город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2023 г. |
дело N А32-63349/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от ПАО "Россети Кубань": представитель Смотриков О.А. по доверенности от 10.12.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2023 по делу N А32-63349/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Успех" (ИНН 2320244232, ОГРН 1162366059118)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: публичное акционерное общество "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
об оспаривании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Успех" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- признать незаконным определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 05.12.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
- возвратить заявление от Общества о привлечении ПАО "Россети Кубань" к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на новое рассмотрение в Управление;
- привлечь ПАО "Россети Кубань" к ответственности, предусмотренной статьёй 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обязать Управление повторно рассмотреть материалы в отношении ПАО "Россети Кубань" по жалобе Общества и вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Россети Кубань" в целях привлечения к ответственности, предусмотренной статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Краснодарского края привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество "Россети Кубань".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2023:
- признано незаконным и отменено определение Управления от 05.12.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Россети Кубань";
- на Управление возложена обязанность повторно рассмотреть материалы в отношении ПАО "Россети Кубань" по обращению Общества от 07.11.2022 N 23088-ИП/22.
В удовлетворении остальной части требований Общества было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части признания незаконным и отмене определения Управления от 05.12.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Россети Кубань" и обязании Управления повторно рассмотреть материалы обращения Общества от 07.11.2022 N 23088-ИП/22.
В обоснование апелляционной жалобы ПАО "Россети Кубань" указывает, что заявки на портале были размещены в нерабочее время 30.06.2022 и поступили в сетевую организацию 01.07.2022, таки образом при разработке проектов договоров и расчёте стоимости ТП не было оснований для применения положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, действовавших до 01.07.2022. Таким образом, заявки Общества были рассмотрены в соответствии с нормами действующего законодательства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Управление, Общество, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу. Апелляционный суд приобщил отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
30.06.2022 в 23 час. 49 мин. Общество в электронном виде обратилось в ПАО "Россети Кубань" с заявками на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ, расположенных по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, ул.Северная, д.21, гаражный бокс N 17, Центральный район, кадастровый номер 23:49:0132004:1913; Краснодарский край, г.Сочи, ул.Северная, д.21, Центральный район, кадастровый номер 23:49:0204004:1235. Заявки были зарегистрированы в ПАО "Россети Кубань" 01.07.2022 N з3-02-01-0000-22-02167360, N з3-02-01-0200-22-02167326.
По результатам рассмотрения заявок N з3-02-01-0000-22-02167360, N з3-02-01-0200-22-02167326 ПАО "Россети Кубань" подготовило и разместило личном кабинете Общества условия типовых договоров об осуществлении технологического присоединения N 40201-22-00753088-1, N 40201-22-00753094-1, технические условия, счёт на оплату.
Общество, полагая, что ПАО "Россети Кубань" указано неверное размера платы за осуществление технологического присоединения, обратилось в Управления с заявлением.
Определением от 05.12.2022 Управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Россети Кубань", в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с пунктом 136 Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения), гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учёт электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учёта электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учёта электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности): при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учёта электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учёта электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику); в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике" случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учёта электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учёта электрической энергии (мощности).
Как следует из заявления Общества, поданного в Управления, основанием для привлечения ПАО "Россети Кубань", как сетевой организации, к административной ответственности указано на неверное установление размера платы за осуществление технологического присоединения, поскольку 01.07.2022 вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178 (далее - Постановление N 1178), внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства РФ.
В соответствии с пунктом 17 Правил (в редакции Постановления N 1178), стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт.
Пунктом 3 Постановления N 1178 установлено, что его положения распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, поданных после вступления в силу настоящего постановления, то есть с 01.07.2022.
Отказывая в возбуждении административного дела, Управление указало, что в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка филиала ПАО "Россети Кубань" Сочинские электрические сети, утверждённым Приказом от 12.11.2021 N 881од, установлен режим рабочего времени: начало рабочего дня - 08:00 часов; окончание рабочего дня - 17:00 часов, в пятницу - 16:00 часов.
