г. Хабаровск |
|
23 июня 2023 г. |
А04-786/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Стройкомсервис": Сенин А.В., по доверенности от 09.01.2023;
от Государственной жилищной инспекции Амурская области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомсервис"
на решение от 10.04.2023
по делу N А04-786/2023
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкомсервис"
к Государственной жилищной инспекции Амурская области
о признании недействительным предписания, взыскании судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройКомСервис" (далее - заявитель, общество, ООО "СтройКомСервис") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - нспекция, административный орган, ГЖИ Амурской области) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания ГЖИ Амурской области N 267-л от 20.12.2022, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 10.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что заявителем не были допущены нарушения п. 4.1.1., 4.1.2., 4.1.3., 4.1.5 Правил N 170. Кроме того указывает на то, что проверка проведена с грубым нарушением требований законодательства к порядку (процедуре) её проведения. Просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
ГЖИ Амурской области участие в заседании суда не принимало, возражений на жалобу не представило. Жалоба рассмотрена в отсутствие её представителя в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "СтройКомСервис" осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД) по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Кантемирова, 17 на основании договора управления, заключенного 03.04.2015 с собственниками по решению общего собрания собственников помещений МКД от 13.03.2015 N б/н.
08.12.2022 инспекцией, в связи с обращением гражданина, проживающего в поименованном МКД, на основании решения N 267 от 02.12.2022 о проведении выездной внеплановой проверки в рамках осуществления лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению МКД, в отношении ООО "СтройКомСервис" проведено проверочное мероприятие, в ходе которого был произведен осмотр подвальных помещений многоквартирного дома, и было установлено, что в подвальных помещениях сухо, в приямках подвала N 1 стоит вода, во 2 подвале сухо, в приямках незначительное переувлажнение, без воды.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 09.12.2022 N 267, обществу выдано предписание от 20.12.2022 которым установлено в срок до 20.02.2023 произвести обследование приямков в подвальных помещениях на предмет выявления причин способствующих появлению вод (грунтовых, канализационных и т.д.) с привлечением специализированной организации; представить заключение специализированной организации, а также акты работ, выполненных в соответствии с предписанием специализированной организацией; не допускать повышение уровня вод в приямках подвальных помещений до установления причин, способствующих ее появлению.
Решением начальника ГЖИ Амурской области N 1 от 27.01.2023 предписание N 267-л от 20.12.2022 оставлено без изменения.
Считая, что выданное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает права общества, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В части 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), технические подвалы, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б").
На основании пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
В пункте 42 указанных Правил закреплено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Пунктом 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в зданиях с подвалами, относятся проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков.
Согласно пункту 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В силу пунктов 4.1.2, 4.1.3 поименованных правил инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны знать проектные характеристики и нормативные требования к основаниям зданий и сооружений, прочностные характеристики и глубину заложения фундаментов, несущую способность грунтов оснований, уровень грунтовых вод и глубину промерзания; при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Согласно пункту 4.1.15 Правил N 170 не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Пунктом 4.10.2.1 Правил N 170 также установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В соответствии с решением губернатора Амурской области, принятым 03.11.2022 на заседании оперативного штаба Амурской области по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 N 757, управляющие организации обязаны обеспечить наведение порядка в подвальных помещениях многоквартирных домов.
В нарушение указанных норм, а также в связи с выданным в адрес общества предписанием, последним меры к установлению причин и условий образования скопления воды в приямках подвальных помещений многоквартирного дома не приняты. Обследование приямков в подвальных помещениях многоквартирного жилого дома N 17 по ул. Кантемирова г. Благовещенска на предмет выявления причин, способствующих появлению воды, не проводилось.
При этом, представленное управляющей организацией письмо от ЗАО "Амурский территориальный институт строительных изысканий" от 22.11.2022 содержащее информацию о том, что в приямках подвала присутствуют воды "верховодки", основным источником которых служат дождевые осадки, и поэтому в зимний период горизонт срабатывается, при аномальном выпадении осадков уровень "верховодки" может значительно подниматься при этом затапливая подвал здания, однако после прекращения питания горизонта, воды будут уходить через дренажные колодцы, не может быть принято судом в качестве надлежащего доказательства, поскольку не является заключением специализированной организации.
В силу вышеприведенных правовых норм, а также на основании договора управления ООО "Стройкомсервис" как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности, должна надлежащим образом содержать общее имущество многоквартирного дома в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в таком доме, а также сохранности их имущества.
В рассматриваемом случае в ходе проведенной проверки установлен факт неисполнения обществом обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии, выразившегося в нарушении требований части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 10 Правил N 491, подпунктов 4.1.1, 4.1.2., 4.1.3., 4.1.15 Правил N 170, что подтверждено материалами дела, в частности актом проверки от 09.12.2022 N 267.
Судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции, что требование предписания от 20.12.2022 N 267-л, возлагающее на управляющую компанию обязанность по устранению выявленных нарушений путем проведения обследования приямков в подвальных помещениях на предмет выявления причин способствующих появлению вод (грунтовых, канализационных и т.д.) с привлечением специализированной организации; представления заключения специализированной организации, а также актов работ, выполненных в соответствии с предписанием специализированной организацией; недопущению повышения уровня вод в приямках подвальных помещений до установления причин, способствующих ее появлению, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы жалобы о нарушении административным органом в ходе проверки положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) выразившиеся в несвоевременном направлении в адрес общества уведомления о проведении проверки, превышении срока проведения проверки, не составления на месте проверки акта были предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно им отклонены, на основании следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ установлено, что основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает, в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (пункт 1 части 1 статьи 58 Закона N 248-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 66 Закона N 248-ФЗ внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 и частью 3 статьи 57 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 3 статьи 73 Закона N 248-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено Федеральным законом о виде контроля (часть 6 статьи 73 Закона N 248-ФЗ).
В рассматриваемом случае внеплановая выездная проверка проведена уполномоченным органом при наличии законных оснований. Распоряжение о проведении проверки направлялось в адрес общества на электронную почту 06.12.2022. При этом, несмотря на то, что согласно пункту 12 решения N 267 выездная проверка проводится в период с 06.12.2022 по 09.12.2022, в уведомлении обществу было сообщено, что внеплановая проверка состоится 08.12.2022 в 11 часов.
Таким образом, нарушений в части сроков направления уведомления не имеется.
Согласно части 2 статьи 87 Закона N 248-ФЗ, по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 87 Закона N 248-ФЗ).
Из материалов дела следует, что акт внеплановой выездной проверки составлен 09.12.2022.
Согласно сопроводительному письму ГЖИ Амурской области от 20.12.2022, копия акта проверки от 09.12.2022 N 267, оспариваемое предписание и уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, были направлены в адрес заявителя по электронной почте и получены им 22.12.2022.
Также в день проведения проверки был составлен акт от 08.12.2022, в котором отражены выявленные нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона N 248-ФЗ решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
Согласно части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является:
1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;
3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;
10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;
11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования;
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
12) нарушение запретов и ограничений, установленных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Оформление акта проверки на следующий день после проведения контрольного (надзорного) мероприятия к грубым нарушениям не относится.
Таким образом, в настоящем случае, порядок и срок проведения проверки соблюден, грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленных частью 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ, при проведении проверки не допущено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 10.04.2023 по делу N А04-786/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-786/2023
Истец: ООО "Стройкомсервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурская области
Третье лицо: Сенин Алексей Владимирович