г. Москва |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А40-218260/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей Е.Б. Алексеевой, О.Г. Головкиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.И. Сологуб, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2023 года
по делу N А40-218260/22, принятое судьей Н.А. Чекмаревой,
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
(ИНН: 7705598840; ОГРН: 1047796366298; 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19)
к Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
(ИНН: 7717151380; ОГРН: 1097799013652; 127006, г. Москва, Страстной б-р, д. 9)
об обязании разработать и согласовать проект лесовосстановления и выполнить работы по лесовосстановлению
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Бородавкина К.В. по доверенности от 22.11.2022, диплом КС 66424 от 25.04.2012;
от ответчика: Харитонов К.П. по доверенности от 12.05.2023, диплом ВСГ 5800728 от 29.06.2011;
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - ответчик) об обязании разработать и согласовать, в установленном законом порядке, проект лесовосстановления и выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка лесничества, равной 1,6535 га в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заявитель выражает свое несогласие с оценкой, данной судом, установленным по делу обстоятельствам.
Сторона ссылается на нарушение норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 24.05.2023 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения по доводам, изложенным в отзыве.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2023 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 02.07.2019 между Комитетом лесного хозяйства Московской области (истец) и Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" (ответчик) заключен договор аренды лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 50-0065-08-13-08.
Дата государственной регистрации договора 15.08.2019.
Дополнительным соглашением N 1 к договору аренды лесных участков от 02.07.2019 N 50-0065-08-13-08, Комитет лесного хозяйства Московской области уступает, а Федеральное дорожное агентство принимает все права и обязанности по договору аренды лесных участков N 50-0065-08-13-08 oт 02.07.2019 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Таким образом, обязательства Комитета лесного хозяйства Московской области исполнены в полном объеме.
Частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной плошали лесных земель, находящихся па таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Как указывает истец, арендатором не исполнена обязанность проведения работ по лесовосстановлению, возложенная на него законодательно, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции учел приведенные ответчиком обстоятельства того, что на переданных ему в рамках договора аренды от 02 июля 2019 года лесных участках с кадастровыми номерами 50:09:0020328:1383 и 50:09:0020328:1396 леса не располагались, поскольку работы по рубке лесных насаждений проводились в рамках подготовительных работ по строительству автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-11 "Нева", до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения".
Кроме того, в соответствии с письмом Министерства транспорта России от 22.07.2013 N 02-01/09-1847ис компенсационные мероприятия по высадке леса в связи со строительством скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км" в 2012 году завершены со стороны ООО "Северо-Западная концессионная компания" в полном объеме.
Также вопрос о необходимости проведения работ по лесовосстановлению при строительстве указанного участка дороги рассматривался Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-218407/2022, где Комитету было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, на переданных Государственной компании в 2019 году в рамках Договора аренды от 02.07.2019 лесных участках с кадастровыми номерами 50:09:0060126:1078; 50:09:0060126:1079, 50:09:0060126:1080; 50:09:0060126:1081; 50:09:0060126:1085; 50:09:0060210:282; 50:09:0060434:816; 50:09:0060434:817 леса не располагались, так как работы по рубке лесных насаждений проводились ответчиком в период с 2014 по 2018 года, в рамках подготовительных работ по строительству ЦКАД N 3, до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", что подтверждается проектной документацией, исполнительной схемой вырубки леса, актом выполненных работ, а также актами освидетельствования скрытых работ.
В соответствии с договором N УП-2001-726 от 27.12.2011 работы по вырубке леса в 2014 году, а также получение необходимых для этого разрешений, реализация необходимых природоохранных мероприятий на участке строительства автомобильной дороги ЦКАД N 3 выполняло ООО "Центрдорстрой".
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060210:280 судом установлено, что в соответствии с Программой деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2024 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р, в период 2016 -2019 годы осуществлялись мероприятия по реализации проекта по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе), пусковой комплекс (этап строительства) N 3 (далее - ЦКАД N 5).
Работы по вырубке леса проводились на основании долгосрочного инвестиционного соглашения от 24.12.2014 N ИД-2014-1266 на строительство, содержание, ремонт и капитальный ремонт центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области, пусковой комплекс (этап строительства) N 5, заключенного между Государственной компанией и ООО "Кольцевая магистраль", на переданном Государственной компании в 2019 году в рамках договора аренды от 02.07.2019 лесном участке с кадастровым номером 50:09:0060210:280 леса не располагались, так как работы по рубке лесных насаждений проводились ответчиком в 2016 году, в рамках подготовительных работ по строительству ЦКАД N 5, до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", что подтверждается проектной актом освидетельствования скрытых работ.
Вышеуказанная позиция находит свое подтверждение и в самих требованиях истца, изложенных в исковом заявлении, где в ссылках на письмо Минприроды от 03.09.2022 N 16-29/22839 и письмо Рослесхоза от 12.07.2019 N НК-09-27/12651 указано, что обязанность по лесовосстановлению возникает у лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений после 01.01.2019.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, отказал в удовлетворении иска, с чем суд апелляционной инстанции соглашается ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ) Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, согласно которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Закон N 212-ФЗ вступил в силу с 01.01.2019.
Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (далее - Правила N 566).
Пунктом 1 статьи 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Законом N 212-ФЗ не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, в связи с чем статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации может быть применена только к отношениям, возникшим уже после 01.01.2019.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что законодательством Российской Федерации не было предусмотрено обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению, на переданных ему в рамках договора аренды лесных участках леса не располагались, работы по рубке лесных насаждений проводились до введения в действие статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции находит правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2023 года по делу N А40-218260/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Левченко Н.И. |
Судьи |
Алексеева Е.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218260/2022
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ"