г. Москва |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А40-263201/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2023 по делу N А40-263201/22
по заявлению ООО "Авгур Эстейт"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным и отмене решения
при участии:
от заявителя: |
Полянцева О.Н. по доверенности от 12.05.2023; |
от заинтересованного лица: |
Удилова Е.Л. по доверенности от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авгур Эстейт" (далее - Заявитель, ООО "Авгур Эстейт", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 30.08.2022, оформленное Уведомлением N КУВД - 001/2022-20441994 ( КУВД-001/2022-20441994/7, КУВД-001/2022-20441994/8).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2023 заявление "Авгур Эстейт" удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "Авгур Эстейт" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Авгур Эстейт" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:11655 с адресом местоположения: г. Москва, п. Сосенское, п. Коммунарка.
18.05.2022 Заявителем было подано в Управление Росреестра по Москве, заявление о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0000000:11655 в связи с отказом собственника от права собственности в порядке пункта 2 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
В заявлении Общество указало, что земельный участок сформирован под многоквартирным домом в границах, в которых он переходит в собственность собственникам помещений этого дома, многоквартирный дом введен в эксплуатацию в установленном порядке, о чем выдано соответствующее разрешение Комитетом государственного строительного надзора города Москвы. Объекты долевого строительства в полном объеме переданы участникам долевого строительства.
В тот же день 18.05.2022 Обществом в Управление было подано заявление о государственной регистрации прекращения права собственности в отношении иного земельного участка - с кадастровым номером 77:17:0120316:20405, по аналогичным основаниям.
Уведомлением от 27.05.2022 N MFC-0558/2022-8052, 797810 Управление сообщило о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20405 и 77:17:0000000:11655.
Управлением Росреестра по Москве было принято решение о государственной регистрации прекращения права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0120316:20405.
В связи с выданным Уведомлением о приостановлении государственной регистрации MFC-0558/2022-8052, 797810 от 27.05.2022, Заявитель 05.07.2022 обратился в регистрирующий орган с заявлением о погашении в отношении земельного участка 77:17:0000000:11655 регистрационной записи в ЕГРН об ипотеке в силу закона, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг MFC-0558/2022-1048597-1, с приложением документов.
08.07.2022 было выдано Уведомление N КУВД-001/2022-28147315 (оформленное в виде уведомлений КУВД-001/2022-28147315/1 и КУВД-001/2022-28147315/2) о приостановлении государственной регистрации.
Управлением 30.08.2022 было принято решение N КУВД-001/2022-20441994 (оформленное Уведомлениями N КУВД-001/2022-20441994/7 и N КУВД-001/2022-20441994/8 идентичного содержания) об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0000000:11655.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с положениями статей 18, 21 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требованиям к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации, требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (п. 5 указанной статьи).
По смыслу Закона о регистрации отказ в осуществлении государственной регистрации прав является продолжением единой процедуры осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и рассматривается исходя из оснований, послуживших в итоге причиной отказа, то есть оснований, которые ранее являлись основаниями для приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Как установлено судом, Управление Росреестра по Москве в решениях о приостановлении и об отказе в государственной регистрации указало на то, что на спорном земельном участке расположен многоквартирный дом с кадастровым номером 77:17:0120316:12009.
Согласно данных ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0000000:11655 многоквартирный дом значится под кадастровым номером 77:17:0000000:9305. Кадастровый номер 77:17:0120316:12009 присвоен нежилому зданию, примыкающему к указанному многоквартирному дому.
Довод Управления об отсутствие разработанного и утвержденного проекта межевания территории земельного участка верно отклонен судом первой инстанции как необоснованный.
Согласно пункту 4 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В статье 11.3 ЗК РФ идет речь о порядке образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Спорный земельный участок находится в частной собственности застройщика, а не в публичной (государственной, муниципальной) собственности, и кроме того, не подлежит образованию, так как уже сформирован.
Статья 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", на которую сослалось Управление, предусматривает, что уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет образование земельных участков многоквартирных домов, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. В целях образования земельных участков многоквартирных домов уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы совершает все необходимые действия, предусмотренные федеральным законодательством. В данной номер указывается на необходимость выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка под многоквартирным домом.
