г. Санкт-Петербург |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А56-118924/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Кротова О.И., по доверенности от 09.01.2023;
от заинтересованного лица: Серебренникова Ю.А., по доверенности от 12.01.2023;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13895/2023) общества с ограниченной ответственностью "Светосервис - Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2023 по делу N А56-118924/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светосервис - Санкт-Петербург"
к Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по энергетике и инженерному обеспечению
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Светосервис-Санкт-Петербург" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Комитет) об оспаривании решения, изложенного в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок электронного конкурса ООО "Светосервис-СПб" на участие в закупке N 0172200002522000365 несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и требованиям Закона N44-ФЗ.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные относительно предмета спора привлечен Комитет по энергетике и инженерному обеспечению.
Решением суда от 31.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в обоснование которой сослалось, что независимые гарантии, используемые для целей Закона N 44-ФЗ, начиная с 01.10.2022 должны выдаваться по типовой форме при осуществлении закупок, извещения по которым размещены после 01.07.2022. Устанавливая типовую форму независимой гарантии, законодатель не предусматривает вариативности положений типовой формы независимой гарантии и не допускает возможность внесения изменений в отношении пунктов 1-15 типовой формы. Пункт 16 типовой формы независимой гарантии предусматривает дополнительные условия, не содержит конкретные положения и предоставляет возможность внесения условий, не противоречащих положениям извещения и законодательства РФ. Считает. что наличие возможности предусмотреть дополнительные условия в пункте 16 типовой формы независимой гарантии не свидетельствует о возможности внесения изменений в типовые условия независимой гарантии, установленные пункта 1-15.
По мнению подателя жалобы, признание Комитетом формулировки пункта 15 типовой формы независимой гарантии нарушающей его права является незаконным, поскольку подразумевает внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 08.11.2023 N 1005.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. просил решение суда отменить.
Представитель Комитета просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.09.2022 Комитет по государственному заказу Санкт-Петербург разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) по адресу в сети Интернет: http://www.zakupki.gov.ru извещение N 0172200002522000365 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции наружного освещения объектов: Квартал 6 (Наличная ул.-Уральская ул.-пр. КИМа - ул. Одоевского); Квартал 11 Б. Охты (Якорная ул.-пр. Шаумяна - Красногвардейская пл.) (закупка N 0172200002522000365).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
ООО "Светосервис - Санкт-Петербург" приняло участие в указанном конкурсе (заявка N 41).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок электронного конкурса 0172200002522000365-1 от 19.10.2022, размещенного КГЗ 19.10.2022 в ЕИС, заявка ООО "Светосервис - СПб" на участие в конкурсе была признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, Федерального закона N 44-ФЗ, основание отклонения пункт 7 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п.2, 3 ч.6 ст.45 Закона N 44-ФЗ.
Общество, не согласившись с позицией Комитета, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ определен перечень информации, которая должна содержаться в извещении о закупке.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение о закупке должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 Закона N 44-ФЗ), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ.
В извещении об осуществлении Закупки установлено следующее:
"В разделе "Обеспечение заявки":
Участник закупки обязан представить обеспечение заявки в размере, установленном в извещении об осуществлении закупки. Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов: а) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р. Порядок обеспечения заявки в виде денежных средств установлен статьей 44 Закона N 44; б) путем предоставления независимой гарантии. Порядок обеспечения заявки путем предоставления независимой гарантии, условия независимой гарантии установлены статьями 44, 45 Закона N 44 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005. Бенефициаром по независимой гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга. Реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими на лицевой счет, открытый в Управлении федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу Комитету по государственному заказу СанктПетербурга, являющемуся главным администратором доходов бюджета, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона N 44: Получатель: ИНН 7842304108, КПП 784201001, ОКТМО 40911000, КБК 11610056020000140, УФК по г. Санкт-Петербургу (Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга л/с 04722001260) Реквизиты банковского счета: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу, БИК 014030106, к/с 40102810945370000005, р/с 03100643000000017200".
Комитет указан бенефициаром по независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки в силу следующего:
В соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ законодательством субъекта Российской Федерации полномочия заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках централизации закупок могут быть возложены на уполномоченные органы, уполномоченные учреждения. При этом, под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и завершаются, заключением контракта. В силу части 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ к деятельности Уполномоченных органов в пределах переданных им полномочий применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика.
Согласно части 10 статьи 26 Закона N 44-ФЗ порядок взаимодействия заказчиков с Уполномоченными органами определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.
