г. Челябинск |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А07-34596/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабиной О.Е.,
судей Напольской Н.Е., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черняевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.04.2023 по делу N А07-34596/2022.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Тимербулатова Ш.А. (доверенность N 119/1-44 от 30.12.2022 до 31.12.2023, паспорт, диплом), Ахметзянова О.С. (доверенность N 119/1-7 от 30.12.2022 до 31.12.2023, паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака).
В порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании принял участие представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Махмудова Э.А. (доверенность N 7 от 09.01.2023 до 31.12.2023, паспорт, диплом).
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору, истец, Госкомитет, податель апелляционной жалобы) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС", ответчик, Общество)
- о признании незаконными действий по несоблюдению качественного регулирования отпуска тепла, выразившегося в несоблюдении режима теплоснабжения и поставке теплоносителя в МКД N 32 по ул. Калинина г. Салават за пределами разрешенных отклонений значений температуры теплоносителя в подающем трубопроводе в точках поставки от значений, предусмотренных условиями договора теплоснабжения;
- о признании незаконными действий по несоблюдению качественного регулирования отпуска тепла, выразившегося в превышении расхода теплоносителя, поставляемого обществом "БашРТС" и приобретаемого потребителями, над величиной максимального расхода теплоносителя, предусмотренного условиями договора теплоснабжения в МКД N 32 по ул. Калинина г. Салават;
- обязании обеспечить поставку теплоносителя в МКД N 32 по ул. Калинина г. Салават с температурой теплоносителя в подающем трубопроводе соответствующей значениям, предусмотренным условиями договора теплоснабжения и в пределах разрешенных отклонений;
- обязании производить качественное регулирование отпуска тепла на постоянной основе путем проведения мероприятий, направленных на соблюдение режима теплоснабжения и обеспечение соблюдения величины расхода теплоносителя, поставляемого ответчиком и приобретаемого потребителями МКД N 32 по ул. Калинина г. Салават;
- обязании в целях обеспечения надлежащей подготовки систем теплоснабжения в МКД N 32 по ул. Калинина г. Салават, обеспечения безопасности и эффективного прохождения осенне-зимних периодов исполнять требования п.п. 66, 73, 91, 105 Правил N 1034, п. п. 6.2.59, 11.1, 11.2, 11.5 Правил N 115, п.16 Организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах РФ МДС 41- 6.2000, утвержденных приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 N 203;
- обязании ООО "БашРТС" произвести собственникам помещений МКД N 32 по ул. Калинина г. Салават перерасчет (уменьшение) размера платы по услуге отопление с сентября 2020 по апрель 2022 в размере 404453,01 руб., рассчитанный в соответствии с пп. "б" приложения N1 к Правилам N 808.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.11.2022 исковое заявление принято к производству, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление-9" (далее - ООО "Домоуправление-9", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.04.2023 по делу N А07-34596/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору с вынесенным судебным актом не согласился, обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, исковые требования - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал на ошибочность вывода суда первой инстанции, что заявленный иск подан в защиту действующего юридического лица ООО "Домоуправление-9", который является самостоятельным юридическим лицом.
Как указывает истец, обращение в суд обусловлено поступлением 28.01.2021 в Госкомитет обращение гражданина N 3922, в котором просили разобраться с отоплением, поскольку по сравнению с прошлым месяцем начислено за отопление значительно больше. На основании данного обращения Госкомитетом был проведен анализ отчетов о суточных параметрах теплоснабжения по спорному многоквартирному жилому дому и установлено несоответствие фактической массы циркулирующего теплоносителя договорной величине, а также отклонение значений температуры теплоносителя в подающем трубопроводе за пределы их разрешенных отклонений. Анализ отчетов о суточных параметрах теплоносителя показал, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе многоквартирного дома с учетом температуры наружного воздуха в отдельные дни расчетного периода не соответствовала утвержденному в качестве приложения к договору температурному графику 150-70°С.
В подтверждение заявленных требований истец отмечает, что на страницах 11-12 обжалуемого решения, ссылаясь на п. 5.2.1, 5.2.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, положения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 судом сделаны выводы о том, что обязанность по регулировке внутридомовых систем отопления возложена на управляющую организацию. Однако из решения не ясно, на основании каких фактов суд пришел к выводу о том, что система отопления в спорный период неисправна, что управляющая организация ненадлежащим образом исполняла обязанности по содержанию и ремонту многоквартирного дома. ООО "БашРТС" не доказана причинно-следственная связь между ненадлежащим содержанием общего имущества и нарушением температурного графика, т.е. каким образом эксплуатация управляющей организации внутридомовых инженерных систем повлекло изменение температурного режима. Ответчиком доказательств в подтверждении технически неисправного состояния приборов учета или других коммуникаций не представлено.
