г. Воронеж |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А48-5275/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "27" июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Поротикова А.И., |
судей |
Кораблевой Г.Н., Афониной Н.П., |
|
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зверевой М.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лес": Левочкина А.В., представителя по доверенности от 07.06.2023, удостоверение адвоката N 0854, Моногарова Р.В., представлен паспорт гражданина РФ;
от Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области: Безуглов А.С., представителя по доверенности N 97 от 02.11.2022;
от Управления лесами Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании системы видеоконференц-связи, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лес" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2023 по делу N А48-5275/2022 (судья О.И. Лазутина),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лес" (ОГРН 1135749001530, ИНН 5715005888) к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области (ОГРН 1165749051863, ИНН 5752073580) о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение от 5 сентября 2013 года N 23,
и встречные исковые требования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью "Лес" о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение от 5 сентября 2013 года N 23,
при участии в качестве третьих лиц: Управление лесами Орловской области (ОГРН 1075752000169, ИНН 5752042334), Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов (ОГРН 1025700004725, ИНН 5752001828),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лес" обратилось в Арбитражный суд Орловской области к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области с иском о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение от 5 сентября 2013 года N 23, просит: в пункте 1.1. слова "указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте" исключить; пункт 2.2.1 изложить в следующей редакции: "Предоставляемые в аренду расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки: 1) Лесной участок N 1 квартал 4 Покровского участкового лесничества ОГУ "Глазуновское лесничество"; 2) Лесной участок N 2 квартал 5 Покровского участкового лесничества ОГУ "Глазуновское лесничество"; 3) Лесной участок N 3 кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", площадью 693 га; 4) Лесной участок N 4 квартал 13 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество"; 5) Лесной участок N 5 квартал 34 Покровского участкового лесничества ОГУ "Глазуновское лесничество"; 6) Лесной участок N 6 квартал 35 Покровского участкового лесничества ОГУ "Глазуновское лесничества""; пункт 7.2.1. изложить в следующей редакции: "осуществлять в границах охотничьего угодья:"; в абзаце в) пункта 7.2.1. слова "в границах охотничьего угодья" исключить; в абзаце д) пункта 7.2.1. слова "только при наличии проекта внутрихозяйственного охотустройства" исключить; в пункте 7.2.7. слова "согласно проекту внутрихозяйственного охотустройства" исключить; в абзаце а) пункта 7.2.10 слова "согласно проекту внутрихозяйственного охотустройства" исключить; в абзаце в) пункта 7.2.10. слова "в объемах, не ниже установленных проектом внутрихозяйственного охотустройства" исключить; пункт 8.2.1. изложить в следующей редакции: "предоставлять в течении срока действия настоящего соглашения "охотпользователю" в аренду без проведения торгов земельные участки и лесные участки в границах охотничьего угодья для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий в соответствии с п.п. 2.1.2., 2.2.1. настоящего Соглашения.".
