город Томск |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А03-12089/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А. С. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (N 07АП-522/2024) на решение от 08 декабря 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12089/2023 (судья Энтус О. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроСтрой", с. Бурла Бурлинского района Алтайского края (ОГРН 1095406033920, ИНН 5406549859) к Администрации Кусакского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края, с. Кусак Немецкого национального района Алтайского края (ОГРН 1032200951540, ИНН 2259000650) о признании Постановления Администрации Кусакского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края N17 от 12.04.2023 г. об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела в измененных границах земельного участка из земель населенного пункта с кадастровым номером 22:29:060101:2, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район, Южная часть (КФХ "Функнер" В.М.) недействительным; о снятии с кадастрового учета земельных участков, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Северное Агроразвитие" (ОГРН 1205400009594, ИНН 5405052648). с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Гриськова М. И. по дов. от 15.07.2023, диплом,
От иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АгроСтрой" (далее - заявитель, ООО "АгроСтрой") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Администрации Кусакского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Администрация), которым просит признать постановление Администрации Кусакского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края N 17 от 12.04.2023 об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела в измененных границах земельного участка из земель населенного пункта с кадастровым номером 22:29:060101:2, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район, Южная часть (КФХ "Функнер" В.М.) недействительным; снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 22:29:060101:1446, 22:29:060101:1447, 22:29:060101:1448, 22:29:060101:1449, 22:29:060101:1450, 22:29:060101:1451, 22:29:060101:1452, 22:29:060101:1453, 22:29:060101:1454, 22:29:060101:1455, расположенные в с. Кусак Немецкого национального района Алтайского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "Северное Агроразвитие" (далее - ООО "Северное Агроразвитие").
Решением от 08.12.2023 Арбитражного суда Алтайского края постановление Администрации N 17 от 12.04.2023 об утверждении схемы земельного участка признано недействительным, суд обязал Управление снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 22:29:060101:1446, 22:29:060101:1447, 22:29:060101:1448, 22:29:060101:1449, 22:29:060101:1450, 22:29:060101:1451, 22:29:060101:1452, 22:29:060101:1453, 22:29:060101:1454, 22:29:060101:1455, расположенные в с. Кусак Немецкого национального района Алтайского края.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части обязании Управления снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 22:29:060101:1446, 22:29:060101:1447, 22:29:060101:1448, 22:29:060101:1449, 22:29:060101:1450, 22:29:060101:1451, 22:29:060101:1452, 22:29:060101:1453, 22:29:060101:1454, 22:29:060101:1455 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование своей позиции Управление указывает на то, что принятое арбитражным судом первой инстанции решение в части обязании Управления снять с кадастрового учета земельные участки противоречит нормам действующего законодательства, поскольку обязать Управление возможно только путем предъявления требований к Управлению (оспаривания действий Управления) в рамках главы 24 АПК РФ, Управление же привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО "АгроСтрой" в суд апелляционной инстанции представлен отзыв, в котором просит оставить решение суда в силе или изменить решение суда в части снятия с кадастрового учета земельных участков без возложения данной обязанности на Управление, поскольку исполнение решения суда возложено на Управление в силу закона.
От иных лиц отзывы в материалы дела не поступали.
Заинтересованное лицо и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене.
Согласно выписке из ЕГРН N КУВИ-001/2023-67222509 от 21.03.2023 земельный участок с кадастровым номером 22:29:060101:2 площадью 79 577 090 кв.м., расположенный: Алтайский край, Немецкий национальный район, Южная часть (КФХ "Функнер В.М."), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для осуществления сельскохозяйственной деятельности, находящийся в собственности Муниципального образования Кусакский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края, передан на праве аренды сроком на 49 лет (с 30.06.2011 по 01.01.2052) ООО "АгроСтрой" по договору о передаче прав по договору аренды земельного участка N 6 от 15.07.2005 и дополнительному соглашению к нему от 28.11.2009, заключенному 20.06.2011.
Постановлением Администрации Кусакского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края N 17 от 12.04.2023 (далее - постановление) принято следующее решение:
утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела в измененных границах земельного участка из земель населенного пункта с кадастровым номером: 22:29:060101:2, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район, Южная часть (КФХ "Функнер В.М."):
участок N 1 с кадастровым номером: 22:29:060101:2:ЗУ1, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Кусак, ул. Промышленная, 23 площадью 961 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
участок N 2 с кадастровым номером: 22:29:060101:2:ЗУ2, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район, примерно 20 м. по направлению на восток от с. Кусак площадью 37035 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
участок N 3 с кадастровым номером: 22:29:060101:2:ЗУЗ, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район примерно 190 м. по направлению на восток от с. Кусак площадью 686008 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
участок N 4 с кадастровым номером: 22:29:060101:2:ЗУ4, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район примерно 10 м. по направлению на восток от с. Кусак площадью 140937 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
участок N 5 с кадастровым номером: 22:29:060101:2:ЗУ5, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район примерно 230 м. по направлению на запад от с. Кусак площадью 295581 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
участок N 6 с кадастровым номером: 22:29:060101:2:ЗУ6, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район примерно 1,2 км. по направлению на запад от с. Кусак площадью 139447 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
участок N 7 с кадастровым номером: 22:29:060101:2:ЗУ7, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район примерно 70 м. по направлению на юг от с. Кусак площадью 1068469 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
участок N 8 с кадастровым номером: 22:29:060101:2:ЗУ8, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район примерно 950 м. 5 по направлению на юго-восток от с. Кусак площадью 81695 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
участок N 9 с кадастровым номером: 22:29:060101:2:ЗУ9, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район, примерно 1,9 км. по направлению на юго-восток от с. Кусак площадью 69467 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
участок N 10 с кадастровым номером: 22:29:060101:2:ЗУ10, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Немецкий национальный район, примерно 2,1 км. по направлению на юго-восток от с. Кусак площадью 41475 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
Согласно уведомлению N 43 от 12.05.2023 "Об изъятии земельных участков, расположенных по адресу: Российская Федерация, Немецкий национальный район, с.Кусак" земельные участки подлежат изъятию в связи с расположением на них объектов капитального строительства, учтенных за муниципальным образованием Кусакский сельсовет Немецкого национального округа.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории установлен в статье 11.10 ЗК РФ.
