05 июля 2023 г. |
А83-1310/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
в отсутствии представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мельниченко Артема Александровича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 марта 2023 года по делу N А83-1310/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Мельниченко Артема Александровича к Администрации города Феодосия Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым, о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мельниченко Артём Александрович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Мельниченко А.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным постановления Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - администрация, Администрация г. Феодосия) от 27.12.2021 N 4020 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, расположенных по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Лазурная, д.4".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым и МКУ Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым.
Определением от 07.10.2022 производство по делу N А83-1310/2022 приостановливалось до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу NА83-1309/2022. В связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Республики Крым от 24.06.2022 по делу NА83-1309/2022, которым в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Мельниченко Артем Александрович отказано (оставлено без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.01.2023; отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2023), производство по делу возобновилось судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21 марта 2023 года в удовлетворении заявления ИП Мельниченко А.А. отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 марта 2023 года, в которой, просит отменить состоявшийся судебный акт и принять новое решение, которым требования заявителя удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, по мнению заявителя, суд пришел к ошибочном выводу, что территория, на которой расположены металлические стопперы, является не автостоянкой, а парковкой; оспариваемое постановление принято в отношении нестационарных объектов, без учета обстоятельств того, что они расположены в пределах самостоятельного земельного участка, предоставленного предпринимателю в установленном порядке, в том числе, для организации и ведения деятельности по обеспечению парковки транспортных средств.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Администрация города Феодосии Республики Крым в порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации известила суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.
В судебное заседание апеллянт и лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса по имеющимся в деле доказательствам.
Отзывы на апелляционную жалобу участвующими в деле лицами не представлены.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Судебной коллегией установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Из материалов дела следует, что предприниматель на основании договора N 367 от 16.01.2017 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:138, расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Лазурная, 4, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - предпринимательство. На земельном участке находится нежилое здание (кадастровый паспорт от 23.05.2016 N 90-02/2016-222520).
27.12.2021 Администрацией города Феодосии Республики Крым принято постановление N 4020, которым принято решение произвести демонтаж 73 нестационарных объектов (стопперов), расположенных по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Лазурная, д.N4, КН 90:24:030101:138 и привести место размещения в первоначальное состояние. Вышеуказанное постановление размещено на официальном сайте администрации и направлено в адрес индивидуального предпринимателя.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ИП Мельниченко А.А. обратился в порядке главы 24 АПК РФ в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ИП Мельниченко А.А. самовольно, на земельном участке, территория которого не входит в дислокацию размещения парковок на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, в нарушение Правил благоустройства муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, установлены нестационарные объекты (металлические стопперы) в количестве 73 штук.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к выводам об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалованного в апелляционном порядке судебного акта, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Исходя из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном установлении совокупности условий, а именно - их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с разъяснениями пункта 15 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а в силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе, факта нарушенных оспариваемым решением законных прав, лежит на лице, оспаривающим это решение.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 часть 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым N 2704 от 21.09.2020 "О вопросах демонтажа (сноса) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым" создана комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (пункт 1), утвержден состав Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (пункт 2). Утверждено Положение о комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (пункт 3).
Деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности) регламентирован Порядком демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок), утвержденный Постановление Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465.
Пунктом 1.1 Порядка установлено, что под неправомерно размещенными нестационарными объектами следует понимать, в частности, нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта; нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно заключению Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым от 23.12.2021 N 45 Комиссия пришла к выводу о том, что нестационарные объекты (металлические стопперы) в количестве 73 штук, окрашенные красно-белыми полосами, установленные на земельном участке с КН 90:24:030101:138, площадью 1531 кв.м., который предоставлен ИП Мельниченко А.А. в аренду, размещены неправомерно. Указанными действиями ИП Мельниченко А.А. нарушены пункт 1.1, п. 1, 27 ст. 13 Раздела 2 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решением 129 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 04.09.2019 N 1258, согласно которым на объектах благоустройства запрещается самовольно устанавливать объекты наружной рекламы, вывески, торговые лотки, палатки, павильоны, киоски, металлические конструкции, любые виды ограждений и конструкций, ограничивающих пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, металлические гаражи, торговое оборудование, торговый инвентарь (столы, стулья, табуреты, ведра, тазы, весоизмерительные приборы, зонты, тару и пр.), фото-инвентарь и оборудование, звукоусилительную аппаратуру, стоппера всех видов, металлические ограничители движения/парковок ("крабы", "лягушки", "сигнальные колпаки") и т.п. На территории округа Феодосия запрещается установка ограждений и ограничивающих устройств, без согласования с Администрацией города Феодосии Республики Крым на прилегающих, дворовых (внутриквартальных) территориях и территориях общего пользования.
