город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2023 г. |
дело N А53-3517/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Прокуратуры Ростовской области: Землянова Г.Н. по удостоверению N 334901
от 05.12.2022, Макаренко А.А. по удостоверению N 335133 от 10.05.2023,
от ООО "Полигон-Аксай": Астахова К.А. по доверенности от 17.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Полигон-Аксай"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2023 по делу N А53-3517/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полигон-Аксай"
(ИНН 6102067887, ОГРН 1176196025202)
к Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуре
при участии третьего лица: Прокуратуры Ростовской области
(ИНН 6164045555, ОГРН 1026103302972)
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Полигон-Аксай" (далее - ООО "Полигон-Аксай", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуре (далее - прокуратура) о признании недействительным представления от 28.10.2022 N 07-24/584-22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Ростовской области.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Полигон-Аксай" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что не обеспечено обязательное ознакомление руководителя общества с распоряжением или приказом государственного органа о назначении выездной проверки и с полномочиями лиц. В решении о проведении проверки отсутствует информация о привлекаемых экспертных организациях, что свидетельствует о том, что проверяемое лицо об этом факте не было проинформировано. Проверяемое лицо не было уведомлено о привлечении и участии в проверке экспертных организаций, а поступление в ходе проведения проверки, на электронную почту юридического лица фотографии решения, фактически лишало его возможности принять участие в данных действиях. Решение было отправлено в ходе проведения проверки, а не до ее начала, что лишило общество права на участие в мероприятии. Общество было лишено возможности представлять свои замечания и предложения. Общество указывает на то, что не определено каким образом эксперты пришли к выводу о происхождении отходов по своим признакам схожими с ТКО. Не дана оценка в части устранения нарушений в виде отсутствия системы сбора и отвода фильтрата. В акте служебного расследования установлено, что такая система у полигона имеется, к материалам дела так же были приобщены фотоматериалы элементов данной системы в виде колодцев для сбора фильтрата. Данная система была с момента создания полигона и существует до настоящего времени. Не дана оценка доказательствам предоставленным заявителем в части устранения нарушений в виде отсутствия сооружения для мойки колес автотранспорта, на отсутствие ванны с дез/раствором. Первичная документация в виде договоров, актов приема-передачи, актов выполненных работ, а также других документов, подтверждающих проведение сделки об отчуждении отходов в ходе проверки не исследовалось. Отсутствует умышленное сокрытие искажения информации.
В судебном заседании представитель ООО "Полигон-Аксай" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители Прокуратуры Ростовской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении проверки от 07.09.2022 N 63 в отношении ООО "Полигон-Аксай", эксплуатирующего объект размещения отходов по адресу: Ростовская область, Аксайский район, ЗАО "Агрофирма Аксайский", поле N 1, Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 12.09.2022 по 11.10.2022 проведена проверка соблюдения закона в сфере охраны окружающей среды, в том числе охраны земель, при эксплуатации полигона размещения отходов.
Объект размещения отходов расположен на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0600010:943 общей площадью 60000 +/- 428,66 м2, принадлежащем ООО "Полигон-Аксай" на праве собственности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, собственником сооружения с кадастровым номером 61:02:0000000:5271, расположенного по адресу: Россия, Ростовская область, Аксайский район, ЗАО "Агрофирма Аксайский" поле N 1, площадью 60000 м2, производственного (промышленного) назначения, с наименованием - полигон твердых бытовых отходов, является ООО "Полигон-Аксай".
Полигон размещения отходов поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением II категории и номера 60-0161-003000-П.
Проведенной природоохранной прокуратурой совместно с межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия проверкой установлено, что эксплуатируемый ООО "Полигон-Аксай" объект размещения отходов не включен в территориальную схему Ростовской области, как объект на который направлен соответствующий поток ТКО; размещенные на полигоне твердые коммунальные отходы не перекрыты изоляционным слоем, в местах их разгрузки отсутствуют переносные сетчатые ограждения, полигон размещения отходов не оборудован системой сбора и отвода инфильтрационных и дренажных вод, поверхностных (ливневых) стоков, не установлено наличие системы отвода биогаза, не обеспечено дезинфицирование автотранспорта, осуществляющего транспортировку на полигон отходов, отсутствует сооружение для мойки колес автотранспорта, содержащее дезинфицирующее средство.
С целью устранения нарушений закона Ростовским межрайонным природоохранным прокурором директору ООО "Полигон-Аксай" вынесено представление от 28.10.2022 N 07-24/584-22, которым директору общества предъявлено требование
- принять конкретные меры по устранению нарушений законов, их причин и условий, им способствовавших;
- рассмотреть представление с участием Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры, заблаговременно уведомив о дате и времени рассмотрения в письменной форме;
- рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц за допущенные нарушения действующего законодательства к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ
- о результатах рассмотрения представления информировать прокуратуру в течение месяца со дня его получения в письменной форме с приложением заведенных копий документов, касающимся рассмотрения представления.
Считая незаконным представление от 28.10.2022 N 07-24/584-22, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ)).
