город Томск |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А27-2296/2023 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России" (N 07АП-3455/2023) на решение от 11.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2296/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России", г. Москва (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) в лице филиала Сибирский Банк ПАО Сбербанк к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово (ОГРН 1044205103832, ИНН 4205077474) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 31.01.2023 N151/22/922/42-АП, третье лицо: Тарасов Андрей Евгеньевич, город Кемерово
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Сбербанк России" в лице филиала Сибирский Банк ПАО Сбербанк (далее - заявитель, ПАО Сбербанк, Банк, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановления Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу (далее - административный орган, Управление) от 31.01.2023 N 151/22/922/42-АП.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечен Тарасов Андрей Евгеньевич (далее- третье лицо, Тарасов А.Е.).
Настоящее дело в соответствии с главой 29 АПК РФ рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 11.04.2023 (резолютивная часть от 04.04.2023) Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Банк обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие в действиях Банка события и состава административного правонарушения.
Допустимые контрольные (надзорные) мероприятия, в рамках которых могло бы быть установлено нарушение обязательных требований, входящих в состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, вменяемого Банку Управлением по обращению Тарасова А.Е., в отношении Банка не проводились и в настоящее время не допускаются к проведению на основании Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
Судом первой инстанции и административным органом ошибочно не учтено, что вменяемое правонарушение является малозначительным.
Имеются основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, снижения размера административного штрафа.
Отзывы на апелляционную жалобу от Управления и третьего лица к началу судебного заседания не поступили.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, в Управление поступило обращение Тарасова А.Е., содержащее сведения о нарушении требований Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230- ФЗ).
Из содержания обращения следует, что Тарасов А.Е. имеет неисполненные денежные обязательства в пользу ПАО "Сбербанк", в связи с чем с Тарасовым А.Е. осуществляется взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности.
В связи с наличием достаточных данных, указывающих на наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, 10.10.2022 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, и проведении административного расследования в отношении ПАО "Сбербанк".
В ходе административного расследования в адрес ПАО "Сбербанк" направлены определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Из содержания ответов ПАО "Сбербанк" (вх. от 02.11.2022 N 83091/22/42000, вх. от 22.11.2022 N 88185/22/42000) и приложенных к ним документов следует, что между Тарасовым А.Е. и ПАО "Сбербанк" заключены кредитные договоры от 12.03.2010 N 0441-Р-28******4, от 16.10.2019 N 17***1, от 20.02.2021 N 15***6.
При заключении кредитных договоров от 12.03.2010 N 0441-Р-282363094, от 16.10.2019 N 171331, от 20.02.2021 N 158686 в заявлениях-анкетах на получение потребительского кредита Тарасов А.Е. указал телефонный номер + 7 950 ***** 81 в качестве своего контактного телефонного номера, дополнительный контактный телефонный номер + 7 3845 **** 12, дополнительный контактный телефонный номер + 7 3845 **** 10 (также указан как служебный). Телефонный номер + 7 3845 **** 15 при заключении кредитных договоров от 12.03.2010 N 0441-Р282363094, от 16.10.2019 N 171331, от 20.02.2021 N 158686 Тарасов А.Е. не указывал.
По кредитным договорам от 12.03.2010 N 0441-Р-28******4, от 16.10.2019 N 17***1, от 20.02.2021 N 15***6 у Тарасова А.Е. образовалась просроченная задолженность перед ПАО "Сбербанк".
В связи с возникновением просроченной задолженности по кредитным договорам от 12.03.2010 N 0441-Р-28******4, от 16.10.2019 N 17***1, от 20.02.2021 N 15***6 ПАО "Сбербанк" осуществляло деятельность, направленную на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е.
Для осуществления взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е. по кредитным договорам от 12.03.2010 N 0441-Р-28******4, от 16.10.2019 N 17***1, от 20.02.2021 N 15***6, с третьими лицами ПАО "Сбербанк" необходимо иметь согласие должника (Тарасова А.Е.) на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьими лицами.
Из содержания ответов ПАО "Сбербанк" (вх. от 02.11.2022 N 83091/22/42000, вх. от 22.11.2022 N 88185/22/42000) и приложенных к ним документов следует, что ПАО "Сбербанк" не обладает согласием Тарасова А.Е. на осуществление взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, с третьими лицами.
