г. Владимир |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А43-15953/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.06.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу непубличного акционерного общества Научно-технологический центр "Нефтеотдача" (ИНН 5250029210, ОГРН 1025201987073) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2023 по делу N А43-15953/2022, принятое по заявлению непубличного акционерного общества Научно-технологический центр "Нефтеотдача" о признании недействительными решений Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 22.04.2022 N 4-Д и от 27.06.2022 N 17-д.
В судебном заседании приняли участие представители:
непубличного акционерного общества Научно-технологический центр "Нефтеотдача" - Процив А.В. генеральный директор на основании выписки ЕГРЮЛ от 27.04.2023.
Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу - Тарасова И.А. по доверенности от 27.12.2022 N ПФО-01-07-15/2585 сроком действия до 31.12.2023 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, Федеральное агентство по недропользованию - надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - Департамент) решениями от 22.04.2022 N 4-Д и от 27.06.2022 N 17-д, оформленными протоколами заседания, досрочно прекратил права пользования недрами, приостановил осуществления права пользования недрами и ограничил права пользования недрами по лицензии НЖГ 13855ТЭ, выданной непубличному акционерному обществу Научно-технологический центр "Нефтеотдача" (далее по тексту - Общество).
Не согласившись с данными решениями, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании их недействительными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, Федеральное агентство по недропользованию (далее по тексту - Роснедра).
Решением от 31.01.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, указание судом недействующей с 01.01.2022 редакции пунктов 2 и 5 части второй статьи 20, части четвертой статьи 20, части четвертой статьи 21 Закона РФ "О недрах".
Указывает, что приказ N 315 утратил силу с 01 01.2022, в связи с изданием Приказа Минприроды России от 09.12.2021 N 930. Приказ N 743/08 и Порядок не содержат переходных положений относительно Приказа N 315 и не предусматривают продолжение с 01.01.2022 процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, начатой до 01.01.2022. Это означает, что Уведомление о допущенных Обществом нарушениях условий пользования недрами лицензии НЖГ 13855 ТЭ, предоставленной с целью разведки и добычи кварцевых песков на Писаревском месторождении в Ардатовском районе Нижегородской области, и возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 18 09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678 (далее - Уведомление от 18.09.2020), направленное в адрес Общества, с 01.01.2022 перестало являться началом (продолжением) процедуры досрочного прекращения права пользования недрами и не могло являться предметом рассмотрения на заседаниях Комиссии Приволжскнедра, которые оформлены протоколами заседаний данной Комиссии от 22 04.2022 N 4-д и от 27.06 2022 N 17-д.
По мнению Общества, срок для принятия Комиссией Департамента решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении Общества истек 28 09.2021 (28.09.2020 (дата получения Уведомления от 18 09.2020) + 12 месяцев).
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Департамента в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу Общества удовлетворить.
Роснедра в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Межрегиональное управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Частью 1 статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно положениями статьи 16 Закона о недрах федеральные органы исполнительной власти участвуют в обеспечении функционирования государственной системы лицензирования в соответствии с их полномочиями, определяемыми Правительством Российской Федерации. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами (пункт 2), а также в случае, если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами (пункт 4).
Статьей 21 Закона о недрах урегулирован порядок досрочного прекращения права пользования недрами.
До 01.01.2022 процедура досрочного прекращения права пользования недрами была предусмотрена Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 94 Административного регламента государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий, в том числе в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
В силу пункта 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках вышеуказанной государственной функции являются, в том числе: представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок (подпункт 2); представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации (подпункт 3); данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами (подпункт 4).
Как следует из пункта 99 Административного регламента, принятие Роснедрами и его территориальными органами решений о досрочном прекращении права пользования участками недр включает: регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур; рассмотрение полученных документов, подготовку и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами; рассмотрение материалов на Комиссии и принятие рекомендательного решения; принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Согласно пункту 107 Административного регламента на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
В соответствии с пунктами 109, 110 Административного регламента в случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, которое должно содержать указание на нарушения условий пользования недрами, требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения, предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено. Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления. Уведомление направляется пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копия этого уведомления направляется в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
В течение 7 дней с момента получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, готовит комплект документов в отношении конкретного участка недр и направляет его на повторное рассмотрение Комиссии.
