г. Санкт-Петербург |
|
07 июля 2023 г. |
Дело N А56-91722/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Пивцаева Е.И., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой А.Ю.,
при участии:
от истца: Габдулин Р.И. - по доверенности от 16.05.2023;
от ответчика: Лебедева М.Е. - по доверенности от 19.01.2023 (посредством сервиса "онлайн-заседание");
от третьих лиц: 1, 2 - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6026/2023) Закрытого акционерного общества "Красногвардейское межрайонное агентство "Союзпечать" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2023 по делу N А56-91722/2022 (судья А.О. Вареникова), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес 190031, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, литера А, ОГРН 1027810310274);
к Закрытому акционерному обществу "Красногвардейское межрайонное агентство "Союзпечать" (адрес: 195027, Санкт-Петербург, Большеохтинский пр-кт, д. 1, к. 1, литера А, помещ. 7Н, ОГРН 1027804191040);
третьи лица: 1) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; 2) Комитет по энергетике и инженерному обеспечению,
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Закрытому акционерному обществу "Красногвардейское межрайонное агентство "Союзпечать" (далее - ответчик, Общество) об обязании устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения Тепловой сети ГУП "ТЭК СПб" (кадастровый номер 78:36:0000000:4771) путем запрета Обществу производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, заключающиеся в размещении торгового павильона, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Енотаевская, уч. 8, д. 4 (кадастровый номер: 78:36:0005326:1007) путем демонтажа/выноса торгового павильона за пределы охранной зоны тепловых сетей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет).
Решением суда от 12.01.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило означенный судебный акт отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на арендуемом Обществом земельном участке не установлено каких-либо обременений, охранная зона тепловых сетей не зарегистрирована в отношении данного участка, а потому материалами дела не подтвержден факт нахождения киоска в охранной зоне. Кроме того, ответчик отметил, что земельный участок был передан Обществу на основании договора аренды свободным от каких-либо ограничений, а также сведений о наличии подземной тепловой сети в пределах данного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприятие просило решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 23.05.2023 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено для проведения сторонами совместного осмотра территории и представления суду акта осмотра с указанием места нахождения спорных объектов и охранной зоны.
21.06.2023 от Предприятия в апелляционный суд поступило ходатайство о приобщении в материалы дела дополнительных документов, а именно акта осмотра территории, на котором расположен спорный торговый павильон, от 14.06.2023, письмо ФКП Росреестра от 21.10.2022 и выписка из ЕГРН со сведениями об установлении границ охранной зоны, согласно которым торговый киоск расположен в Охранной зоне тепловой сети.
Также истец указал, что о включении в ЕГРН сведений о границах охранных объектов тепловых сетей, в том числе земельных участков, расположенных на участке тепловой сети с кадастровым номером 78:36:0000000:4771, в связи с чем просил приобщить в материалы дела письмо ППК "Роскадастр" от 06.02.2023 и выписку из ЕГРН.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 в порядке части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Полубехиной Н.С., находящейся в очередном отпуске, на судью Пивцаева Е.И.
Представитель Общества в судебном заседании 27.06.2023 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Предприятия просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ранее направленное в апелляционный суд ходатайство о приобщении в материалы дела дополнительных документов поддержал.
Рассмотрев вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, представленных Предприятием, апелляционный суд протокольным определением от 27.06.2023 в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ в целях полного и всестороннего рассмотрения дела приобщил вышеуказанные документы в материалы дела в качестве документов в обоснование возражений на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в хозяйственное ведение Предприятия на основании распоряжения КИО от 22.04.2022 N 666-рз передана тепловая сеть, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, ул. Енотаевская, уч. 8, д. 4 протяженностью 16695 м, с кадастровым номером: 78:36:0000000:4771 (далее - Тепловая сеть).
Тепловая сеть проходит, в том числе в границах земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Енотаевская, уч. 8, д. 4, (зарегистрировано право хозяйственного ведения кадастровый номер 78:36:0005326:1007).
При проведении сотрудниками Предприятия обследования участка названной тепловой сети установлен факт нарушения охранной зоны тепловой сети, в границах которой на участке расположен торговый павильон, что зафиксировано актом осмотра территории от 04.07.2022.
По факту выявленного нарушения Предприятием выдано Обществу предписание от 06.06.2022 об устранении нарушений режима охранной зоны Тепловой сети.
Ссылаясь на выявленные нарушения охранной зоны тепловой сети на участке, Предприятие направило в адрес Общества претензию от 27.07.2022 N 07-14/33938 с требованием об устранении нарушения режима охранной зоны Тепловой сети и о выносе/демонтаже торгового павильона, находящего в охранной зоне Тепловой сети.