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (ч. 10 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Проведенной природоохранной прокуратурой совместно с Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия проверкой установлено, что эксплуатируемый ООО "Полигон-Аксай" объект размещения отходов не включен в территориальную схему Ростовской области, как объект на который направлен соответствующий поток ТКО.
Согласно п. 29 Требований N 1657 на объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры по защите от свободного доступа посторонних лиц, обеспечению контроля доступа на территорию и к техническим средствам объектов.
В нарушение указанного пункта ООО "Полигон-Аксай" эксплуатирует полигон размещения отходов в Аксайском районе в отсутствие ограждения объекта, сетчатых ограждений в местах разгрузки отходов, допущении фактов размещения на объекте твердых коммунальных отходов,
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" (далее - Требования N 1657) установлено, что на объектах размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры, в том числе, по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками; по организации сбора и отвода фильтрата.
Исходя из положений п. 6.6, 6.7 СП 320.1325800.2017 проектирование, эксплуатация и рекультивация исключение проникновения фильтрационных вод в подземные горизонты достигается за счет сочетания геологического барьера и системы гидроизоляции основания полигона (противофильтрационного экрана). На полигоне захоронения ТКО должны быть предусмотрены мероприятия по непрерывному сбору, отводу и очистке сточных вод, в том числе фильтрационных вод и дождевых и талых вод с территории полигона. Устройство системы сбора и отвода сточных вод выполняется в соответствии с СП 32.13330.
Для каждого вида сточных вод полигона ТКО должны быть организованы раздельные дренажные системы сбора и отвода стоков.
На существующих полигонах, не оборудованных дренажной системой для сбора и отвода фильтрационных вод, должны быть разработаны и реализованы (в достаточном объеме) соответствующие инженерно-технические мероприятия: дренажные системы, заградительные дамбы и конструкции для сбора фильтрационных вод, сорбирующие экраны. На полигонах, не оборудованных противофильтрационным экраном или оборудованных экранами, не обеспечивающими защиту грунтовых вод, должна быть организована принудительная откачка фильтрационных вод через сеть пробуренных скважин. Технические решения при этом должны быть обоснованы материалами инженерных изысканий и обеспечивать локализацию негативного влияния фильтрационных вод на окружающую среду.
В нарушение указанных норм, обществом допущено размещение ТКО на полигоне при отсутствии изоляционного слоя грунта поверх размещенных твердых коммунальных отходов, что подтверждается, в том числе результатами исследований отобранных проб; полигон не оборудован системой сбора и отвода инфильтрационных и дренажных вод, поверхностных (ливневых стоков). Поскольку наличие противофильтрационного экрана не установлено, ввиду чего на данном полигоне в соответствии с Правилами должна быть обустроена сеть скважин, обусловленная материалами инженерных изысканий, которая у ООО "Полигон-Аксай" отсутствует, как и не организована принудительная откачка фильтрата через названную сеть.
Пункт 252 СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает, что на полигонах ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должна быть предусмотрена система сбора и отвода биогаза, обеспечивающая сбор и отвод биогаза.
Общество не обеспечило наличие системы отвода биогаза на полигоне ТКО, чем нарушило указанную норму закона.
Согласно п. 6.9 СП 320.1325800.2017 территория полигона должна быть огорожена. Для предотвращения несанкционированного доступа на территорию полигона необходимо предусматривать контрольно-пропускной пункт, оборудованный инженерно-техническими средствами охраны.
На выезде из полигона ТКО предусматривается дезинфицирующая установка для ходовой части мусоровозов, с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке (п. 6.14 СП 320.1325800.2017).
Сооружения для чистки, мойки и обеззараживания мусоровозов и контейнеров должны быть расположены в вспомогательной (хозяйственной) зоне перед въездом в производственную зону полигона ТКО на расстоянии не менее 50 м от хозяйственно-бытовых объектов (административно-бытовых зданий) (п. 6.15 СП 320.1325800.2017).
Обществом в нарушение вышеназванных положений не обеспечено дезинфицирование автотранспорта, осуществляющего транспортировку отходов - отсутствует сооружение для мойки колес автотранспорта, содержащее дезинфицирующее средство.
В соответствии с п. 7.5 СП 320.1325800.2017 для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых к рабочей карте, следует использовать переносные сетчатые ограждения (щиты). Переносные ограждения устанавливают как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТКО, перпендикулярно направлению преобладающих ветров.
Обществом в нарушение вышеназванных положений не обеспечено наличие сетчатых ограждений в местах разгрузки отходов.
Общество не представило в материалы дела доказательств, опровергающих выявленные нарушения.
Ссылки в жалобе на наличие сооружения для мойки колес автотранспорта не под сооружение для мойки колес автотранспорта не подтверждено документально.
В жалобе общество ссылается на то, что система сбора и отвода фильтрата имеется у полигона, что также указано в акте служебного расследования, общество устранило нарушения в виде отсутствия сооружения для мойки колес автотранспорта, отсутствие ванны с дез/раствором.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, заявителем в обоснование своих доводов не приведено документальных доказательств, свидетельствующих, что до момента проведения проверки обществом была организована система сбора и отвода фильтратов. Представление фототаблицы с имеющимся колодцем не может свидетельствовать о надлежащей системе сбора и отвода фильтратов.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 18 Закона N 89-ФЗ).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 4 ст. 18 Закона N 89-ФЗ).