Определением суда от 08.12.2022 для рассмотрения с первоначальным иском принято встречное исковое заявление Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, в котором он просил внести в охотхозяйственное соглашение от 5 сентября 2013 года N 23 следующие изменения: 1)в пункте 2.1.2. после слов "За исключением земель населенных пунктов" дополнить словами "и земельных участков в Верховском районе в следующих границах: "Северная граница - от точки 1 в месте пересечения грунтовых дорог Успенское - Федоровка и Верхне-Залегощенский - Федоровка по грунтовой дороге Верхне-Залегощенский - Федоровка до пересечения с западной границей н. п. Федоровка в точке 2. Восточная граница - от точки 2 в месте пересечения грунтовой дороги Верхне-Залегощенский - Федоровка с западной границей н. п. Федоровка на юг по границе н. п. Федоровка до пересечения с грунтовой дорогой Корсунь - Федоровка в точке 3, далее на юг по грунтовой дороге Корсунь - Федоровка до пересечения с автомобильной дорогой 54 ОП РЗ 54К-4 Покровское - Верховье (с 11 + 355 по 30 + 444) в точке 4, далее на юго-запад по этой автомобильной дороге до пересечения с административной границей Верховского и Покровского районов в точке 5. Южная граница - от точки 5 в месте пересечения автомобильной дороги 54 ОП РЗ 54К-4 Покровское - Верховье (с 11 + 355 по 30 + 444) с административной границей Верховского и Покровского районов на северо-запад по этой административной границе до пересечения с южной границей квартала 22 Новосильского лесничества Верховского участкового лесничества в точке 6, далее в восточном направлении по южной границе кварталов 22-24 Новосильского лесничества Верховского участкового лесничества, затем на север по западной границе кварталов 24, 20 Новосильского лесничества Верховского участкового лесничества, затем на запад по северной границе кварталов 20, 19 Новосильского лесничества Верховского участкового лесничества до точки на 7 на грунтовой дороге Успенское - Федоровка. Западная граница - от точки 7 в месте пересечения северной границы квартала 19 Новосильского лесничества Верховского участкового лесничества с грунтовой дорогой Успенское - Федоровка на север по этой грунтовой дороге через точки 8, 9, 10 до пересечения с грунтовой дорогой Верхне-Залегощенский - Федоровка в точке 1" площадью 1050 га."
2) пункт 2.1.3 охотхозяйственного соглашения N 23 от 5 сентября 2013 года изложить в следующей редакции: "Площадь охотничьего угодья 16 660 га".
В ходе рассмотрения дела ответчик 29.03.2022 представил заявление об уточнении встречного иска в части описания местоположения границ охотничьих угодий. Данное уточнение принято судом к рассмотрению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление лесами Орловской области, Орловская областная общественная организация охотников и рыболовов.
В ходе рассмотрения дела ООО "Лес" уточнило иск, просило суд: изложить пункт 2.1.2. соглашения в следующей редакции "Границы охотничьего угодья: Верховский район: Северная граница - от точки 1 в месте пересечения автомобильной дороги 54 ОП РЗ 54К-6 Залегощь - Верховье - Хомутово - Красная Заря (с 12 + ООО по 24 + 340; с 29 + 050 по 30 + 187; с 30 + 209 по 35 + 450) с административной границей Верховского района на восток по этой автомобильной дороге через н. п. Кубановка, Туровка до пересечения с автомобильной дорогой 54 ОП РЗ 54К-4 Покровское - Верховье (с 11 + 355 по 30 + 444) в точке 2. Восточная граница - от точки 2 в месте пересечения автомобильной дороги 54 ОП РЗ 54К-6 Залегощь - Верховье - Хомутово - Красная Заря (с 12 + 000 по 24 + 340; с 29 + 050 по 30 + 187; с 30 + 209 по 35 + 450) с автомобильной дорогой 54 ОП РЗ 54К-4 Покровское - Верховье (с 1 1 + 355 по 30 + 444) на юг по автомобильной дороге 54 ОП РЗ 4 54К-4 Покровское - Верховье (с 11 + 355 по 30 + 444) через н. п. Даменка, Скородное до пересечения с административной границей Покровского и Верховского районов в точке 3. Южная граница от точки 3 в месте пересечения автомобильной дороги 54 ОП РЗ 54К-4 Покровское Верховье (с 1 1 + 355 по 30 + 444) с административной границей Верховского и Покровского районов на запад по административной границе Верховского и Покровского районов до места схождения административных границ Покровского, Верховского и Залегощенского районов в точке 4. Западная граница - от точки 4 в месте пересечения административных границ Покровского, Верховского и Залегощенского районов на север по административной границе Верховского и Залегощенского районов до пересечения с автомобильной дорогой 54 ОП РЗ 54К-6 Залегощь - Верховье - Хомутово - Красная Заря (с 12 + ООО по 24 + 340; с 29 + 050 по 30 + 187; с 30 + 209 по 35 + 450) в точке 1.
