г. Челябинск |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А76-3105/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2023 по делу N А76-3105/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Сбербанк России" - Шуплик Екатерина Петровна (паспорт, доверенность от 21.07.2021, срок действия по 09.04.2024),
общества с ограниченной ответственностью "Бикар" - Налепина Ирина Михайловна (паспорт, доверенность от 21.02.2023, срок действия 1 год).
Государственная корпорация развития "ВЭБ. РФ" (далее - истец, ГКР "ВЭБ.РФ") обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бикар" (далее - ответчик, ООО "Бикар") о взыскании 1 161 220 руб. 14 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2023 (резолютивная часть от 09.03.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вышеуказанным решением не согласилось третье лицо (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ПАО "Сбербанк России" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указал, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, устанавливающие условия, наступление которых влечет возможность перевода кредитного договора на период наблюдения и списания задолженности (п.п.11, 12, 24, 28 Правил предоставления субсидий). Обстоятельствами дела подтверждается, что на момент перевода договора на период погашения Заемщиком поданы сведения о численности работников, подтверждающие ее снижение менее 80% по сравнению с численностью на 01.06.2020. При этом судом неверно применен п.13(1) Правил предоставления субсидий, т.к. изложенные в нем требования (размещение уточненных сведений о численности работников Заемщика на Платформе ФНС до 25.12.2020) не наступили.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не учтено, что подача заемщиком недостоверных сведений о численности работников и несвоевременная корректировка поданной отчетности лишило Банка возможности получения государственной субсидии для перевода договора на период наблюдения и списания задолженности, в связи с чем Банк был обязан перевести договор на период погашения.
Апеллянт считает, что выводы суда противоречат сложившейся судебной практике по спорам, связанным с применением Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696, согласно которой в рамках государственной программы Банк обязан руководствоваться размещенными государством сведениями о численности работников заемщика.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 25.05.2023.
Определением суда от 25.05.2023 судебное разбирательство было отложено на 26.06.2023.
До начала судебного заседания от ГКР "ВЭБ.РФ" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес иных лиц (вх.N 34110 от 06.06.2023). Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель третьего лица по делу поддержал доводы апелляционной жалобы, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил приобщить к материалам дела письменные пояснения. Письменные пояснения приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ПАО Сбербанк (банк, третье лицо) и ООО "Бикар" (заемщик, ответчик) заключен кредитный договор от 17.08.2020 N 8597HFMDV2HRGQ0QQ0QZ3F (заявление ответчика о присоединении к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя), во исполнение условий которого заемщику открыта кредитная линия с лимитом 1 160 590 руб. 20 коп.
Денежные средства предоставлены истцу на условиях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" от 16.05.2020 N 696.
В заявлении определено, что базовым периодом является период с даты заключения договора до 01 декабря 2020 г., периодом наблюдения - период с 01 декабря 2020 г. по 01 апреля 2021 г., периодом погашения - период продолжительностью 3 месяца по окончании базового периода, либо по окончании периода наблюдения по договору в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика, в который заемщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, сроки и на условиях договора.
Согласно п. 3 заявления на базовый период и период наблюдения устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншам в размере 2% годовых. Начисленная сумма процентов за период с даты заключения договора до наступления периода погашения по договору переносятся в основной долг по договору на дату окончания базового периода, а также на дату окончания периода наблюдения. На период погашения устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15% годовых.
Согласно п. 6 заявления датой полного погашения выданного кредита являются:
- в случае наступления периода погашения с даты, следующей за датой окончания базового периода при не переходе договора на период наблюдения,01 марта 2021 г.;
- в случае наступления периода погашения с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения по договору при переходе в соответствии с условиями договора периода наблюдения, - 30 июня 2021 г.
Списание задолженности заемщика по договору осуществляется в размере:
- 100% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 1 марта 2021 г., к численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 01 июня 2020 г., составляет не менее 0,9;
- 50% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 1 марта 2021 г., к численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 01 июня 2020 г., составляет не менее 0,8.
В п. 7 заявления установлено, что договор переводится на период наблюдения при соблюдении следующих случаев:
- численность работников заемщика в течение базового периода на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 (восьмидесяти) процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.;
- в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 г. не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае его наступления такой период начинается с даты, следующей за датой окончания базового периода (включительно) и заканчивается 31 марта 2021 г. (включительно).
