г. Вологда |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А05-11655/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Колтаковой Н.А. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ваеньгский леспромхоз" представителя Мартюшева Н.А. по доверенности от 08.07.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 мая 2023 года по делу N А05-11655/2022,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; ИНН 2902083136, ОГРН 1162901060376; далее - Управление) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ваеньгский леспромхоз" (адрес: 164570, Архангельская область, Виноградовский район, поселок Березник, улица Хаджи-Мурата, дом 16б, корпус 1; ИНН 2910004748, ОГРН 1102903000232; далее - Общество) о взыскании 645 920 руб. ущерба, причиненного лесному фонду (Березниковское лесничество, Ваеньгское участковое лесничество, участок Клоновское, квартал 18, выдел 7, делянка 8).
Решением суда от 11.05.2023 в иске отказано.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд неправильно применил подпункт 3 пункта 7 приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки" (далее - Приказ N 367), распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р "Об утверждении перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов" (далее - Распоряжение N 1283-р), разъяснения Рослесхоза от 15.02.2023 N 06-01-27/3300. На представленных Обществом технологических картах не имеется подписей производящих рубку работников. Карточка перечета является письменным доказательством совершенного преступления. Суд не исследовал вопрос, почему после осмотра места лесонарушения сотрудниками полиции размеры участка снятой и поврежденной почвы стали больше; не принял во внимание свидетельские показания сотрудника лесничества.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 16.05.2008 N 274, договора перенайма от 02.07.2010 и в результате реорганизации обществ с ограниченной ответственностью "Ваеньга Лес Пром", "А.Р.М. Норд" в форме присоединения Общество с 16.06.2022 является арендатором лесного участка в Березниковском лесничестве в границах участковых лесничеств, указанных в пункте 1.2 договора аренды.
Договор аренды заключен на срок по 26.12.2053.
Общество подало в лесничество лесную декларацию от 03.01.2020 N 01-20/2, в которой заявило о заготовке в период с 03.01.2020 по 02.01.2021 древесины.
В результате осмотра места рубок с участием представителей Управления, Общества в квартале 18, выделах 7, 8, 12 делянке 8 установлено, что Общество оставило на делянке не вывезенной древесину в объеме 1,072 куб.м, этот же не вывезенный объем древесины оставлен в лесу на летний период не окоренным. Составили акт осмотра от 21.06.2022 N 21-к.
Управление 11.07.2022 составило акт о лесонарушении N 3, в котором указало, что во время осмотра мест рубок 21.06.2022 в квартале 18 выдел 7 делянка 8 Березниковского лесничества, Ваеньгского участкового лесничества, участок Клоновское, обнаружено лесонарушение, выразившееся в самовольном снятии, уничтожении или повреждении почвы на площади 500 кв.м (0,05 га), 14.07.2022 направило Обществу претензию с требованием о возмещении ущерба, причиненного самовольным снятием, уничтожением, порчей почвы, а именно выемкой грунта на площади 0,05 га, размер которого рассчитан в размере 645 920 руб. в соответствии с пунктом 6 приложения 3 постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящихся в них природных объектах вследствие нарушения лесного законодательства".
В ответе на претензию Общество с требованиями не согласилось, указав, что выемка грунта на площади 0,05 га не производилась, указанный в качестве места нарушения участок заявлен как погрузочный пункт, место складирования древесины, в период заготовки использовался по назначению, акт о лесонарушении от 11.07.2022 составлен Управлением в одностороннем порядке, тогда как при осмотре мест рубок в акте от 21.06.2022 на выявление такого лесонарушения, как самовольное снятие, повреждение или уничтожение почв не указано.
После получения ответа на претензию Управление обратилось в правоохранительные органы с заявлением о проверке по факту незаконной выборки грунта (карьер) на площади 0,05 га в 18 квартале, выдел 7, делянка 8.
В ходе осмотра сотрудник полиции установил, что на технологической автодороге в ведении Общества на расстоянии 94 км от поселка Воронцы, слева от дороги находится участок размером 48 м х 28 м с повышением со стороны автодороги до 2,5 м; данный участок разровнен большегрузной гусеничной техникой, от которой имеются следы; явных следов выемки грунта не имеется; составил рапорт от 20.09.2022.
