г. Санкт-Петербург |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А56-103673/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,
при участии:
от заявителя: Руднева И.М., по доверенности от 13.04.2022;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явились, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7193/2023) Санкт - Петербургского государственного казенного учреждения "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно - энергетического комплекса" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2023 по делу N А56-103673/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Санкт - Петербургского государственного казенного учреждения "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно - энергетического комплекса"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Аква - Плюс"
ЭТП ТЭК-Торг
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Управление заказчика по строительству и капительному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) по делу N 44-2291/22 от 28.07.2022.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аква - Плюс" и ЭТП ТЭК-Торг.
Решением суда от 19.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, наличие государственной экспертизы проектной документации, разработанной участником закупки в качестве генерального проектировщика/субподрядчика не просто свидетельствует о надлежащем исполнении контракта на разработку проектной документации, а является составной частью предмета закупки/контракта.
Податель жалобы считает, что в понимании части 3.4. статьи 49, части 2 статьи 8.3, части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ и в соответствии с пунктом 27 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" установленное заказчиком в пункте 2.1 Раздела 3 Приложения 4 к Извещению условие полностью соответствует требованиям указанных нормативно-правовых актов - на результаты выполненных аналогичных работ (для подтверждения по квалификации "опыт участника") соответствующие предмету закупки (предмету государственного контракта) по проектированию должны в обязательном порядке получены заключения государственной экспертизы.
Управление и третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Извещение о проведении электронного конкурса размещено 30.06.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200006922000015. Начальная (максимальная) цена контракта - 21 940 212, 40 рублей.
От ООО "Аква-Плюс" в Управление поступила жалоба на неправомерные действия СПБ ГКУ "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса" (Заказчик), выразившиеся, в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе, а также в установлении в проекте контракта излишних требований к порядку выполнения закупаемых работ.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев жалобу ООО "Аква-Плюс" (вх. N 18700-ЭП/22 от 18.07.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проектирование строительства систем водоснабжения и канализования пос. Смолячково, 1 этап (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, признала жалобу частично обоснованной, признала в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, о чем 22.07.2022 вынесла решение по делу N 44-2291/22.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого решения, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Законом.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки (часть 9 статьи 32 Закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение (далее - Положение N 2604), устанавливающее порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу подпункта "г" пункта 3 Приложения, для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки - квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Положения, в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Порядком оценки заявок участников закупки, размещенным в извещении о проведении Конкурса, установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком определен следующий порядок оценки заявок по рассматриваемому критерию:
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" |
По критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" применяется показатель оценки: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", включающий 2 детализирующих показателя оценки: "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Признак N 1) и "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (Признак N 2). |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Признак N 1) |
В целях оценки по детализирующему показателю оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Признак N 1) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта. К оценке принимаются исполненный участником закупки договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по проектированию строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса линейных объектов, за исключением автомобильных дорог. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовой договор (договоры), в том числе заключенный и исполненный в соответствии с Законом. К оценке принимаются исключительно исполненный участником закупки договор (договоры), при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Последний акт (акты) выполненных работ, составленные при исполнении каждого такого договора (договоров), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры) со всеми приложениями участника открытого конкурса в электронной форме и дополнительные соглашения к указанному договору (договорам) (при наличии); - акт (акты) выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров) (либо иного документа, предусмотренного положениями контракта/договора о приемке выполненных работ, подтверждающего факт сдачи и приемки выполненных работ) по заявленному исполненному договору (договорам); - положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, разработанной участником закупки в качестве генерального проектировщика/субподрядчика по заявленному договору (договорам). Договор (договоры), по которому в представленных в заявке документах выявлены несоответствия указанных сведений (в части стоимости и видов выполненных работ), при оценке заявки по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Признак N 1) учтен не будет. В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. В случае отсутствия в составе заявки договора (договоров) и/или документов о приемке выполненных работ по такому договору (договорам), подтверждающих цену выполненных работ, и/или положительных заключений государственной экспертизы, такой договор (договоры) при оценке заявки по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Признак N 1) учтен не будет. Значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул: рассчитывается по формуле, в соответствии с подпунктом б) п 20 Порядка б) лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки: где: Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию; Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию;
Оценке подлежит представленный участником закупки договор (договоры), который приложен в составе заявки и указан в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (Приложение 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе). |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (Признак N 2) |
В целях оценки по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (Признак N 2) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта. К оценке принимаются исполненный участником закупки договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по проектированию строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса линейных объектов, за исключением автомобильных дорог. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовой договор (договоры), в том числе заключенный и исполненный в соответствии с Законом. К оценке принимаются исключительно исполненный участником закупки договор (договоры), при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Последний акт (акты) выполненных работ, составленные при исполнении каждого такого договора (договоров), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры) со всеми приложениями участника открытого конкурса в электронной форме и дополнительные соглашения к указанному договору (договорам) (при наличии); - акт (акты) выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров) (либо иного документа, предусмотренного положениями контракта/договора о приемке выполненных работ, подтверждающего факт сдачи и приемки выполненных работ) по заявленному договору (договорам); - положительные заключения государственной экспертизы проектной документации, разработанной участником закупки в качестве генерального проектировщика/субподрядчика по заявленному договору (договорам). Договор (договоры), по которым в представленных в заявке документах выявлены несоответствия указанных сведений (в части стоимости и видов выполненных работ), при оценке заявки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (Признак N 2) учтены не будут. В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. В случае отсутствия в составе заявки договора (договоров) и/или документов о приемке выполненных работ по такому договору (договорам), подтверждающих цену выполненных работ, и/или положительных заключений государственной экспертизы, такой договор (договоры) при оценке заявки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (Признак N 2) учтен не будет. Значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул: рассчитывается по формуле, в соответствии с подпунктом б) п 20 Порядка б) лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки: где: Хi- значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию; Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию;
Оценке подлежит представленный участником закупки договор (договоры), который приложен в составе заявки и указан в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (Приложение 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе). |
Согласно статье 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Частью 2 указанной статьи ГрК РФ определено, что экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;
2) дома блокированной застройки в случае, если количество этажей в таких домах не превышает трех, при этом количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти и их строительство или реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Согласно части 3 статьи 49 ГрК РФ, экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации не требуется.
Частью 3.1 указанной нормы также определено, что экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:
1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;
2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;
3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;
4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, действующее градостроительное законодательство предусматривает случаи, когда государственная экспертиза проектной документации не производится.
Как правильно указал суд первой инстанции, наличие государственной экспертизы проектной документации, разработанной участником закупки в качестве генерального проектировщика/субподрядчика, не свидетельствует о надлежащем исполнении контракта на разработку проектной документации представляемого участниками закупки в качестве подтверждения соответствующей квалификации.
Таким образом, установленное Заказчиком условие, согласно которому для оценки заявок по рассматриваемому критерию принимаются лишь договоры, при условии наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, разработанной участником закупки в качестве генерального проектировщика/субподрядчика по заявленному договору, не способствует выявлению лучшего предложения об исполнении контракта, поскольку указанные императивные условия не предусмотрены действующим законодательством и в значительной степени создает дополнительное, необоснованное преимущество для участников закупки, осуществляющих разработку проектной документации для объектов, требующих получения государственной экспертизы, что не корреспондируется с требованиями Порядка.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает обоснованным вывод УФАС о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
При таких обстоятельствах, поддержав выводы УФАС о наличии в действиях Учреждения нарушений пункта 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявления о признании недействительным решения УФАС.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2023 по делу N А56-103673/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-103673/2022
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "АКВА-ПЛЮС", ЭТП ТЭК-Торг