г. Москва |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А40-22381/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ОСФР по Иркутской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2023 по делу N А40-22381/23, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску ОСФР по Иркутской области
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ",
о взыскании излишне перечисленной суммы,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ОАО "РЖД" (страхователь, общество, ответчик) о взыскании излишне перечисленной суммы пособия по беременности и родам в размере 4683,16 руб.
Решением от 27.04.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, Восточно-Сибирская дирекция тяги - структурное подразделение филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД" в липе Дирекции тяги- филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги") состоит на регистрационном учете в территориальном органе Фонда в качестве страхователя (регистрационный номер 3801202720) по месту нахождения обособленного подразделения.
03.03.2022 страхователем представлен электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по беременности и родам (электронный реестр сведений) застрахованному лицу Король Юлии Сергеевне (СНИЛС 15708532272).
На основании указанного электронного реестра сведений Отделением социального Фонда Российской Федерации по Иркутской области было назначено пособие по беременности и родам согласно листку нетрудоспособности N 910102473280 за период с 17.01.2022 по 29.07 2022 выплачено в сумме 209 395 руб. 84 коп., что подтверждается Приложением N 4 к Приказу регионального отделения Фонда "О назначении и выплате страхового обеспечения и иных выплат" от 09.03.2022 N 1556 ПВ (номер п/п 6).
02.08.2022 страхователем в адрес Отделения социального Фонда Российской Федерации по Иркутской области представлен электронный реестр сведений на перерасчет пособия по беременности и родам застрахованной Король Ю.С. в связи с изменением среднего заработка застрахованного лица.
В результате произведенного перерасчёта пособия по беременности и родам, установлена переплата в размере 4 683,16 руб.
Фонд обратился к Обществу с требованием о возврате излишне перечисленной суммы от 12.08.2022 N 15-16/3815-7381.
Поскольку претензия ответчиком не исполнена, Фонд обратился в Арбитражный суд г.Москвы с исковыми требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, ввиду следующего.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области осуществляет функции страховщика по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), Федеральным законом от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в области обязательного социального страхования.
С 01.01.2022 г. действуют правила получения Фондом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 г. N 2010 (далее - Правила N 2010).
Согласно п. 5 Правила N 2010 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствий с законодательством Российской Федерации в случае их отсутствия у страхователя.
В соответствии с п. 7 Правил N 2010 страхователь не позднее 3 рабочих дней со дня по пучения документов (сведений), передает в территориальный орган Фонда по месту регистрации, полученные им документы и сведения необходимые дня назначения и выплаты пособия, в том числе сведения о застрахованном лице.
В силу норм Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 101), Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и носят целевой характер.
Основной задачей Фонда социального страхования Российской Федерации является, в том числе обеспечение застрахованных лиц, гарантированных государством пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
В силу п. 3 Положения Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В Реестре сведений страхователем должны быть заполнены все предусмотренные показатели.
Реестр формируется из данных, которые вносит в программу страхователь. Для формирования реестра, страхователь заполняет электронное заявление, в котором указывает необходимые данные для назначения и получения пособия.
В силу пункта 9 Положения в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов (сведений), сведений о застрахованном лице, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в пункте 7 настоящего Положения) извещение о представлении недостающих документов (сведений) (далее - извещение) по форме, утверждаемой Фондом.
Извещение направляется (вручается) страхователю, а в случае, указанном в пункте 7 настоящего Положения, - застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в установленном порядке и считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма.
Недостающие документы (сведения), сведения о застрахованном лице представляются страхователем, а в случае, указанном в пункте 7 настоящего Положения, - застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.
Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.
Согласно пункту 10 Положения, после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия.
В соответствии с пунктом 11 Положения, выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений в электронном виде, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и приложением необходимых документов (п. 2 Положения), страхователь обязан в установленные сроки (п.3 Положения) представить в Фонд документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, в том числе и реестр сведений в электронном виде.
В силу п.7 и п. 9 Положения, Фонд при получении от страхователя электронного реестра (сведений, документов) должен оценить их достаточность для целей принятия решения о выплате пособия, в случае недостаточности - направить извещение страхователю, а затем по итогам оценки всех представленных документов и сведений принимать решение о выплате пособия (или об отказе в выплате).
Из материалов дела усматривается, что Фонд, получив от Страхователя электронный реестр, не установил недостаточности каких либо сведений и оснований для запроса необходимых документов.
Кроме того, в соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 4.2. Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страховщик вправе осуществлять взыскание сумм излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам со страхователей или с застрахованных лиц в судебном порядке.
В соответствии со ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п.6 части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникнуть вследствие причинения вреда другому лицу.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Общие основания ответственности за причинение вреда предусмотрены ст. 1064 ГК РФ, а именно согласно п. 1 указанной статьи вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Нормы, регулирующие возврат излишне выплаченного пособия, исходя из совокупности норм Закона N 255-ФЗ и Положения, направлены прежде всего на исключение недобросовестного поведения страхователя и застрахованного лица. При этом принудительное взыскание возможно исключительно путем применения норм о гражданско-правовой ответственности.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда необходимо наличие следующих обязательных условий: наличие вреда (его размер); противоправное поведение лица, причинившего вред; причинная связь между противоправными действиями лица, причинившего вред, и вредом, вина лица, противоправно причинившего вред (в необходимых случаях).
В рассматриваемом случае из материалов дела такие обстоятельства не усматриваются.
Страхователем надлежащим образом и в полном объеме в адрес Фонда была направлена вся имеющаяся в отношении Король Ю.С. достоверная информация. Фонд при проверке этой информации счел ее достаточной, извещений о представлении каких-либо документов Обществу не направлял.
В соответствии с п. п. 2, 3, п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ и п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, страховщики обязаны проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 8 ст. 431 НК РФ предусмотрено, что проверка правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно п. 27 - 29 раздела VI Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования РФ" контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.
Страхователь в своем отзыве на заявление обращает внимание суда на то, что суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Выплаченное работнику пособие по временной нетрудоспособности пересчитывают в следующих случаях: обнаружения недобросовестности работника, выразившейся в предоставлении работодателю недостоверных сведений или их сокрытии (ч. 6 ст. 15 Закона N 255-ФЗ); обнаружения ошибок при расчете пособия. Например, совершена счетная (арифметическая) ошибка, техническая ошибка или неверно применены нормы законодательства (п. п. 2, 4 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности").
Как верно указал суд первой инстанции, данных о счетной ошибки при расчете пособия, свидетельствующей, о том, что работодателем при исчислении сумм причитающихся Король Ю.С. были допущены счетные (арифметические) неточности не имеется. Факта недобросовестности со стороны получателя в материалах дела также не имеется.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Доводы апелляционной жалобы не указывают на наличие существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, и явиться достаточным основанием для отмены обжалуемого акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2023 по делу N А40-22381/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22381/2023
Истец: ОСФР по Иркутской области
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"