г. Красноярск |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А74-4987/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" марта 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солдатовой П.Д.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "29" ноября 2023 года по делу N А74-4987/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (ИНН 7730118512, ОГРН 1027739386993, далее -заявитель, ООО "Аэросити-2000", общество, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901098931, ОГРН 1111901000903, далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.06.2023 N 090-5270, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Определением от 14.07.2023 заявление принято в порядке упрощенного производства, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена прокуратура Алтайского района Республики Хакасия (далее - прокуратура). Определением от 11.09.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 ноября 2023 года по делу N А74-4987/2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Аэросити-2000" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 20.06.2023 N 090-5270, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на следующие доводы:
- дело об административном правонарушении подлежало прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения;
- накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; перечень способов складирования ТКО является исчерпывающим; действующее законодательство не предусматривает обязанности регионального оператора вывозить ТКО потребителя из мест, не являющихся местом (площадкой) накопления ТКО и по заявкам потребителей в соответствии с периодичностью, установленной пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21;
- спорные контейнеры для накопления ТКО не включены в территориальную схему обращения с отходами по Республике Хакасия, потребители не заключали договоры на вывоз ТКО, что исключает применение к адресам потребителей пункта 17 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Министерство представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не соглашается с доводами регионального оператора, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации), в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
В прокуратуру Алтайского района Республики Хакасия в марте-апреле 2023 года поступили обращения граждан по фактам выявления несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) региональным оператором - ООО "Аэросити-2000" от жителей сектора индивидуальной жилой застройки с. Белый Яр и д. Кайбалы Алтайского района Республики Хакасия (контейнеры для накопления ТКО переполнены, отходы не вывозятся региональным оператором более трех суток) по следующим адресам: с. Белый Яр, ул. Островная, 13А (заявки от 11.03.2023, от 17.03.2023), с. Белый Яр, ул. Энергетиков, 8 (заявка от 23.03.2023), с. Белый Яр, ул. Щетинкина, 2А (заявки от 04.12.2022, от 22.03.2023, от 17.04.2023), с. Белый Яр, ул. Абаканская, 57 (заявка от 13.04.2023), д. Кайбалы, пер. Степной, 9 (заявка от 30.03.2023).
Прокуратурой Алтайского района Республики Хакасия в рамках надзорных мероприятий проведена проверка по вышеуказанным обращениям граждан, по результатам которой выявлено, что в марте - апреле 2023 года региональным оператором надлежащим образом не осуществлялся вывоз твердых коммунальных отходов из контейнеров накопления ТКО, расположенных на территории Алтайского района Республики Хакасия, вследствие чего обществом услуга по вывозу ТБО по указанным выше адресам не оказана, оплата за услугу гражданами внесена.
Письмом от 16.05.2023 N 7-17-2023 общество извещено о дате, времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
19.05.2023 постановлением и.о. прокурора Алтайского района Республики Хакасия в присутствии представителя общества в отношении ООО "Аэросити-2000" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вместе с материалами дела об административном правонарушении направлены в Минстрой Хакасии.
Заместитель министра Минстрой Хакасии вынес определение от 31.05.2023 о назначении дела об административном правонарушении к рассмотрению. Копия определения направлена в адрес общества почтовой связью и получена им 06.06.2023.
20.06.2023 заместителем министра Минстрой Хакасии вынесено постановление N 090-5270 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 20.06.2023 по делу об административном правонарушении N 090-5270, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы заявителя, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Положениями части 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из положений статей 25.11, 28.4 КоАП РФ, пункта 2 статьи 22, пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено и.о. прокурора в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ.
С учетом положений статей 28.3, 23.55 КоАП РФ, пункта 2.2.15 постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 N 722 "Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия", должностного регламента заместителя министра - руководителя департамента жилищного надзора Минстрой Хакасии, утвержденного 24.01.2022, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом компетентного органа.
Судом апелляционной инстанции по итогам повторного исследования материалов дела установлено, что существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не допущено (статьи 28.2, 28.3, 28.4 КоАП РФ). Соблюдение прав заявителя - лица, привлекаемого к административной ответственности, установленных статьей 25.1 КоАП РФ, и иных прав, предусмотренных КоАП РФ, обеспечено. Заявитель привлечен к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пунктам 148(1), 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее также - Правила N 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) названных Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, соглашением от 19.07.2018 N 2 ООО "Аэросити-2000" присвоен статус регионального оператора на оказание услуг по сбору, транспортировке ТКО на территории Республики Хакасия с 01.01.2019 сроком на 10 лет.