В данном случае, отсутствие указанных судом документов не является основанием для освобождения ООО "БашРТС" от исполнения нормативно-правовых актов в сфере теплоснабжения, является обязательном и входит в сферу его деятельности при осуществлении продажи коммунальных ресурсов.
Как указывает податель апелляционной жалобы, ООО "БашРТС" не представлено доказательств, свидетельствующих о некорректной работе прибора учета в спорный период, претензий к работе узла учета в спорный период у ООО "БашРТС" не имелось, акты о его неисправности сторонами договора не составлялись, внеочередная поверка приборов учета, входящих в состав узла учета тепловой энергии не проводилась. В данном случае факт нарушения качества теплоснабжения подтверждается показаниями приборов учета тепловой энергии.
Ссылаясь на принятие судом первой инстанции обжалуемого судебного акта с нарушением норм материального права, истец указывает на необходимость применения к настоящему спору положений Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации") (далее - Правила N808), пунктом 124(7) которого установлена возможность снижения размера платы за поставляемую тепловую энергию (мощность) при несоблюдения единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении.
Исходя из изложенного истец указывает, что независимо от того, в какой зоне - ценовой или неценовой зоне осуществляется деятельность теплоснабжающей организации, на нее возлагается обязанность по осуществлению контроля за техническим состоянием теплопотребления потребителя и его субпотребителей, за режимом теплопотребления тепловой энергии, выдавать потребителю рекомендации по установке дроссельных устройств, устройств, регулирующих расход теплоносителя и требовать от него их установки в присутствии представителя теплоснабжающей организации с последующим опломбированием.
Также истец заявляет несогласие с мотивами отказа суда первой инстанции в приостановлении производства по настоящему спору до рассмотрения дела N А07-11229/2022, поскольку, по мнению подателя апелляционной жалобы, выводы о разной схеме теплоснабжения (закрытая и открытая), являются преждевременными.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", третье лицо представителей в судебное заседание не направило.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителей ответчика, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представители ответчика по доводам апелляционной жалобы возражали, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу (вход. N 37427) от 21.06.2023.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание доказательства направление отзыва истцу, к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу (вход. N 37427) от 21.06.2023.
Подключившаяся к веб-конференции (онлайн-заседанию) с опозданием представитель истца, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616 (с изменениями, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.12.2021 N 657) Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - истец, Госкомитет) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного контроля (надзора), регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве при осуществлении ремонта и капитального ремонта дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Между ООО "БашРТС" (ответчик) и управляющей организацией ООО "Домоуправление-9" (третье лицо) 01.01.2014 заключен договор теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 3899/РТС от 01.01.2014, согласно условиям которого теплоснабжающая организация (ООО "БашРТС") обязуется поставить потребителю (ООО "Домовладение-9") тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (л.д.38-45).
Договорной объем тепловой энергии и теплоносителя поставляемый и приобретаемый потребителем в точке поставки определен в приложении N 1 к договору.
Пунктом 2.1.2 договора теплоснабжения определено, что теплоснабжающая организация обязуется обеспечить качество теплоснабжения, а именно давление в подающем и обратном трубопроводах, температуру сетевой воды в подающем трубопроводе, в соответствии с температурным графиком (приложение N 3 к договору).
Приложением N 3 к договору утвержден график температур сетевой вод в подающем трубопроводе на выходе источников регулирования по температурным графикам 150-70°С, предусматривающие температуру поставляемого энергоресурса в подающем и обратном трубопроводе в зависимости от температуры наружного воздуха.
Как указано в иске, Госкомитетом РБ в отношении многоквартирного дома N 32 по ул. Калинина г. Салават проведен анализ отчетов о суточных параметрах теплоснабжения, в результате которого по многоквартирному жилому дому было установлено несоответствие фактической массы циркулирующего теплоносителя договорной величине, а также отклонение значений температуры теплоносителя в подающем трубопроводе за пределы их разрешенных отклонений. Указанный лом имеет два элеватора, которые автономны друг от друга.