По расчету истца, Общество причинило ущерб в размере 645 920 руб. в результате самовольного снятия (уничтожения, повреждения) почвы на площади 0,05 га в квартале 18 выдел 7 делянка (лесосека) 8 участок Клоновское Ваенгьского участкового лесничества.
Ссылаясь на то, что Общество обязано возместить заявленный ущерб, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, форма которой, а также порядок заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В части 1 статьи 29 ЛК РФ предусмотрено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В соответствии со статьей 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Из материалов дела видно, что Общество в суде первой инстанции заявило, что указанный в качестве места нарушения участок заявлен как погрузочный пункт, место складирования древесины, и в период заготовки использовался по назначению.
На момент подачи Обществом лесной декларации (в январе 2020 года) правила ее заполнения регламентировались приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме".
Согласно статье 16 ЛК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2022, то есть в период заготовки Обществом древесины, рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Статьей 16.1 ЛК РФ предусмотрено, что лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений.
Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 1, 2 Приказа N 367 лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 приказа.
Технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
Выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается.
Форма технологической карты утверждена в приложении 2 к Приказу N 367, схема разработки делянки является приложением к технологической карте.
При заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с пунктами 6, 7 Приказа N 367 виды осуществляемых последовательно лесосечных работ: подготовительные лесосечные работы; основные лесосечные работы; заключительные лесосечные работы.
К подготовительным лесосечным работам относятся следующие работы: разметка в натуре границ погрузочных пунктов, трасс магистральных и пасечных волоков (технологических коридоров), производственных и бытовых площадок; разметка в натуре границ лесных дорог, мест размещения лесных складов, других строений и сооружений; рубка деревьев на площадях погрузочных пунктов, трассах магистральных и пасечных волоков (технологических коридорах), производственных и бытовых площадках, включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается; рубка деревьев на площадях лесных дорог, в местах размещения лесных складов, других строений и сооружений, включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается; рубка аварийных деревьев за границами лесосеки, угрожающих безопасной работе, включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается;
Общая площадь под погрузочными пунктами, производственными и бытовыми объектами должна составлять от общей площади лесосеки: на лесосеках площадью более 10 га - не более 5% при сплошных рубках, не более 3% в - при выборочных рубках; на лесосеках сплошных рубок площадью более 10 га для создания межсезонных запасов древесины общая площадь погрузочных пунктов, производственных и бытовых площадок - не более 15% в от площади лесосеки, с повреждением почвы - не более 3%.
Размещение погрузочных пунктов, трасс магистральных и пасечных волоков (технологических коридоров), дорог, производственных, бытовых площадок на лесосеке производится с учетом максимального сохранения видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, а также других ценных объектов, указанных в лесохозяйственном регламенте.
Приказ N 367 действовал в период с 10.01.2017 по 31.08.2022.
Приказом Минприроды России от 17.01.2022 N 23 утверждены новые виды лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки, Приказ N 23 вступил в силу с 01.09.2022.
Положения, содержащиеся в пунктах 6 и 7 Приказа N 367, идентичны положениям пунктов 5 и 6 Приказа N 23.
Как правомерно указал суд первой инстанции, по смыслу статьи 26 ЛК РФ, предусматривающей ведение заготовки на основании подаваемой лесопользователем лесной декларации, ее подача носит заявительно- уведомительный характер. Из положений статьи 16.1 ЛК РФ также следует, что технологическая карта составляется лесопользователем с указанием в ней технологии разработки делянки для лиц (работников), непосредственно ведущих заготовку древесины. Приложение к технологической карте содержит схему разработки делянки с указанием на ней условными обозначениями лесных дорог, квартальных просек, направление валки и трелевки, производственных и бытовых площадок, погрузочных пунктов и мест складирования заготовленной древесины. Технологическая карта не входит в состав лесной декларации, копия технологических карт лесосечных работ представляется лицом, осуществившим лесосечные работы, при осмотре лесосек.
Из материалов дела видно, что вместе с лесной декларацией Общество представило в лесничество технологическую карту, на которой были обозначены два места погрузочных пунктов и складирования заготовленной древесины общей площадью 2 га.
