город Ростов-на-Дону |
|
04 июля 2023 г. |
дело N А32-44555/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.03.2023 по делу N А32-44555/2022
по иску Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2315984143, ОГРН 1152315003631)
к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал города Новороссийска"
(ИНН 2315178760,ОГРН 1132315000806)
о взыскании ущерба, причиненного почве как объекту окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" (далее - ответчик, МУП "Водоканал", предприятие) о ущерба, причиненного почве как объекту окружающей среды, в размере 898 758 рублей.
Решением суда от 15.03.2023 с МУП "Водоканал" в пользу Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора взыскана сумма ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды в размере 898 758 руб., а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 20 975 руб.
МУП "Водоканал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда изменить, в исковых требованиях отказать, ссылаясь на отсутствие доказательств причинения вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
В отзыве на апелляционную жалобу Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзорапросит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 27.06.2023, в связи с отсутствием судьи Ефимовой О.Ю. ввиду нахождения в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Глазунову И.Н., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора.
Лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.06.2022 на основании Приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N 75-КНД от 09.06.2022 осуществлено выездное обследование водоохранной зоны Черного моря в границах муниципального образования города Новороссийска.
По результатам выездного обследования, установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 23:47:0310022:5 размещены отходы производства и потребления. Специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" произведен отбор проб отходов в месте несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Площадь поверхности почвы, перекрытой отходами производства и потребления составила 700 м2.
В соответствии с экспертным заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФ" N 7 от 16.06.2022 на поверхности почвы установлено нахождение следующих видов отходов:
мусор от сноса и разбора зданий несортированный;
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный;
лом бетона при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений;
лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий.
Указанные отходы по результатам исследования отобранных проб возможно отнести к 4 классу опасности.
По информации администрации МО города Новороссийск, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0310022:5 включен в земельный участок с кадастровым номером 25:47:0000000:7812 площадью 120154 кв.м. с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание под объектами коммунального комплекса в районе с. Алексино в г. Новороссийске.
В соответствии с договором аренды от 25.05.2022 N 4700007568 (договор N 4700007568) арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:47:0000000:7812 является муниципальное унитарное предприятие "Водоканал города Новороссийска" (далее - предприятие).
Согласно п. 1.3 договора земельный участок с кадастровым номером 25:47:0000000:7812 передан арендатору с 09.09.2021.
По итогам проверки главным специалистом-экспертом Черноморского отдела государственного надзора на море управления Росприроднадзора составлен протокол осмотра от 10.06.2022
По итогам выездного обследования составлен Акт выездного обследования от 23.06.2022, из которого следует, что осуществляется накопление отходов производства и потребления на поверхности почвы.
27.07.2022 старшим государственным инспектором РФ в области охраны вынесено постановление N 0523/03/6258/ПП/2022 о признании МУП "Водоканал" виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Управлением произведен расчет ущерба, причиненного почвам, как основному объекту охраны окружающей среды в результате его загрязнения, который составил 898 758 рублей.
Истцом в адрес предприятия направлено письмо о добровольной оплате за вред, причиненный окружающей среде от 28.07.2022 N 01-16/39189.
Ответчик не оплатил указанную сумму, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 12 Земельного Кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами. Которые не должны наносить вред окружающей среде. В том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании статьи 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как определено статьей 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" под вредом понимается загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных природных ландшафтов и иного нарушения законодательства, то есть любое негативное воздействие на окружающую среду, а в нашем случае конкретно на водный объект.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
Таким образом, загрязнение окружающей среды и негативное воздействие на окружающую среду являются сопоставимыми и идентичными понятиями, указывающими на то, что загрязнение и негативное изменение происходит только при попадании загрязняющего вещества в окружающую среду в ходе осуществления лицом хозяйственной и иной деятельности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств причинения вреда почвам, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку факт причинения вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, установлен в рамках проведенного Управлением выездного обследования и подтверждается его результатами (акт обследования от 23.06.2022, протокол осмотра от 10.06.2022, фототаблица к протоколу осмотра от 10.06.2022).