В рассматриваемом же случае участок уже является образованным (сформированным). Какие-либо сведения о незаконности формирования земельного участка в существующих границах Управление не приводит.
Таким образом, ссылки Заинтересованного лица на вышеприведенные положения законодательства регулируют иные ситуации, в которых подлежат образованию земельные участки под многоквартирные дома из публичных (неразграниченной государственной собственности, муниципальной собственности) земель.
В то время как земельный участок принадлежит застройщику, а не находится в публичной собственности, при этом участок уже является сформированным, его образование в соответствии с требованиями земельного законодательства не требуется.
В связи с изложенным, как правильно указал суд первой инстанции, не требуется разработка проектов межевания территории (ПМТ), принятие каких-либо решений о разработке ПМТ Департаментом городского имущества, требование Управления в этой части считаем незаконным.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 77:17:0000000:11655 был сформирован в существующих границах под многоквартирный дом с примыкающим нежилым зданием.
Формирование участка осуществлено из земельного участка 50:21:0000000:787, который в свою очередь был образован из исходного земельного участка 50:21:0120316:1246, на котором осуществлялось строительство комплексной жилой застройки в соответствии с разрешительной документацией.
Объекты возведены и введены в эксплуатацию в полном соответствии с выданной разрешительной документацией. Это подтверждается следующими документами:
В 2011 года Администрацией Ленинского муниципального района Московской области было выдано разрешение N RU50503000-570/11 -р/с на строительство второй очереди жилого комплекса - многоэтажных жилых корпусов N 5, 6, 7, 8, 9, инженерные вводы к корпусам, расположение объектов: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Сосенское, вблизи дер. Бачурино, уч. 37/2 (кадастровый номер 50:21:0120316:1246), общая площадь земельного участка 10,0187 га, застройщику ООО "Развитие".
В дальнейшем был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:1246, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0000000:785, 50:21:0000000:786, 50:21:0000000:787.
В ранее выданное разрешение на строительство N RU50503000-570/11 -р/с были внесены изменения постановлением администрации Ленинского муниципального района Московской области от 02.05.2012 N 2075 (уточнен застройщик - ОАО "Авгур Эстейт"; уточнены параметры объектов, кадастровые номера и площади земельных участков, на которых осуществляется строительство - 50:21:0000000:787 площадью 2,0319 га, 50:21:0000000:785 площадью 2,0222 га).
30.05.2015 Мосгосстройнадзором выдано разрешение N RU77245000-010791 на строительство 1 и 2 очереди строительства жилого комплекса - 11 жилых домов (корпусов) и инженерные сети и сооружения застройщику - Застройщику были выданы разрешения на ввод объектов в эксплуатацию:
- Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 15.04.2015 N RU77245000-006450 построенного объекта капитального строительства - многоэтажный жилой комплекс (2-я очередь строительства), расположенного по адресу: г. Москва, пос. Коммунарка, ул. Липовый парк, 6 (корп. N5), г. Москва, пос. Коммунарка, ул. Липовый парк, 4, корп.2 (корп.N 7), строительный адрес объекта: г. Москва, НАО, п. Сосенское, вблизи д. Бачурино, уч. 37/2, корп. N5 и корп. N7.
- Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.10.2015 N 77-245000-006839-2015 построенного объекта капитального строительства - вторая очередь строительства жилого комплекса - многоэтажные жилые корпуса N5, N6, N7, N8, N9 (V-й этап пристройка к корпусу N5), расположенного по адресу: г. Москва, пос. Коммунарка, ул. Липовый парк, 6А, на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:787 (строительный адрес: г. Москва, НАО, п. Сосенское, вблизи д. Бачурино, уч. 37/2, корп. N5).
Распоряжениями Префектуры ТиНАО г. Москвы от 19.06.2015 N 736-РП и от 21.01.2016 N5-РП утверждены адреса объектов:
- Многоквартирному дому присвоен адрес - г. Москва, п. Сосенское, пос. Коммунарка, Липовый парк, 6.
