ответчика о том, что поскольку в отношении ТП-26 Департаментом по тарифам Новосибирской области не утвержден тариф на услуги по передаче, то ООО ПРФ "АльянсЭнерго" в отношении данного объекта не является сетевой организацией основано на неверном толковании законодательства об энергетики.
При этом в материалы дела не представлено доказательств того, что смена сетевой организации ОАО "ОЭК" на другую ООО ПРФ "АльянсЭнерго", а впоследствии с 25.07.2022 ООО "НГСК" повлекла изменение каких-либо параметров технологического присоединения, установленных актом о технологическом присоединении или в действиях собственника ТП-26.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции стороны, третье лицо не оспаривали, что для ООО "НГСК" спорный участок сети так же, как и для ООО ПРФ "АльянсЭнерго" не учитывался регулирующим органом при установлении соответствующего тарифа.
Параметры технологического присоединения не изменились, изменилась структура владения объектами электросетевого хозяйства. Объект электросетевого хозяйства ТП-26 по инициативе самого истца (потребителя электрической энергии), перешел во владение лица, не оказывающего в исковой период услуги по передаче электрической энергии - ООО ПФР "Альянсэнерго".
Условия технологического присоединения не изменились, но изменись обстоятельства, которые подпадают под применение абзаца 26 п.97 Основных положений N 442.
Ответчик обоснованно руководствовался исключительно новыми фактическими обстоятельствами, наступившими с 01.01.22 и правовой нормой абзаца 26 п.97 Основных положений N 442, императивно предусматривающей, применять при данных обстоятельствах четвертую ценовую категорию.
Поскольку в рассматриваемом случае с учетом требований пункта 97 Основных положений N 442 расчет за потребленную электрическую энергию ответчиком должен производится с применением четвертой ценовой категории, требования истца не подлежат удовлетворению.
Следует также учитывать, что в ходе судебного разбирательства истец не обосновал хозяйственную целесообразность по прекращению в конце 2021 года договора аренды с одной сетевой организацией и передачу спорных объектов электросетевого хозяйства в пользу другой - ООО ПРФ "АльянсЭнерго".
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение подлежит отмене на основании п/п 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое при неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам спора, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований с распределением расходов по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска, апелляционных жалоб подлежат отнесению на истца как сторону, не в пользу которой принят судебный акт.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23849/2022 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Базис" в пользу акционерного общества "Региональные электрические сети", акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" по 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Л.Е. Ходырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23849/2022
Истец: ООО "БАЗИС"
Ответчик: АО "НОВОСИБИРСКЭНЕРГОСБЫТ"
Третье лицо: АО "Региональные электрические сети", Департамент по тарифам Новосибирской области, ООО Проектно-ремонтная фирма "Альянсэнерго", Седьмой арбитражный апелляционный суд