Из границ охотничьего угодья исключены территории населенных пунктов и лесные кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества Новосильского лесничества, а также территория государственного природного биологического заказника "Корсунский", границы которого утверждены постановлением Правительства Орловской области от 31 мая 2022 года N 305 "О создании государственного природного биологического заказника "Корсунский".
В границах охотничьего угодья расположен лесной квартал 13 Верховского участкового лесничества Новосильского лесничества. Покровский район: Северная граница - от точки 1 в месте схождения административных границ Залегощенского, Верховского и Покровского районов на восток по административной границе Покровского и Верховского районов до точки 2 на этой административной границе у р. Труды. Восточная граница - от точки 2 на административной границе Покровского и Верховского районов у р. Труды на запад по условной прямой до пересечения с р. Труды в точке 3, далее на юго-запад по средней линии русла р. Труды до пересечения с границей н. п. Нижний Туровец в точке 4, далее на запад по этой границе до пересечения с грунтовой автомобильной дороге Нижний Туровец - Покровское в точке 5. Южная граница - от точки 5 в месте пересечения западной границы н. п. Нижний Туровец с грунтовой автомобильной дорогой Нижний Туровец - Покровское на запад по этой грунтовой автомобильной дороге через точки 6, 7 через н. п. Взаимопомощь до пересечения с автомобильной дорогой 54 ОП РЗ 54К-4 Покровское - Верховье (с 11 + 355 по 30 + 444) в точке 8, далее на юг по этой автомобильной дороге до пересечения с 5 автомобильной дорогой 54 ОП РЗ 54К-321 "Покровское - Верховье" - Протасове (с 0 + ООО по 2 + 171) в точке 9. Западная граница - от точки 9 в месте пересечения автомобильной дороги 54 ОП РЗ 54К-4 Покровское - Верховье (с 1 1 + 355 по 30 + 444) с автомобильной дорогой 54 ОП РЗ 54К-321 "Покровское - Верховье" - Протасово (с 0 + 000 по 2 + 171) на северо-запад по автомобильной дороге 54 ОП РЗ 54К-321 "Покровское - Верховье" - Протасово (с 0 + 000 по 2 + 171) через н. п. Желановка до пересечения с южной границей н. п. Протсасово в точке 10, далее на восток, север и запад по этой границе до пересечения с грунтовой автомобильной дорогой Протсасово - Хитрово в точке 11, далее на север по этой грунтовой автомобильной дороге через н. п. Самарка, через точки 12-18 до пересечения с административной границей Покровского и Залегощенского районов в точке 19, далее на северо-восток по административной границе Покровского и Залегощенского районов до места схождения административных границ Залегощенского, Верховского и Покровского районов в точке 1.
Из границ охотничьего угодья исключены территории населенных пунктов.
В границах охотничьего угодья расположены лесные кварталы 4, 5, 34, 35 Покровского участкового лесничества Глазуновского лесничества"; - пункт 2.1.3 соглашения изложить в следующей редакции: "Площадь охотничьего угодья 16 706,9 га".
Арбитражный суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение заявленных требований к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2023 иск ООО "Лес" удовлетворен частично, встречный иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным и необоснованным, ООО "Лес" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, иск общества удовлетворить, во встречном иске отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 20.06.2023 представители третьих лиц не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Представитель ООО "Лес" поддерживает доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить его полностью, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проанализировав представленные материалы дела, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Из материалов дела следует, что 25.11.2010 Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области проведен аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и других районах Орловской области, общей площадью 615 693 га сроком на 49 лет.
По результатам аукциона 30.11.2010 Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области с победителем торгов - Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов заключено охотхозяйственное соглашение N 2, по которому общественной организации предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению.