В рамках реализации указанных норм постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1039 "О Комитете по государственному заказу Санкт-Петербурга", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 N 1095 "О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1095) Комитет наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, аукционов для заказчиков Санкт-Петербурга с начальной (максимальной) ценой контракта от 40 млн руб.
В соответствии с пунктом 5.1.3.1 Положения об организации деятельности заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением N 1095, Уполномоченный орган разрабатывает и утверждает регламент работы, в котором в том числе устанавливает порядок организации работы с предоставленным участником закупки обеспечением заявки.
Согласно части 4 статьи 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара). Регламентом работы уполномоченного органа, утвержденным распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 31.01.2014 N 20-р, определен порядок организации работы уполномоченного органа при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), включая предварительное рассмотрение независимых гарантий, предоставленных участниками закупки в качестве обеспечения заявки, а также ведение их бухгалтерского учета.
С учетом того, что Комитет как Уполномоченный орган при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) выполняет функции заказчика в пределах переданных полномочий, в извещении об осуществлении закупки в качестве Бенефициара указывается Комитет, а также реквизиты его счета.
В извещении об осуществлении Закупки четко обозначены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки:
1. Указан бенефициар, которому предоставляется обеспечение заявки (Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга);
2. Установлены требования к обязательствам принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией.
3. Указан заказчик, которому предоставляется обеспечение исполнения контракта (Комитет по энергетике и инженерному обеспечению). Следовательно, в извещении об осуществлении закупки обоснованно указано, что обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, который является Бенефициаром, в случае предоставления обеспечения заявки в виде независимой гарантии.
Правомерность указанной позиции подтверждается письмами Минфина России от 16.01.2023 N 24-06-06/2254, от 21.12.2022 N 24-06-06/125703, от 26.10.2022 N 24-06-06/103708, в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2016 N Д28и-2867.
Также, позиция о предоставлении обеспечения заявки уполномоченному органу в отношении денежных средств отражена в письме Федерального казначейства от 10.11.2022 N 14-00-05/27902.
Как следует из материалов дела, в представленной в качестве обеспечения участия в закупке независимой гарантии ООО "Светосервис - Санкт-Петербург" N 00170-02-0318358 от 13.10.2022 (далее - гарантия) не учтена специфика осуществления закупки через уполномоченный орган, а именно: в пункте 1 Гарантии указано, что настоящая гарантия обеспечивает исполнение принципалом (Заявителем) его обязательств по заключению контракта с бенефициаром.
Ввиду того, что в преамбуле Гарантии в качестве бенефициара указан Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга Гарантия обеспечивает исполнение Заявителем его обязательств по заключению контракта с Комитетом (Уполномоченным органом), тогда как согласно извещению об осуществлении закупки контракт заключается с заказчиком - Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению.
В пункте 15 Гарантии указано, что настоящая независимая гарантия выдана в пользу бенефициара, и права требования по ней не могут быть переданы третьему лицу без согласия гаранта, за исключением случая перемены заказчика при осуществлении закупки, при котором право требования по независимой гарантии может быть передано новому заказчику с предварительным извещением об этом гаранта.
Следуя указанной формулировке право требования по гарантии, выданной Комитету в случае перемены заказчика - Комитета по энергетике и инженерному обеспечению может быть передано новому заказчику.
В соответствии с частью 6 статьи 45 N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Приведенные условия Гарантии не соответствует извещению об осуществлении Закупки, что является основанием для отказа в ее принятии в качестве обеспечения заявки на основании пункта 3 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ.
Доводы Общества о несоответствии извещения о закупке требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" являются несостоятельными, поскольку не относятся к оспариваемому протоколу, так как он является итогом решения комиссии Уполномоченного органа по рассмотрению заявки участника закупки, а не действий заказчика в части формирования, утверждения и размещения извещения о закупке.
Положения Типовой формы независимой гарантии позволяют указывать в качестве Бенефициара Уполномоченный орган и типовой формой независимой гарантии предусмотрен пункт 16 позволяющий указывать дополнительные условия, не противоречащие требованиям извещения о закупке.
Кроме того, нормы о типовых формах независимых гарантий вступили в силу с 01.10.2022, тогда как извещение о закупке было размещено в ЕИС 26.09.2022 (постановление Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Таким образом, судом первой инстанции, верно установлено, что действия Комитета, признавшей заявку Общества не соответствующей требованиям действующего законодательства, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и основаны на материалах дела.
Иные указанные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильного по существу решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенные обстоятельства, коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2023 по делу N А56-118924/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118924/2022
Истец: ООО "СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Ответчик: Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет по энергетике и инженерному обеспечению
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15198/2023
27.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13895/2023
31.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-118924/2022