В силу пункта 7 Приказа N 367 на лесосеках сплошных рубок площадью более 10 га для создания межсезонных запасов древесины общая площадь погрузочных пунктов, производственных и бытовых площадок - не более 15% от площади лесосеки, с повреждением почвы - не более 3%.
Согласно технологической карте к лесной декларации от 03.01.2020 N 01-20/2 общая площадь лесосеки составляет 42,2 га, то есть площадь под погрузочными пунктами, производственными и бытовыми объектами не должна превышать 6,33 га и 1,27 га соответственно.
Суд первой инстанции установил, что повреждение почвы на площади погрузочной площадки 0,05 га, за которую Управление просит взыскать сумму ущерба, не превышает величину площади, на которой допускается повреждение почвенного слоя при организации погрузочных пунктов, производственных и бытовых площадок. Кроме того, повреждение почвы на площади 0,05 га не превышает допустимую величину в 3% и в том случае, если такую величину принимать от общей разрешаемой площади погрузочных пунктов, производственных и бытовых площадок на делянке с повреждением почвы.
Довод Управления о том, что содержание технологической карты должно быть согласовано с лесничеством, равно как и внесение в нее изменений, суд первой инстанции проверил, отклонил, поскольку как следует из формы технологической карты, она составляется и утверждается лесопользователем, с содержанием технологической карты должны быть ознакомлены лица, непосредственно осуществляющие заготовку, лесопользователь обязан представить технологическую карту при осмотре мест рубок.
Согласно части 5 статьи 13 ЛК РФ, перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р, а Порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры - приказом Минприроды России от 05.08.2020 N 565 (далее - Приказ N 565).
В силу пунктов 3, 6, 7, 9 Приказа N 565 порядок определяет основные требования и последовательность действий заинтересованных лиц по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, установленных Перечнем объектов лесной инфраструктуры.
Детальная характеристика существующих объектов лесной инфраструктуры на территории лесничества, а также описание мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, поквартальная карта-схема лесничества с нанесением местоположения существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры содержится в лесохозяйственном регламенте лесничества
Лица, использующие леса, проектируют объекты лесной инфраструктуры на основании планов их создания, которые содержатся в проекте освоения лесов, разработанном в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Проектирование объектов лесной инфраструктуры осуществляется для объектов капитального строительства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что порядок создания объектов лесной инфраструктуры (их проектирование, содержание и эксплуатация) распространяется только на объекты, установленные в Распоряжении N 1283-р. Сведения о погрузочных пунктах, трасс магистральных и пасечных волоков (технологических коридоров), производственных и бытовых площадках, расположенных в границах лесосеки, не относятся к объектам лесной инфраструктуры, перечень которых утвержден Распоряжением N 1283-р, поэтому сведения о таких объектах не подлежат отражению в лесной декларации, внесение изменение в которую подлежит согласованию с Управлением.
При этом суд указал, что нарушенный почвенный слой в результате его снятия или уничтожения при организации погрузочных пунктов, производственных и бытовых площадок подлежит рекультивации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800. Требования о проведении рекультивации применяются и в тех случаях, когда повреждение почвы имело место при правомерном пользовании земельным (лесным) участком.
Суд первой инстанции также установил, что при проведении осмотра делянок 21.06.2022 Управление не указало в акте осмотра на выявленное им повреждение почвенного слоя, в тоже время сослалось на факт такого выявления в ходе осмотра делянки 21.06.2022 в акте о лесонарушении от 11.07.2022.
Ссылка Управления на то, что в форме акта осмотра не предусмотрено указание такого вида нарушения судом отклоняется, поскольку согласно пункту 10 приложения 4 к Приказу N 367 при осмотре лесосек устанавливаются, в том числе нарушение целостности почвы, влекущее возникновение эрозии. В карточке перечета (приложение к акту осмотра от 21.06.2022) на выемку грунта на площади 0,05 га (карьер) не указано.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 мая 2023 года по делу N А05-11655/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11655/2022
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНИЧЕСТВАМИ
Ответчик: ООО "Ваеньгский леспромхоз"