В соответствии с пунктом 2.1.2. соглашения, границы охотничьих угодий в Верховском районе площадью 40 356 га: северная - по автодороге Залегощь - Хомутово от н. п. Верховье до поворота на п. Покровское и далее по ней до административной границы с Покровским районом, западная и южная - по административной границе с Покровским и Ливенским районами до р. Труды, восточная - по р. Труды до н.п. Русский Брод, далее по железной дороге до н.п. Верховье. За исключением земель населенных пунктов. Угодье в Должанском районе площадью 41 998 га, угодье в Знаменском районе площадью 26 570 га, угодье в Колпнянском районе площадью 53 401 га, угодье в Кромском районе площадью 52 996 га, угодье в Ливенском районе площадью 69 176 га, угодье в Малоархангельском районе площадью 30 952 га, угодье в Мценском районе площадью 61 440 га, угодье в 9 9 Новодеревеньковском районе площадью 54 044 га, угодье в Орловском районе площадью 55 923 га, угодье в Свердловском районе площадью 48 662 га, угодье в Сосковском районе площадью 29 214 га, угодье в Троснянском районе площадью 31 818 га, угодье в Хотынецком районе площадью 10 454 га, угодье в Шаблыкинском районе площадью 37 886 га.
Согласно пункту 2.2.2 соглашения, лесные участки в Верховском районе: кварталы 1-6, 10-15 Русско-Бродского участкового лесничества ОГУ "Ливенское лесничество" на площади 745 га; кварталы 18-24, 10-15 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество" на площади 653 га, общей площадью 1 398 га передаются в аренду.
В соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 30 сентября 2010 года N 406-р и пункта 8.2.23 охотхозяйственного соглашения от 30 ноября 2010 года N 2, Управление лесами Орловской области (арендодатель) и Орловская областная общественная организация охотников и рыболовов (арендатор) 22.12.2010 заключили договор аренды N 9 части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 9 941 га, предоставляемая в аренду по договору, в том числе в следующем местоположении: Орловская область, ОГУ "Новосильское лесничество": Новодеревеньковский район, Моховское участковое лесничество, кварталы 40-47 площадью 202 га; Новодеревеньковский район, Хомутовское участковое лесничество, кварталы 2-13, 22-27, 31-33, 39, 46-54 площадью 1 260 га; Верховский район, Верховское рстковое лесничество, кварталы 10-15, 18-24 площадью 653 га, в составе лесного участка площадью 13 194 га, категория земель - земли лесного фонда, расположением: Орловская область, Новосильский район, Новодеревеньковский район, Корсаковский район, Верховский район, Новосильский лесхоз.
Согласно пункту 26 договора, срок действия договора устанавливается с момента подписания на срок действия охотхозяйственого соглашения, до 30 ноября 2059 года.
Договор аренды N 9 от 22.12.2010 зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области 08.02.2011.
На основании распоряжения Правительства Орловской области от 15 июля 2013 года N 273-р Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области 02.09.2013 проведен аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и Покровском районах Орловской области, площадью 17574 га сроком на 49 лет.
По результатам аукциона Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области с победителем торгов - ООО "Лес" 09.09.2013 заключено охотхозяйственное соглашение N 23, по которому ООО "Лес" предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в следующих границах охотничьих угодий в Верховском и Покровском районах Орловской области: 1) в Верховском районе: - северная - по автодороге Залегощь - Верховье от точки её пересечения с административной границей Верховского района у н.п.Кубановка на восток до точки схождения с автодорогой; - восточная - по автодороге Верховье - Покровское от точки её схождения с автодорогой Залегощь - Верховье на юг до пересечения с административной границей Верховского района; южная - по административной границе Верховского района от точки её схождения с автодорогой Верховье - Покровское на запад до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов; западная - по административной границе Верховского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на север до её пересечения с автодорогой Залегощь - Верховье; 2) в Покровском районе: северная - по административной границе Покровского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на восток до её пересечения с рекой Труды; восточная - вверх по течению реки Труды от её пересечения с административной границей Покровского района до н.п. Нижний Туровец; южная - по автодороге Нижний Туровец - Покровское на запад до автодороги Верховье -Покровское и далее на юг до поворота на н.п. Протасово; западная - по автодороге Покровское - Протасово от поворота с автодороги Верховье - Покровское через н.п. Желановка до н.п. Протасово, далее от н.п. Протасово по дороге Протасово-Хитрово через н.п. Совьи Лапки и Самарка до пересечения с административной границей Покровского района и далее по административной границе Покровского района на север до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов. За исключением земель населенных пунктов (пункт 2.1.2 соглашения).
