г. Самара |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А55-6273/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 мая 2023 года по делу N А55-6273/2023 (судья Разумов Ю.М.),
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш"
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" (далее по тексту - Истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее по тексту - Ответчик) о взыскании 4 190 руб. 95 коп., в том числе 3 713 руб. 88 коп. - задолженность по внесению платы за коммунальные услуги, поставленные на объект недвижимости по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 111, кв. 3 за период июнь - ноябрь 2021 года, 477 руб. 07 коп. - пени за период с 11.07.2021 по 20.02.2023.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 мая 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ДУИ г.о. Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представители участников процесса не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Самарский завод Нефтемаш", являясь поставщиком тепловой энергии в Куйбышевском районе городского округа Самара, поставляет тепловую энергию на отопление и горячую воду, в том числе, в многоквартирный дом по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 111, кв.3.
Правообладателем указанного жилого помещения с 18.02.2020 является Муниципальное образование городской округ Самара. На жилое помещение открыт лицевой счет N 111111.
Установлено, что Ответчик в добровольном порядке расходы по оплате за поставленную тепловую энергию на отопление на указанный объект недвижимости не производит, в связи с чем, за период с июня по ноябрь 2021 года за Ответчиком образовалась задолженность в размере 3 713 руб. 88 коп.
Истец указал, что коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление на указанный объект недвижимости за июнь - ноябрь 2021 года на сумму 3 713 руб. 88 коп., оказаны ЗАО "СЗ Нефтемаш" надлежащим образом, претензий по качеству, количеству оказанных услуг материалы дела не содержат.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Далее - Правила) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В силу пп. "и" п. 34 разд. 5 указанных Правил установлена обязанность потребителя, то есть собственника помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 16.10.2003 N 131-ФЗ, обязанность по организации теплоснабжения в границах муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.
Указанным Законом предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправления.
Дума городского округа Самара постановлением от 30.05.2002 N 154 утвердила Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с п. 1.2. которого Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с п. 2.2. данного Положения объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Согласно ст. 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент.
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются ст. 47 вышеуказанного Устава, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
В соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 N 710 "Об утверждении формы отчета о работе Департамента управления имуществом городского округа Самара" Департамент осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества и предоставляет отчеты о своей работе в Думу городского округа Самара за отчетный период, в том, числе данные об использовании нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также осуществляет контроль за соблюдением условий по использованию муниципального имущества, выявлению пустующих помещений.
Поскольку Департаментом не переданы находящиеся в казне муниципального образования упомянутые ранее объекты недвижимости на праве аренды или ином праве, в силу закона (ст.ст. 539 и 544 ГК РФ) является абонентом и на нем лежит обязанность по оплате тепловой энергии, принятой от Энергоснабжающей организации.
Как указал истец, ведение аналитического учета операций по расчетам за коммунальные услуги и пени осуществляет муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр", которым представлена выписка по лицевому счету N 111111 и сверка расчетов по состоянию на 03.12.2021, из которого усматривается, что задолженность за коммунальные услуги по объекту: г. Самара, ул. Белорусская, д. 111, кв. 3 составила 3 713 руб. 88 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны уплатить кредитору пени.
По уточненному расчету Истца, размер пени составил 477 руб. 07 коп. за периоды с 13.07.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 16.03.2023.
Расчет пени апелляционным судом проверен, признан верным.
В адрес Ответчика была направлена претензия от 18.01.2022 с требованием погасить указанную задолженность, которая была оставлена Ответчиком без удовлетворения.
Согласно письму N 15-07-29/7737 Департамента управления имуществом в ответ на претензию Истца, в бюджете г.о. Самара на 2022 год не предусмотрены денежные средства на оплату коммунальных услуг за пустующие жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Ответчик возражений относительно нахождения спорного помещения в муниципальной собственности не представил, равно как и доказательств оплаты.
Из буквального толкования ст. 215 ГК РФ, ст. 161 БК РФ, а также разъяснений, изложенных в п.п. 13, 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" следует, что в случае, когда имущество публично-правового образования закреплено за определенным муниципальным предприятием или учреждением на ограниченном вещном праве, бремя содержания данного имущества возлагается на указанное юридическое лицо, если же публичное имущество не распределено и не закреплено за конкретным пользователем, то возмещение затрат на содержание такого имущества, осуществляется не за счет соответствующего публично-правового образования, а производится непосредственно с того публичного органа, которому переданы полномочия по управлению спорным имуществом.
То обстоятельство, что денежные средства на оплату коммунальных услуг в отношении спорного помещения в бюджете городского округа не предусмотрены, само по себе не может повлечь освобождение Ответчика от оплаты потребленной тепловой энергии, поскольку данная обязанность вменена ему в силу закона, а также поскольку данное обстоятельство не является предусмотренным законом основанием для освобождения Ответчика от исполнения установленной обязанности по оплате коммунальных услуг.
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере энергоснабжения, связывают обязанность по оплате энергии с фактом ее поставки и получения абонентом, а не с фактом наличия либо отсутствия необходимых для ее оплаты денежных средств.
Таким образом, не выделение лимитов бюджетных ассигнований необходимых для оплаты коммунальных услуг, не является основанием для освобождения собственника помещения от оплаты задолженности за потребленную энергию.
Несвоевременное направление Истцом счета не влияет на обязанность Ответчика оплатить оказанные Истцом услуги, так как основанием для возникновения обязанности Ответчика по внесению оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги является факт пользования им в спорном периоде услугами, а не выставление счета.
Нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 1, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ) предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в силу чего данная обязанность не связана с моментом выставления счета на внесение платы. Отсутствие у собственника помещения счетов на оплату не освобождает его от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Ответчик принял все меры для надлежащего исполнения обязательства перед Истцом с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства, Ответчиком не представлено.
Действующим гражданским законодательством Российской Федерации установлен принцип возмездного перехода ценностей в гражданском обороте между хозяйствующими субъектами, согласно которому поставивший энергию поставщик вправе рассчитывать на оплату со стороны абонента стоимости принятой энергии. Для отказа от оплаты у абонента должны быть обоснованные причины, предусмотренные законом. Между тем, из материалов дела не усматривается наличие оснований, которые позволяли бы Ответчику не производить отплату за оказанные услуги.
Кроме того, довод Ответчика, что в указанном помещении никто не проживает, в связи с чем потребление тепловой энергии не производится, поскольку жилое помещение подключено к внутридомовой инженерной системе многоквартирного дома, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку ЗАО "СЗ Нефтемаш" поставка тепловой энергии осуществляется, а пользователем коммунальных услуг принимается в необходимом объеме, надлежащем качестве и сроки. Доказательств обратного Ответчиком не представлено, материалы дела не содержат.
Довод Департамента о неосновательном взыскании с него государственной пошлины апелляционным судом отклоняется на основании следующего.
В силу ст. 101 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная Истцом при обращении с рассматриваемым заявлением признается судебными издержками, связанными с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из приведенных норм следует, что суд первой инстанции при удовлетворении заявленных требований взыскал с Департамента не государственную пошлину, а судебные издержки, понесенные Истцом при обращении в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Приведенные в апелляционной жалобе иные доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая, что факт наличия задолженности по внесению платы за коммунальные услуги подтверждается материалами дела и Ответчиком не опровергнут, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ЗАО "СЗ Нефтемаш" в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 мая 2023 года по делу N А55-6273/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6273/2023
Истец: ЗАО "Самарский Завод Нефтемаш"
Ответчик: Департамент Управления Имуществом Городского Округа Самара