Из содержания ответов ПАО "Сбербанк" (вх. от 02.11.2022 N 83091/22/42000, вх. от 22.11.2022 N 88185/22/42000) и приложенных к ним документов (таблица коммуникаций, аудиозаписи голосовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи) следует, что при осуществлении взаимодействия, состоявшегося 20.06.2022, 22.06.2022, 18.07.2022, 20.07.2022 по телефонному номеру + 7 3845 **** 15, ПАО "Сбербанк" стало известно, что телефонный номер + 7 3845 **** 15 не принадлежит Тарасову А.Е. В таблице коммуникаций, представленной ПАО "Сбербанк", присутствует соответствующие отметки ("Контакт с 3-им лицом", "Телефон не принадлежит клиенту").
У ПАО "Сбербанк" не имелось правовых оснований для осуществления взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е., с третьими лицами по телефонному номеру + 7 3845 **** 15.
Между тем ПАО "Сбербанк", не обладая соответствующим согласием Тарасова А.Е., с целью осуществления взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е., продолжило направлять на телефонный номер + 7 3845 **** 15 голосовые сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в следующие даты: 22.07.2022, 30.07.2022, 12.08.2022, 17.08.2022.
ПАО "Сбербанк" при отсутствии соответствующего согласия должника (Тарасова А.Е.) в нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 4 Закона N 230-ФЗ осуществило взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, посредством направления 20.06.2022, 22.06.2022, 18.07.2022, 20.07.2022, 22.07.2022, 30.07.2022, 12.08.2022, 17.08.2022 голосовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, на телефонный номер + 7 3845 **** 15.
Из содержания ответов ПАО "Сбербанк" (вх. от 02.11.2022 N 83091/22/42000, вх. от 22.11.2022 N 88185/22/42000) и приложенных к ним документов (таблица коммуникаций, аудиозаписи голосовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи) следует, что при осуществлении взаимодействия, состоявшегося 20.06.2022, 22.06.2022, 26.06.2022, 28.06.2022, 30.06.2022, 05.07.2022, 06.07.2022, 08.07.2022, 09.07.2022, 11.07.2022, 12.07.2022, 13.07.2022, 18.07.2022, 20.07.2022 по телефонному номеру + 7 3845 23 10 10, ПАО "Сбербанк" стало известно, что телефонный номер + 7 3845 23 10 10 не принадлежит Тарасову А.Е. В таблице коммуникаций, представленной ПАО "Сбербанк", присутствует соответствующие отметки ("Контакт с 3- им лицом", "Телефон не принадлежит клиенту").
Кроме того, из аудиозаписи взаимодействия, состоявшегося 22.07.2022 по телефонному номеру + 7 3845 **** 10, следует, что третье лицо сообщило следующее: "Вы звоните в организацию ВГСЧ (Военизированная горноспасательная часть)". При этом из аудиозаписей взаимодействия, состоявшегося 08.09.2022 (2 раза) по телефонному номеру + 7 3845 **** 10, следует, что третье лицо выразило несогласие на осуществление взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е., сообщив следующее: "... не можете...не звоните сюда...", "...нет, не можете услышать, служебный телефон, Вы звоните сюда...".
Между тем ПАО "Сбербанк", после выражения третьим лицом несогласия на осуществление с ним направленного на возврат просроченной задолженности, в нарушение требований пунктов 1, 2 части 5 статьи 4 Закона N 230-ФЗ с целью осуществления взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е., 09.09.2022, 10.09.2022, 11.09.2022, 12.09.2022, 18.09.2022, 21.09.2022, 22.09.2022, 23.09.2022, 24.09.2022, 25.09.2022, 26.09.2022, 27.09.2022, 28.09.2022, 29.09.2022, 30.09.2022, 01.10.2022, 02.10.2022, 03.10.2022, 04.10.2022, 05.10.2022, 06.10.2022, 07.10.2022, 08.10.2022, 09.10.2022, 10.10.2022, 11.10.2022, 12.10.2022, 13.10.2022, 14.10.2022, 15.10.2022, 16.10.2022, 17.10.2022, 18.10.2022 направило голосовые сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, на телефонный номер + 7 3845 **** 10 по месту работы Тарасова А.Е.