При этом на повторном рассмотрении материалов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами Комиссия принимает рекомендательные решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
Согласно пункту 115 Административного регламента должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии, в котором выражена рекомендация о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, готовит проект приказа о досрочном прекращении права пользования недрами в котором указываются сведения перечисленные в пункте 116 Административного регламента.
Согласно пунктам 117, 118 Административного регламента приказ о досрочном прекращении, приостановлении либо ограничении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр. Копия приказа направляется пользователю недр с заказным письмом с уведомлением о вручении.
С 01.01.2022 в законную силу вступил Порядок прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, утвержденный приказом Минприроды России N 743, Роснедр N 08 от 13.10.2021 (далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка предусмотрены случаи досрочного прекращения права пользования недрами, в числе которых указано нарушение пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами и если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами.
В силу пункта 14 Порядка основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами является, в том числе, информация, полученная при осуществлении полномочий Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами, подведомственными учреждениями Федерального агентства по недропользованию, из федеральных информационных систем и государственных информационных ресурсов Федерального агентства по недропользованию, а также от уполномоченных федеральных органов государственной власти, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), и иных уполномоченных органов государственной власти о возникновении случаев, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка.
Пунктами 33, 34, 41 Порядка также предусмотрена возможность принятия Комиссией уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, и необходимости повторного рассмотрения документов по досрочному прекращению права пользования недрами по истечении срока, для устранения нарушений предусмотренного в уведомлении, который не может быть менее трех и более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях. Решение о досрочном прекращении права пользования недрами принимается Комиссией при условии, что по результатам рассмотрения и анализа документов по досрочному прекращению права пользования недрами установлено наличие случаев, предусмотренных пунктом 7 Порядка, по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях, предусмотренного главой V настоящего Порядка, при условии, что в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения.
Согласно пункту 44 Порядка решение, предусмотренное пунктом 33 настоящего Порядка, оформляется протоколом заседания Комиссии в виде электронного документа, подписанного всеми присутствующими на заседании членами Комиссии с использованием электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи". Подписанный протокол заседания Комиссии размещается в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования".
Таким образом согласно нормам Административного регламента, действовавшего до 01.01.2022, завершить процедуру досрочного прекращения права пользования недрами, было возможно только после поступления в Приволжскнедра акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях.
В соответствии с положениями Порядка вступившего в силу 01.01.2022 получение от органов Росприроднадзора акта проверки устранения (неустранения) нарушений, указанных в уведомлении о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, в целях дальнейшего рассмотрения и принятия Комиссией решения о досрочном прекращении права пользования недрами не требуется.
Как следует из материалов дела Обществу предоставлено право пользования недрами в соответствии с лицензией НЖГ 13855 ТЭ, зарегистрированной 01.12.2006, сроком действия до 10.11.2026, с целевым назначением лицензии - разведка и добыча кварцевых песков на Писаревском месторождении.