На основании пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что Администрацией в нарушение положений Федерального закона "О кадастровой деятельности", ЗК РФ, с учетом представленных в материалы дела доказательств, в том числе, заключения кадастрового инженера Батина Павла Сергеевича (ШИФР 30/10-ЗКИ от 30.10.2023), допущены нарушения законодательства, в частности, процедура образования земельных участков с кадастровыми номерами: 22:29:060101:1446, 22:29:060101:1447, 22:29:060101:1448, 22:29:060101:1449, 22:29:060101:1450, 22:29:060101:1451, 22:29:060101:1452, 22:29:060101:1453, 22:29:060101:1454, 22:29:060101:1455 не соответствует требованиям, предъявляемым к образованию земельного участка, отсутствует акт согласования границ земельных участок с ООО "АгроСтрой" как с арендатором земельного участка, из которого выделены спорные земельные участка, в связи с чем постановление Администрации N 17 от 12.04.2023 об утверждении схемы земельного участка признано судом недействительным.
В данной части судебный акт не обжалуется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица, полагающие, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе защищать свои права в арбитражном суде в порядке административного судопроизводства - обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании соответствующих ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия).
При этом на основании пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае удовлетворения требований заявителя по данной категории дел в резолютивной части решения арбитражного суда должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при заявлении, в том числе требования о признании решения либо действия (бездействия) незаконными, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из изложенного, признание недействительными (незаконными) ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, по результатам рассмотрения арбитражным судом дела, возникшего из публичных правоотношений, влечет необходимость принятия судом мер, направленных на восстановление прав заявителя.
Меры, принимаемые судом, должны являться эффективными, то есть быть направленными на практическое устранение неблагоприятных последствий, наступивших для заявителя вследствие принятия оспоренного ненормативного правового акта или решения, совершения действий (бездействия) органом, наделенным публичными полномочиями. Иное обесценивало бы право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, придавая административному судопроизводству, осуществляемому арбитражными судами, лишь декларативный характер.
Исходя из приведенных норм права и смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд самостоятельно определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
При этом суд учитывает, что применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.
Тем самым, определение надлежащего конкретного способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по рассматриваемому делу. При этом суд не ограничен в выборе способа восстановления нарушенного права испрашиваемой заявителем восстановительной мерой.
В качестве способа восстановления своего нарушенного материального права заявитель просил снять с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровыми номерами 22:29:060101:1446, 22:29:060101:1447, 22:29:060101:1448, 22:29:060101:1449, 22:29:060101:1450, 22:29:060101:1451, 22:29:060101:1452, 22:29:060101:1453, 22:29:060101:1454, 22:29:060101:1455, расположенные в с. Кусак Немецкого национального района Алтайского края.
Как разъяснено в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016), если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Как следует из буквального толкования Федерального закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26), образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14 14, 15 статьи 41), учтенные в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 года при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70), имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
В числе прочего основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (подпункт 5 пункта 2 статьи Федерального закона N 218-ФЗ).
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что Федеральный закон N 218-ФЗ прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом.
Как усматривается из материалов дела, сведения о спорных земельных участках с кадастровыми номерами: 22:29:060101:1446, 22:29:060101:1447, 22:29:060101:1448, 22:29:060101:1449, 22:29:060101:1450, 22:29:060101:1451, 22:29:060101:1452, 22:29:060101:1453, 22:29:060101:1454, 22:29:060101:1455 внесены на основании постановления Администрации Кусакского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края N 17 от 12.04.2023 об утверждении схемы земельного участка.
С учетом характера рассматриваемого спора, специфики спорных правоотношений, суд первой инстанции, принимая во внимание основания постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и установленные в этой связи обстоятельства, обоснованно пришел к выводу, что в данном случае в качестве надлежащего и эффективного способа восстановления нарушенного права будет обязание Управления (являющегося уполномоченным органом по постановке на кадастровый учет и снятию с кадастрового учета) снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 22:29:060101:1446, 22:29:060101:1447, 22:29:060101:1448, 22:29:060101:1449, 22:29:060101:1450, 22:29:060101:1451, 22:29:060101:1452, 22:29:060101:1453, 22:29:060101:1454, 22:29:060101:1455, расположенные в с. Кусак Немецкого национального района Алтайского края.
Ссылка апеллянта на то, что суд был не вправе возлагать на Управление такую обязанность в связи с тем, что оно не является заинтересованным лицом в настоящем деле, не принимается, поскольку, как указано выше, суд не ограничен в выборе способа восстановления нарушенного права испрашиваемой заявителем восстановительной мерой; меры, принимаемые судом, должны быть направлены на восстановление нарушенных прав заявителя, являться эффективными; при этом вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ).
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08 декабря 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12089/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12089/2023
Истец: ООО "АгроСтрой"
Ответчик: Администрация Кусакского сельсовета Немецкого национального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК
Третье лицо: ООО "Северное Агроразвитие"
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2235/2024
18.03.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-522/2024
11.03.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-522/2024
08.12.2023 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-12089/2023