При невыполнении любого из вышеуказанных условий договор переходит на период погашения. Кредитор направляет заемщику в срок до 30 ноября 2020 г. уведомление о наступлении периода погашения с даты, следующей за датой окончания базового периода.
По окончании периода наблюдения договор переводится в период погашения по договору в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика, либо принято решение кредитором о списании задолженности заемщика по договору в размере 50% процентов от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору. В случае его наступления такой период начинается с 01 апреля 2021 г. и заканчивается 30 июня 2021 г. (включительно).
В каждом из названных случаев погашение кредита (в случае несписания задолженности в полном размере) производится согласно графику (п. 7 заявления).
Пунктом 8 заявления предусмотрена неустойка за несвоевременное перечисление платежа в погашение кредитной линии, уплату процентов, или иных плат и комиссий, предусмотренных договором, в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки с даты возникновения просроченной задолженности (не включая эту дату) по дату полного погашения просроченной задолженности (включительно).
Исполнение обязательств заемщика по кредитному договору обеспечено поручительством истца (договор поручительства от 01.06.2020 N 1357 между истцом и третьим лицом).
Ответственность истца как поручителя является солидарной и ограничена 85% от суммы основного долга по кредиту, полученному должником, и начисленных процентов по нему, включенных в основной долг в установленном порядке, в том числе обязательства, которые возникнут в будущем.
Как указывают истец и третье лицо заемщиком допущено нарушение условий кредитного договора, а именно невыполнение штатной численности в базовый период, в связи с, чем последний переведен банком на период погашения. Банком ответчику направлено требование о погашении задолженности.
Неисполнение требований банка заемщиком послужило основанием для обращения банка к поручителю с требованием о погашении долга.
По платежному поручению от 17.06.2021 N 23 истцом банку перечислено 990 802 руб. 17 коп. (т. 1 л.д. 25) в счет исполнения обязательств по кредитному договору.
Поручитель обратился к заемщику с претензией (т. 1 л.д. 10-11), содержащей требование о возмещении в порядке суброгации выплаченной банку суммы.
Неисполнение требования поручителя послужило основанием для обращения ВЭБ. РФ в суд с иском о взыскании с заемщика 990 802 руб. 17 коп. долга и 170 417 руб. 97 коп. коп. неустойки за просрочку возврата кредитных средств за период с 18.06.2021 по 06.12.20201 (т. 1 л.д. 12).
Согласно п. 1 ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
В силу п. п. 1, 2 ст. 365 Гражданского кодекса Российской Федерации к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. Поручитель также вправе требовать от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника.
Согласно условиям соглашения от 17.08.2020 N 8597HFMDV2HRGQ0QQ0QZ3F была предусмотрена возможность списания кредитной задолженности общества "Бикар" перед банком в полном объеме.
При этом списание ответчиком кредитной задолженности истца субсидировалось из федерального бюджета на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 696 от 16.05.2020.
В соответствии с пунктом 28 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации, перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере задолженности по кредитным договорам (соглашениям) по состоянию на 1 апреля 2021 г., соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 г. к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, составляет не менее 0,9.
На основании пункта 24 названных правил численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г.
В свою очередь, согласно условиям кредитного соглашения, указанным в разделе "Термины и Определения", условиями о списании задолженности по соглашению в размере 100% являются, численность работников по состоянию на 01.03.2021 к численности работников истца по состоянию на 01.06.2020 составляет не менее 0,9 (ноль целых девять десятых).
Как указал банк на отчетную дату 25.11.2021 численность работников базового периода (с 17.08.2020 по 01.12.2020) составила по итогам сентября 2020 года 12 человек (75%), по итогам октября 2020 - 11 человек (68,75%) от численности по состоянию на 01.06.2020 (16 человек), в связи с, чем кредитный договор был переведен в силу требований п. п. 1.11, 24 Правил и п. 7 кредитного соглашения с 01.12.2020 на период погашения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе, связанные с предоставлением кредита.
К отношениям по кредитному договору применяются предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ правила, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 ГК РФ).
По смыслу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, которые устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно - кредиты, субсидии) (пункт 1 Правил N 696).
Пунктом 2 Правил предоставления субсидий установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее - субсидия по списанию) (пункт 4 Правил предоставления субсидий).