Согласно пункту 2.1.3 соглашения, площадь охотничьего угодья составила 17 574 га.
В соответствии с пунктом 2.2.1, земельные участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности отсутствуют.
Между Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов (арендатором) и ООО "Лес" (субарендатором) 01.09.2015 заключен договор субаренды N 9/1 части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, по которому арендатор, действующий с согласия арендодателя - Управления лесами Орловской области (письмо от 16 октября 2014 года N 1902/03-11), на основании подпункта "д" пункта 10 договора аренды части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства от 22 декабря 2010 года N 9, обязуется за плату предоставить, а субарендатор обязуется принять во временное пользование (в субаренду) часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, определенную в пункте 2 настоящего договора.
Также арендатор настоящим договором передает, а субарендатор принимает обязанности по договору аренды N 9 части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства от 22 декабря 2010 года, в части использования и обслуживания субарендуемой территории, в объемах согласно настоящему договору пункта 1 договора субаренды.
В соответствии с пунктом 2 договора субаренды, арендатор в субаренду передал субарендатору часть лесного участка, расположением: Орловская область, Верховский район, ОГУ "Новосильское лесничество", Верховское участковое лесничество, кварталы 18- 24.
Часть лесного участка, предоставляемая в субаренду но настоящему договору, является неотъемлемой частью лесного участка площадью 13 194 га, категория земель - земли лесного фонда, расположением: Орловская область, Новосильский район, Новодеревеньковский район, Корсаковский район, Верховский район, Новосильский лесхоз.
Согласно пункту 25 договора субаренды, договор вступает в силу с даты его государственной регистрации, заключен на срок 5 лет с даты подписания акта приема-передачи части лесного участка в субаренду.
Акт приема-передачи части лесного участка в субаренду подписан 01.09.2015.
Договор субаренды N 9/1 части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заключенный 01.09.2015, расторгнут 28.06.2019.
Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области 28.01.2020 направил в адрес ООО "Лес" письменное обращение N 5-2/337, в котором указал на необходимость внесения изменений в пункты 2.1.2, 2.1.3, 2.2.1 и исключение главы V охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23, с предоставлением 10 дневного срока на ответ.
ООО "Лес" 19.03.2020 обратилось в Управление лесами Орловской области с заявлением о заключении договора аренды лесных кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ Новосильского лесничества площадью 653 га.
В ответе N 6-3/643/03-21 Управление лесами Орловской области указало, что часть лесного участка КУ ОО "Новосильское лесничество" (кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества) расположена в границах охотничьих угодий Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов, о чем указано в пункте 2.2.2. соглашения от 30.11.2010 N 2; в охотхозяйственном соглашении от 05.09.2013 N 23 в сведениях о местоположении, границах и площади охотничьего угодья о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках (пункт 2.2.1) указано, что земельные участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности отсутствуют, ввиду чего у ООО "Лес" не имеется права на использование лесов и заключение договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на землях лесного фонда КУ ОО "Новосильское лесничество" (кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.04.2021, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24.12.2021, иск Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области к ООО "Лес" о внесении изменений в пункт 2.1.2 охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23, изложив в следующей редакции: после слов "За исключением земель населенных пунктов" дополнить следующими словами "и кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", площадью 653 га"; о внесении изменений в пункт 2.1.3 охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23 изложив в следующей редакции: "Площадь охотничьего угодья 16 921 га"; о внесении изменений в пункт 2.2.1 охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23 и изложить в следующей редакции: "Предоставляемые в аренду расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки отсутствуют"; об исключении главы V охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23 "Годовой размер сборов за пользование объектами животного мира", оставлен без удовлетворения.