Как указал истец в иске, нарушение со стороны ООО "БашРТС" условий договора теплоснабжения, а также бездействие в части соблюдения мероприятий, направленных на подготовку к отопительному сезону, в совокупности привели к поставке потребителям коммунальной услуги ненадлежащего качества сверхдоговорных обязательств и как следствие, к завышению платы за данный коммунальный ресурс.
Ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением к ответчику.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент подачи настоящего иска) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - управляющая организация), лицензионных требований.
При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Пунктом 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;
6) о понуждении к исполнению предписания.
Исходя из вышеназванных норм права, подаче иска в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предшествует проведение органом государственного жилищного надзора проверки лиц, осуществляющих оказание коммунальных услуг, на предмет соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, выявления факта нарушения обязательных требований, выдача предписания в случае установления факта нарушений.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец заявил, что действуя в пределах предоставленных полномочий по жилищному надзору по обращению гражданина N 3922 по факту неправомерного начисления платы за коммунальную услугу отопление, осуществил мероприятия по контролю деятельности ООО "БашРТС", в результате чего выявлено несоответствие температуры теплоносителя в подающем трубопроводе многоквартирного дома с учетом температуры наружного воздуха в отдельные дни расчетного периода утвержденному в качестве приложения к договору температурному графику 150-70°С.
Между тем, обращаясь с настоящим иском суд, истец не представил доказательств проведения контрольных мероприятий, вынесения каких-либо предписаний о выявленных нарушениях, об устранении нарушений требований жилищного законодательства, равно как и не доказал сам факт нарушения ответчиком обязательств по поставке коммунального ресурса.
Оставляя вынесенный судебный акт без изменения, судебная коллегия с учетом фактических обстоятельств дела, доводов апелляционной жалобы и пояснений сторон, принимает во внимание следующие обстоятельства.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В пункте 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII Кодекса; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Учитывая вышеизложенное именно ООО "Домоуправление-9" в соответствии с пунктами 8, 9 Правил N 354 является исполнителем коммунальных услуг для собственников жилых помещений многоквартирного дома N 32 по ул. Калинина в г. Салават, и приобретает у ресурсоснабжающей организации ООО "БашРТС" (далее по тексту также - РСО), коммунальный ресурс - тепловую энергию, с целью предоставления собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирных домов коммунальных услуг.
Действительно, в настоящем случае договор теплоснабжения N 3899/РТС от 01.01.2014 заключен между двумя юридическими лицами и каждая из сторон договора имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, связанных с исполнением договора на основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции отмечается, что, несмотря на то, что, как указано ответчиком, и не оспаривается истцом, между ООО "БашРТС" и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 32 по ул. Калинина, г. Салават, прямые договорные отношения отсутствуют, при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией принимается во внимание, что управляющая организация в вопросах поставки коммунальных ресурсов в многоквартирный дом не имеет собственного экономического интереса, представляет в этих правоотношениях именно собственников помещений, следовательно, помимо положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, к спорным правоотношениям также подлежат применению положения жилищного законодательства, которые имеют приоритетное значение, поскольку имеют характер специальных норм по отношению к общим нормам гражданского законодательства, в том числе, регулирующего договоры энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения.
Указанное обстоятельство учитывается судом апелляционной инстанции также и при рассмотрении возникшего спора, поскольку приоритетное значение в любом случае имеет то обстоятельство, что оказываемая коммунальная услуга "отопление" имеет обязательные требования, такие, как бесперебойное и круглосуточное предоставление, соблюдение нормативных требований к температуре, следовательно, подлежат исследованию обстоятельства того, имелись ли фактически, заявленные истцом нарушения, и зоне чьей ответственности, контроля, обязательств, они возникли.
Кроме того, наличие прямых договоров также не освобождает управляющую организацию от выполнения своих обязанностей по устранению имеющихся нарушений в общедомодовой инженерной системе многоквартирного дома (далее также - МКД) путем восстановления требуемых параметров отопления (в том числе, расхода теплоносителя), нарушений, связанных с соблюдением режима потребления энергии (тепловые и гидравлические режимы, температурные параметры), с учетом наличия у управляющей организации обязанностей по содержанию общедомовой инженерной системы дома в надлежащем состоянии, аналогичные обстоятельства подлежат исследованию и установлению в отношении ресурсоснабжающей организации, которые по общему правилу, отграничиваются от обязанностей управляющей организации по границе балансовой принадлежности, которая устанавливается по внешней границе стены МКД, в силу чего, само по себе требование истца направлено на поддержание надлежащего содержания общего имущества с целью безопасного проживания в МКД и обеспечение надлежащего качества коммунальных услуг, что критической оценке не подлежит; общество, как управляющая организация, обязано систематически осуществлять выявление нарушений при работе отопительной системы МКД, ответчик обязан поддерживать качество коммунального ресурса на границе балансовой принадлежности.
