г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А56-129683/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Жукова Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11939/2023) ИП Шукановой Я.А. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2023 по делу N А56-129683/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Магнит"
к индивидуальному предпринимателю Шукановой Яне Александровне
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Магнит (далее - истец, ООО "Магнит", исполнитель, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Шукановой Яне Александровне (далее - ответчик, ИП Шуканова Я.А., Предприниматель, потребитель) о взыскании 33 462 рублей 20 копеек задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
Определением от 30.11.2022 дело N А46-12422/2022 передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2023 по делу N А56-129683/2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с указанным решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять новый судебный акт по делу, истцу в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
К апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства.
В обоснование доводов апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность начисления платежей до 01.06.2021, поскольку ИП Шуканова Я.А. только с указанной даты начала осуществлять свою деятельность по торговле розничной рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах, так как договор аренды павильона был заключен именно 01.06.2021.
Ссылаясь на положения договора аренды павильона, ответчик, являющийся арендатором, указала на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО "Магнит" (региональный оператор) и арендодателем.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом в материалы дела не представлен.
Апелляционный суд не приобщил к материалам дела дополнительные доказательства, приложенные ответчиком к апелляционной жалобе, с учетом императивных норм части 2 статьи 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в отсутствие соответствующего ходатайства со стороны подателя апелляционной жалобы.
Данные документы подлежат возвращению ответчику.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке апелляционного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что ООО "Магнит" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Омской области, осуществляющим свои обязательства в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), на основании соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 17.08.2018.
Истец приступил к осуществлению своей деятельности в качестве регионального оператора с 01.04.2019.
Транспортирование ТКО на территории города Омска осуществляется в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Омской области (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 N 39 (ред. от 23.10.2020) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Омской области и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области").
Для осуществления транспортирования отходов региональным оператором на основании конкурсных процедур был привлечен подрядчик - ЗАО "ЭКОС", с которым заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Омской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими нормативно-правовыми актами.
Свою деятельность ООО "Магнит" как региональный оператор осуществляет с 01.04.2019.
Региональный оператор установил, что ИП Шуканова Я.А. осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: г. Омск, б-р. Архитекторов, д. 14/2а, в подтверждение чего представил акт осмотра от 04.04.2022, кассовый чек от 04.04.2022
Указывая, что в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 ответчику оказаны услуги по обращению с ТКО на условиях типового договора на 33 462 рубля 20 копеек, однако, обязательства по их оплате в претензионном порядке Предпринимателем не исполнены, ООО "Магнит" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
В настоящем случае правоотношения сторон сложились из фактического возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации оплате подлежат только фактически оказанные исполнителем услуги (или его деятельность).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО "Магнит" в разделе "Заключение договоров" - "Предложение о заключении договора с региональным оператором".
ИП Шуканова Я.А., осуществляя предпринимательскую деятельность по указанному адресу, образует твердые коммунальные отходы, в связи с чем обязана заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО "Магнит".
Положения пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 5 Постановления Правительства (РФ от 12.11.2016 N 1156, устанавливают обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и: внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" установлен порядок заключения договоров между "потребителем", - собственником твердых коммунальных отходов или уполномоченным им лицом и региональным оператором.
В соответствии с пунктом 8 (17) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному - оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО "Магнит" в разделе "Заключение договоров" - "Предложение о заключении договора с региональным оператором".
Данный договор является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Как следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона об отходах, пункта 8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Поскольку ООО "Магнит" осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО на территории г. Омска как региональный оператор, оно оказывает услуги вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения и не в праве отказаться от оказания таких услуг даже в отсутствие письменного договора, следовательно, вправе требовать оплаты оказанных им услуг.
Расчет услуги производится на основании нормативов и тарифов, утвержденных РЭК Омской области.
Приказом РЭК Омской области от 20.03.2019 N 24/13 был установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Магнит". Период действия тарифа с 01.04.2019 по 31.12.2019 составлял 4 344 рубля 68 копеек (без учета НДС), 5 213 рублей 62 копейки (с учетом НДС).
Внутренним приказом ООО "Магнит" предельный единый тариф на услугу регионального, оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Магнит" снижен и составлял 5 024 рубля 29 копеек, в том числе НДС. Период действия тарифа с 01.04.2019.
Приказом РЭК Омской области N 535/89 от 18.12.2020 года был установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с. твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Магнит". Период действия тарифа с 01.01.2020 по 30.06.2020 составляет 3 034,44 руб. (без учета НДС), с 01.07.2020 по 31.12.2020 составляет 4 800,72 руб. (без учета НДС).
Приказом РЭК Омской области N 538/89 от 18.12.2020 года был установлен новый предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными, отходами для потребителей ООО "Магнит". Период действия тарифа с 01.01.2021 по 30.06.2021составляет 4 800,72 руб. (без учета НДС).
Приказом РЭК Омской области N 61/27" от 31 мая 2017 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в зависимости от осуществляемого вида деятельности.
Ответчик по виду экономической деятельности относится к категории Киоски, торговые павильоны, лотки. (N 13 в приложении 2 к приказу РЭК Омской области от 31.05.2017 N 61/27).
Расчет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" расчетным путем исходя из утвержденных нормативов накопления ТКО Приказом РЭК Омской области от 31.05.2017 N 61/27.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных, показателях объема;
- количества, и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
Поскольку у ответчика отсутствует свой контейнер и контейнерная площадка, при выставлении счетов применяется расчет исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05:2020 N 39 (ред. от 23.10.2020) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Омской области и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области").
Согласно справке ЗАО "Экос", услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Омская обл. г. Омск, б-р Архитекторов, 14/2а (ближайшая площадка к фактическому адресу осуществления предпринимательской деятельности ответчиком г. Омск, б-р Архитекторов. 14) предоставлены в полном объеме в соответствии с нормами СанПин 42-128-4690-88.
Из представленного в материалы дела акта осмотра от 04.04.2022 следует, что ИП Шуканова Я.А. осуществляет деятельность по розничной торговле рыбой, к акту приложены фотоматериалы; кассовый чек от 04.04.2022 с указанием пользователя - ИП Шуканова Я.А.
Требования и доказательства, представленные истцом, ответчик документально не опроверг. Отзыв с соответствующими доказательствами Предприниматель в суд первой инстанции не представил.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ответчиком документально не подтверждены.
С учетом указанного выше апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2023 по делу N А56-129683/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-129683/2022
Истец: ООО "МАГНИТ"
Ответчик: ИП Шуканова Я.А., ИП Шуканова Яна Александровна
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12791/2023
28.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11939/2023
29.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-129683/2022