ПАО "Сбербанк" располагало сведениями о том, что телефонные номера + 7 3845 **** 15, + 7 3845 **** 10 не принадлежат Тарасову А.Е.
Постановлением Управления от 31.01.2023 N 151/22/922/42-АП ПАО Сбербанк признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Банк обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях Банка состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, отсутствия процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и замены административного штрафа предупреждением.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, урегулированы нормами Закона N 230-ФЗ.
При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно (часть 1 статьи 6 Закона N 230-ФЗ).
В силу положений пункта 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя: личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие); телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи; почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Иные, за исключением указанных в части 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ, способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.
Как следует из частей 5, 6 статьи 4 Закона N 230-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ), направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;
2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия. Согласие, указанное в пункте 1 части 5 статьи 4 Закона N 230-ФЗ, должно бы дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее, в том числе, согласие должника на обработку его персональных данных.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В силу положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" следует, что в отношении кредиторов, являющихся кредитными организациями, положения статьи 4 Закона N 230-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим из договоров, заключенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 01.07.2021 N 254-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" опубликован и вступил в действие 01.07.2021.
ПАО "Сбербанк" является кредитной организацией. Между тем кредитный договор N 0441-Р-28****4 заключен 12.03.2010, кредитный договор N 17***1 заключен 16.10.2019, кредитный договор N 15***6 заключен 20.02.2021, то есть до вступления в силу Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Таким образом, для осуществления взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е. по кредитным договорам от 12.03.2010 N 0441-Р-28******4, от 16.10.2019 N 17***1, от 20.02.2021 N 15***6, с третьими лицами ПАО "Сбербанк" необходимо иметь согласие должника (Тарасова А.Е.) на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьими лицами.
у ПАО "Сбербанк" не имелось правовых оснований для осуществления взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е., с третьими лицами по телефонному номеру + 7 3845 **** 15. Между тем ПАО "Сбербанк", не обладая соответствующим согласием Тарасова А.Е., с целью осуществления взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е., продолжило направлять на телефонный номер + 7 3845 **** 15 голосовые сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в следующие даты: 22.07.2022, 30.07.2022, 12.08.2022, 17.08.2022.
ПАО "Сбербанк" при отсутствии соответствующего согласия должника (Тарасова А.Е.), в нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 4 Закона N 230-ФЗ, осуществило взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, посредством направления 20.06.2022, 22.06.2022, 18.07.2022, 20.07.2022, 22.07.2022, 30.07.2022, 12.08.2022, 17.08.2022 голосовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, на телефонный номер + 7 3845 **** 15.
ПАО "Сбербанк", после выражения третьим лицом несогласия на осуществление с ним направленного на возврат просроченной задолженности, в нарушение требований пунктов 1, 2 части 5 статьи 4 Закона N 230-ФЗ с целью осуществления взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е., 09.09.2022, 10.09.2022, 11.09.2022, 12.09.2022, 18.09.2022, 21.09.2022, 22.09.2022, 23.09.2022, 24.09.2022, 25.09.2022, 26.09.2022, 27.09.2022, 28.09.2022, 29.09.2022, 30.09.2022, 01.10.2022, 02.10.2022, 03.10.2022, 04.10.2022, 05.10.2022, 06.10.2022, 07.10.2022, 08.10.2022, 09.10.2022, 10.10.2022, 11.10.2022, 12.10.2022, 13.10.2022, 14.10.2022, 15.10.2022, 16.10.2022, 17.10.2022, 18.10.2022 направило голосовые сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, на телефонный номер + 7 3845 **** 10 по месту работы Тарасова А.Е.
ПАО "Сбербанк" указывает на отсутствие факта нарушения требований пунктов 1, 2 части 5 статьи 4, части 6 статьи 4 Закона N 230-ФЗ, при этом ПАО "Сбербанк" указывает на положения Руководства по соблюдению юридическими лицами, включенными в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, обязательных требований, утвержденного ФССП России (https://fssp.gov.ru/2775302/). ПАО "Сбербанк" указывает, что указанное юридическое лицо не обладало сведениями о принадлежности телефонных номеров + 7 3845 **** 15, + 7 3845 **** 10 третьим лицам, то есть не Тарасову А.Е.
