г. Санкт-Петербург |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А56-4956/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Близнец И.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лицо: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18118/2023) общества с ограниченной ответственностью "Северная Венеция" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2023 по делу N А56-4956/2023 (судья Коросташов А.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северная Венеция"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ленинградской области
о признании незаконным внесение записи, обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северная Венеция" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ленинградской области (далее - Налоговая служба) со следующими требованиями:
- признать незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Ленинградской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключение Садового некоммерческого товарищества "Глория";
- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Ленинградской области исключить сведения о прекращении деятельности Садового некоммерческого товарищества "Глория" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением суда от 28.04.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, решение налогового органа от 07.11.2022 нарушает права ООО "Северная Венеция", как кредитора СНТ "Глория".
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 поступило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы Общества.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.11.2022 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Межрайонной инспекцией ФНС России N 10 по Ленинградской области внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица - Садовое некоммерческое товарищество "Глория" в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
18.01.2022 из выписки из ЕГРЮЛ Заявитель узнал о факте исключения СНТ "Глория" из ЕГРЮЛ.
Заявитель указывает, что СНТ "Глория" имеется непогашенная задолженность по договору займа с N 23 от 09.09.2021, заключенным между СНТ "Глория" и Обществом с ограниченной ответственностью "Северная Венеция" в размере 120 000 руб.
Поскольку исключение СНТ "Глория" из ЕГРЮЛ является препятствием для предъявления ООО "Северная Венеция" требований о взыскании задолженности по договору к СНТ "Глория" как к должнику, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
В пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определены случаи проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, а также способы проведения такой проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения названных мероприятий, порядок использования их результатов.
В соответствии с пунктом 4 Приказа основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
В случае если по результатам проведения проверки достоверность сведений, в отношении которых проводилась проверка, не будет подтверждена территориальным налоговым органом, по месту учета юридического лица, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений
Пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами в, д и (или) л пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном указанным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
На ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - закон N 129-ФЗ) подлежат только достоверные сведения.
Внесение недостоверных сведений нарушает интересы Российской Федерации как владельца ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, а также затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения, получения необоснованной выгоды и препятствует осуществлению налогового контроля.
Согласно сведений ЕГРЮЛ, адресом места нахождения юридического лица СНТ "Глория" является: 188640, Ленинградская область, м.р-н Всеволожский, Всеволожское г.п., пр-к Алексеевский, д. 62, помещ. 2К.
17.11.2021 в Инспекцию от Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области поступило заявление по форме Р34002 заинтересованного лица в отношении СНТ "Глория" о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ с приложением письма собственника объекта недвижимости - генерального директора ООО "Развитие" В.А.Аридовао прекращении действия с 24.09.2021 договора аренды нежилого помещения, заключённого с ДНП "Глория" (ИНН 4703121052).
В порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, в адрес СНТ "Глория", председателя правления СНТ "Глория" направлены уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (исх. N 20-14/41654 от 22.11.2021).
Сведения предоставлены не были.
По результатам проведения проверки достоверности сведений включенных в ЕГРЮЛ, проведенной в соответствии с Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ 11.01.2022 Инспекцией в ЕГРЮЛ в отношении СНТ "Глория" внесена запись ГРН 2224700007706 о недостоверности адреса данного юридического лица.
18.07.2022 Инспекцией в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которого внесена запись о недостоверности сведений, принято решение N 1464 о предстоящем исключении юридического лица СНТ "Глория" из ЕГРЮЛ.
20.07.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2224700236517 в отношении СНТ "ГЛОРИЯ" о принятии решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридического лица (наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности).
Соответствующая информация была размещена в журнале Вестник государственной регистрации в установленном порядке, что подтверждается материалами дела.
07.11.2022 в отношении СНТ "Глория" в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2224700430843 о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Законом предусмотрены гарантии, предоставленные лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридических лиц из ЕГРЮЛ. К таким гарантиям относятся опубликование решения регистрирующего органа о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (журнал "Вестник государственной регистрации"), разумный срок для направления возражений в регистрирующий орган и запрет на внесение записи об исключении юридического лица при наличии обоснованных возражений. Между тем Заявитель не проявил достаточную степень заботливости и осмотрительности и не воспользовался предоставленным ему законом правом, что само по себе не может являться причиной признания действий инспекции незаконными.
Следует отметить, что Законом N 129-ФЗ о государственной регистрации установлен срок, в течение которого могут быть направлены мотивированные возражения против исключения юридического лица из ЕГРЮЛ; публикация в журнале "Вестник государственной регистрации" N 28(898) от 20.07.2022, часть 2 содержала сведения о едином порядке и сроках направления соответствующих мотивированных заявлений по юридическим лицам, в отношении которых было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как прекративших свою деятельность, включая СНТ "ГЛОРИЯ".
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ каких- либо нарушений.
Таким образом, Заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением СНТ "Глория" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган мотивированное заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением СНТ "Глория" из ЕГРЮЛ, в предусмотренный законом трехмесячный срок.
Поскольку заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением СНТ "Глория" из ЕГРЮЛ нарушены его права, а также права заинтересованных лиц не имеется.
Дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, так как в отношении СНТ "Глория" принято решение и внесена запись о его исключении из ЕГРЮЛ, кредиторы не лишены возможности привлечения к субсидиарной ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица (пункты 1-3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, имеет возможность обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов (пункт 39 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50).
Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом первой инстанции решением, не содержат фактов по существу, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2023 по делу N А56-4956/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4956/2023
Истец: ООО "Северная Венеция"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