Условиями лицензионного соглашения предусмотрены следующие сроки выполнения работ: подготовка и утверждение проекта разведки месторождения кварцевых песков с получением положительного заключения государственной экспертизы о проведение работ по разведке и добыче кварцевых песков в срок до 10.05.2007 (абзац "а" пункта 4.1); начало разведочных работ в срок до 10.08.2007 (абзац "б" пункта 4.1); завершение разведки месторождения и представление изготовленного в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов кварцевых песков на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в срок до 10.02.2009 (абзац "в" пункта 4.1); подготовка, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта промышленного освоения лицензионного участка с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности в срок до 10.09.2009 (абзац "г" пункта 4.1); начало строительства инфраструктуры горнодобывающего предприятия в срок до 10.11.2010 (абзац "д" пункта 4.1); начало промышленной добычи песков в срок до 10.05.2011 (абзац "е" пункта 4.1); выход горнодобывающего предприятия на проектную производительность в соответствии с техническим проектом, но не менее 200 000 тонн в год в срок до 10.11.2011 (абзац "ж" пункта 4.1); подготовка и согласование в установленном порядке не позднее, чем за шесть месяцев до планируемого срока завершения отработки месторождения проекта на ликвидацию горнорудного предприятия, объектов обустройства инфраструктуры, проекта мероприятий по приведению их в состояние, исключающее вредное влияние на недра и окружающую природную среду (абзац "з" пункта 4.1).
Пунктом 10.1 лицензионного соглашения установлено, что право пользования лицензионным участком может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" в случае невыполнения условий пользования участком недр, оговоренных в абзацах а, в, г, е, ж пункта 4.1, пунктах 5.2 и 5.4 лицензионного соглашения.
Пунктом 10.2 лицензионного соглашения установлено, что право пользования лицензионным участком может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" в случае невыполнения недропользователем условий пользования участком недр, оговоренных разделе 4 (кроме абзацев а, в, г, е, ж пункта 4.1) и пунктах 5.1, 7.2, 7.4 и 5.8 лицензионного соглашения.
Во исполнение условий лицензии недропользователем выполнены разведочные работы, по результатам которых проведена экспертиза запасов полезных ископаемых (протокол от 01.10.2008 N 1738).
Запасы кварцевых песков Писаревского месторождения, пригодные в качестве стекольного и формовочного сырья, утверждены в количестве 45760,0 тыс.т по категории В+С1 и 7130,0 тыс.т по категории С2, также утверждены забалансовые запасы в количестве 3886,0 тыс. тонн по категории С2 (протокол от 01.10.2008 N 1738).
В 2012 году ООО "Нижегородский региональный горный центр" подготовлен технический проект разработки Писаревского месторождения стекольных и формовочных песков, утвержденный в ЦКР-ТПИ Роснедр (протокол от 13.11.2012 за N 109/12-стп).
Судом установлено, что в 2019 году на основании приказа Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка, оформленная актом от 27.09.2019 N 190-вн.
Проверкой установлено, что недропользователь не обеспечил начало строительства объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия, работы по добыче кварцевых песков на Писаревском месторождении не ведутся, выход на проектную мощность не осуществлен, что является нарушением абзацев "д", "е", "ж" пункта 4.1 и абзаца "б" пункта 4.2 лицензионного соглашения.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 27.09.2019 N 190-п/1н о необходимости устранения нарушений в следующие сроки: начать строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия в срок до 10.09.2020 (пункт 1 предписания); начать промышленную добычу песков в срок до 10.05.2021 (пункт 2 предписания); осуществить выход горнодобывающего предприятия на проектную производительность в соответствии с техническим проектом, но не менее 200 тыс. тонн в год в срок до 10.05.2022 (пункт 3 предписания).
Впоследствии Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия письмом от 11.05.2022 N 01-15/4325 уведомило Общество о продлении исполнения пункта 3 предписания на 90 календарных дней.
Сопроводительным письмом от 24.04.2020 N СЖ-08-01-30/13050 вышеназванные акт проверки и предписание были направлены в адрес Приволжскнедра для разрешения вопроса об инициировании процедуры по досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии НЖГ13855ТЭ.
Приволжскнедра направило в адрес Общества уведомление от 18.09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678 о необходимости устранения допущенных нарушений условий пользования недрами по лицензии НЖГ 13855 ТЭ в течение 6 (шести) месяцев с даты получения уведомления.
Уведомление получено Обществом 28.09.2020, соответственно окончание срока устранения выявленных нарушений, указанных в выданном пользователю недр уведомлении приходится на 28.03.2021.
