г. Москва |
|
04 июля 2023 г. |
Дело N А40-232579/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попов
судей С.М. Мухин, Л.Г. Яковлева
при ведении протокола судебного заседания М.Е. Нестеровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2023 по делу N А40- 232579/22
по заявлению ООО "100 на 100"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: Рычков К.М. дов. от 16.02.2023;
от ответчика: Ноберцева Л.В. дов. от 24.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
ООО "100 на 100" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее- заинтересованное лицо, Управление) об отказе в государственном кадастровом учете N КУВД-001/2022-15588566/6 от 25.07.2022 в отношении помещения с кадастровым номером 77:05:0004006:8456, расположенного по адресу: г.Москва, просп.Андропова, д.36; об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленном законом порядке и осуществить государственный кадастровый учет в отношении указанного выше помещения.
Решением суда первой инстанции от 07.04.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме ввиду отсутствия у регистрирующего органа законных оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку заявителем был представлен полный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета в отношении указанного помещения.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой по изложенным в жалобе основаниям просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
В отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица- без удовлетворения, ссылаясь на наличие у регистрирующего органа всех необходимых и достаточных документов, необходимых для осуществления испрашиваемых регистрационных действий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением об учете изменений в части планировки помещения с кадастровым номером 77:05:0004006:8456, расположенного по адресу: г.Москва, просп. Андропова, д.36, с приложением технического плана, подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ.
27.04.2022 действия по государственному кадастровому учету Управлением приостановлены.
Решением Управления от 25.07.2022 N КУВД-001/2022-15588566/6 в осуществлении государственного кадастрового учета отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд города Москвы.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлена совокупность перечисленных обязательных условий.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Так, отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании п.1 ст.14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям ст.18 этого же Закона, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч.1). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч.4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч.5).
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом, статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч.1 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее также - Требования).
В соответствии с ч.4 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее- кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.
Согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) реконструкцией является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
На основании ч.2 ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, в том числе установленных ч.4 п.17 ст.51 ГрК РФ, а именно: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Во исполнение данной нормы Правительством Москвы принято постановление от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", согласно п.2 которого отдельные виды работ осуществляются на основании согласованной проектной документации при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Пунктом 3.13 означенного постановления Правительства Москвы предусмотрено проведение работ по созданию и (или) изменение входных групп (лестниц, крылец, ступеней, пандусов и других площадок) в подвальные либо цокольные этажи (в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания над приямками) или на первые этажи зданий общей площадью не более 15кв.м (общая площадь входных групп, организуемых для целей создания (размещения) конструкций, обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения, при учреждениях социальной сферы (учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования и т.д.)- не более 40 кв.м) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье) - без устройства фундамента.
Как было указано выше, к заявлению в регистрирующий орган Общество приложило подготовленный кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ технический план.
Управление, отказывая в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий, сослалось на отсутствие на представленном поэтажном плане в нарушение п.п.62-63 Требований, линейных размеров входных групп, что не позволяет определить, были ли проведены работы по организации входных групп в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства.
Отклоняя данный довод, суд первой инстанции обоснованно указал в своем решении, что в соответствии с п.62 Требований, на плане объекта недвижимости параллельно направлению стен и перегородок отображены линейные измерения с поэтажного плана, являющегося частью проектной документации, размеры отображены подробно и, в полном соответствии с проектной документацией.
При этом размеры указаны исключительно в границах перепланируемого помещения, принадлежащего на праве собственности юридическому лицу.
Обязанность кадастрового инженера по указанию линейных размеров входных групп, в Требованиях отсутствует.
Кроме того, входные группы заявителем не перестраивались.
Устройство входных групп не производилось, что подтверждается проектом перепланировки (лист 16), а контур соответствует графическим сведениям, указанным в приложенной к заявлению о государственном кадастровом учете выписке из ЕГРН от 16.06.2022 N КУВИ-999/2022-642732 (далее также - выписка из ЕГРН).
В представленной выписке из ЕГРН на листах 8 и 9 (выкопировка поэтажных планов прилагается) представлены план подвала и 1 этажа соответственно, в которых отображены лифты, что соответствует техническому плану, подготовленному кадастровым инженером, местоположение не менялось.
Отклоняя как ошибочный довод Управления о проведении работ по реконструкции, суд также обоснованно указал, что заявителем были проведены работы по перепланировке помещения, в соответствии с п.4 ч.17 ст.51 ГрК РФ, при этом, выдача разрешения на строительство, не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом и постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП.
На поэтажных планах БТИ имеется два штампа: штамп N 1 свидетельствует о зафиксированном переоборудовании в пом. II от 25.05.2009, штамп N 2 - о законности произведенного переоборудования в пом. II (1, 2, 7, 8, 10-47, 49, 50, 54-56, 58, 59) на основании проекта ООО "БРОК-СТРОЙ" от 29.10.2012.
Таким образом, есть все основания полагать, что произведенное переоборудование узаконено органом, на тот момент обладающим полномочиями на внесение соответствующих изменений в техническую документацию, помимо всего прочего на поэтажном плане отсутствуют "красные линии" и иные штампы, указывающие на препланировку/переоборудование.
Проект перепланировки, являющийся основанием для подготовки технического плана (ч.10 ч.11 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ) разработан с учетом графических сведений ЕГРН.
При этом, отсутствие в выписке из ЕГРН поэтажных планов не является препятствием для разработки документов ввиду того, что в сведениях ЕГРН о здании, в котором расположено помещение, содержатся достоверные, актуальные и общедоступные поэтажные планы здания.
Данных сведений было достаточно для всестороннего исследования первичных данных, послуживших основанием для разработки проекта перепланировки и, следовательно, технического плана для внесения изменений в сведения ЕГРН в связи с произведенной перепланировкой.
В разделе "Заключение кадастрового инженера" содержатся соответствующие пояснения относительно использования выписки из ЕГРН.
Довод Управления о том, что в сведениях ЕГРН содержатся поэтажные планы по состоянию на 24.01.2003, правомерно отклонены судом как не соответствующие материалам дела, ввиду отсутствия поэтажных планов по состоянию на 24.01.2003 в выписке из ЕГРН.
При таких данных, указанные заинтересованным лицом поэтажные планы не систематизированы в сведениях ЕГРН, сведения не являются общедоступными ввиду их отсутствия в выписке из ЕГРН.
Учитывая положения ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и п.4 Приложения 2 к Приказу Росреестра от 08.04.2021 N П/0149 "Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2021 N 63382), выписка из ЕГРН является основным документом, подтверждающим право собственности на объект недвижимости, в которой отображена информация о собственнике объекта, его характеристиках, наличии (отсутствии) ограничений прав, обременений объекта, а также иные сведения.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, заявителем для осуществления государственного кадастрового учета были представлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством, и отражают необходимую информацию.
Учитывая данные обстоятельства, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление, в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ осуществить государственный кадастровый учет в отношении спорного помещения, на основании заявления N КУВД-001/2022-15588566.
Доводы, изложенные в обоснование позиции регистрирующего органа при рассмотрении дела в первой инстанции, судом исследованы и им дана правильная оценка.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
Таким образом, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.04.2023 по делу N А40-232579/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232579/2022
Истец: ООО "100 НА 100"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