Заявки Общества были поданы в электронном виде и размещены на портале 30.06.2022 за пределами рабочего дня, установленного вышеуказанными локальными нормативными актами общества. Таким образом, заявки считаются поступившими в адрес сетевой организации 01.07.2022. В этой связи Управление пришло к выводу о том, что при расчёте стоимости услуг по технологическому присоединению с 01.07.2022, ПАО "Россети Кубань" обоснованно руководствовалось Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178.
Удовлетворяя требования Общества суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что в данном споре следует руководствоваться Правилами, пунктом 17 которых определено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учётом ранее присоединенных в данной точке присоединение энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности ("льготные категории заявителей").
При этом, абзацем 5 пункта 17 Правил определено, что в границах муниципальных районов, городских округов и на внутригородских территориях городов федерального значения одно и то же лицо может осуществить технологическое присоединение с платой за технологическое присоединение а размере, не превышающем 550 рублей, не более одного раза в течение 3-х лет. В иных случаях размер платы за технологическое присоединения определяется исходя из ставок платы на выполнение сетевой организацией мероприятий по подготовке и выдаче сетевой организацией технических условий, а также по проверке сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий, не включающих в себя строительство и реконструкции объектов электросетевого хозяйства (ставка С1) и ставок платы на покрытия расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учёта электрической энергии (мощности) (ставка С8). При этом, в состав платы за технологическое присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства да присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации oт 30.06.2022 N 1178 внесены изменения в Правила в части определения стоимости технологического присоединения.
С 01.07.2022 стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, составит не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт.
При осуществлении присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, в том числе одновременного присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт и объекта микрогенерации, в случае подачи заявки с 01.07.2022 по 31.12.2022 в плату за технологическое присоединение включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики в размере не более 50 процентов величины указанной инвестиционной составляющей.
Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 06.07.2022 N 12/2022-э "О внесении изменений в приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 29.12.2021 N 46/2021-э "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории "Сириус"", с даты вступления в силу приказа, льготная ставка платы для физических лиц утверждена в размере 3000 рублей за 1 кВт максимальной мощности к присоединению. Размер, включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, составляет 50 процентов величины указанных расходов.
Согласно письму Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 15.09.2022 N 57.05-17-5367/22 следует, что Обществом поданы одновременно две заявки на технологическое присоединение максимальной мощностью 15 кВт каждая, в связи с чем, условия льготного технологического присоединения будут выполняться только для одной заявки; размер платы за технологическое присоединение по второй заявке определяется исходя из стандартизированных ставок С1 и С8 за одно присоединение.
В соответствии с приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 29.12.2021 N 46/2021-э "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории "Сириус" стоимость технологического присоединения на одно присоединение исходя из стандартизированных ставок С1 и С8 (стандартизированные ставки С1 - 12522 руб. 51 коп. за одно присоединение и С8 - 30 892 рублей за точку учёта) составляет 52097 руб. 41 коп. (без учёта НДС).
Судом первой инстанции верно установлено, что заявки Общества были поданы 30.06.2023, то есть до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178, в связи с чем, размер платы должен определяться в соответствии с положениями Правил.
Довод ПАО "Россети Кубань", что утверждён определённый механизм и порядок распределения и перенаправления заявок, поступивших на единый портал, а также порядок взаимодействия между порталом, информационными системами дочерних и зависимых обществ и автоматизированной системой сбора отчётности, признаётся апелляционным судом несостоятельной, поскольку потребитель не обязан знать о внутренних регламентах сетевой организации и ее информационных посредниках (Портал, ДЗО и АССО).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. Окончанием календарного дня является момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам. Положения данной статьи применяются по аналогии и не являются императивными.
При таких обстоятельствах, требования Обществ о признании незаконным и отмене определения Управления от 05.12.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и об обязании антимонопольный орган повторно рассмотреть материалы в отношении ПАО "Россети Кубань", обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно абзацу 5 пункта 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае принятия арбитражным судом решения об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении материалы дела о соответствующем административном правонарушении направляются административному органу, постановление (определение) которого было отменено, для рассмотрения.
В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований общества о привлечении ПАО "Россети Кубань" к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации о административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы ПАО "Россети Кубань", сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2023 по делу N А32-63349/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-63349/2022
Истец: ООО Успех
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: ПАО "Россети Кубань"