Росприроднадзором проведена проверка на предмет исполнения пункта 1 предписания от 27.09.2019 N 190-п/1н, оформленная актом проверки от 18.03.2021 N 43-вн.
В ходе проверки Обществом был представлен План развития горных работ на Писаревском месторождении стекольных и формовочных песков на 2021 год, разработанный ООО "Нижегородский региональный горный центр", а также подготовлена производственная площадка для размещения административных бытовок, уложены бетонные плиты, организован въезд на месторождение для техники, приобретены бытовки для размещения персонала и организации работ, что послужило основанием считать, что требование пункта 1 предписания от 27.09.2019 N 190-п/1н выполнено.
Росприроднадзором проведена проверка на предмет исполнения пункта 2 предписания от 27.09.2019 N 190-п/1н, оформленная актом проверки от 19.05.2021 N 82-вн.
В ходе проверки Обществом документы, подтверждающие выполнение пункта 2 предписания от 27.09.2019 N 190-п/1н представлены не были, что послужило основанием считать, что требование пункта 2 предписания от 27.09.2019 N190-п/1н не выполнено и нарушение требований пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, абзаца "е" пункта 4.1 лицензионного соглашения не устранено.
Обществу выдано предписание от 19.05.2021 N 82-вн о необходимости устранения нарушений (начать промышленную добычу песков) в срок до 01.03.2022.
Впоследствии Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия письмом от 15.03.2022 N 01-15/2266 уведомило Общество о продлении исполнения данного предписания на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения.
В адрес Департамента для исполнения направлен приказ Роснедра от 05.04.2022 N 167 "О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами на твердые полезные ископаемые, в отношении которых выданы уведомления о допущенных нарушениях, сроки устранения которых истекли" с соответствии с которым надлежало в срок до 29.04.2022 завершить процедуру досрочного прекращения права пользования недрами по лицензиям на твердые полезные ископаемые в отношении которых выданы уведомления о допущенных нарушениях и сроки устранения которых истекли до 14.03.2022.
Соответственно Департамент в адрес Общества направил извещение от 13.04.2022 N ПФО-01-06-06/557 о рассмотрении материалов о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с неисполнением уведомления Приволжскнедра от 18.09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678.
На заседании Комиссии по принятию решений о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами Приволжскнедра, состоявшемся 22.04.2022, большинством голосов членов Комиссии принято решение досрочно прекратить право пользования недрами, предоставленное Обществу по лицензии НЖГ13855 ТЭ (Протокол от 22.04.2022 N 4-д).
Выписка из протокола заседания Комиссии от 22.04.2022 N 4-д направлена в адрес недропользователя с сопроводительным письмом от 29.04.2022 N N НИ-ПФО-02-00-08/271, информация о результатах рассмотрения вышеназванного вопроса размещена в ФГИС АСЛН.
Не согласившись с вышеназванным решением Комиссии, Общество обратилось с жалобой в Роснедра в обоснование которой указало на неполное рассмотрение представленных к заседанию Комиссии документов.
В связи с поступившей жалобой, Роснедра направило в адрес Департамента поручение от 14.06.2022 N ОК-04-30/11369 о необходимости повторного рассмотрения материалов по досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии НЖГ 13855 ТЭ с учетом представленных Обществом документов.
Комиссия Департамента, принимая во внимание письменные возражения Общества по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами, вынесла на повестку заседания Комиссии вопрос о повторном рассмотрении документов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами, предоставленного Обществу по лицензии НЖГ 13855 ТЭ.
Общество было извещено о заседании Комиссии путем направления соответствующего извещения от 16.06.2022 N ПФО-01-06-06/1053 и на заседании Комиссии присутствовало.
При повторном рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии НЖГ13855ТЭ Комиссией Департамента оценены представленные заявителем к первому заседанию комиссии документы и принято решение оставить без изменения ранее принятое решение Комиссии, оформленное протоколом от 22.04.2022 N 4-д и досрочно прекратить право пользования недрами Общества, поскольку информация об устранении нарушений, указанных в уведомлении Департамента от 18.09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678 Обществом фактически не представлена.