Указом Губернатора Орловской области и от 22 апреля 2022 года N 195 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий Орловской области" определено, что кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество" закреплены за Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов.
Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий Орловской области содержит, в том числе, описание границ и карты-схемы с изображением границ территорий закрепленных охотничьих угодий. Данной схемой определены границы охотничьих угодий ООО "Лес", в том числе с описанием земельных и лесных участков, находящихся в границах.
Постановлением Правительства Орловской области от 31 мая 2022 года N 305 "О создании государственного природного биологического заказника "Корсунский"" в границах кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество" создан государственный природный биологический заказник "Корсунский".
Вступившими в законную силу решениями Орловского областного суда от 06.09.2022 по делу N 3а-22/2022 (оставлено без изменения определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.01.2023), от 07.10.2022 по делу 3а-26/2022 (оставлено без изменения определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.02.2023) отказано в удовлетворении требований ООО "Лес" к Губернатору Орловской области о признании недействующим в части указа Губернатора Орловской области от 22 апреля 2022 года N 195 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий Орловской области", а также в признании недействующим постановления Правительства Орловской области от 31 мая 2022 года N 305 "О создании государственного природного биологического заказника "Корсунский".
ООО "Лес" обратилось к Департаменту с предложением о внесении соответствующих изменений в охотохозяйственное соглашение, однако согласие получено не было.
Вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Лес" в суд с настоящим иском.
Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области не возражал против удовлетворения требований охотпользователя, за исключением требований о внесении изменений в пункт 2.2.1 соглашения, в связи с чем, и был подан встречный иск. В обоснование встречного иска ответчик ссылался на создание в границах кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество" государственного природного биологического заказника "Корсунский" на основании постановления Правительства Орловской области от 31 мая 2022 года N 305, а также правовые позиции судов апелляционной и кассационной инстанций, сформулированные при рассмотрении дела N А48-2014/2020, пришедших к выводу об отсутствии у ООО "Лес" правовых оснований для использования кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", не являющихся предметом спорного соглашения.
Повторно проанализировав представленные материалы дела, оценив доводы сторон и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (часть 4 статьи 451 ГК РФ).
В силу части 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 30.07.2013 N 18-КГ13-70, в случае применения положений статьи 451 ГК РФ суду нужно определить следующие юридически значимые обстоятельства: наличие существенного изменения обстоятельств, время его наступления, возможность разумно предвидеть это изменение.
В соответствии с пунктом 15 статьи 1 и часть 1 статьи 7 Закона об охоте данный закон определяет охотничьи угодья как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, и предусматривает, что в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Постановлением Правительства Орловской области от 31 мая 2022 года N 305 "О создании государственного природного биологического заказника "Корсунский"" в 22 границах, указанных в приложении 1 к постановлению, создан государственный природный биологический заказник "Корсунский".
Исходя из анализа описания местоположения границ заказника, указанного в постановлении Правительства Орловской области от 31 мая 2022 года N 305, местоположения границ охотничьего угодья, переданного ООО "Лес" по охотхозяйственному соглашению N 23, местоположению зоны охраны охотничьих ресурсов ООО "Лес", указанного в приложении N 7 к схеме, в границы заказника включены кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", а также зона охраны охотничьих ресурсов ООО "Лес" площадью 1 050 га, вошедшая в границы охотничьих угодий, переданных ООО "Лес" на основании охотхозяйственного соглашения N 23 в границах, указанных в просительной части уточненных встречных исковых требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на землях государственных природных заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По правилам части 1 статьи 21 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" в целях сохранения объектов животного мира и среды их обитания могут устанавливаться следующие ограничения пользования животным миром: запрет на осуществление отдельных видов пользования животным миром на определенных территориях (акваториях); ограничение пользования определенными объектами животного мира на определенных территориях (акваториях).