Вместе с тем, по результатам исследования представленных сторонами доказательств, представленных в дело пояснений сторон, а также с учетом дополнительных вопросов судебной коллегии и полученных ответов на судебном заседании 28.06.2023, не установлено оснований для переоценки выводов суда первой инстанции с учетом следующего.
Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - проверка).
Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы) и не относится к компетенции Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору в силу закона.
Истцом не предоставлено в материалы дела доказательств, что система теплоснабжения г. Салават не готова к спорному отопительному сезону, в связи с которым и в связи с чем, истцом реализовано право на обращение в арбитражный суд, а также не представлено доказательств того, что в отношении спорного МКД при установлении его готовности к отопительному сезону со стороны ответчика допущены нарушения или несоответствия, незаконное бездействие или незаконные действия, не приведено доводов, в чем они конкретно выразились, истцом не инициировано никаких действий по проведению проверок, осмотров, освидетельствований, иных контрольных мероприятий в ходе которых, соответствующие нарушения выявлены, установлены или подтверждены, направлены требования об их устранении, которые не исполнены.
Также из материалов дела не следует, что кто-либо из жильцов спорного МКД обращался о нарушении качества коммунальной услуги "отопление", что по таким обстоятельствам составлены акты, иные проверки фактов таких нарушений, их наличия или отсутствия, что истцом также не оспаривается.
Истцом приведена ссылка на единственное обращение к нему одного собственника относительно обстоятельств того, что текущее начисление стоимости отопления оказалось выше, чем предыдущее, в связи с чем, собственник просил проверить основания для такого увеличения, иных обращений к истцу последний не заявляет, доказательств их наличия не раскрывает и не доказывает.
Согласно пояснениям истца, факт нарушения может быть установлен не только по результатам выхода на место и с составлением замеров температур, иных параметров, но и посредством использования иных источников сведений.
Судебной коллегией доводы истца в части возможности использования различных источников объективных сведений, отвечающих критериям относимости и допустимости, признаются обоснованными, однако, в конкретной спорной ситуации, истцом таких сведений и достаточных доказательств не предоставлено, что не соответствует положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, кроме предоставленных суточных отчетов о потреблении тепловой энергии, на основании которых истцом формально проверены сведения о том, отвечают ли, отраженные в них показатели утвержденному графику температуры сетевой воды за период с сентября 2020 по апрель 2022, допустимому отклонению +/-3% от установленного температурного графика (пункт 9.2.1. Правил N 115), иных оснований, обстоятельств, истцом не заявлено и не мотивировано, по каким причинам, они образуют обоснованность заявленного иска.
Однако, такой подход без оценки того, соблюдены ли при этом ресурсоснабжающей организацией, требования к качеству оказываемой коммунальной услуги, в том числе, с учетом существующей с рассматриваемом МКД системы теплопотребления, без оценки того, соблюдены ли при этом управляющей организацией необходимые требования по содержанию и обслуживанию общедомовой теплопотребляющей системы, сами по себе не свидетельствуют о наличии на стороне ответчика нарушений, а также о необходимости судебной защиты против таких обстоятельств, поскольку без изложенной необходимой совокупной оценки такие доводы истца фактически приобретают характер формальных, которые по существу не направлены на восстановление нарушенных прав и не обеспечивают такую защиту.
Следует также отметить, что о необходимости принимать во внимание действия, бездействие управляющей организации, ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявлялись неоднократно, о чем истцу известно, однако, со стороны истца должного внимания такие возражения не получили.
Вместе с тем, доводы ответчика заслуживают внимания.
Как указывалось выше, заявляя о том, что судебное разбирательство инициировано истцом в связи с обращением гражданина, истец не представил сведения о таких обращениях, несмотря на указание суда первой инстанции на отсутствие доказательств обращений граждан в определениях от 16.01.2023 (л.д. 107-108), от 15.02.2023 (л.д. 112-113).
