г. Владимир |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А11-10120/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2023.
Полный текст постановления изготовлен 19.06.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.С.,
при участии в судебном заседании:
от истца - государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области - Окуневой С.В. по доверенности от 02.03.2023 сроком действия до 31.12.2023 (диплом 585698);
от ответчика (заявителя) - государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Владимирской области "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения" - Борискова П.В. по доверенности от 17.04.2023 сроком действия до 31.12.2023, Ликсаковой Л.Е. по доверенности от 13.03.2023 сроком действия до 31.12.2023;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области - Окуневой С.В. по доверенности от 09.01.2023 сроком действия до 31.12.2023 (диплом 585698),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Владимирской области "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.12.2022 по делу N А11-10120/2022,
по иску государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (ОГРН 1025100846814, ИНН 5191120055) к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Владимирской области "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения" (ОГРН 1103340006000, ИНН 3329064211) о взыскании 14 509 руб. 32 коп.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Владимирской области "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - ГБУСО ВО "Владимирский КЦСОН") о взыскании убытков в виде переплаты пенсии в размере 14 509 руб. 32 коп.
В обоснование иска истец сослался на статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О страховых пенсиях". Указал, что в результате ненадлежащего выполнения ответчиком обязанности по своевременному предоставлению сведений по форме СЗВ-М Десятниковой С.Ю. произведена излишняя выплата страховой пенсии за период с 01.09.2020 по 28.02.2021 в размере 14 509 руб. 32 коп. Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 01.12.2022 по делу N А11-10120/2022 исковые требования Пенсионного фонда удовлетворены в полном объеме.
ГБУСО ВО "Владимирский КЦСОН", не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель утверждает, что в октябре 2020 года в ГБУСО ВО "Владимирский КЦСОН" поступило письмо УПФР в г. Владимире Владимирской области (межрайонное), в котором сообщалось об отсутствии обязанности страхователя с 01.07.2020 подавать сведения по форме СЗВ-М в отношении опекунов, в том числе по договору о приемной семье, при этом являющихся получателями страховой пенсии. К указанному письму приложен список сотрудников, являющихся пенсионерами, в котором числилась Десятникова С.Ю. Пенсионным фондом предложено подать отменяющие формы на ранее поданные сведения по форме СЗВ-М за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 и с октября 2020 года не включать их в отчет по форме СЗВ-М. Сведения за период с октября по ноябрь 2020 года не предоставлялись на основании указанного письма. В декабре 2020 года от ОПФ РФ по Владимирской области поступило письмо с информацией о категориях граждан, осуществляющих возмездные услуги на основании трехстороннего договора об организации приемной семьи, и являющихся работающими, в вязи с чем на них ежемесячно предоставляются сведения по форме СЗВ-М. С момента получения указанного письма сотрудники, на которых ранее представлены отменяющие формы, начиная с декабря 2020 года включаются в отчет по форме СЗВ-М. Ответчик письмом от 15.01.2021 N 285 направил в адрес истца письмо с дополняющими сведениями за период с 01.09.2020 по 30.11.2020. В связи с этим считает, что виновность ответчика в несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М, отсутствует.
Кроме того указывает, что исходя из части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно, обязан сдавать страхователь.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал; истец и третье лицо указали, что с жалобой не согласны.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд производит выплату страховой пенсии Десятниковой С.Ю.
13.10.2020, 21.10.2020 от ответчика в Фонд поступили сведения по форме СЗВ-М (исходящая) за июль-сентябрь 2020 года, отменяющие сведения по форме СЗВ-М, согласно которым Десятников С.Ю. не относилась к категории работающих пенсионеров.
За октябрь, ноябрь 2020 года данные ГБУСО ВО "Владимирский КЦСОН" не предоставлялись.
18.01.2021 ответчиком представлены дополняющие сведения по форме СЗВ-М за все предшествующие месяцы 2020 года (июль-ноябрь), согласно которым Десятникова С.Ю. являлась работающим пенсионером.
В связи с этим в марте 2022 года выявлена переплата пенсии Десятниковой С.Ю. за период с 01.09.2020 по 28.02.2021 (протокол от 22.03.2022 N 67765/22). Как утверждает истец, переплата образовалась в связи с несвоевременным представлением Фондом (ответчиком) сведений индивидуального (персонифицированного) учета на указанного пенсионера, а именно дополнительные сведения за указанный выше период на данного пенсионера организацией были представлены лишь 18.01.2021.
В связи с образовавшейся переплатой пенсии Десятниковой С.Ю. с 01.09.2020 по 28.02.2021 в размере 14 509 руб. 32 коп. истец 01.04.2022 направил в адрес ответчика письмо N 11597 о необходимости возместить указанную переплату. Данное требование оставлено ответчиком без удовлетворения. Уклонение ответчика от компенсации понесенных убытков, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Пенсионного фонда, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, пришел к выводу о наличии совокупности условий для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков на ГБУСО ВО "Владимирский КЦСОН".
Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
На основании части 4 статьи 26.1 названного Закона уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Сведения, указанные в пункте 2.2 статьи 11 данного Закона, представлялись страхователями в период спорных правоотношений в Пенсионный фонд Российской Федерации по форме "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)", утвержденной постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п и от 15.04.2021 N 103п.
Согласно части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях").
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за период с июля 2020 года по февраль 2021 года, которые уже содержали информацию о застрахованном лице Десятниковой С.Ю., как работающем пенсионере, учреждение представило в Фонд лишь 18.01.2021.
Таким образом, решение о повышении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии Десятниковой С.Ю. как неработающему пенсионеру, в период с сентября 2020 года по февраль 2021 года, исходя из представленной ответчиком формы СЗВ-М "отменяющая", было принято пенсионным органом в соответствии со статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Однако последующее (18.01.2021) предоставление ответчиком сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за период с сентября 2020 года по февраль 2021 года, которые уже содержали информацию о застрахованном лице Десятниковой С.Ю., как работающем пенсионере, свидетельствует о необоснованной выплате пенсии в размере 14 509 руб. 32 коп., и, соответственно, возникновение у истца убытков в указанном размере.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для отказа Фонду в удовлетворении иска в заявленной сумме.
На основании изложенного, проверив доводы апелляционной жалобы, суд второй инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Ссылка заявителя на то, что обязанность по подаче сведений по форме СЗВ-М в отношении Десятников С.Ю. с 01.07.2020 отпала в силу наличия у последней договора о приемной семье, не принимается, поскольку данный статус Десятниковой С.Ю. в судах двух инстанций документально не подтвержден.
Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.12.2022 по делу N А11-10120/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Владимирской области "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-10120/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ВЛАДИМИРСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