Как следует из пункта 5 Правил предоставления субсидий, имеется три периода срока действия кредитного договора:
- "базовый период кредитного договора (соглашения)" - период с даты заключения кредитного договора (соглашения) до 01.12.2020, который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения;
- "период наблюдения по кредитному договору (соглашению)" - период с 01.12.2020 по 01.04.2021, который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения;
- "период погашения по кредитному договору (соглашению)" - период продолжительностью три месяца.
Пунктом 11 Правил предоставления субсидий установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Согласно пункту 24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы. Аналогичное правило определения численности работников заемщика установлено кредитным договором.
Подпункт "м" пункта 18 Правил предоставления субсидий устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису Федеральной налоговой службы.
В силу абзаца 7 пункта 24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.
Как следует из материалов дела, между ПАО Сбербанк (банк, третье лицо) и ООО "Бикар" (заемщик, ответчик) заключен кредитный договор от 17.08.2020 N 8597HFMDV2HRGQ0QQ0QZ3F (заявление ответчика о присоединении к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя), во исполнение условий которого заемщику открыта кредитная линия с лимитом 1 160 590 руб. 20 коп.
Денежные средства предоставлены истцу на условиях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" от 16.05.2020 N 696.
В заявлении определено, что базовым периодом является период с даты заключения договора до 01 декабря 2020 г., периодом наблюдения - период с 01 декабря 2020 г. по 01 апреля 2021 г., периодом погашения - период продолжительностью 3 месяца по окончании базового периода, либо по окончании периода наблюдения по договору в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика, в который заемщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, сроки и на условиях договора.
Согласно п. 3 заявления на базовый период и период наблюдения устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншам в размере 2% годовых. Начисленная сумма процентов за период с даты заключения договора до наступления периода погашения по договору переносятся в основной долг по договору на дату окончания базового периода, а также на дату окончания периода наблюдения. На период погашения устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15% годовых.
Согласно п. 6 заявления датой полного погашения выданного кредита являются:
- в случае наступления периода погашения с даты, следующей за датой окончания базового периода при не переходе договора на период наблюдения,01 марта 2021 г.;
- в случае наступления периода погашения с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения по договору при переходе в соответствии с условиями договора периода наблюдения, - 30 июня 2021 г.
Пунктом 2 Правил N 696 установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее - субсидия по списанию) (пункт 4 вышеприведенных Правил).
В пункте 9 Правил N 696 перечислены условия предоставления субсидии, в частности: заемщик получателя субсидии должен быть включен в соответствующие реестры организаций, осуществлять деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (подпункт "а"), получателем субсидии с заемщиком должен быть заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению) (подпункт "в").
В соответствие с п. 4.4 Правил предоставления кредита обязательства заемщика по кредитному договору могут быть прекращены полностью или частично по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе на основании прощения долга. Кредитор в соответствие с Программой может принять решение о прощении полностью или частично задолженности или ее части по кредитному договору (далее - решение о прощении долга). Решение о прощении долга может быть принято Кредитором при одновременном соблюдении условий, указанных в п. 4.4 Правил, в том числе, если численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составила не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 г. При этом, если численность работников заемщика по состоянию на 01 марта 2021 г. составила менее 90 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 г., может быть принято решение о прощении долга в полном объеме. Если численность работников заемщика по состоянию на 01 марта 2021 г. составила менее 90, но не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 г., может быть принято решение о прощении долга в размере 50 процентов от суммы задолженности. Оставшаяся задолженность подлежит погашению в порядке, предусмотренном п. 4.1 кредитного договора.
Согласно требованиям Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных или доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 (далее - Правила предоставления субсидий) решение о списании (п. 12) принимается на основании данных ФНС (п. 24).
Согласно п. 12 Правил предоставления субсидий, субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий:
а) в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
б) численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца по состоянию на 25 марта 2021 г. составила не менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
б (1)) численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 г. составила не менее 80 процентов численности работников заемщиков, определенной: исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил; исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
В соответствии с п. 24 Правил предоставления субсидий максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев, считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился после 15-го числа месяца, но не более 6 месяцев. Для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию в период до 23 июня 2020 года, максимальная сумма кредитного договора (соглашения) может рассчитываться с учетом базового периода кредитного договора (соглашения), составляющего 6 месяцев. Численность работников заемщика, а также размер районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 года, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы (далее - ФНС).