Обстоятельства события совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, его вина в совершении данного правонарушения, а также наличие факта причинения вреда почве, как объекту охраны окружающей среды, подтверждаются протоколом осмотра территории Черноморо - Азовского морского управления Росприроднадзора от 10.06.2022 и фототаблицей к нему, актом выездного обследования Черноморо - Азовского морского управления Росприроднадзора от 23.06.2022, протоколом биотестирования проб ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 15.06.2022 N 75 БО, экспертным заключением ФГБУ ЦЛАТИ по ЮФО" от 16.06.2022 N 7, постановлением Управления от 27.07.2022 N 0523/03/6258/ПП/2022, а также решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска.
Довод предприятия о проведении управлением 24.06.2022 в отношении МУП "Водоканал" профилактического визита, в рамках которого место скопления указанных отходов не выявлено, из чего следует, что на 24.06.2022 данные отходы на земельном участке с кадастровым номером 25:47:0000000:7812 отсутствовали, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Факт скопления отходов на территории указанного земельного участка выявлен Управлением ранее 10.06.2022, до даты проведения профилактического визита.
Кроме того, профилактический визит, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не относится к контрольным (надзорным) мероприятиям, а является лишь профилактическим.
Однако, факт захламления территории земельного участка с кадастровым номером 25:47:0000000:7812 (ранее - 23:47:0310022:5), выявлен управлением в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного без взаимодействия с контролируемым лицом, - выездного обследования.
Довод апелляционной жалобы о том, что выездное обследование проведено специалистами управления на несуществующем земельном участке с кадастровым номером 23:47:0310022:5, не принимается судом апелляционной инстанции, так как решение о проведении выездного обследования принято Управлением после получения информации, поступившей от общественного инспектора в области охраны окружающей среды Хаменок В.А., в котором указано о факте нахождения на территории земельного участка с кадастровым номером 23:47:0310022:5, отходов производства и потребления.
Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0310022:5 включен в земельный участок с кадастровым номером 25:47:0000000:7812 площадью 120154 кв.м, с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание под объектами коммунального комплекса в районе с. Алексино в г. Новороссийске.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0310022:5 отображается и на официальном сайте "Публичная кадастровая карта".
Факт того, что указанный земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 25:47:0000000:7812, не свидетельствует о "несуществовании" земельного участка, на котором выявлено размещение отходов производства и потребления.
Актом выездного обследования от 23.06.2022, фототаблицей и протоколом осмотра от 10.06.2022 подтверждается, что отходы производства и потребления размещены на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0310022:5, входящим в состав земельного участка 25:47:0000000:7812.
Довод апелляционной жалобы о том, что в протоколе биотестирования проб N 75 БО от 15.06.2022 отсутствуют координаты отбора проб отходов, не указан земельный участок, на котором произведен отбор, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в протоколе отбора в таблице 1 (наименование места отбора) точкой отбора указана "несанкционированная свалка в районе ОСК п. Алексино". Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 25:47:0000000:7812 (ранее 23:47:0310022:5), на котором выявлено скопление отходов производства и потребления, на момент выявления факта причинения вреда находился на праве аренды МУП "Водоканал г. Новороссийска".
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет размера вреда надлежащим образом не предъявлялся, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку 01.08.2022 в адрес МУП "Водоканал г. Новороссийска" направлено требование о добровольном возмещении вреда, причиненного почве с приложением расчета размера вреда, что подтверждается почтовым реестром с квитанцией об отправке. Кроме того, факт получения МУП "Водоканал г. Новороссийска" расчета размера вреда подтверждается представленным в адрес управления ответом на требование от 22.08.2022 (приложения к исковому заявлению, поданному посредством информационного ресурса "Мой Арбитр").
Доводы апелляционной жалобы относительно необоснованного применения пункта 10 Методики, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку причиненный вред рассчитан управлением по пункту N 10 указанной Методики, которая предполагает исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления).
Таким образом, перекрытие почвы местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления, само по себе предполагает под собой порчу почв.
Наличие или отсутствие превышения норм ПД1С при расчете вреда по пункту 10 Методики не требуется. Сам факт перекрытия почвы отходами производства и потребления предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды и является достаточным основанием для расчета причиненного почве вреда.
Вред рассчитан в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", п. 10 которой предусматривает расчет размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления).
Таким образом, факт нахождения на поверхности почвы мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, сам по себе свидетельствует о причинении вреда почве.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2023 по делу N А32-44555/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44555/2022
Истец: Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: МУП Водоканал города Новороссийска