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона "О животном мире" право пользования животным миром прекращается полностью или частично в том числе, в случаях использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона "О животном мире" принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке. Создание государственных природных заказников регионального значения, определение задач и особенностей режима особой охраны конкретного природного заказника регионального значения является прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые на территориях государственных природных заказников вправе постоянно или временно запретить или ограничить любую деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Из пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" следует, что задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения о государственном природном биологическом заказнике "Корсунский", утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 31 мая 2022 года N 305 на территории заказника постоянно или временно запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе промысловая, спортивная и любительская охота, добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, и осуществление других видов пользования животным миром; сплошные рубки лесных насаждений для заготовки древесины и другое.
Учитывая изложенное, проведение ООО "Лес" мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры в границах спорного земельного участка противоречит целям создания особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного биологического заказника "Корсунский" и не соответствует режиму использования особо охраняемой природной территории.
С учетом изменений законодательства, которые стороны не могли предвидеть в момент заключения договора, суд области установил необходимость во внесении соответствующих изменений в охотхозяйственное соглашение N 23 от 05.09.2013.
Возможность ограничения прав и свобод правообладателей при создании особо охраняемой природной территории прямо предусмотрена законодательством об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях (статья 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Департамента прав на внесение изменений в охотхозяйственное соглашение N 23, поскольку такое право предоставлено только охотпользователю признается необоснованным.
Согласно пункту 4 Указа Губернатора Орловской области от 22.11.2014 N 448 "О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области" Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области является правопреемником Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 Указа Губернатора Орловской области от 28.09.2018 N 610 "О системе и структуре органов исполнительной власти Орловской области" Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области является правопреемником Управления по государственному надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Орловской области; Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области; Управления по государственному строительному надзору Орловской области; Управления государственной жилищной инспекции Орловской области; Управления по обеспечению безопасности, законности, правопорядка и деятельности координационных органов Орловской области в сфере регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Положением о Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области, утвержденном постановлением Правительства Орловской области от 21.10.2015 N 475 "Об утверждении Положения о Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области", Департамент является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции, в том числе, в сфере охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с пунктом 7 раздела 2 Положения к полномочиям Департамента относится заключение охотхозяйственного соглашения.
В настоящем деле Департаментом реализованы правовые возможности не по оспариванию заключенного охотсоглашения либо требования его исполнения тем или иным образом, но по существу инициирована процедура внесения в него изменений в целях приведения в соответствие с действующим законодательством, исключая сохранение положения, прямо допускающего нарушение императивных положений законодательства об особо охраняемых природных территориях. При этом основаниями внесения таких изменений выступают не нарушения соглашения его сторонами, но существенно изменившиеся обстоятельства, раскрываемые в статье 451 ГК РФ, связанные с детализацией правового регулирования режима особо охраняемых природных территориях.
Доводы истца о наличии у ООО "Лес" оснований для внесения изменений в п. 2.2.1 охотхозяйственного соглашения N 23 в силу пункта 4.1. статьи 27 Закона об охоте, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона об охоте в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Частью 1 статьи 36 Лесного кодекса РФ установлено, что использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.
Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьей 9 ЛК РФ (часть 3 статьи 36 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 4.1. статьи 27 Закона об охоте, введенному Федеральным законом от 11.06.2021 N 164-ФЗ, внесение изменений в охотхозяйственное соглашение в течение срока его действия осуществляется по требованию юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, в следующих случаях: 1) предоставление в аренду таким юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю расположенных в границах охотничьих угодий земельных участков и лесных участков либо прекращение права аренды таких земельных участков и лесных участков; 2) отказ таких юридического лица или индивидуального предпринимателя от части площади охотничьего угодья, указанного в охотхозяйственном соглашении.
В данном случае, документов о формировании земельных участков и лесных участков и о предоставлении их в аренду ООО "Лес" не представлено, отказ юридического лица от части площади охотничьего угодья, указанного в охотхозяйственном соглашении, также отсутствует.
В постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2021 года по делу N А48-2014/2020 установлено, что у ООО "Лес" отсутствуют правовые основания для использования кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", поскольку спорные лесные кварталы предметом охотхозяйственного соглашения N 23 не являлись (статьи 16, часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки мнению заявителя жалобы, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу об обращении Департамента в суд с встречным иском в пределах срока исковой давности.
В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
На основании пункта 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Принимая во внимание, что на момент заключения охотхозяйственного соглашения N 23 спорные границы охотугодий статуса земель особо охраняемых природных территорий не имели, постановление Правительства Орловской области от 31 мая 2022 года N 305 "О создании государственного природного биологического заказника "Корсунский"" было принято 31 мая 2022 года, то есть после заключения охотхозяйственного соглашения N 23, срок исковой давности начинает течь с 31 мая 2022 года и на дату подачи встречного иска 29 ноября 2022 года не является пропущенным.
В соответствии со схемой фактическая площадь закрепленных за ООО "Лес" охотничьих угодий составляет 17,71 тыс. га (таблица: Информация о закрепленных охотничьих угодьях на территории Орловской области по состоянию на 2021 год, страница 56 приложения к Указу N 195 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области", при заключении охотхозяйственного соглашения с ООО "Лес"). Местоположение границ описано в соответствии с приказом Минприроды России от 6 августа 2010 года N 306 "Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий" (Верховский район: страницы 17-18 приложения 5 к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области "Описание границ и карты-схемы с изображением границ территорий закрепленных охотничьих угодий Орловской области", Покровский район: страницы126-128 приложения 5).
Постановлением Правительства Орловской области от 31 мая 2022 года N 305 "О создании государственного природного биологического заказника "Корсунский"" в границах, указанных в приложении 1 к постановлению, создан государственный природный биологический заказник "Корсунский"". Площадь заказника составляет 16 731 кв. м +/- 1432 кв. м.
Местоположение границ заказника при подготовке постановления было взято из описания зоны охраны охотничьих ресурсов, изложенного в подпункте "а" пункта 1 постановления Правительства Орловской области от 9 ноября 2017 года N 472 "Об ограничении охоты", принятого с учетом ходатайства ООО "Лес" от 23 июня 2017 года N 2200.
В соответствии с письмом ФГБУ ФКП Росреестра по Орловской области от 26 июля 2022 года N 3063/22 в ЕГРН внесены сведения о границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный биологический заказник "Корсунский" с присвоением реестрового номера 57:19-9.1.
Площадь охотничьих угодий ООО "Лес", вошедшая в границы заказника, составила: 1673,1 га (площадь ГПБЗ "Корсунский") - 670 га = 1003,1 га.
670 га - это площадь участка 2 Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов (кварталы 18-24) в соответствии с Информацией о закрепленных охотничьих угодьях на территории Орловской области по состоянию на 2021 год, указанной в приложении к Указу Губернатора Орловской области от 22 апреля 2022 года N 195 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области" (страница 53 приложения к указу).
16 706,9 га - площадь охотничьих угодий ООО "Лес" за вычетом территорий, вошедших в ГПБЗ "Корсунский" (17 710 га (площадь охотничьих угодий ООО "Лес") - 1003,1 га).
По совокупности изложенных обстоятельств встречные требования Департамента являются законными и обоснованными. Удовлетворение встречного иска ответчика исключает удовлетворение иска ООО "Лес" в части внесения изменений в пункт 2.1.2 охотхозяйственного соглашения от 5 сентября 2013 года N 23 относительно включения в охотхозяйственное соглашение N 23 лесных участков, в том числе кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество".
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность приведенных выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2023 по настоящему делу.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2023 по делу N А48-5275/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5275/2022
Истец: ООО "Лес"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ НАДЗОРНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Орловская областная охотников и рыболовов, Управление лесами Орловской области