город Томск |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А27-19100/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
Судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чепенко Т.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственника жилья "ОЛИМП" (N 07АП-4277/2023) на решение от 14.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19100/2022 (судья Перевалова О.И.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии", Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН: 1104217005892, ИНН: 4217127183) к товариществу собственников жилья "ОЛИМП", город Новокузнецк, ОГРН: 1074200006616, ИНН: 4218103361, об обязании совершить действия
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "ЭКОГРАД", город Новокузнецк, ОГРН: 1204200018263, ИНН: 4217200813, региональная энергетическая комиссия Кузбасса (г. Кемерово, ОГРН: 1144205012808, ИНН: 4207044509), Администрация города Новокузнецка (г. Новокузнецк, ОГРН: 1024201470556, ИНН: 4216005979), Государственная жилищная инспекция Кузбасса (г. Кемерово, ОГРН: 1024200719828, ИНН: 4207052789), Администрация Заводского района города Новокузнецка (г.Новокузнецк, ОГРН: 1024201672505, ИНН: 4216005986), -
при участии в судебном заседании представителя истца Журавлева И.В. (доверенность N 7 от 09.01.2023 года, диплом, паспорт); представителя ответчика Королевой Е.И. (приказ N 1 от 12.03.2008 года, паспорт), -
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к товариществу собственников жилья "ОЛИМП" об обязании установить на контейнерной площадке, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Новокузнецк, ул. 13 микрорайон, дом 12, исправный контейнер для накопления твердых коммунальных отходов (с учетом принятого судом ходатайства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истец со ссылкой на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, ФЗ об отходах производства и потребления, Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, полагает, что на ответчике, как лице призванному обеспечивать надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома возложена обязанность по надлежащему содержанию не только контейнерных площадок для сбора ТКО, но и обеспечения исправных контейнеров.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указывая, что ранее установленные на площадке ответчика контейнеры были заменены истцом, который является собственником поврежденных контейнеров. Правоотношения истца и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кемеровской области регулируются нормативно-правовыми актами, действующими в редакции 2017 года, а не в редакции, используемой судом. При этом обязанности ответчика, в том числе по установке контейнеров были сняты с ответчика и возложены на истца, как регионального оператора по обращению с ТКО с 01.07.2018. Обязанность по установке контейнеров с указанного момента лежит на региональном операторе. Согласно позиции апеллянта, изложенной в дополнениях к апелляционной жалобе, к участию в деле подлежит привлечению прокурор, так как судебный акт затрагивает права неограниченного круга лиц.
Как следует из материалов дела, в целях совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме по адресу: г. Новокузнецк, ул. 13 микрорайон, дом 12 собственниками помещений создано товарищество собственников жилья "Олимп".
Протоколом внеочередного общего собрания собственников от 25.06.2018 принято решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, от своего имени в порядке, установленном Жилищным кодекса Российской Федерации договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором с 01.07.2018.
Таким образом, собственниками приято решение о заключении прямых договоров с региональным оператором.
В свою очередь, ООО "ЭкоТек" осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании Соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01 июля 2018 года (далее - Соглашение).
Как следует материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, на территории многоквартирного дома 12, расположенного в г. Новокузнецк, ул. 13 микрорайон, оборудованы контейнерные площадки, внесенные внесена в реестр контейнерных площадок в зоне ЮГ в редакции территориальной схемы по обращению с ТКО за 2019 года по строке 16830 Приложения А6, за 2022 года сроки 12723 и 12724 Приложения А6.2.
Так, Комитетом ЖКХ Администрации города Новокузнецка направлено обращение от 21.10.2022 исх. N N3912 в ГЖИ Кузбасса, аналогичное обращение направлено в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека от 26.10.2022 N104474 по вопросу поврежденных контейнеров на территории спорного МКД и оказания услуг по обращения с ТКО. ГЖИ Кузбасса проведено инспектирование деятельности ООО "ЭкоТек" и ТСЖ "Олимп".
В адрес регионального оператора вынесено представление из которого следует, что возле первого подъезда многоквартирного дома в период инспектирования установлено два контейнера, один из которых находится в неудовлетворительном техническом состоянии (трещины, сколы, деформация), контейнер переполнен; состояние второго не представляется возможным установить из-за захламления контейнерной площадки, которая находится в неудовлетворительном санитарном состоянии.
