г. Москва |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А40-162308/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционные жалобы
ОАО "РЖД", АО "ТЕРМИНАЛ "ФАКТОР"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 ноября 2022 года
по делу N А40-162308/22, принятое судьей Романовым О.В.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению АО СК "АЛЬЯНС"
к ОАО "РЖД", АО "ТЕРМИНАЛ "ФАКТОР"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
АО СК "Альянс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" и АО "Терминал "ФАКТОР" о солидарном взыскании 16 309,54 руб. в счет возмещения ущерба, право требования которого перешло к истцу в порядке суброгации.
Решением суда от 08 ноября 2022 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.
С решением не согласились ответчики, подали апелляционные жалобы, в которых просят состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 08 ноября 2022 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, в соответствии с транспортной железнодорожной накладной N ЭГ134865 ОАО "РЖД" приняло к перевозке вагон N 29146529 собственности ПАО "ПГК" до станции Койты Северной железной дороги для его последующей подачи грузополучателю АО "Монди СЛПК".
05.09.2021 г. вагон N 29146529 доставляется на станцию Койты.
13.09.2021 г. на станции Койты в ходе передачи вагона N 29146529 грузополучателю АО "Монди СЛПК" выявлено повреждение (деформация) двери вагона N 29146529, что делает его невозможным для целей загрузки груза и использования по назначению. В результате чего вагон N 29146529 признается подлежащим текущему отцепочному ремонту и отправляется для ремонта в вагоноремонтное депо.
Вышеуказанное подтверждается Актом N 75 повреждении вагона, Актом общей формы и Актом расследования случая повреждения вагона N 29146529.
Согласно данным документам вагон был поврежден в результате нарушений при последней погрузочно-разгрузочной операции, осуществлённой ОАО "Лесной терминал Фактор", ответственность за повреждение вагона отнесена на ОАО "Лесной терминал Фактор".
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭВ360478 в последний раз вагон N 29146529 подавался грузополучателю ОАО "Лесной терминал Фактор" и последнюю погру- зочно-разгрузочную операцию с этим вагоном выполняло именно ОАО "Лесной терминал Фактор".
На момент произошедшего события поврежденный вагон был застрахован в АО СК "Альянс" по Договору добровольного страхования железнодорожных транспортных средств N ВРК1 - 200004950 от 31.10.2020 г.
Согласно заявлению о выплате страхового возмещения за ремонт двери вагона страхователем было заявлено 8 418,54 руб. (за вычетом работ, не относящихся к ремонту двери), также за провоз вагона к месту ремонта - 7 891 руб., а всего - 16 309,54 руб.
Факт причинения повреждений вагону N 29146529 Страховщик признал страховым случаем.
Во исполнение своих обязательств Страховщик произвел выплату страхового возмещения в размере 16 309 руб. 54 коп., что подтверждается платежным поручением N 77284 от 25.03.2022 г.
В соответствии со ст. 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В то же время законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (2 абзац части 1 статьи 1064 ГК РФ).
В силу ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.
Согласно ст. 105 ФЗ N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖТ РФ) при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателем, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Деятельность ОАО "РЖД" по транспортировке железнодорожным транспортом грузов связана с повышенной опасностью для окружающих (Постановление АС Московского округа от 24.07.2019 по делу N А40-177044/18).
Согласно ст. 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик (Постановление АС Московского округа от 29.03.2022 по делу N А40-98134/21).
Также, согласно материалам дела, ответственность за повреждение вагона отнесена на ОАО "Лесной терминал Фактор", которое нарушило технические условия выгрузки.
В этой связи суд первой инстанции возложил ответственность, в том числе солидарную, на ответчика АО "Терминал "ФАКТОР".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, так как акт расследования случая повреждения вагона от 13.09.2021 г. составлен только представителем ОАО "Российские железные дороги" без участия ответчика АО "Терминал "ФАКТОР".
Кроме того, в указанном акте отсутствуют мотивы и доказательства, позволившие сотрудникам ОАО "Российские железные дороги" прийти к выводам об ответственности в деформации двери АО "Терминал "ФАКТОР".
Более того, вывод суда об ответственности АО "Терминал "ФАКТОР" противоречит правильно установленной судом первой инстанции хронологии событий.
А именно, 26.08.2021 г. 21:00 ч. вагон N 29146529 прибывает на станцию Лужская и передается получателю ОАО "Лесной терминал Фактор" для разгрузки (согласно сведениям из транспортной ж/д накладной N ЭВ360478).
Какие-либо повреждения вагона N 29146529 в этот момент не были зафиксированы, о чем свидетельствуют отсутствие записей или отметок о повреждении вагона в транспортной ж/д накладной N ЭВ360478 и отсутствие актов по форме ВУ-25. Следовательно, имеется презумпция, что вагон N 29146529 передавался ОАО "Лесной терминал Фактор" без повреждений.
