05 июля 2023 г. |
Дело N А84-2796/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 июля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Горбуновой Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В.,
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 апреля 2023 года по делу N А84-2796/2023,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (далее - НКО "ФСКР г. Севастополя") обратилась в суд с иском к городу федерального значения Севастополю в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о взыскании долга по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 29 966 473,94 руб. за 2016 - 2018 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены - Правительство Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент финансов города Севастополя.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 09 марта 2023 года из арбитражного дела N А84-166/2020 выделено в отдельное производство требование НКО "ФСКР г. Севастополя" о взыскании долга в сумме 10 245,31 руб. за 2016, 2017, 2018 годы начисленного в отношении объекта - жилое помещение площадью 59,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко, дом 14, кв. 26.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Взыскан с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу НКО "ФСКР г. Севастополя" долг 10 245,31 руб. за период 01.09.2016 по 31.12.2018 по оплате взносов на капитальный ремонт жилого помещения площадью 59,40 кв. м., расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко, дом 14, кв. 26.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Податель жалобы считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что Департамент не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. НКО "ФСКР г. Севастополя", обращаясь с иском в суд 14.01.2020 по начислениям взносов на капитальный ремонт за 2016 год, пропустил срок исковой давности, ввиду чего в указанной части иск следует оставить без рассмотрения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в целях реализации положений статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118- ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" (далее - Закон N 118-ЗС), и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД) в соответствии с региональной программой капитального ремонта в городе Севастополе создан Фонд (региональный оператор), к функциям которого относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД.
В письме от 21.11.2017 N 1480-01/17 Фонд ссылается на то, что получил сведения от 17.01.2017 N 430/2017 о нежилых помещениях, но ввиду существенного расхождения в их площадях просил Департамент провести сверку для определения реального перечня нежилых помещений и их площадей в срок до 01.12.2017.
Письмом от 20.03.2018 N 6555/05-05-21/2018 (вх. 30.03.2018 N 548) Департамент ответил Фонду на письмо от 30.06.2017 N 773-03/17 и предоставил перечень жилых помещений, включенных в реестр собственности города Севастополя, в который включена квартира 26 по ул. Ерошенко, д. 14, в г. Севастополе.
Многоквартирный дом, в котором находится спорный объект, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества, утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 23.07.2015 N 672-ПП, в редакции постановления от 19.11.2015 N1076-ПП.
Как указывает Фонд и не опровергает Департамент, последним не вносились взносы на капитальный ремонт в МКД, где расположена квартира 26 по ул. Ерошенко, д. 14, за период с 01.09.2016 по 31.12.2018.
Задолженность составляет 10245,31 руб., в связи с чем Фонд обратился в суд с настоящим иском.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу статей 36, 39, 163, 158, 169 ЖК РФ, пунктов 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в МКД бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества.
В ЖК РФ установлены основные правила организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядок его финансирования (раздел IX, глава 15), в том числе способы и источники формирования фонда капитального ремонта за счет обязательных взносов собственников помещений, которые могут принять решение о формировании фонда на специальном счете либо на счете регионального оператора, создаваемого на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 158, пункт 3 части 1 статьи 167, часть 1 статьи 169, части 1 и 3 статьи 170).
Собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (за исключением ряда случаев) в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 ЖК РФ). Согласно части 3 статьи 169 данного Кодекса обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации и составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного Жилищным кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 ЖК РФ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 данного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 3 статьи 214 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.
Довод апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
По смыслу данных положений закона субъекты Российской Федерации вступают в гражданско-правовые, в том числе вещные, отношения через свои органы. На эти же органы возлагается бремя содержания имущества (статья 210 ГК РФ).
В силу Постановления Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя" департамент в пределах своей компетенции осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2); выступает от имени города Севастополя в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.61).
Таким образом, город Севастополь, как субъект Российской Федерации, непосредственно в гражданско-правовые отношения вступать не может. Органом, посредством которого город Севастополь вступает в гражданско-правовые отношения, в том числе отношения, связанные с бременем права собственности, является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Аналогичный вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09.03.2021 по делу N А84-906/2020.
В соответствии с постановлениями Правительства Севастополя от 17.03.2015 N 188-ПП (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), от 22.09.2016 N 883-ПП Департамент осуществляет функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сферах управления, владения и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города.
Как видно из материалов дела, в спорный период жилое помещение площадью 59,40 кв.м, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко, д.14, кв. 26, находилось в собственности субъекта Российской Федерации - города Севастополя, от имени которого действует Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Следовательно, обязанность по оплате взносов за проведение капитального ремонта общего имущества МКД должны быть возложены на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
В отсутствие доказательств выбора собственниками помещений в МКД, в котором находится объект, способа формирования фонда капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в отношении такого дома, в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ, производится на счете регионального оператора.
С учетом даты опубликования Региональной программы капитального ремонта общего имущества (01.12.2015) и условий пункта 1.1 статьи 7 Закона N 118-ЗС обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД, включая Департамент, возникла с 01.09.2016.
Постановлениями Правительства Севастополя от 07.10.2015 N 924-ПП, от 28.12.2016 N 1275-ПП на 2016, 2017, 2018 года соответственно установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт в размере 6,16 руб. на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД в месяц.
Таким образом, с учетом требований статей 309, 310 ГК РФ, Департаменту надлежало перечислить 10245,31 руб. (6,16 руб. * 28 мес. *59,10 кв. м) взносов на капитальный ремонт Объекта за период с 01.09.2016 по 31.12.2018.
Доказательства оплаты задолженности в материалы дела Департаментом не представлены.
Довод апеллянта об истечении срока исковой давности судом первой инстанции отклонен обоснованно.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Судом установлено, что Фонд, обратившись с иском в суд 14.01.2020, не пропустил трехгодичный срок исковой давности, о применении которой заявил ответчик, который до 30.03.2018 не сообщал Фонду сведений о правообладателе объекта, когда у регионального оператора отсутствовал иной способ получения таких сведений.
Иное ответчик не доказал.
О том, кто является надлежащим ответчиком, истец узнал лишь после предоставления сведений письмом от 20.03.2018 N 6555/05-05-21/2018 (вх. 30.03.2018 N 548), следовательно, трехлетний срок исковой давности заканчивается не ранее 30.03.2021.
Даже, если учитывать письмо Фонда от 21.11.2017 N 1480-01/17 о предоставлении ему сведений в отношении нежилых помещений с 17.01.2017, учитывая 30-дневный срок на соблюдение претензионного порядка урегулирования спора, в соответствии с пунктом 3 статьи 202 ГК РФ трехлетний срок исковой давности заканчивается не ранее 17.02.2020, в то время как Фонд с иском о взыскании долга в размере 10245,31 руб. по оплате взносов на капитальный ремонт за 2016, 2017, 2018 годы к Департаменту, как собственнику жилого помещения площадью 59,40 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко, дом 14, кв. 26 (дело N А84-166/2020), обратился 14.01.2020.
Таким образом, Фонд не пропустил исковую давность по требованию о взыскании долга по оплате взносов на капитальный ремонт за 2016 год.
Схожий вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09.03.2021 по делу N А84-906/2020.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 апреля 2023 года по делу N А84-2796/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2796/2023
Истец: Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Третье лицо: Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент финансов города Севастополя, Правительство Севастополя