Данное решение Комиссии оформлено протоколом заседания Комиссии от 27.06.2022 N 17-д. Выписка из протокола заседания Комиссии от 27.06.2022 N 17-д направлена в адрес Общества письмом от 08.07.2022 N НИ-ПФО-02-00-80/440.
Таким образом, административная процедуры досрочного прекращения права пользования недрами начата в период действия Административного регламента, по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 95 Административного регламента, а именно - в связи с направлением Росприроднадзором в адрес Роснедра материалов проверки (акта проверки о 27.09.2019 N 190-вн) содержащего сведения свидетельствующих о том, что по состоянию на 19.05.2021 лицензиат не выполнил требования абзацев "е", "ж" пункта 4.1 лицензионного соглашения, что в силу пункта 10.1 лицензионного соглашения и пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах является основанием для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по выданной лицензии.
До рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в адрес лицензиата было направлено соответствующее уведомление о необходимости устранения допущенных нарушений, которое было получено адресатом 28.09.2020.
Соответственно срок для устранения выявленных нарушений, указанных в выданном пользователю недр уведомлении, истек 28.03.2021.
При этом срок устранения нарушений, установленный в названном уведомлении, не поставлен в зависимость от срока исполнения предписаний, выданных Росприроднадзором в целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверок.
Направление в адрес владельца лицензии уведомления о нарушении им условий лицензии, законодательства о недрах и возможном досрочном прекращении права пользования недрами при неустранении в установленный срок указанных нарушений является одним из результатов исполнения Роснедрами и его территориальными органами функции по принятию решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
Непосредственное рассмотрение вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами производилось Комиссией в период действия Порядка, нормами которого не предусмотрена обязанность Роснедр проводить проверку исполнения выданного пользователю недр уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений, соответственно подобная проверка и не проводилась, что не может рассматриваться судом как нарушение прав заявителя, поскольку последний в соответствии с нормами действующего Порядка вправе представить на рассмотрение Комиссии любы документы свидетельствующие, по его мнению, об устранении имеющихся нарушений.
Фактически данным правом Общество воспользовалось, представив Комиссии имеющиеся у него документы, подтверждающие, по его мнению, устранении имеющихся нарушений, как на заседание Комиссии состоявшееся 22.04.2022, так и на заседание Комиссии состоявшееся 27.06.2022.
Всем представленным Обществом документам Комиссией была дана оценка, в том числе и тем, которые были дополнительно представлены 24.06.2022 к заседанию Комиссии состоявшемуся 27.06.2022, что отражено на странице 7 выписки из протокола от 27.06.2022 N 17-д (т.2 л.д. 7).
При анализе представленных документов, а также имеющейся в распоряжении Комиссии данных статистической отчетности, Комиссия усмотрела проведение со стороны Общества мероприятий по подготовке к деятельности по добыче полезных ископаемых, однако не усмотрела документального подтверждения факта устранения выявленных нарушений в виде начала выполнения работ по промышленной добыче песков.
Довод Общества о том, что оно в полном объеме исполнило требования предписания Росприроднадзора, выданного на основании акта проверки от 27.09.2019 N 190-вн, а, соответственно, и требования уведомления Роснедра, устранив нарушение условий лицензии и представив в подтверждение данных обстоятельств оправдательные документы судом правомерно отклонен, поскольку состав документов, представленных на рассмотрение Комиссии, в том числе и при повторном рассмотрении, свидетельствует о выполнении ряда подготовительных работ, но не свидетельствует о том, что Общество приступило к добыче полезных ископаемых в том числе и с учетом проведенного Комиссией анализа данных представленной Обществом статистической отчетности по формам N 5-гр, N 2-ЛС, а также Государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации за период 2011 года по 2021 год свидетельствующих о нулевом уровне добычи полезных ископаемых в 2018-2021 годах и об отсутствии движения запасов полезных ископаемых на лицензионном участке недр Писаревского месторождения стекольных песков.
