город Томск |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А02-1978/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Улаганский район" (N 07АП-3280/23 (1)) на решение от 09.03.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1978/2022 (судья Гуткович Е.М.) по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Чибит" к Администрации Муниципального образования "Улаганский район" о признании незаконным отказа N 2227 от 14.10.2022 об утверждении схемы расположения и межевых планов земельных участков, образующихся из земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8 и встречный иск о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8, расположенного в границах участка. Ориентир N8 земли колхоза Чибитский. Почтовый адрес ориентира: Республика Алтай, район Улаганский; аннулировании записи регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, а именно в сведениях о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8 за СПК "Чибит".
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
СПК "Чибит" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации МО "Улаганский район" от 14.10.2022 N 2227, которым было отказано в утверждении схемы расположения и межевых планов земельных участков, образующихся из земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8.
17.01.2023 суд в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, (АПК РФ) принял к рассмотрению встречный иск о признании отсутствующим права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 04:9:000000:8, которое обосновано тем, что СПК с 2014 года не уплачивает земельный налог, является несостоятельным (Указу Президента РФ от 27.12.1991 N 323, согласно которому земли колхозов должны были по решениям земельным комитетов переданы в долевую собственность членам реорганизуемого колхоза.
По заявлению от 24.01.2023 на основании части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил Прокурор Республики Алтай.
01.02.2023 суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточненное встречное исковое заявление Администрации, дополненное требованиями об аннулировании записи в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) о принадлежащем СПК "Чибит" праве постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 04:9:000000:8 и о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) о регистрации СПК "Чибит" до 01.01.2002 за N 1020400508633.
Решением суда от 09.03.2023 заявленные требования СПК "Чибит" удовлетворены полностью, во встречном иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований СПК "Чибит" отказать, встречный иск удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Исполкома Улаганского районного Совета народных депутатов колхозу "Чибитский" в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок площадью 36 869 га, выдан государственный акт N 7 от 10.10.1984.
СПК "Чибит" создан путем реорганизации колхоза и ему в порядке правопреемства перешло право бессрочного пользования, что подтверждено решением Арбитражного суда Республики Алтай от 11.06.2013 по делу N А02-1977/2012.
03.10.2022 председатель СПК обратился в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и межевых планов на выделяемые из земельного участка с кадастровым номером 04:9:000000:8 земельные участки ЗУ-1 площадью 2139214 кв.м. на 15 листах и ЗУ-2 площадью 1317387 кв.м. на 17 листах.
14.10.2022 Администрация письмом N 2227 отказала в удовлетворении заявления, указав, что к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на исходный земельный участок и документы, подтверждающие отсутствие утвержденного проекта межевания территории (пункт 2 статьи 11.3 и пункт 7 статьи 11.4 ЗК РФ).
Заявитель полагает решение Администрации незаконным, как не соответствующим положениям статей 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).
Администрация обратилась с встречным иском.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности требований, заявленных обществом, во встречном иске отказано.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В подпункте 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. В силу части 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Таким образом, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая представляет собой изображение границ образуемого земельного участка, в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования N 0148).
Пунктом 4 Требований N 0148 предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что СПК "Чибит" к заявлению от 03.10.2022 приложило межевые планы выделяемых земельных участков ЗУ1 площадью 2139214 кв. метров и ЗУ2 площадью 1317387 кв. метров; ранее в материалы земельного дела в Администрацию были представлены: свидетельство о государственной регистрации права на исходный земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:8 и вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11.06.2013 по делу N А-2-1977/2012, которым установлено, что СПК "Чибит" является правопреемником реорганизованного колхоза "Чибитский" и за которым на праве постоянного бессрочного пользования 10.1220.1987 (государственный акт N 7) закреплен земельный участок площадью 3686900000 кв. метров с кадастровым номером 04:09:000000:8, суд пришел к выводу о том, что Администрация не доказала наличия установленных законом оснований для отказа в утверждении схемы раздела земельного участка.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Из содержания части 16 статьи 11.10 ЗК РФ, следует, что указанный перечень оснований для отказа в утверждении схемы является исчерпывающим.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что кадастровые работы по формированию испрашиваемых земельных участков за счет выделения из исходного земельного участка, поставленного на кадастровый учет 09.03.2006, были проведены кадастровым инженером Черепановым Д.А. и межевые планы в установленном законом порядке представлены заявителем в Администрацию, а также принимая во внимание представленные с заявлением документы, коллегия суда полагает недоказанным, что схема, которую подготовил и представил заинтересованному лицу заявитель, не соответствует вышеуказанным нормативно-правовым актам, или того, что заявителем были предоставлены не все необходимые документы, необходимые для утверждения схемы расположения земельного участка.
Поскольку отказ в утверждении схемы земельного участка по изложенным в нем основаниям, не соответствует приведенным положениям действующего земельного законодательства РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, установлено наличие совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемый отказ заинтересованного лица.
Рассмотрев встречные требования Администрации о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования, суд первой инстанции пришел к выводу о его необоснованности, руководствуясь следующим.
Из пунктов 1 и 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в том числе, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным). В соответствии с пунктом 5 статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельными участками в порядке, установленном настоящей статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 45, 47 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. По смыслу указанных разъяснений, иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде, а также в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В силу абзаца 6 подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращаются принудительно при неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключение случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 54 ЗК РФ).
С учетом приведенного правового регулирования, принимая во внимание, что такого основания как не переоформленное в установленном порядке и срок право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком со дня введения в действие ЗК РФ до 01.07.2012 указанная норма ЗК РФ не содержит, а доказательства в обоснование факта административного правонарушения Администрацией не представлены, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении встречного иска.
Оценивая иные доводы заявителя жалобы, апелляционный суд отклоняет их, так как они не обоснованы заявителем со ссылками на конкретные обстоятельства, требующие проверки и оценки, не подтверждены соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем данные утверждения апеллянта сами по себе не могут рассматриваться в качестве основания для переоценки выводов суда первой инстанции. В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.03.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1978/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Улаганский район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1978/2022
Истец: Сельскохозяйственный "Чибит"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Улаганский район"
Третье лицо: Прокуратура РА, Прокуратура Томской области