- Нежилому зданию (пристройка к корпусу 5) - г. Москва, п. Сосенское, пос. Коммунарка, Липовый парк, 6А.
В 2018 году земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:787, на котором осуществлено строительство и введены в эксплуатацию объекты, был разделен на 5 земельных участков, в т.ч. на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0000000:11655, что подтверждается Приказом собственника о разделе от 15.03.2018 г. N 5.
Формирование земельного участка под многоквартирным домом осуществлено с учетом примыкающей пристройки.
Управлением Росреестра был произведен государственный кадастровый учет спорного земельного участка в существующих сформированных границах, таким образом регистрирующий орган подтвердил возможность и законность существования участка именно в этих границах.
Согласно открытых сведений ЕГРН публичной кадастровой карты сведения о расположенных объектах на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0000000:11655 внесены со следующими характеристиками:
- Здание с кадастровым номером 77:17:0000000:9305 (г. Москва, Липовый парк, дом 6), с характеристиками: Многоэтажный жилой комплекс (2-я очередь строительства), Назначение: Многоквартирный дом;
- Здание с кадастровым номером 77:17:0120316:12009 (г. Москва, Липовый парк, 6А), с характеристиками: Вторая очередь строительства жилого комплекса - многоэтажные жилые корпуса N 5, N 6, N 7, N 8, N 9 (V-й этап пристройка к корпусу N 5), назначение: Нежилое здание.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что нежилое здание (пристройка к МКД) с кадастровым номером 77:17:0120316:12009 возведено застройщиком и введено в эксплуатацию уполномоченным органом в составе комплексной застройки многоквартирными домами (в т.ч. многоквартирного дома по адресу: Москва, Липовый парк, 6, на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:787 (впоследствии разделенном на несколько участков, в том числе и спорный с кадастровым номером 77:17:0000000:11655), а сам земельный участок 77:17:0000000:11655 был сформирован для эксплуатации размещенных объектов - МКД и пристройки).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), объектом долевого строительства является жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного Объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
Согласно статье 12 Федерального закона N 214-ФЗ, обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Актами приема-передачи подтверждается передача объектов долевого строительства их участникам. Нежилое здание (пристройка к МКД) также не принадлежит заявителю.
Таким образом, Заявитель не владеет помещениями в объектах, расположенных на земельном участке.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме.
Подходы к применению положений законодательства о правах на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельные участки под многоквартирными домами, определены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", а также в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2010 N 13147/09, от 02.03.2010 N 13391/09. С учетом данных подходов право общей долевой собственности на общее имущество жилого дома возникает с момента появления в одном доме нескольких собственников помещений, в общую долевую собственность которых земельный участок переходит с момента формирования и проведения в отношении него государственного кадастрового учета.
Статьей 42 Закона о регистрации недвижимости", а также статьей 16 Федерального закона N 214-ФЗ определено, что государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Закон не ставит в зависимость возникновение права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество, в состав которого входит и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, от регистрации прав на помещения всех собственников в таком доме.
В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, а право собственности предыдущего собственника подлежит прекращению.
Поскольку все объекты долевого строительства в МКД переданы участникам долевого строительства и права на эти объекты зарегистрированы, здание с кадастровым номером 77:17:0120316:12009 не принадлежит заявителю, то земельный участок с кадастровым номером 77:17:0000000:11655 не может находиться в собственности застройщика.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество-юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок установлены статьей 53 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи, отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Отказ от права собственности на земельный участок относится к общим основаниям прекращения права собственности на имущество, предусмотренным статьями 235, 236 ГК РФ.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных -участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В силу положений частей 2 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ), пунктов 66, 67 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пунктом 5 статьи 40 Закона о регистрации право собственности Заявителя на Земельные участки прекращено, так как земельный участок под многоквартирным жилым домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона в редакции ФЗ от 03.07.2016 N 361-ФЗ со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Граница и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу пункта 5 статьи 40 Закона о регистрации при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.