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Согласно информации, размещенной на сайте ФНС https://www. N alog.gov.ru/. распределенный реестр ФНС России - цифровая платформа ФНС России (далее - Платформа) базируется на технологии распределенного реестра (блокчейн), при которой каждый участник процесса работает с данными своего узла распределенного реестра в соответствие с присвоенной ему ролью. Платформа предоставляет участникам (кредитным организациям и органам исполнительной власти) доступ к информационным сервисам для реализации задач и функций, установленных соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации. Платформа автоматизирует процесс проверки данных, предоставляемых налогоплательщиками в кредитную организацию, обеспечивает размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях). Платформа обеспечивает информационный обмен сведениями, требуемыми участникам информационного обмена с целью реализации правил соответствующих Постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе обмен сведениями о застрахованных лицах, подаваемым заемщиком в органы ПФР и передаваемые ПФР в ФНС России. Используемая технология распределенного реестра обеспечивает защиту данных от любых несанкционированных изменений и исключает возможность дублирования заявлений от одной и той же организации.
Для кредитных организаций Платформа предоставляет набор информационных сервисов, обеспечивающих автоматизацию процесса приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов, в соответствии с Правилами.
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В информационном сервисе Платформы размещается информация о численности сотрудников заемщика на основании сведений по форме СЗВ-М, передаваемых заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) в порядке и сроки, установленные постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 года N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", направляемая ПФР в ФНС России для целей реализации Правил не реже одного раза в месяц (письмо ФНС России от 20.01.2021 N АБ-4-19/468).
Как установлено судом первой инстанции и следует из представленных банком скриншотов с Платформы ФНС, сведения на Платформе не обновлялись с 25.11.2020, то есть после того как банк на Платформе закрыл заявку. Дата скриншота от 12.01.2023 отражает вход в личный кабинет банка на Платформу.
Материалами дела подтверждается, что источником данных для Платформы ФНС выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России.
Минэкономразвития в письме на запрос суда об истребовании доказательств N Д02и-26968 от 25.08.2022 подтвердили, что сведения о том какое количество застрахованных лиц отображалось в информационном сервисе ФНС России, находятся в ведении территориального органа ФНС России.
Согласно ответу ИФНС N 17 по Челябинской области от 18.05.2022 количество застрахованных лиц ООО "Бикар" в октябре 2020 года составляло 13 человек, то есть соответствовало условиям кредитного договора и Правил предоставления субсидий.
Тем самым, доводы апеллянта опровергаются доказательствами, положенными в основу решения суда первой инстанции, представленные банком скриншоты, не отвечают принципу достоверности, поскольку Межрайонная ИФНС России N 17 по Челябинской области является владельцем и источником данных о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученных по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 30.11.2020 N 1976 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий N 696 от 16.05.2020" Правительство постановило утвердить изменения в правила, дополнив правила пунктом 13(1).
Правила с изменениями от 30.11.2020 опубликованы и начали действовать 02.12.2020.
В силу п. 13 (1) Правил предоставления субсидий кредитный договор, переведенный на период погашения, может быть переведен получателем субсидии на период наблюдения, на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 25 декабря 2020 г.
Из материалов дела следует, что 24.12.2020 ответчик передал в органы пенсионного фонда дополняющую к исходной форму СЗВ-М за октябрь 2020 года, согласно которой штатная численность работников за октябрь, с учетом исходной формы составила 13 работников, то есть соответствовала условиям кредитного договора.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, что банк после 25.12.2020 контрольно осуществил проверку сведений о численности работников заемщика на Платформе ФНС, зафиксировал данный факт и закрыл заявку, тем самым суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что запрос в информационную систему сделан без учета времени размещения полной информации.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех работающих у него лицах.
Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Абзацем 4 п.1 ст. 8 Закона 27-ФЗ определено, что контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в налоговые органы, осуществляется налоговыми органами.
Тем самым у страхователя возникает обязанность по передаче сведений о застрахованных лицах непосредственно в пенсионный фонд, оснований для передачи заемщиком сведений о застрахованных лицах в информационный сервис ФНС нет.