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 98, 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Более того, ресурсоснабжающая организация, будучи профессиональным участником рынка, является более сильной стороной по отношению к потребителям коммунальных услуг (ресурсов), что обуславливает ее повышенную ответственность, последствием которой является уменьшение размера платы за оказанную коммунальную услугу при несоответствии параметров качества коммунального ресурса установленным нормативным требованиям (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении требований истца, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Согласно нормам статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно отвечать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Из содержания статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о водоснабжении и водоотведении, пунктов 31, 33 Правил N 354, пунктов 4-6 приложения N 1 к Правилам N 354 следует обязанность организации, деятельность которой связана с осуществлением горячего водоснабжения, исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21" утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В силу пункта 1 документа санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 84 данных Санитарных правил температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
Указанное обстоятельство при рассмотрении настоящего спора также имеет существенное значение, поскольку, как обоснованно указано ответчиком, спорный МКД имеет открытую, зависимую систему теплоснабжения.
Доводы истца о том, что суд первой инстанции в такими доводами ответчика согласился преждевременно, без проверки, что доказательств этому в материалы дела не представлено, опровергаются в полном объеме доказательствами, которые представил сам истец, а именно, договором ресурсоснабжения от 01.01.2014 с приложениями, которые являются приложением N 4 к исковому заявлению, и из которых прямо и достоверно усматривается, что договор заключен в отношении открытой системы теплопотребления МКД, на что указано в приложении N 1 к договору (л. д. 38-44).
Также указанное обстоятельство фактически подтверждено в судебном заседании суда апелляционной инстанции самим истцом, после дополнительного изучения указанного договора.
Такой многоквартирный дом имеет открытую (двухтрубную) зависимую систему теплоснабжения (горячего водоснабжения), особенности которой заключаются в ее одновременном использовании для целей горячего водоснабжения и для отопления многоквартирного дома, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети (пункты 4.1, 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, пункт 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075).
Поскольку при открытой (двухтрубной) зависимой системе теплоснабжения оказание двух коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) осуществляется посредством одного комплекса инженерных сооружений и температура теплоносителя ниже 75 °C в силу законов физики в отопительный период не всегда может быть обеспечено качественное оказание услуги отопления, следовательно, необходимо учитывать данные особенности указанной системы теплоснабжения при рассмотрении исков о возложении на ресурсоснабжающую организацию обязанности осуществлять поставку горячей воды надлежащего качества по температурному режиму, а также исков о взыскании задолженности по договорам горячего водоснабжения и, соответственно, освобождать ее от ответственности при необеспечении нормативно установленного температурного режима, а именно при поставке теплоносителя температурой выше 75 °C.
С учетом изложенного, ответчиком обоснованно указано на то, что при изложенной выше системе МКД, ресурсоснабжающая организация обязана доставлять в точку поставки, расположенную на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, ресурс, температурный режим которого позволит лицу, осуществившему отбор, обеспечить качество горячей воды в точке водоразбора. Соответственно, при открытой (двухтрубной) зависимой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) ресурсоснабжающая организация, по общему правилу, не может привлекаться к ответственности в связи с поставкой в отопительный период горячей воды температурой выше 75 °C, поскольку по материалам дела не следует, что ответчиком нарушены параметры низшего значения - не ниже плюс 60 °C
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае осуществления горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) понижение температуры горячей воды, подаваемой на вводе в здание (в том числе в многоквартирный дом), сооружение, до температуры горячей воды, определенной в соответствии с установленными требованиями, в местах водоразбора обязаны обеспечить лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения внутри здания, то есть, в данном случае, управляющая организация.
Понижение температуры ресурса должно осуществляться в том числе путем обязательной установки автоматических регуляторов температуры, обязанность по внедрению которых в соответствии с пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, отнесена на организации по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно абзацу 3 пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, регулятор температуры - это вид регулирующей арматуры, которая автоматически обеспечивает поддержание заданной температуры рабочей среды в трубопроводе за счет изменения ее расхода.
Таким образом, ответчиком обоснованно указано, а судом первой инстанции учтено, что в спорной ситуации, вопросы расхода теплоносителя из открытой системы МКД, особенности которой и заключаются в ее одновременном использовании для целей горячего водоснабжения и для отопления многоквартирного дома, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети, не относятся к вопросам обязанностей, прав и требованиям, предъявляемым к ресурсоснабжающей организации, поскольку такой расход теплосносителя осуществляется внутри МКД и не ответчиком по делу, то есть указанное относится к сфере контроля и ответственности управляющей организации, как и регулирование температурных параметров, поскольку в течение отопительного сезона, такие обстоятельства возникают или могут возникнуть.