В адрес ТСЖ "Олимп" также объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона в части проведения работ по ремонту (замены) контейнеров, расположенных на придомовой территории спорного МКД.
Представленное в материалы дела предостережение в адрес регионального оператора, выданное 03.11.2022 со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, также свидетельствует о том, что региональным оператором ненадлежащим образом оказываются услуги по отгрузке ТКО в отношении спорного объекта, при этом отсутствует сведения о содержании и состоянии контейнеров.
Предметом настоящего иска, как верно указано судом первой инстанции, является обязание ответчика, как лицом, обеспечивающим управление многоквартирным домом наличие исправного контейнера на одной из двух контейнерных площадок, расположенных на земельном участке территории спорного многоквартирного дома, возражения ответчика, в свою очередь, по сути, сводятся к тому, что обязанность по установке контейнера возложена на регионального оператора.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила обустройства N 1039) и исходил из обоснованности заявленных требований.
Основания для иных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Вопреки доводам апеллянта нормы, регулирующие правоотношения сторон применены судом верно, поскольку наличие (отсутствие) обязанности по замене контейнера оценивалась судом на момент ей возникновения и принятия решения по спору.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с собственниками ТКО если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и местах накопления которых находятся в зоне его деятельности.
На основании ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Частью 5 ст. 24.7 Закона об отходах установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с ТКО, включая порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Правила N1156), утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор).
Под обращением с отходами согласно ст. 1 указанного закона понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Исходя из положений ст. 1 Закона N 89-ФЗ, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1.3,1.4 Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе Новокузнецкий городской округ.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ сбор отходов это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Вопреки доводам апеллянта, из указанной нормы не следует, что сбор отходов подразумевает предоставление оборудования (контейнера) в собственность потребителей услуги.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 89-ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 Правил N 1156).
В соответствии с п. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, при этом в типовом договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязанность регионального оператора по установке контейнеров для сбора ТКО также не предусмотрена.
Таким образом, ни Законом N 89-ФЗ, ни Правилами N1156 на регионального оператора не возложена обязанность по установке на объектах, находящихся в ведении регионального оператора, контейнеров для сбора ТКО.
Более того, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 марта 2017 г. N 132 утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) в редакции Постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 23.11.2021 3 690 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.03.2017 N 132 "Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Кемеровской области" (далее Постановление Правительства Кузбасса N132), из которого также не следует обязанности регионального оператора предоставлять контейнеры собственникам ТКО.
Напротив, из раздела 11 Постановления Правительства Кузбасса N 132 следует, что ответственность за обустройство и надлежащее содержание мест (площадок) накопления ТКО, приобретение контейнеров для накопления ТКО несут лица, на которых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив - в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В свою очередь, требования к используемым контейнерам для накопления ТКО отражены в разделе 4 Постановления Правительства Кузбасса N 132.
Суд первой инстанции, проанализировав условия соглашения, заключенного в соответствии с п. 6 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с ООО "Экотек", указал, что обязанность регионального оператора по установке контейнеров для сбора ТКО указанным соглашением не установлена.
Согласно пункту 8(1) Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, и при образовании ТКО в жилых помещениях в МКД (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление МКД в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт "а"), а при образовании ТКО в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника (подпункт "б").
Применительно к спорному правоотношению, собственниками заключены типовые прямые договоры с региональным оператором, что не исключает именно обязанность ответчика по предоставлению исправного контейнера для обеспечения потребления собственниками услуг по обращению с ТКО.
Кроме того, в п. 13 Правил N 1156 указано, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления твердых коммунальных отходов либо в принципе их приобретение и установку.
Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", на которых ответчик, в том числе основывает свои возражения, определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные для регионального оператора требования в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для твердых коммунальных отходов (письмо Минприроды России от 07.03.2019 N 08-25-53/5268 "О приобретении контейнеров").
Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления твердых коммунальных отходов, органами местного самоуправления, создавшими места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора (письмо Минприроды России от 18.01.2019 N 12-47/928).