ПФР осуществляется прием сведений от страхователей о каждом работающем застрахованное лице (факт работы) ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (ст. 15 Закона N 27-ФЗ).
Положениями п. 8, п. 15 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", законодатель не устанавливает страхователю каких-либо ограничений срока предоставления уточняющих сведений о каждом работающем у него застрахованном лице.
Нормативно правового акта, который бы имел большую юридическую силу и иначе определял для заёмщика (страхователя) порядок передачи сведений о застрахованных лицах чем положения ст.8, 15 Закона N 27-ФЗ, не имеется, тем самым уточнения о численности работников внесены Ответчиком в полном соответствии с действующими нормами Закона N 27-ФЗ
Правила предоставления субсидий и кредитный договор не содержат оговорку о сроках передачи сведений из пенсионного фонда на платформу ФНС.
На основании п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно - кредиты, субсидии) "возобновление деятельности" - расходы, связанные с осуществлением любой предпринимательской деятельности заемщика, включая выплату заработной платы работникам заемщика, платежей по процентам и по основному долгу по кредитным договорам (соглашениям).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ21-376 от 07.07.2021 о признании недействующими абзацев третьего (в части) и четвертого п. 24 Правил N 696, разъяснила, что споры, вытекающие из договора кредитования, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оспариваемые полоэюения нормативного правового акта в случае спора не лишают административного истца права подтверждать соблюдение требований договора о сохранении количества рабочих мест иными доказательствами (штатным расписанием, формой СЗВ-Стаж, трудовыми договорами)
Как следует из материалов дела, ответчик сохранил занятость на предприятии (ответ ИФНС N 17 от 18.05.2022); выплатил заработную плату работникам (расчет по страховым взносам за 2020 г. стр. 004 подраздел 1.1).
Таким образом, доказательств нецелевого расходования денежных средств ООО "Бикар", полученных по льготному кредиту, банком в материалы дела не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на Ответчика бремени возврата кредита в полном объеме.
Пунктом 1.2 дополнительного соглашения к кредитному договору закреплено, что в рамках исполнения обязательств по договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов ФНС России, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заёмщика условиям и требованиям правил предоставления субсидий.
Как верно отметил суд первой инстанции, оговорка "но не исключительно" предполагает, что кредитор допускает проверку соответствия заёмщика условиям и требованиям правил предоставления субсидий иными способами чем с использованием информации предоставленной с помощью электронных сервисов ФНС.
Данная позиция поддержана в решении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ21-376 oт 07.07.2021, где суд допускает возможность заёмщика в кредитных спорах подтверждать соблюдение требований договора о сохранении рабочих мест иными доказательствами.
Ссылка апеллянта на судебную практику не принимается апелляционной коллегией, поскольку обстоятельства рассматриваемых судебных дел не тождественны обстоятельствам настоящего спора, в основу решения положены доказательства других юридических лиц.
Апелляционный суд соглашается с доводом Банка о том, что при исполнении своих обязательств он должен руководствоваться сведениями, размещенными на информационном сервисе ФНС, при этом Банк безусловно осведомлен, что в соответствии с письмом Минэкономразвития от 17.07.2020 N Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах". Заемщик отчитывался добросовестно и своевременно, что Банк имел возможность установить.
Судом учитывается, что в любой информационной системе могут случаться сбои, в силу чего при наличии у Банка достоверных сведений о соблюдении заемщиком предъявляемых к его деятельности требований, отсутствии на платформе ФНС достоверных сведений (согласно ответу ФНС России необходимо считать, что сведения отсутствуют), Банку следовало рассмотреть вопрос о возможности перевода кредитного договора на период наблюдения применительно к механизму, предусмотренному пунктом 13(1) Правил предоставления субсидий, допускающим подобный порядок в случае уточнения сведений размещенных в информационном сервисе ФНС не позднее 25 декабря 2020 года.
С учетом вышеизложенного, исковые требования являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Данная правовая позиция соответствует выводам Определения Верховного Суда РФ от 12.01.2023 N 304-ЭС22-26577 по делу N А70-15966/2021.
Апелляционная коллегия не находит оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2023 по делу N А76-3105/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-3105/2022
Истец: Государстенная корпорация развития "ВЭБ.РФ"
Ответчик: ООО "Бикар"
Третье лицо: ГК развития "ВЭБ.РФ", ПАО "Сбербанк России"