г. Москва |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А41-18845/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Содержание, эксплуатация и ремонт" в лице конкурсного управляющего Амшукова Аслана Руслановича - Дурандина Т.А. представитель по доверенности от 23.02.2023 года, диплом о высшем юридическом образовании;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц:
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
Администрации городского округа Дзержинский Московской области" -представитель не явился, извещен надлежащим образом;
Следственного управления Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Люберецкое" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2023 года по делу N А41-18845/23 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Содержание, эксплуатация и ремонт" в лице конкурсного управляющего Амшукова Аслана Руслановича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии третьих лиц: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Администрации городского округа Дзержинский Московской области", Следственного управления Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Люберецкое" об оспаривании уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Содержание, эксплуатация и ремонт" в лице конкурсного управляющего Амшукова Аслана Руслановича (далее - ООО "Содержание, эксплуатация и ремонт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО, заинтересованное лицо) о признании незаконными уведомлений от 20 февраля 2023 года N N КУВД-001/2022-2962656/12, КУВД-001/2022-2964411/11, КУВД-001/2022- 2965884/11, от 17 февраля 2023 года NКУВД-001/2022-2967480/10, обязании зарегистрировать права собственности на объекты недвижимости: нежилое здание отдела кадров с проходной, расположенное по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Угрешская, д. 12, площадью 41,0 кв.м., кадастровый номер: 50:64:0000000:1872; нежилое здание склада, расположенное по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Угрешская, д. 12, площадью 382,7 кв.м., кадастровый номер: 50:64:0000000:1874; нежилое административное здание с боксом, расположенное по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Угрешская, д. 12, площадью 634,5 кв.м., кадастровый номер: 50:64:0000000:1875; земельный участок, находящийся по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Угрешская, д. 12, кадастровый номер: 50:64:0020104:39, площадью 1175 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административного здания, мастерских и склада (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Администрации городского округа Дзержинский Московской области", Следственное управление Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Люберецкое".
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 62-65).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До судебного заседания через канцелярию суда от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Содержание, эксплуатация и ремонт" в лице конкурсного управляющего Амшукова Аслана Руслановича возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года по делу N А41-10821/19 признан недействительным договор купли-продажи недвижимости от 09 ноября 2018 года, при применении последствия недействительности сделки на ИП Петухова А.Е. возложена обязанность возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Содержание, Эксплуатация и Ремонт":
- нежилое здание отдела кадров с проходной, расположенное по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Угрешская, д. 12, площадью 41,0 кв.м., кадастровый номер: 50:64:0000000:1872;
- нежилое здание склада, расположенное по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Угрешская, д. 12, площадью 382,7 кв.м., кадастровый номер: 50:64:0000000:1874;
- нежилое административное здание с боксом, расположенное по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Угрешская, д. 12, площадью 634,5 кв.м., кадастровый номер: 50:64:0000000:1875;
- земельный участок, находящийся по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Угрешская, д. 12, кадастровый номер: 50:64:0020104:39, площадью 1175 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административного здания, мастерских и склада.
С целью регистрации перехода права обществом в Управление Росреестра по Московской области направлены заявления об осуществлении государственного кадастрового учета перехода права собственности на объекты недвижимого имущества (заявления от 27.01.2022 N N КУВД-001/2023-2962656, КУВД-001/2023-2964411, КУВД001/2023-2965884, КУВД-001/2022-2967480).
В связи с наличием сведений об ограничении регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества в соответствии с постановлением Люберецкого городского суда Московской области от 05 апреля 2019 года N 3/6-80/19 государственная регистрация прав была приостановлена.
12.09.2022 г. в адрес Управления Росреестра направлено Постановление об отмене наложения ареста на имущество от 12.09.2022 г., принятое начальником отдела СУ МУ МВД России "Люберецкое".
15.02.2023 г. обществом подало заявление о возобновлении регистрации и приложило копию Постановление об отмене наложения ареста на имущество от 12.09.2022 г.
Уведомлениями от 20.02.2023 N N КУВД-001/2023-2962656/12, КУВД-001/2023- 2964411/11, КУВД-001/2023-2965884/11, от 17.02.2023 NКУВД-001/2022-2967480/10 заявителю сообщено, что обстоятельства, являющиеся причиной для приостановления государственной регистрации права, не устранены.
Не согласившись с принятыми уведомлениями регистрационного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218 предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 27 Закона о регистрации предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае рассмотрение заявлений об осуществлении государственного регистрации права на объекты недвижимости было приостановлено регистрационным органом в связи с содержащимися в ЕГРН записями о запрещении совершения регистрационных действий, внесенных на основании Постановления Люберецкого городского суда Московской области от 05 апреля 2019 года по делу N 3/6-80/19.
Между тем, согласно части 3 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мера процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за действия, применяется по решению суда на определенный срок.
На основании Постановления Люберецкого городского суда Московской области от 05 апреля 2019 года по делу N 3/6-80/19 арест на имущество был наложен на срок до 04 июня 2019 года.
Таким образом, на дату подачи заявления о регистрации перехода прав на объекты недвижимости срок наложения ареста истек.
Более того, Постановлением об отмене наложения ареста на имущество от 12.09.2022 г., принятым начальником отдела СУ МУ МВД России "Люберецкое", Управлению Росреестра по Московской области разъяснены положения УПК РФ, согласно которым срока ареста, наложенного по уголовному делу, истек.
В связи с невозобновлением государственной регистрации копия Постановления об отмене наложения ареста на имущество от 12.09.2022 г. повторно передана в управление через МФЦ.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, после получения указанных документов, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для сохранения записи об ограничениях (обременениях) в отношении спорных земельного участка и зданий.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав суд обязал Управление Росреестра по Московской области возобновить государственную регистрацию прав по заявлениям от 27.01.2022 N N КУВД-001/2022-2962656, КУВД001/2022-2964411, КУВД-001/2022-2965884, КУВД-001/2022-2967480.
Указанный способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2023 года по делу N А41-18845/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18845/2023
Истец: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СОДЕРЖАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ДЗЕРЖИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЛЮБЕРЕЦКОЕ, МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