Поскольку указанные требования не были исполнены Обществом в добровольном порядке, Предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, признал требования Предприятия подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 45 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Таким образом, избранный истцом способ защиты нарушенного права путем предъявления негаторного иска предполагает доказывание одновременно ряда условий: наличие права собственности или иного вещного права у истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельства, подтверждающие то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения.
В силу разъяснений, данных в пункте 47 Постановления N 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
В данном случае Предприятие заявило требование об обязании ответчика устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловой сети Предприятия путем запрета осуществлять в границах охранной зоны Тепловой сети деятельности по размещению торгового павильона, а также осуществить демонтаж павильона из охранной зоны Тепловой сети.
Так, согласно пункту 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Специальным правовым актом, регулирующим вопрос использования охранных тепловых сетей, являются Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 (далее - Правила N 197).
Как следует из содержания пунктов 1 - 3 Правил N 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. В охранных зонах тепловых сетей Предприятия, организации, граждане обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
В силу пункта 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Пунктом 5 Правил N 197 установлено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе не допускается возведение временных строений.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также пунктом 17 Правил N 197 установлены обязанности эксплуатирующей организации и потребителей по соблюдению установленных законом требований безопасности в сфере теплоснабжения.
Из содержания пункта 17 Правил N 197 следует, что работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Согласно пункту 6.1.8 Правил N 197 в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружения определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.
При этом указанный пункт Правил N 197 содержит общее правило, необходимое для соблюдения всеми организациями безотносительно к их статусу.
Таким образом, размещение временных строений в местах охранных зон тепловых сетей не допускается ввиду прямого запрета пункта 5 Правил N 197.
В рассматриваемом случае вопреки позиции подателя жалобы факт размещения спорного торгового павильона в границах охранной зоны тепловой сети подтверждается материалами дела, в том числе актами осмотра территории, схемами прохождения сети и взаимного расположения сети и торгового павильона, фотоматериалами, а также выпиской из ЕГРН со сведениями об установлении границ охранной зоны.
Доводы ответчика о том, что истцом не представлены в материалы доказательства, непосредственно доказывающие, что спорное имущество создает угрозу и нарушает права последнего, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, поскольку, как указано выше, охранные зоны тепловых сетей, равно как и запрет на возведение в их пределах временных строений, устанавливаются нормативно, а потому нахождение торгового павильона само по себе является нарушением права хозяйственного ведения истца и свидетельствует о наличии препятствий для доступа к тепловой сети Предприятия для ее эксплуатации и обслуживания, угрожает безопасности, нарушает права и законные интересы истца, препятствует нормальной и безопасной эксплуатации тепловых сетей, приводит к увеличению (сверх допустимого) времени обнаружения и устранения технологических нарушений на тепловых сетях.
Позиция ответчика о том, что наличие у Общества оснований для занятия спорного земельного участка (заключенный в 2010 году с Комитетом договор аренды территории) свидетельствует о необоснованности заявленных Предприятием требований, также отклоняется апелляционным судом ввиду невозможности противопоставления права аренды участка тому публичному интересу (безопасности), для обеспечения которого была установлена охранная зона тепловых сетей, что следует из положений статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов Общества о том, что местоположение границ принадлежащих истцу тепловых сетей в установленном законом порядке не утверждено, в ЕГРН соответствующие сведения отсутствуют, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего спора, до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории, нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом или решением суда.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 упомянутой статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Более того, в ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции Предприятием представлено письмо от 06.02.2023 филиала ППК "Роскадастр" по Санкт-Петербургу о внесении в ЕГРН сведений о границах охранной зоны Тепловой сети с кадастровым номером 78:36:0000000:4771 и, как указано выше, соответствующая выписка из ЕГРН.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что объект, нарушающий режим охранной зоны тепловой сети размещен ответчиком с нарушением нормативно-правовых актов и препятствует полноценному пользованию тепловыми сетями, обслуживанию таких сетей, а также имеются риски нарушения прав истца и причинения ущерба третьим лицам, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции обоснованно и правомерно.
При вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, нормы материального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение суда от 12.01.2023 следует оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
По результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2023 по делу N А56-91722/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Е. И. Пивцаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91722/2022
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ЗАО "КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ МЕЖРАЙОННОЕ АГЕНТСТВО "СОЮЗПЕЧАТЬ"
Третье лицо: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"