г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2024 г. |
Дело N А56-82187/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фуркало О.В.
судей Загараевой Л.П., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.,
при участии от заявителя: Попова А.О., по доверенности от 12.07.2023; от заинтересованного лица: Кареева Е.А.. по доверенности от 09.01.2024; от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании (регистрационный номер 13АП-39916/2023) по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции
заявление публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "ОСК-ЭНЕРГО"
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерного общества "Россети Ленэнерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) от 13.07.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1526/2023 и решения Управления от 09.08.2023 по жалобе на постановление от 13.07.2023 по делу N 047/04/9.21-1526/2023 об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2023 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что основания для признания постановленная незаконным и его отмене отсутствовали.
Определением от 17.01.2024 суд апелляционной инстанции пришел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции и привлек к участию в дело в качестве третьего лица общество с ограниченной ответственностью "ОСК-ЭНЕРГО".
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.
Представитель Управления просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Ленинградское УФАС России поступило заявление ООО "ОСК -ЭНЕРГО" (ранее - ООО "ЭСК "Красное Сормово") с жалобой на действия (бездействие) ПАО "Россети Ленэнерго" (вх. N 5208/23 от 17.05.2023).
Согласно указанному заявлению 10.04.2023 ООО "ЭСК "Красное Сормово" обратилось в Сетевую организацию для заключения договора о технологическом присоединении в отношении группы точек поставки энергопринимающих устройств потребителя ПАО "Выборгский судостроительный завод", расположенных по адресу: Ленинградская обл., Выборг, Приморское ш., д.2Б.
ООО "ОСК - ЭНЕРГО" в составе заявки представлены следующие документы:
- акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей N 1 от 08.04.2010 и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 08.04.2010, оформленные ПАО "Россети Ленэнерго",
- акт об осуществлении технологического присоединения от 09.12.2009, составленный между АО "ЛОЭСК" и потребителем,
- выписка из договора энергоснабжения N 16-03ЭС/426/20-ВСЗ от 04.06.2020, заключенного между ООО "ЭСК "Красное Сормово" и потребителем.
ПАО "Россети Ленэнерго" установлено, что исходя из представленных ООО "ОСК - ЭНЕРГО" документов, а именно акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей N 1 от 08.04.2010 и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 08.04.2010, оформленных ПАО "Россети Ленэнерго", присоединение Потребителя осуществлено на контактном соединении отходящих кабелей 6 кВ фид. 02, 03, 04, 06 к яч. КРУН-6 кВ ПС Стапель (ячейки NN 7, 3, 4, 8 соответственно).
ООО "ОСК-Энерго" представлен акт об осуществлении технологического присоединения от 09.12.2009, составленный между АО "ЛОЭСК" и потребителем. Присоединение потребителя осуществлено на контактном соединении отходящих КЛ-6 кВ в РУ-6 кВ (1 и 2 СШ) ПС 35/6 Стапель) без указания конкретных фидеров.
Документы, представленные предоставленных ООО "ОСК - ЭНЕРГО" в составе заявке не содержали информацию о распределении максимальной мощности по точкам поставки, в связи с чем 18.04.2023 ПАО "Россети Ленэнерго" в адрес ООО "ОСК - ЭНЕРГО" направило письмо N ЛЭ/05-01/593 о приостановлении преддоговорной работы ввиду не предоставления ООО "ЭСК "Красное Сормово" документов о технологическом присоединении, в которых содержалась бы информация о величине максимальной мощности с разбивкой по каждой точке поставки, заявленной на включение в договор, а также ввиду наличия противоречий в акте технологического присоединения от 09.12.2009 и акте разграничения балансовой принадлежности от 08.04.2010.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо Ленинградского УФАС России пришло к выводу, что Сетевая организация обязана была в установленный пунктом 20 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - ПНД, Правила недискриминационного доступа) срок рассмотреть заявку ООО "ЭСК "Красное Сормово" и направить в его адрес проект договора.
По мнению Управления, требование о предоставлении в адрес сетевой организации документов о технологическом присоединении с обязательным содержанием сведений о величине максимальной мощности с разбивкой по каждой точке поставки является необоснованным.