С учетом положений статей 36 и 37 ЖК РФ, с момента возникновения у собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме общей долевой собственности на земельный участок под таким домом, право собственности застройщика этого участка, должно считаться прекратившимся, поскольку возникновение права собственности на помещения влечет не только возникновение права общей долевой собственности на земельный участок, но и переход к собственникам помещений права собственности земельного участка. В силу этого собственник участка вправе обратиться к управлению с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности.
Заявитель выполнил свои обязанности по строительству многоквартирного жилого дома и с момента ввода жилых домов в эксплуатацию, передаче для эксплуатации управляющей организации фактически не осуществляет владение и пользование Земельным участком.
В силу требований закона земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц, а собственник (в данном случае застройщик) утрачивает право на распоряжение им.
Застройщик не является собственником помещений в построенном многоквартирном доме, и, соответственно, у него не может возникнуть общая долевая собственность на общее имущество многоквартирного дома, к которому относится, в том числе и земельный участок.
Уведомление Управления не может противоречить нормам закона (часть 2 статьи 36 ЖК РФ), которым установлено, что право владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, включая земельный участок, принадлежит именно собственникам помещений в многоквартирном доме.
Процесс регистрации прав собственности на каждое из помещений многоквартирного дома полностью зависит от участников долевого строительства, которых закон не обязывает обращаться в государственный орган за регистрацией права собственности на помещение. При этом застройщик с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, передаче его для эксплуатации управляющей организации утрачивает все права владения, пользования и распоряжения многоквартирным домом и общим имуществом многоквартирного дома (в том числе земельным участком).
При наличии документов, подтверждающих окончание строительства многоквартирного дома (выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию) и государственной регистрации права собственности первого лица по помещение в многоквартирном доме у регистрационного органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности застройщика на земельный участок.
Заявление застройщика (Заявителя) о прекращении права собственности на земельный участок фактически направлено на прекращение в соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса РФ его права собственности на имущество, которое не может в силу закона ему принадлежать.
Земельный участок, сформированный для многоквартирного жилищного строительства, продолжает использоваться застройщиком до момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию. Право собственности застройщика на земельный участок, сформированный для строительства и последующей эксплуатации многоквартирного жилого дома, прекращает свое действие с момента государственной регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме.
При этом земельный участок изначально был сформирован как для строительства, так и для последующей эксплуатации возведенных на нем трех многоквартирных домов. Иных объектов недвижимости на Земельном участке не расположено. Законодательство допускает возникновение права общей долевой собственности собственников помещений жилого комплекса, состоящего из нескольких жилых домов на земельный участок, на котором располагается данный комплекс. В связи с чем, формирование земельных участков непосредственно для эксплуатации каждого конкретного многоквартирного дома не требуется.
Ссылки Управления Росреестра по Москве на необходимость формирования земельного участка для целей эксплуатации и обслуживания конкретного многоквартирного жилого дома не обоснованы, т.к. положения пунктов 3 и 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ о праве собственника любого помещения в многоквартирном жилом доме обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, предусмотрена для случаев, когда земельный участок не сформирован, его границы не определены и не поставлены на кадастровый учет и такой участок отсутствует как объект права.
При этом обязанность по формированию участка под многоквартирным жилым домом возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления (пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ).
Таким образом, Заявителем в адрес Управления Росреестра по Москве был направлен исчерпывающий перечень документов, соответствующие требованиям законодательства РФ и необходимый для проведения испрашиваемых юридическим лицом регистрационных действий.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права Заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК суд обязал Управление Росреестра по Москве произвести действия по государственной регистрации прав по заявлению за N КУВД -001/2022-20441994 и представленным документам в установленном законодательством о регистрации объектов недвижимости порядке и сроки.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение Управления Росреестра по Москве от 30.08.2022, оформленное Уведомлением N КУВД - 001/2022-20441994 ( КУВД-001/2022-20441994/7, КУВД-001/2022-20441994/8) является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.03.2023 по делу N А40-263201/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-263201/2022
Истец: ООО "АВГУР ЭСТЕЙТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