Таким образом, требование пункта 2 вышеназванного предписания о необходимости начать промышленную добычу песков в срок до 10.05.2021, так и осталось не исполненным, что также подтверждается актами более поздних проверок, проводимых в целях исполнения требований названного предписания, и не опровергнуто документами представленными Обществом на момент рассмотрения Комиссией решения о досрочном прекращении права пользования недрами, к указанной дате Общество фактически не приступило к добыче полезных ископаемых.
Соответственно условие абзаца "е" пункта 4.1 лицензионного соглашения о начале промышленной добычи песков в срок до 10.05.2011 не исполняется в течение 10 лет. К добыче полезных ископаемых на участке недр Писаревского месторождения кварцевых песков, в том числе в установленных объемах, Общество не приступило.
Довод Общества о введении процедуры банкротства в отношении учредителя Общества в 2020 году правомерно не принят судом, поскольку не может рассматриваться в качестве уважительной причины нарушения условий лицензии.
Судом также правомерно не приняты документы, представленные Обществом, подтверждающие, по его мнению, выполнение условий лицензионного соглашения, поскольку договоры поставки песка от 01.03.2022 N 24-22 и от 20.03.2022 N 25-22, заключенные с обществом с ограниченной ответственностью "Ремонт дорог - НН", а также прилагаемые к ним передаточные акты подтверждают лишь факт поставки песка, но не факт проведения работ по его добыче на Писаревском месторождении.
Представленный Обществом договор на выполнение работ по горно-маркшейдерскому обслуживанию горнодобывающих и других производств от 20.09.2022 N 14-1, акт маркшейдерского обслуживания составлены спустя три месяца после принятия Комиссией последнего решения о досрочном прекращении права пользования недрами, соответственно не может подтверждать доводы о начале выполнения работ на спорном участке на момент принятия Комиссией названных решений.
Кроме того, представленная Обществом в судебном заседании 18.01.2023 отчетность по формам N 5-гр, N 2-ЛС, N 70-ТП за 2022 год не обоснована наличием действующей лицензии дающей право пользование недрами, при этом на дату рассмотрения Комиссией решения по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами подобная отчетность за указанный период не представлялась.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у Комиссии имелись законные основания для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
Довод Общества о необходимости наличия совокупности нескольких нарушений условий пользования недрами правомерно отклонен судом, поскольку положения статьи 20 Закона о недрах содержат лишь перечень случаев, когда может быть принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами, требований о том, что в целях рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами необходимо наличие совокупности нескольких нарушений действующее законодательство не содержит.
Основанием для досрочного прекращения пользования недрами в настоящем случае послужили основания, указанные пункте 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах и в подпункте 2 пункта 7 Порядка, что и указано в протоколе заседания Комиссии.
Довод Общества относительно того, что решение о досрочном прекращении права пользования недрами было принято Комиссией с нарушением двенадцатимесячного срока, установленного частью 4 статьи 21 Закона о недрах и пункта 34 Порядка, обоснованно не принят судом, так как данный срок следует исчислять со дня получения Обществом (28.09.2020) уведомления Приволжскнедра от 18.09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678 о допущенных пользователем недр нарушениях условий пользования недрами лицензии, который истек 28.09.2021.
Из содержания статьи 21 Закона о недрах следует, что в зависимости от основания досрочного прекращения права пользования недрами, закреплённого в статье 20 Закона о недрах, законодатель устанавливает два порядка принятия решений о досрочном прекращении права пользования недрами: без направления уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами; с направлением уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, содержащего срок на устранение нарушений условий пользования недрами, который может быть не менее 3 месяцев, но не более 12 месяцев.