Соглашение также не содержит обязанности Регионального оператора предоставлять потребителям в собственность контейнеры, либо возмещать расходы на приобретение таких контейнеров.
Из вышеизложенного следует, что приобретение контейнеров допускается как организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, в рассматриваемом случае ответчик, так и региональным оператором, при условии включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
При этом, как указано в пункте 90 Основ ценообразования, расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Таким образом, приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержание может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов.
Вместе с тем, Основы ценообразования не содержат требования к региональному оператору по приобретению контейнеров и бункеров для ТКО.
Как обоснованно указано судом первой инстанции данный нормативный правовой акт не регулирует отношения в области обращения с ТКО в части определения прав и обязанностей регионального оператора по исполнению договоров с потребителями услуги.
Возможность компенсации региональному оператору понесенных экономически обоснованных расходов, в том числе на приобретение контейнеров, не учтенных при установлении тарифа, в следующем периоде регулирования, не доказывает наличие обязанности ООО "Экотек"" приобретать и устанавливать контейнеры, а свидетельствует лишь о наличии такого права у регионального оператора в пределах 1% валовой выручки.
Вопреки доводам апеллянта доказательства о том, что установленные контейнеры были приобретены и установлены региональным оператором, в материалах дела отсутствуют. Инвентаризация контейнерного парка сама по себе не свидетельствует о правах истца на указанное имущество. При этом в направленном ответчику письме была прямо отражена цель проведения инвентаризации - актуализация мест накопления ТКО Новокузнецкого городского округа.
Кроме того, следует отметить, что истец не наделен вещным или каким-либо иным видом права на объекты недвижимости (земельные участки, контейнерные площадки), расположенные по спорному адресу.
Далее, в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В порядке части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик по договору управления многоквартирным спорными МКД приняло на себя обязательства в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Аналогично, в соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома (пункты 1.8 и 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170).
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД (подпункт 1 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ).
В силу положений статей 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, получаемые от собственников помещений в многоквартирном жилом доме в качестве обязательных платежей, в том числе на капитальный и текущий ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании; управляющая компания распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников.
Приложение N 7 к Правилам N 170 предусматривает перечень работ относящихся к текущему ремонту, проводимым по внешнему благоустройству, в том числе ремонт и восстановление площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание и ремонт общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В соответствии с пунктом 11(1) Правил N 491 постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 26(1) Минимального перечня установлено, что в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов. При этом под организацией понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.5 - 6.12.5.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.
В соответствии с пунктом 4.4 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников жилья относится принятие решения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми 12 коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Проанализировав указанные положения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о ом, что совокупность вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что именно на собственников помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, на котором сформировано место (площадка) накопления ТКО, возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО (самих конструкций), сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома.
В случае если земельный участок под площадку накопления ТКО в собственность МКД не оформлен, то в соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ такая обязанность возложена на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Данную позицию Минприроды России ране излагало в своих письмах от 07.03.2019 "О приобретении контейнеров" и от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО", которые действительно не являются нормативно-правовыми актами, но имеют силу автов легального толкования права.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в спорной ситуации, именно ответчик, с учетом положений пункта 11.2 Постановления Правительства Кузбасса N 132 обязан обеспечить надлежащий, исправный контейнер на оборудованной собственниками помещений МКД контейнерной площадке, при этом объём контейнера определяется потребителем, в силу подпункта "б" пункта 13 и пункту 15 типового договора, который обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505, а сам контейнер должен соответствовать требованиям указанным пунктами 4.1 и 4.2 Постановления Правительства Кузбасса N132.
Доказательств того, что повреждение контейнера имело место в связи с неправомерными действиями регионального оператора, материалы дела не содержат.
Отказывая в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства суд первой инстанции действовал в рамках своих полномочий, не допустив нарушений процессуального законодательства. Оснований для привлечения к участию в деле прокурора суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.04.2023 по делу N А27-19100/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19100/2022
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: ТСЖ "Олимп"
Третье лицо: Администрация города Новокузнецка, Администрация Заводского района г.Новокузнецка, АО "ЭкоГрад", Государственная жилищная инспекция Кемеровской области Кузбасса, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, ТСН "23"