г. Хабаровск |
|
06 июля 2023 г. |
А16-3314/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Суховова Е.Н. представителя по доверенности от 05.05.2023 (сроком по 27.05.2026);
от Администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области
на решение от 20.04.2023
по делу N А16-3314/2022
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН 1067907000215, ИНН 7902525961)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения, предусмотренного статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889,
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем рассмотрения уведомления от 03.06.2022 N 1912/ДВОСТ ДТВ по существу и принятия одного из решений, предусмотренных абзацем первым пункта 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889, в течение 30 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта по делу
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее - Администрация), выразившегося в непринятии решения, предусмотренного статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889); об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем рассмотрения уведомления от 03.06.2022 N 1912/ДВОСТ ДТВ по существу и принятия одного из решений, предусмотренных абзацем первым пункта 18 Правил N 889, в течение 30 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта по делу.
Решением суда от 20.04.2023 заявление ОАО "РЖД" удовлетворено: признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889, с обязанием последней устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" путем рассмотрения уведомления от 03.06.2022 N 1912/ДВОСТ ДТВ по существу и принятия одного из решений, предусмотренных абзацем первым пункта 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889, в течение 30 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу; с Администрации в пользу ОАО "РЖД" взысканы судебные расходы в сумме 3000 руб. по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: согласно п. 17 Правил вывода из строя и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 N 889, к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений, данные требования ОАО "РЖД" выполнены не были; на основании выписки из единого государственного реестра недвижимости от 13.01.2023 на земельном участке с кадастровым номером 79:05:24000:7 расположенного по адресу ЕАО, Облученский район, г. Облучье, ул. 30 лет Победы, дом 18 числится 6 объектов право, за которыми ни за кем не зарегистрировано; согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О теплоснабжении" ОАО "РЖД" не провело анализ схемы теплоснабжения, доказательств наличия угрозы дефицита тепловой энергии не предоставило.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД", отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представитель Администрации, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ОАО "РЖД" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - дом связи ст. Облучье площадью 960 кв. метров, с кадастровым номером 79:00:0000000:0003, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, ст. Облучье, литера А5, имеющий один подземный этаж и два надземных, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.02.2004.
Согласно техническому паспорту указанного объекта, составленному по состоянию на 21.05.2008, в подвале этого здания расположена котельная.
ОАО "РЖД" уведомлением от 03.06.2022 известило Администрацию о планируемом в марте 2023 года выводе указанной котельной из эксплуатации в связи с экономической нецелесообразностью, просило согласовать данное мероприятие и направить соответствующее решение в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, с приложением перечня основного оборудования, выводимого из эксплуатации по котельной, а также перечень потребителей тепловой энергии этой котельной, в который включены: ОСК Инфо Транс (арендатор НГЧ), ООО "СКА" (арендатор НГЧ), жилой фонд (г. Облучье, ул. Верхняя, д. 14), объекты Дистанции гражданских сооружений НГЧ (ОАО "РЖД").
Администрация в ответе от 17.08.2022 сообщило, что вывод из эксплуатации теплосетей допускается с согласия потребителей, в целях принятия решения о переводе жилого дома по ул. Верхней, 14 на альтернативные источники теплоснабжения необходимо согласование с собственниками этого дома, Администрация не имеет финансовых средств для принятия котельной, поэтому просит рассмотреть вопрос о приостановке ее вывода из эксплуатации до момента расселения указанного дома, то есть до 2026 года.
ОАО "РЖД" не согласившись с доводами Администрации, направило претензию от 19.08.2022 N 2893/ДВОСТДТВ.
Администрация в письме от 02.11.2022 привела возражения относительно принятого обществом решения, и просила рассмотреть вопрос о выводе котельной в 2024 году.
Указанные обязательства послужили поводом для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно положениями частей 1, 3, 4 статьи 21 Закона N 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 889 "вывод из эксплуатации" - окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.
В поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления согласно пункту 3 Правил N 889.
Также пунктами 16, 18 Правил N 889 установлено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к таким объектам, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
Кроме того, в случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.
Также в течение 15 дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей орган местного самоуправления уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.
В случае принятия органом местного самоуправления решения о приостановлении вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей этот орган разрабатывает мероприятия, предотвращающие возникновение дефицита тепловой энергии и обеспечивающие надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к указанным объектам теплоснабжения, и включает указанные мероприятия в схему теплоснабжения.
Между тем доказательства об отнесении Облученского городского поселения Еврейской автономной области к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Законом N 190-ФЗ, в материалы дела не представлены.
Направленное в адрес Администрации уведомление о выводе спорной котельной из эксплуатации соответствует требованиям, предусмотренным Правилами N 889.
Довод Администрации на пункт 17 Правил N 889 суд обоснованно отклонил, поскольку установленное в нем требование о необходимости получения согласования от потребителей относится к ситуации вывода из эксплуатации тепловых сетей, в рассматриваемом же случае заявителем осуществляется вывод источника тепловой энергии, в связи с чем, такое согласование не требуется.
Кроме того довод об отсутствии у нее полномочий по рассмотрению указанного уведомления, Администрация не приводит, соответствующие доказательства не представляет.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что получив уведомление общества от 03.06.2022 N 1912/ДВОТСДТВ, Администрация обязана была в тридцатидневный срок провести анализ схемы теплоснабжения, рассмотреть уведомление и принять одно из следующих решений: о согласовании вывода котельной из эксплуатации, либо о приостановлении вывода котельной из эксплуатации не более чем на 3 года (в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к спорной котельной), а также сообщить Обществу о принятом решении в течение семи дней с момента его принятия.
Администрация такие действия не совершила, соответствующее решение не приняла.
Бездействие Администрации противоречит положениям пункта 18 Правил N 889 и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает препятствия для прекращения работы котельной в установленные законом сроки и понуждает эксплуатировать и содержать спорный источник тепловой энергии помимо воли общества, в отсутствие законных оснований.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что требования заявителя о признании оспариваемого бездействия незаконным следует удовлетворить, и обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения уведомления от 03.06.2022 N 1912/ДВОСТ ДТВ по существу и принятия одного из решений, предусмотренных абзацем первым пункта 18 Правил N 889, в течение 30 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к несогласию с законными и обоснованными, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 20 апреля 2023 года по делу N А16-3314/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-3314/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛУЧЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ОБЛУЧЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Магаданской области