Между тем из содержания ответов ПАО "Сбербанк" (вх. от 02.11.2022 N 83091/22/42000, вх. от 22.11.2022 N 88185/22/42000) и приложенных к ним документов (таблица коммуникаций, аудиозаписи голосовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи) следует, что при осуществлении взаимодействия, состоявшегося 20.06.2022, 22.06.2022, 18.07.2022, 20.07.2022 по телефонному номеру + 7 3845 23 71 15, ПАО "Сбербанк" стало известно, что телефонный номер + 7 3845 23 71 15 не принадлежит Тарасову А.Е. В таблице коммуникаций, представленной ПАО "Сбербанк", присутствует соответствующие отметки ("Контакт с 3-им лицом", "Телефон не принадлежит клиенту").
Из содержания ответов ПАО "Сбербанк" (вх. от 02.11.2022 N 83091/22/42000, вх. от 22.11.2022 N 88185/22/42000) и приложенных к ним документов (таблица коммуникаций, аудиозаписи голосовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи) также следует, что при осуществлении взаимодействия, состоявшегося 20.06.2022, 22.06.2022, 26.06.2022, 28.06.2022, 30.06.2022, 05.07.2022, 06.07.2022, 08.07.2022, 09.07.2022, 11.07.2022, 12.07.2022, 13.07.2022, 18.07.2022, 20.07.2022 по телефонному номеру + 7 3845 **** 10, ПАО "Сбербанк" стало известно, что телефонный номер + 7 3845 **** 10 не принадлежит Тарасову А.Е. В таблице коммуникаций, представленной ПАО "Сбербанк", присутствует соответствующие отметки ("Контакт с 3-им лицом", "Телефон не принадлежит клиенту").
Кроме того, из аудиозаписи взаимодействия, состоявшегося 22.07.2022 по телефонному номеру + 7 3845 **** 10, следует, что третье лицо сообщило следующее: "Вы звоните в организацию ВГСЧ (Военизированная горноспасательная часть)". При этом из аудиозаписей взаимодействия, состоявшегося 08.09.2022 (2 раза) по телефонному номеру + 7 3845 **** 10, следует, что третье лицо выразило несогласие на осуществление взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности Тарасова А.Е., сообщив следующее: "... не можете... не звоните сюда...", "...нет, не можете услышать, служебный телефон, Вы не звоните сюда...".
Таким образом, ПАО "Сбербанк" располагало сведениями о том, что телефонные номера + 7 3845 **** 15, + 7 3845 **** 10 не принадлежат Тарасову А.Е.
Отклоняя довод Банка о том, что взаимодействие с третьим лицом посредством использования робота-коллектора не является нарушением требований Закона N 230-ФЗ, апелляционный суд исходит из того, что использование названного метода с применением искусственного интеллекта не относится ни к одному из способов, установленных частью 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ, то есть является иным способом взаимодействия, для использования которого необходимо письменное соглашение, заключенное между должником (третьим лицом) и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Банка события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Банк предпринял исчерпывающие меры для соблюдения требований Закона N 230-ФЗ в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Банком приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, Банком не доказано принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Закона N 230-ФЗ.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины Банка в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Банка, судом также не установлено.
Порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования определен соответственно положениями статей 74 и 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ). При этом названные положения в их системной взаимосвязи с иными положениями указанного закона не исключают возможность возбуждения по результатам указанных мероприятий дел об административных правонарушениях в отношении контролируемых лиц.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановления N 336) допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Пунктом 9 Постановления N 336 определено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Вместе с тем, применительно к рассматриваемому делу, введение Постановлением N 336 ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Вопреки позиции подателя жалобы, законодатель наделяет административные органы правом на составление протокола об административном правонарушении в случае поступления из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Проведение проверки по правилам Федерального закона N 294-ФЗ не является обязательным условием для возбуждения дела об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя о нарушении судом первой инстанции требований статьи 26.11 КоАП РФ материалами дела не подтверждаются.
Законом N 230-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов физических лиц установлены правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.92 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, уполномочены рассматривать руководители территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, их заместители.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Сбербанк России" переданы на рассмотрение заместителю руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу заместителю главного судебного пристава Кемеровской области-Кузбасса.
Довод заявителя со ссылкой на положения статьи 23.92 КоАП РФ о том, что Управление не вправе было рассматривать дело о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, поскольку не является органом, контролирующим деятельность Банка, и Банк не осуществляет деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, суд первой инстанции отклонил.
Нормы статьи 23.92 КоАП РФ определяют (называют) орган, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, к ним относится Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.
Данная статья не содержит норм исключающих возможность рассмотрения указанным органом дел, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, в отношении каких либо субъектов ответственности, как ошибочно полагает заявитель.
Исходя из используемой юридической техники в данной статье называются соответствующие идентифицирующие признаки органа, которым рассматриваются данные дела - Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.
При этом возможность рассмотрения данных дел указанным органом не связана с видами деятельности лиц привлекаемых к ответственности, в том числе с возможностью (невозможностью) контроля за осуществлением ими основной деятельности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что нормы статьи 23.92 КоАП РФ определяют орган и его должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ. Таковым является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр. Данная статья не содержит норм, исключающих возможность рассмотрения должностными лицами ФССП России дел, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, в отношении каких-либо субъектов ответственности. Вместе с тем, возможность рассмотрения данных дел, предусмотренных частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, Управлением не связана с видами деятельности лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе с возможностью/невозможностью контроля за осуществлением ими основной деятельности. Часть 1 статьи 14.57 КоАП РФ относится к административным правонарушениям со стороны кредиторов, в том числе кредитных организаций (банков). Из буквального толкования вышеприведенных правовых норм следует, что Управление, являющееся территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, уполномочено на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных как частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ (субъектами по которым выступают юридические лица, не включенные в вышеназванный государственный реестр), так и иными частями названной статьи.
Оснований для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ у суда не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее- постановление N10), разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Кроме того, исходя из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации (в постановлениях от 17.01.2013 N 1-П, от 25.02.2014 N 4-П, определениях от 09.04.2003 N 116-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 16.07.2009 N 919-О-О, от 29.05.2014 N 1013-О) малозначительность является одним из средств, позволяющим в конкретном деле обеспечить определение меры воздействия, соответствующей принципам справедливости и соразмерности наказания.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Отсутствие последствий само по себе не является основанием для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
При этом Банк неоднократно привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения, что свидетельствует о том, что им не предпринимаются меры для соблюдения действующего законодательства.
Таким образом, наложение на заявителя штрафа соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Банка, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не установлены, назначенное Банку административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Наказание Банку назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ в размере 80 000 рублей, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ с учетом количества вменяемых нарушений. Возможность замены наказания на предупреждение отсутствует с учетом положений статьи 3.4 КоАП РФ и повторности совершения нарушения.
Оснований для снижения размера штрафа суд также не установил; статья 4.1.2 КоАП РФ к Банку не применима (Банк не относится к социально ориентированным некоммерческим организациям и к субъектам малого и среднего предпринимательства).
Аргументируя свою позицию в указанной части, Банк ссылается на то обстоятельство, что оно осуществляет финансирование социально ориентированных некоммерческих организаций и поддержку населения во всех сферах жизни (образование, волонтерская деятельность, спорт, культурные мероприятия), а также является учредителем АНО ДПО "Корпоративный университет Сбербанка", включенного в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.
Между тем приведенные Банком обстоятельства не свидетельствую о наличии у него статуса субъекта, поименованного в статье 4.1.2 КоАП РФ, поскольку сам Банк не включен ни в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, ни в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.04.2023 (резолютивная часть от 04.04.2023) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2296/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России", г. Москва (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) в лице филиала Сибирский Банк ПАО Сбербанк - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2296/2023
Истец: ПАО Сбербанк
Ответчик: ГУ ФССП по Кемеровской области-Кузбассу
Третье лицо: Тарасов Андрей Евгеньевич