Установив, что Общество в установленный срок проект договора в адрес ООО "ЭСК "Красное Сормово" не направила, Управление пришло к выводу о нарушении Обществом пунктов 18, 20 ПНД.
13.07.2023 Управлением в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1526/2023, в соответствии с которым привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось с жалобой (ах. N 8968-ЭП/23 от 31.07.2023, N 9177/23 от 02.08.2023) в Федеральную антимонопольную службу на вышеуказанное постановление.
Решением от 09.08.2023 по жалобе на постановление от 13.07.2023, постановление оставлено без изменения, а жалоба ПАО "Россети Ленэнерго" без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
В соответствии с положениями подпункта а) пункта 18 Правил недискриминационного доступа, лицо, намеренное заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии, направляет в сетевую организацию заявление о заключении договора с указанием сведений о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки, подтверждаемых прилагаемыми к нему копиями документов.
Согласно пункту 13 Правила недискриминационного доступа, договор оказания услуг по передаче электрической энергии должен содержать следующие существенные условия:
а) величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети определенная в соответствии с пунктом 13(1) настоящих Правил, с распределением указанной величины по каждой точке поставки;
При этом пунктом 13 (1) Правил недискриминационного доступа устанавливает, что величина максимальной мощности энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) определяется в процессе технологического присоединения или в соответствии с разделом IV Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и указывается в документах о технологическом присоединении, если иное не установлено настоящим пунктом.
В случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, величина максимальной мощности определяется в соответствии с разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В случае отсутствия у заявителя информации о максимальной мощности по каждой точке присоединения, порядок определения максимальной мощности в отношении энергопринимающего устройства Заявителя предусмотрен пунктом 77 Правил об осуществлении технологического присоединения (раздел IV Правил ТП).
Следовательно, действующее законодательство предусматривает, что предоставляемые заявителем сведения должны подтверждаться документально.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства от 07.05.2017 N 542 субъекты электроэнергетики и органы федерального государственного энергетического надзора не вправе требовать от собственника (владельца) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) переоформления документов о технологическом присоединении, оформленных в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа, документы о технологическом присоединении - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Таким образом, надлежащее технологическое присоединение подтверждается не только актом о технологическом присоединении, но и актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. При этом к содержанию последних закон не содержит обязательных требований.
Как установлено материалами дела ПАО "Россети Ленэнерго" нарушен порядок и сроки заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, предусмотренные пунктами 18 и 20 Правил недискриминационного доступа.
Исходя из направленных ООО "ОСК - ЭНЕРГО" в составе заявки документов, а именно акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей N 1 от 08.04.2010 и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 08.04.2010, оформленных ПАО "Россети Ленэнерго", присоединение потребителя осуществлено на контактном соединении отходящих кабелей 6 кВ фид. 02, 03, 04, 06 к яч. КРУН-6 кВ ПС Стапель.
При этом акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 08.04.2010 содержал информацию о величине максимальной мощности, которая составляет 10 120 кВт.
Как указано в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.09.2016 N 307-ЭС16-5146 по делу N А56-82652/2014 из Правил присоединения и Правил N 861 (в том числе из определения понятия максимальной мощности, а также принципов платности и однократности технологического присоединения) следует, что максимальной мощностью определяются пределы обязательств сетевой организации по передаче электроэнергии потребителю (лицу, присоединившему в установленном порядке свои энергопринимающие устройства к объектам электросетевого хозяйства этой сетевой компании). Потребитель вправе требовать от сетевой компании оказания услуг в объеме максимальной мощности.
Таким образом, сведения о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых ООО "ОСК-ЭНЕРГО" намеревалось заключить договор оказания услуг, ООО "ОСК-ЭНЕРГО" документально подтвердило.
ПАО "Россети Ленэнерго" ошибочно полагает, что отсутствие в документах о технологическом присоединении сведений о распределении величины максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, по всем точкам поставки является основанием для их переоформления.
Исходя из однократного характера технологического присоединения, а также согласно пункта 2 Правил технологического присоединения основаниями для пересмотра актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон являются случаи: увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а также случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Учитывая, что ПАО "Россети Ленэнерго" не подтвердило наличие вышеуказанных оснований, приостановление заключения договора оказания услуг до предоставления вновь оформленного акта о технологическом присоединении является необоснованным.