Также из материалов дела не следует, что в межотопительный период к услуге "отопление" у истца к ответчику имеются претензии, поскольку представленные суточные отчеты о потреблении и выполненные на их основании расчеты истца свидетельствуют о том, что они выполнены исключительно за отопительные периоды.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В подпункте "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Перечень требований к качеству ресурса является закрытым, каких-либо других критериев качества коммунального ресурса данные специальные правила не предусматривают (ни требований к специальной температуре теплоносителя, ни требования о соблюдении температурного графика, ни каких-либо иных).
В Правилах N 354 закреплены требования к конечному результату всего процесса взаимодействия РСО и исполнителя - коммунальной услуге "отопление".
В частности, приложением N 1 к Правилам N 354 "Требования к качеству коммунальных услуг" в части требований к качеству отопления законодателем установлены два критерия: температура внутри жилого помещения, давление во внутридомовой системе отопления.
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N354 установлено следующее требование к качеству коммунальной услуги "отопление": обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях не ниже +20 °C (в угловых комнатах +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Для обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях температура теплоносителя в подающей линии должна соответствовать утвержденному температурному графику. При этом, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
По правилам пункта 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 в отапливаемых помещениях жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должна быть обеспечена температура воздуха в соответствии с таблицей 3 указанного Государственного стандарта. Таблицей 3 ГОСТ Р 51617-2000 предусмотрено, что температура воздуха в помещениях в холодный период года в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31°C и ниже должна быть не ниже +20°C, а в угловых комнатах не ниже +22°C.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), температура воды в подающей линии тепловой сети должна соответствовать утвержденному температурному графику, расход ресурса должен проходить в пределах перепада давления.
Отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика (пункт 9.2.1 Правил N 115). Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.
В соответствии с пунктом 6.2.59 Правил N 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 ч., определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - +/- 3%. Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на +5%. Понижение фактической температуры обратной воды по сравнению с графиком не лимитируется.
В силу подпункта "д" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг, а в ценовых зонах теплоснабжения также в порядке, определенном Правилами организации теплоснабжения.
Пунктом 101 Правил N 354, установлено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Учитывая критерии к качеству коммунальной услуги для конечного потребителя, нарушением требований к качеству коммунального ресурса со стороны ресурсоснабжающей организацией будет являться невозможность использования поставленного коммунального ресурса для оказания коммунальной услуги надлежащего качества, при которой температура внутри помещений МКД будет не соответствовать параметрам, установленным пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 354.
Правила N 808 регулируют вопросы организации теплоснабжения и порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую в жилые и многоквартирные дома в целях оказания коммунальной услуги по отоплению населению и приравненным к нему категориям потребителей при несоблюдении единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 124 (9) Правил N 808 при обнаружении отклонений значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, за пределы их разрешенных отклонений потребитель немедленно сообщает об этом в единую теплоснабжающую организацию, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений (посредством телефонной связи или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Для расчета снижения платы за некачественную услугу необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве часов отклонения температуры воздуха в конкретном жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, а также данные о величинах температур в эти часы, подтверждающие недопустимые отклонения температур, необходимые для расчета, который напрямую зависит от количества градусов отклонения.
Представленная в материалы дела истцом документы достоверно факт предоставления ответчиком собственникам помещений МКД коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества не подтверждают (часть 1 статьи 65, статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, приложением N 3 к договору теплоснабжения N 3899/РТС от 01.01.2014 (л.д. 44), заключенного между ООО "БашРТС" и ООО "Домоуправление-9", установлен температурный график теплоносителя с источника тепловой энергии (ТЭЦ), а не на вводе в МКД, как указывает и сам истец.
Данный график утверждается Администрацией городского округа г. Салават при актуализации схемы теплоснабжения города и является единым для всей системы теплоснабжения города Салават.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 808, показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе, а не в точке поставки. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения. На данные нормы права ссылается сам Истец.
Таким образом, графиком температур сетевой воды закреплены температурные параметры в системе теплоснабжения г. Салават непосредственно от теплоисточников, а не в внутри многоквартирных жилых домах.