Далее, 28.08.2021 г. в 19:18 ч. на станции Лужская (то есть от последнего грузополучателя ОАО "Лесной терминал Фактор") ОАО "РЖД" принимает к транспортировке вагон N 29146529 для его доставки на станцию Койты в адрес последующего получателя вагона АО "Монди СЛПК" (согласно сведениям из транспортной ж/д накладной N ЭГ134865).
Какие-либо повреждения вагона N 29146529 в этот момент не были зафиксированы Перевозчиком, о чем свидетельствуют отсутствие записей или отметок о повреждении вагона в транспортной ж/д накладной N ЭГ134865 и отсутствие актов по форме ВУ-25.
Следовательно, имеется презумпция, что вагон N 29146529 передавался в адрес ОАО "РЖД" и он был принят Перевозчиком к перевозке без повреждений.
Далее, 05.09.2021 г. вагон N 29146529 прибывает на станцию Койты (в пункт назначения).
На станции Койты в ходе передачи вагона N 29146529 грузополучателю ОАО "Лесной терминал Фактор" выявляется повреждение двери вагона N 29146529, что делает его невозможным для целей загрузки груза и использования по назначению. В результате этого вагон N 29146529 признается подлежащим текущему отцепочному ремонту.
Далее, 16.09.2021 г. вагон N 29146529 отправляется для ремонта в вагоноремонтное депо АО "ВРК-1" (согласно сведениям из транспортной ж/д накладной N ЭД096328).
В Акте N 75 о повреждении вагона прямо указано, что "составлен на станции Койты".
Также, в Акте общей формы прямо указано следующее: "Данный вагон 05.09.2021 г. прибывал на станцию Койты Северной ж.д. В те же сутки подан на путь необщего пользования АО "Монди СЛПК", при осмотре вагона было выявлена деформация двери, о чем составлен акт".
Следовательно, повреждение вагона N 29146529 было обнаружено на железнодорожных путях станции Койты (то есть подведомственной ОАО "РЖД" территории) в момент его передачи получателю вагона АО "Монди СЛПК". Передача вагона в подведомственность АО "Монди СЛПК" в итоге не состоялась.
Получатель АО "Монди СЛПК" не принял вагон N 29146529 для его загрузки по причине наличия повреждений, то есть не подтвердил, что ОАО "РДЖ" привезло этот вагон в надлежащем виде.
Таким образом, эти обстоятельства указывают, что повреждение вагона N 29146529 произошло в период его доставки со станции Лужская до станции Койты, то есть в период перевозки со стороны ОАО "РЖД". Повреждение вагона произошло в зоне ответственности ОАО "РДЖ".
При этом, ОАО "РДЖ" приняло этот вагон от ОАО "Лесной терминал Фактор" и включило его в железнодорожный состав, то есть подтвердило его надлежащее техническое состояние при приеме для перевозки на ст. Койты от ОАО "Лесной терминал Фактор".
Согласно ст. 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик.
ОАО "РЖД" не доказало, что приняло вагон от ОАО "Лесной терминал Фактор" с соответствующими дефектами (Постановление АС Московского округа от 28.11.2013 по делу N А40 - 17856/13).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что повреждения вагона N 29146529 образовались в ходе его транспортировки от ст. Лужская до ст. Койты, то есть в зоне ответственности ОАО "РЖД".
Как видно, ОАО "РДЖ" не исполнило свои обязанности по сохранности вагона при его перевозке надлежащим образом.
При таких обстоятельствах материалами дела подтверждается индивидуальная ответственность в повреждении вагона ОАО "Российские железные дороги". В связи с чем в жалобе ответчика ОАО "Российские железные дороги" следует отказать, а жалоба ответчика АО "Терминал "ФАКТОР" подлежит удовлетворению.
Расходы истца по оплате госпошлины за рассмотрение иска относятся на ответчика ОАО "Российские железные дороги" в сумме 2 000 руб. (ст.110 АПК РФ).
Госпошлина, не оплаченная ответчиком АО "Терминал "ФАКТОР", за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета в сумме 3 000 руб. (ст.ст. 333.22, 333.40 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.3 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2022 года по делу N А40-162308/22 изменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу АО СК "Альянс" 16 309 руб. 54 коп. в счет возмещения ущерба, 2 000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
В солидарном взыскании и взыскании с ответчика АО "Терминал "ФАКТОР" 16 309 руб. 54 коп. в счет возмещения ущерба - отказать.
Взыскать с АО СК "Альянс" 3 000 руб. госпошлины в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162308/2022
Истец: АО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬЯНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: ОАО "ЛЕСНОЙ ТЕРМИНАЛ "ФАКТОР"