Акт о технологическом присоединении является не единственным документом, содержащим информацию о величине максимальной мощности с разбивкой по каждой точке поставки. Такая информация была указана и предоставлена ООО "ОСК-Энерго" в ПАО "Россети Ленэнерго" в приложении N 1 к оферте договора. ПАО "Россети Ленэнерго", в случае ошибочного указания в оферте договора этих сведений, вправе было направить в адрес заявителя протокол разногласий.
Учитывая, что отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении ПАО "ВСЗ" всегда были урегулированы с одной и той же сетевой организацией - ПАО "Россети Ленэнерго", ПАО "Россети Ленэнерго" обладает всей необходимой информацией о текущем распределении максимальной мощности по всем точкам поставки. И если ранее оформленные ПАО "Россети Ленэнерго" документы о технологическом присоединении не содержали сведений о распределении максимальной мощности по точкам поставки, внесение необходимых изменений должно осуществляться выдавшей эти документы сетевой организацией самостоятельно. Данный вывод также подтверждается разъяснениями Минэнерго России, данными в ответ на запрос ООО "ОСК-ЭНЕРГО".
Кроме того, ООО "ОСК-ЭНЕРГО" был представлен действующий договор энергоснабжения N 900-20/018 от 29.06.2020, заключенный истцом в отношении точек поставки потребителя с АО "Петроэлектросбыт", в рамках исполнения которого АО "Петроэлектросбыт" урегулировало отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии с ПАО "Россети Ленэнерго" через гарантирующего поставщика - АО "Петербургская сбытовая компания".
В настоящее время ПАО "Россети Ленэнерго" получает оплату от ООО "ОСК-ЭНЕРГО" через посредника по действующему в настоящее время договору оказания услуг, заключенному на основании этих же документов.
Таким образом, учитывая наличие действующего договора оказания услуг, заключенного между ПАО "Россети Ленэнерго" и гарантирующим поставщиком, ПАО "Россети Ленэнерго" обязано было заключить договор оказания услуг с ООО "ОСК - ЭНЕРГО" на основании ранее выданных документов, которые были предоставлены при заключении этого договора.
Данный вывод также подтвержден разъяснениями Минэнерго России, данными в ответ на запрос ООО "ОСК - ЭНЕРГО".
Кроме того, распределение по точкам поставки, предложенное ООО "ОСК - ЭНЕРГО" в приложении N 1 к оферте договора оказания услуг, полностью соответствует распределению по точкам присоединения, указанному в переоформленном акте об 6 осуществлении технологического присоединения N 23-025574-121-031 от 05.12.2023, составленном ПАО "Россети Ленэнерго" на основании заявления ПАО "ВСЗ".
Дополнительное соглашение о включении вышеуказанных точек поставки в договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 20-8135 от 15.07.2020 было направлено в адрес ООО "ОСК-ЭНЕРГО" 26.12.2023, условия которого были урегулированы между ПАО "Россети Ленэнерго" и ООО "ОСК - ЭНЕРГО" только 08.02.2024.
Поскольку наличие у ПАО "Россети Ленэнерго" в рассматриваемых обстоятельствах оснований, предусмотренных пунктом 24 ПНД, не установлено, а предусмотренные пунктом 18 ПНД документы должны быть представлены только при их наличии, то Общество обязано было в установленный пунктом 20 ПНД срок рассмотреть заявку ООО "ОСК - ЭНЕРГО" и направить в его адрес проект договора.
Общество в установленный срок проект договора в адрес ООО "ЭСК "Красное Сормово" не направила, что является нарушением пунктов 18, 20 ПНД.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваем случае, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы Общества, приведенные в заявлении, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, суд первой инстанции пришел к выводу, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 300 000 руб.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения Управления от 09.08.2023 по жалобе на постановление от 13.07.2023 по делу N 047/04/9.21-1526/2023 об административном правонарушении ввиду наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2023 по делу N А56-82187/2023 отменить.
Изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 13.07.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1526/2023 в части размера штрафа и снизить размер штрафа до 300 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-82187/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: ООО "ОСК-ЭНЕРГО"