Сведения о заключении договоров об оказании услуг по обращению с ТКО с потребителями, поименованными в оспариваемом постановлении, в письменной форме отсутствуют, однако договоры заключены на основании конклюдентных действий без составления письменной формы путем опубликования положения о заключении договора с региональным оператором на официальном сайте общества в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Следовательно, в силу публичного характера договора на оказание услуг по обращению с ТКО на отношения между обществом и потребителями коммунальных услуг распространяются требования подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354, в соответствии с которыми исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено требование по обеспечению своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (пpи среднесуточной температуре свыше + 5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Пунктом 11 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий" (далее также - СанПиН 2.1.3684-21) установлено, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: +5 C и выше - не более 1 суток; +4 °C и ниже - не более 3 суток.
По результатам проверки установлено, что вывоз мусора из контейнеров с ТКО по адресам, указанным в оспариваемом постановлении, не осуществлялся региональным оператором в течение трехдневного срока, установленного в пункте 17 приложения N 1 к Правилам N 354, пункте 11 СанПиНа 2.1.3684-21.
Данные нарушения подтверждены материалами административного дела.
Доводы апелляционной жалобы заявителя, что контейнеры потребителей, которые указаны в постановлении от 20.06.2023 N 090-5270, не включены в территориальную схему обращения с отходами по Республике Хакасия, что исключает применение пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 в отношении спорных потребителей, отклоняются апелляционным судом, поскольку согласно пункту 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа.
Исходя из чего, а также учитывая положения статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности.
В силу пункта 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Соответственно, являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что заявитель обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 при предоставлении коммунальной услуги в отношении спорных жилых домов, находящихся в частном секторе зоны деятельности регионального оператора.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), одним из способов складирования твердых коммунальных отходов является бестарный способ (в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
Если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, касающиеся периодичности вывоза твердых коммунальных отходов при предоставлении коммунальной услуги.
Отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают ТКО в местах накопления, не включенных в схему, Правилами N 1156, не предусмотрен.
В противном случае, общество было вправе воспользоваться порядком действий в случае обнаружения несанкционированных мест накоплений, предусмотренным Правилами N 1156. Так, в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9 Правил N 1156). Однако материалы дела не содержат сведений о совершении региональным оператором соответствующих действий.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются ошибочными.
В связи с чем, поскольку указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки и не опровергнуты заявителем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях заявителя объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционным судом не установлены обстоятельства и в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вина заявителя в совершении вмененного административного правонарушения является установленной.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия (бездействие) общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, основания для привлечения к административной ответственности имеются.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных положениями статьи 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции, не установлены.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), отсутствуют. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не установлено судом апелляционной инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Постановлением от 17.02.2023 N 090-64 заявителю назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, с учетом системного характера совершения административных правонарушений и количества жилых домов, в отношении которых допущено несвоевременное оказание коммунальных услуг.
Положения статьи 4.1.2 КоАП РФ не применимы, поскольку заявитель не является ни субъектом малого предпринимательства или микропредприятием, ни некоммерческой организацией, включенной по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, что усматривается из открытых сведений на официальных интернет-сайтах Федеральной налоговой службы и Министерства экономического развития Российской Федерации.
Оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 КоАП РФ у суда первой инстанции также не имелось, учитывая размер административного штрафа (менее 100 000 руб.), отсутствие доказательств тяжелого материального положения заявителя, доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером спорного правонарушения и его последствиями, а также исходя из того, то административное правонарушение совершено обществом не впервые, что подтверждается представленными в материалы дела постановлениями о назначении административных наказаний и сведениями, находящимися в открытом доступе в сети "Интернет" на сайте "Картотека арбитражных дел" (дела N А74-7586/2022, N А74-1435/2023, N А74-1436/2023).
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы заявителя признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "29" ноября 2023 года по делу N А74-4987/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4987/2023
Истец: ООО "АЭРОСИТИ-2000"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Гайворонский Виталий Сергеевич, ООО ФИЛИАЛ "АЭРОСИТИ-2000" В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ, Прокурор Алтайского района