Таким образом, довод Общества о том, что решение Комиссии Приволжскнедра должно было быть принято не позднее 28.09.2021, несостоятелен, поскольку, часть 4 статьи 21 Закона о недрах определяет интервал сроков для устранения допущенных нарушений условий пользованиями недрами в пределах которых решение о досрочном прекращении права пользования недрами принято быть не может.
Довод Общества о наличии процессуальных нарушений при оформлении протокола заседания Комиссии от 22.04.2022 N 4-д ввиду не подписания его всеми членами комиссии судом также правомерно отклонен в силу следующего.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом (далее - Комиссия).
Согласно пункту 3 Порядка Комиссия создается приказом Роснедра или его территориального органа, который устанавливает ее состав и утверждает положение о ней. Комиссия состоит из членов Комиссии, из числа которых назначается председатель Комиссии и его заместитель, а также секретаря Комиссии.
Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии, а при его отсутствии - заместителя председателя Комиссии.
Из буквального толкования названных норм следует, что секретарь Комиссии входит в состав Комиссии, но не является членом Комиссии и правом голоса не обладает.
Из представленного в дело протокола заседания Комиссии от 22.04.2022 N 4-Д следует, что в состав Комиссии входило 8 членов Комиссии и 1 секретарь Комиссии.
Участие в голосовании приняло 8 членов Комиссии из которых 7 проголосовали "за" и 1 проголосовал "против".
Соответственно доводы Общества о том, что не все члены Комиссии принимали участие в голосовании, является необоснованным. Необоснованным также является довод о том, что председатель Комиссии не принимал участие в ее заседании, поскольку вышеназванными положениями не установлено требование об обязательном участии в заседании Комиссии одновременно как ее председателя, так и заместителя председателя, тем более не установлено требование указывать в протоколе причины отсутствия кого-либо из ее членов.
Также правомерно отклонен довод Общества о том, что в состав Комиссии не был включен представитель Роснедра, поскольку в соответствии с пунктом 3 Порядка в состав Комиссии, создаваемой территориальным органом Роснедра представители Роснедра включаются только в случае наличия на то представления Роснедра, которого в рассматриваемом случае не имелось.
Нарушений со стороны Департамента административных процедур, установленных положениями Административного регламента и Порядка, в том числе и в части направления в адрес Общества уведомлений от 13.04.2022 N ПФО-01-06-06/557 и от 16.06.2022 N ПФО-01-06-06/105, содержащих извещение о времени и месте рассмотрения материалов по досрочному прекращению права пользования недрами, а также указание на основание такого рассмотрения со ссылкой на неисполнение полученного Обществом уведомления от 18.09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678 судом не установлено.
На заседаниях Комиссии представитель Общества присутствовал и соответствующие документы в обоснование своей позиции представлял.
Довод Общества о том, что Комиссия при принятии решения, оформленного протоколом от 27.06.2022 N 17-д, вышла за пределы своих полномочий, указав на оставление без изменений ранее принятого Комиссией решения оформленного протоколом от 22.04.2022 N 4-д, а также повторно указав на досрочное прекращение права пользования недрами по лицензии, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку это не является основанием для признания выводов Комиссии необоснованными, а принятых решений незаконными, равно как и неточные формулировки прекращения действия лицензии указанные в информационной системе.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решения Комиссии Департамента по принятию решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами, оформленные вышеназванными протоколами соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Описки и опечатки, на которые Общество указало в апелляционной жалобе, на законность и обоснованность судебного акта не влияют.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
При этом Обществу подлежит возврату из федерального бюджета уплаченная по неверным реквизитам государственная пошлина в размере 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2023 по делу N А43-15953/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу непубличного акционерного общества Научно-технологический центр "Нефтеотдача" оставить без удовлетворения.
Возвратить непубличному акционерному обществу Научно-технологический центр "Нефтеотдача" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 27.02.2023 N 19.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-15953/2022
Истец: НАО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "НЕФТЕОТДАЧА"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: МРУ Росприроднадзора по НО и Республике Мордовия, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ниж.обл., ФА ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ (РОСНЕДРА)