В связи с неправомерным размещением указанных нестационарных объектов, Комиссия пришла к выводу о необходимости их демонтажа.
Предприниматель полагает, что указанные объекты размещены правомерно поскольку согласно договору N 367 от 16.01.2017 ему в аренду передан земельный участок общей площадью 1531 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 90:24:030101:138, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Лазурная, 4, цель предоставления: строительство комплекса торгово-бытового обслуживания, организация и ведение деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в соответствии с видом разрешенного использования - предпринимательство.
Таким образом, предприниматель указывает, что металлические стопперы установлены им в целях реализации договора N 367 от 16.01.2017 в пределах границ предоставленного ему земельного участка для организации и ведении деятельности по обеспечению парковки транспортных средств (в целях индивидуализации и бронирования оплаченных парковочных мест).
Отклоняя такую правовую позицию заявителя, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 3.1-3.3 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; 2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 17.05.2021 N 1512 утвержден Порядок создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия (далее - Порядок).
Согласно ст. 2 Порядка его действие распространяется на все парковки (парковочные места), расположенные на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Согласно основным понятиям, указанным в ст. 3 Порядка, парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.
В соответствии со ст. 4 Порядка платные и бесплатные парковки (парковочные места) организуются на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в местах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, в том числе на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения, в соответствии со Схемами размещения парковок (парковочных мест), разработанными на основании Дислокации парковок (парковочных мест), расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее - Дислокация).
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 29.04.2021 N 1278 утверждена Дислокации парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия республики Крым, среди которых платная парковка по адресу: пгт. Коктебель, ул. Лазурная, 4 отсутствует.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о самовольном размещении ИП Мельниченко А.А., на земельном участке, находящимся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым и территория которого не входит в Дислокацию размещения парковок на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, в нарушение Правил благоустройства муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, нестационарных объектов (металлические стопперы) в количестве 73 штук.
Доводы предпринимателя о том, что часть земельного участка, используемая для оказания услуг по индивидуализации и бронирования парковки транспортных средств, ввиду чего обладает всеми признаками автостоянки, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм права.
Деятельность автостоянок регулируется Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 795, пунктом 2 которых установлено, что автостоянкой являются здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.
Таким образом, автостоянкой являются специально предназначенные для хранения автомототранспортных средств отдельная открытая площадка, здание, сооружение, а также часть здания или сооружения.
В свою очередь земельный участок по ул. Лазурная непосредственно примыкает к автомобильной дороге, границей земельного участка является дорога общего пользования местного значения.
Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Кроме того, необходимо отметить, что в рассматриваемом случае заявитель не обосновал необходимость установления металлических стопперов на арендуемом земельном участке, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, как отсутствие металлических стопперов влияет на осуществление им предпринимательской детальности, а также, что предпринимательская деятельность заявителя предполагает высокий клиентопоток в связи с чем, необходима индивидуализация и бронирование оплаченных парковочных мест.
Указанный правовой подход поддержан судами всех инстанций при рассмотрении дела N А83-1309/2022 со схожими обстоятельствами дела и правовым регулированием.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, предприниматель не обосновал в чем конкретно состоит нарушение его прав и законных интересов в связи с принятием администрацией оспариваемого постановления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебные расходы по оплате государственной пошлины за ее подачу на основании статьи 110 АПК РФ, относятся судом на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 марта 2023 года по делу N А83-1310/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мельниченко Артема Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1310/2022
Истец: Мельниченко Артём Александрович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Феодосии РК", Управление муниципального контроля Администрации г. Феодосии РК