В материалах дела не представлены документы, подтверждающие проведение замеров от теплоисточников.
Действующее правовое регулирование, в том числе пункт 24 Правил N 808, не устанавливает требование, что показатели качества теплоснабжения в точке поставки должны быть идентичны температурному графику источника тепла (они лишь определяются в соответствии с ним).
Из положений пункта 6.2.59 Правил N 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети, в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком, задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 ч., определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов, то есть, диспетчер тепловой сети задает параметры отпуска тепловой энергии по прогнозной температуре наружного воздуха, полученной от Гидрометцентра за сутки. Истец же, анализируя качество ресурса, должен ориентироваться на фактические значения температуры наружного воздуха, а не на прогнозные.
Признавая доводы апелляционной жалобы несостоятельными, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что превышение температуры в подающем трубопроводе по отношению к температурному графику не свидетельствует об излишней поставке ресурса и не означает, что количество тепловой энергии потребляется управляющей организацией больше, чем при поставке коммунального ресурса строго в соответствии с температурным графиком, поскольку не вся тепловая энергия, которая поступила в МКД по подающему трубопроводу, потребляется для нужд отопления. Количество потребленной теплоты определяется исходя из разности величин между подающим и обратным трубопроводами, поэтому даже если теплоноситель подается с повышенной температурой, то регулируя температуру во внутридомовой системе отопления, происходит снижение расхода теплоносителя, что в конечном итоге не приводит к увеличению потребления тепла и не отражается неблагоприятно на стоимости потребленного коммунального ресурса. Регулировка температуры теплоносителя во внутридомовой системе должна происходить за счет установки сопла - сужающего устройства, находящегося в элеваторном узле. Из него теплоноситель с высокими параметрами и на высокой скорости, но с пониженным давлением, поступает в камеру смешения, где осуществляется смешивание воды из теплосети (подающего трубопровода) и обратного трубопровода за счет чего истец самостоятельно регулирует температуру теплоносителя.
Иными словами, для получения коммунальной услуги по отоплению в пределах температурного графика достаточно уменьшить расход теплоносителя с подающего трубопровода с помощью сужающего устройства и увеличить коэффициент смешения с теплоносителем из обратного трубопровода. При этом, количество тепловой энергии, поставленной в МКД, напрямую зависит от расхода теплоносителя и разности температур на подающем и обратном трубопроводах.
Также при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обоснованно учтено, что обязанность по регулировке внутридомовых систем отопления возложена на управляющую организацию (пункт 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме").
Не устанавливая оснований для переоценки вывода суда первой инстанции в части требований истца о перерасчете (уменьшение) размера платы по услуге отопление, апелляционный суд отмечает, что согласно публичной информацией с сайта Минэнерго Российской Федерации https://minenergo.gov.ru/view-pdf/4227/175222 г. Салават Республики Башкортостан не отнесен к ценовой зоне теплоснабжения.
В соответствии со статьей 23.9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения в части порядка исполнения единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО) обязательств по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, устанавливаются Правилами N 808.
Согласно пункту 124(13) Правил организации теплоснабжения в случае подтверждения факта нарушения качества теплоснабжения ЕТО в расчетном периоде, следующем за расчетным периодом, в котором произошло указанное нарушение, снижает размер платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую для оказания коммунальной услуги по отоплению населению и приравненным к нему категориям потребителей, по формулам согласно приложению N 1 к Правилам организации теплоснабжения в соответствии с пунктом 148(53) Правил N 354. Названные специальные нормы, регулирующие отношения в ценовых зонах теплоснабжения, предполагают учет температуры теплоносителя, определяемой в точке поставки по показаниям общедомового прибора учета.
С учетом изложенного, Правила N 354 предусматривают разный порядок снижения платы за некачественную коммунальную услугу по отоплению.
В неценовых зонах теплоснабжения требования к качеству коммунальной услуги отопления устанавливаются разделом VI Приложения N 1 к Правилам N 354.
Такими требованиями являются:
1) Бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода;
2) Обеспечение нормативной температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
3) Установленное давление во внутридомовой системе отопления.
Порядок перерасчета платы за коммунальную услугу отопления для неценовых зон теплоснабжения установлен этим же разделом VI Приложения N 1 к Правилам N 354.
Порядок установления факта предоставления коммунальной услуги отопления ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен разделом X (пункты 104 - 113) Правил N 354.
В ценовых зонах теплоснабжения предоставление коммунальной услуги отопления производится в соответствии с Правилами N 354, с учетом особенностей, установленных разделом XV(2) Правил N 354.
При этом для ценовых зон теплоснабжения Правила N 354 устанавливают два различных случая, для которых предусмотрен различный порядок уменьшения размера платы за отопление при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность:
1) В силу пункта 148(53) Правил N 354 если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, теплоносителя (жилой дом оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, теплоносителя), нарушение качества коммунальной услуги по отоплению и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги по отоплению возникли в результате несоблюдения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемых в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, факт которого зафиксирован по коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии в многоквартирных домах (индивидуальным приборам учета в жилых домах) в порядке, установленном в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, при этом отсутствуют случаи, установленные законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, при которых снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится, тогда размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354, подлежит уменьшению на условиях и в порядке согласно приложению N 3 к Правилам N 354.
Согласно пункту 148(54) Правил N 354 если исполнителем является ЕТО при наступлении условий, указанных в пункте 148(53) Правил N 354, потребителям, обратившимся в ЕТО с сообщением о нарушении качества коммунальной услуги по отоплению, производится уменьшение размера платы за коммунальную услугу по отоплению на условиях и в порядке, которые предусмотрены приложением N 3 к Правилам N 354.
В целях применения приложения N 3 к Правилам N 354 в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению, заключаемый с ЕТО, включаются параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров.
В настоящем случае, заявляя требование о необходимости перерасчета размера платы по отоплению, истец ссылается исключительно на положения пункта 127 Правил N 808, не предоставляя относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств наличия оснований для такого перерасчета (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Акты замера температуры в жилом помещении в соответствии с Правилами N 354 раздела IX-X истцом в нарушение требований статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не предоставлены.
При изложенных фактически обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Дополнительно апелляционным судом отмечается, что в данном случае, будучи уполномоченным органом в области государственного жилищного надзора, истец обратился в арбитражный суд, минуя предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации процедуру, соблюдение которой является обязательной при осуществлении жилищного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что недопустимо с точки зрения положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, все доводы и возражения истца получили полную и объективную оценку, формального подхода судом первой инстанции не допущено, каждое из заявленных истцом требований исследовано и мотивированно отклонено. В том числе, вопросы регулирования отпуска тепла с учетом отклонений значения температуры теплоносителя в падающем трубопроводе исследованы в полном объеме, вопросы расхода теплоносителя в данном случае относятся к вопросам деятельности управляющей организации и собственников помещений, так как ответчиком расход и отбор теплоносителя не осуществляется, следовательно, и мероприятия по расходу теплоносителя в открытой системе теплопотребления рассматриваемого МКД также относится к компетенции именно указанных лиц, не ответчика, доказательства нарушения режима теплоснабжения по изложенным обстоятельствам также не представлены, такие обстоятельства не установлены; в связи с чем, судом первой инстанции не установлено обстоятельств нарушения ответчиком пунктов 66, 73, 91, 105 Правил N 1034, пунктов 6.2.59, 11.1., 11.2, 11.5. Правил N 115, пункта 16 Рекомендаций, утвержденным Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 N 203, вследствие чего не имеется также оснований для удовлетворения требований о перерасчете платы, так как доказательств оказания услуги ненадлежащего качества, либо получения оплаты за не оказанную услугу, истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Доводы истца о необоснованном отказе суда первой инстанции в приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела N А07-34596/2022 исследованы, но не могут быть признаны обоснованными, поскольку в рамках дела N А07-34596/2022 рассматриваются требования в отношении иного МКД, следовательно, будут установлены обстоятельства с иными условиями фактического потребления тепловой энергии, что не создает необходимых критериев преюдициальности судебного акта для настоящего спора.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного истцом ходатайства, для удовлетворения заявленных исковых требований.
Обжалуемое решение соответствует требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а отсутствие в содержании решения оценки судом всех доводов заявителя или представленных им документов, не означает, что судом согласно требованиям части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была дана им оценка.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на ее подателе. Податель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты, поэтому государственная пошлина по апелляционной жалобе с него взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.04.2023 по делу N А07-34596/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Е. Бабина |
Судьи |
Н.Е. Напольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34596/2022
Истец: ГК РБ по жилищному и строительному надзору
Ответчик: ООО "БашРТС"
Третье лицо: ООО "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ N9"