В нарушение положений п.п. 1, 2, 4 ст. 18 Закона об отходах обществом не обеспечена разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду N 60-0161-003000-П. Общество указанные нарушения не опровергнуты в апелляционной жалобе.
В ходе проверки произведены линейно-измерительные работы для определения площади и объема размещенных на полигоне отходов, по результатам которых, согласно информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, установлено следующее: фактическая площадь размещенных отходов составляет 55 938,98 м2, фактический объем размещенных отходов на объекте - 804 453,94 м3, что составляет 643 563,152 т.
Исходя из сведений, указанных в характеристике объекта размещения отходов, составленной по результатам инвентаризации в 2016 году, проектная мощность полигона - 3 240 000 м3, что составляет 683 392 т, при этом, количество размещенных на полигоне отходов составляло 2 470 612 м3 или 521 110 т.
Согласно информации, полученной из формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" ООО "Полигон-Аксай" захоронило в период с 2018 по 2021 годы 370 065,786 т отходов (с учетом уже размещенных отходов - 891 175,786 т), что свидетельствует о превышении проектной мощности объекта на 207 783,786 т.
Согласно характеристике полигона, полученной по результатам проведенной ООО "Полигон-Аксай" в 2021 году инвентаризации, на объекте размещено 2 847 805 м3, что также отличается от результатов, полученных природоохранной прокуратурой в ходе проверки.
Согласно положениям статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
ООО "Полигон-Аксай" в нарушение п.п. 1, 2 ст. 19 Закона об отходах допущены искажения заполнения сведений первичной отчетности при ведении учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что повлекло несоответствие между объемами размещенных отходов на полигоне, полученными по результатам измерительных работ в ходе проверки природоохранной прокуратуры и объемами размещенных отходов на полигоне, содержащимся в отчетности 2-ТП (отходы), ежегодно предоставляемой в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия.
ООО "Полигон-Аксай" сослалось на то, что не были исследованы такие документы как первичная документация (договоры, акты приема-передачи, акты выполненных работ, другие документы, подтверждающих проведение сделки об отчуждении отходов). Вместе с тем, выявленные прокуратурой нарушения, в том числе, отсутствие переносных сетчатых ограждений, системы сбора и отвода инфильтрационных и дренажных вод, отсутствие системы отвода биогаза, не могут быть опровергнуты документацией, подтверждающей проведение сделок об отчуждении отходов. Обществом не даны пояснения, в какой части не исследование указанных документов привело к неверным выводам.
Исходя из вышеизложенного, административным органом обоснованно выдано ООО "Полигон-Аксай" представление от 28.10.2022.
В обоснование апелляционной жалобы общество указало на несоблюдение прокуратурой требований Закона N 294-ФЗ, а именно, то, что оно не ознакомлено с распоряжением о проведении проверки и полномочиями лиц, на ее проведение, в решении свидетельствует информация о привлекаемых экспертных организациях. Общество указало, что не было извещено о привлечении экспертных организаций, решение отправлено в ходе проведения проверки, а не до ее начала.
Исходя из материалов дела, решением от 07.09.2022 определено провести проверку в отношении ООО "Полигон-Аксай" в период с 12.09.2022 по 11.10.2022. Указанное решение, подписанное прокурором, направлено обществу по электронной почте 12.09.2022 в 13 час. 39 мин. (не позднее дня начала проверки) по адресу poligon-aksay@mail.ru (указан на официальном сайте общества https://poligon-aksay.ru/#rec250491041). Как верно указал суд первой инстанции, Закон о прокуратуре, как и Закон N 294-ФЗ, не устанавливают ограничения по уведомлению сторон, в связи с чем направление решения по электронной почте отвечает критериям надлежащего уведомления лица о дате и месте проведения проверочных мероприятий.
Неуказание в решении о возможном привлечении экспертных организаций к проверке не свидетельствует о его незаконности, поскольку исходя из представленного отчета, эксперт определил фактическую площадь размещенных отходов, объем размещенных отходов, объем выемки котлована. Общество, в свою очередь, не опровергло зафиксированные экспертом измерения, их несоответствие действительности, не представило возражения, с требованием о предоставлении какой-либо информации в прокуратуру также не обращалось.
ООО "Полигон-Аксай" не было лишено возможности представлять свои замечания и предложения, что им не было сделано.
Кроме того, общество с учетом участия его представителя (работник полигона) при отборе проб не лишено было возможности представлять свои замечания и возражения, которых, как следует из протоколов отбора проб, не поступало.
Ссылки на несоблюдение прокуратурой положений ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ не принимаются судом, поскольку предъявление служебного удостоверения органами производится при фактической проверке, а не при уведомлении лица о ее проведении.
Таким образом, административным органом не нарушен порядок проведения проверки общества.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия), что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2023 по делу N А53-3517/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3517/2023
Истец: ООО "ПОЛИГОН-АКСАЙ", ООО "ПОЛИГОН-АКСАЙ"
Ответчик: Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура, Ростовская межрайонная природоохранная прокуротура
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