г. Санкт-Петербург |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А56-126824/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Малафеевой С.Г.,
при участии:
от заявителя: Бобылев С.С., по доверенности от 05.12.2022 (онлайн);
от заинтересованного лица: Морозов Е.В.. по доверенности от 26.05.2023;
от 3-го лица: Полехов Д.В., по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17350/2023) Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2023 по делу N А56-126824/2022 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Евротекс"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Министерства здравоохранения российской Федерации
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ "ЕВРОТЕКС" (далее - Общество, ООО "Компания "Евротекс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 26.10.2022 N РНП-78-1348/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Учреждение).
Решением суда от 02.04.2023 заявленные требования Общества удовлетворены. Признано недействительным решение управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26.10.2022 по делу N РНП-78-1348/22.
Суд обязал Федеральную антимонопольную службу в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу в установленном порядке исключить из реестра недобросовестных поставщиков сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания "Евротекс".
Учреждение подало апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило решение суда отменить, ссылаясь на то, что поставщик не представил доказательств, подтверждающих принятие мер по поставке товара, в соответствии с требованиями контракта. Поставка товара с измененными характеристиками предварительно не была согласована с заказчиком, изменения в контракт о замене товара по улучшенным характеристикам не вносились.
В судебном заседании представители третьего лица и Управления поддержали оводы жалобы, просили решение суда отменить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Учреждением (заказчиком) размещено извещение N 0372100048822000761 о проведении электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 663 910 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.08.2022 победителем признано Общество.
По результатам закупки Учреждением (заказчиком) с Обществом заключен государственный контракт N 0372100048822000761 на поставку простыней из хлопчатобумажных тканей (идентификационный код закупки 221782100688778430100101150011392244) от 29.08.2022 на сумму 270 206,75 руб.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контракту заказчик в соответствии с условиями контракта и статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) принял решение от 07.10.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта и направил соответствующие сведения в Управление.
Решением Управления от 26.10.2022 по делу N РНП 78-1348/22 сведения в отношении Общества включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно части 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что процедура расторжения контракта Заказчиком не нарушена. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта предусмотрена пунктами 4.2, 11.3 контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Федерального закона.
Уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления (пункт 11 Правил).
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение.
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения в течение 3 рабочих дней, с даты его вынесения, направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам (пункт 12 Правил).
При оценке законности и обоснованности оспариваемого решения Управления необходимо учитывать, что включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Вместе с тем, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона N 44-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений.
Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Поэтому при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных и (или) договорных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, поскольку иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.
Судом первой инстанции установлено и следует из оспариваемого решения УФАС, что между Учреждением (заказчиком) с Обществом заключен государственный контракт N 0372100048822000761 на поставку простыней из хлопчатобумажных тканей (идентификационный код закупки 221782100688778430100101150011392244) от 29.08.2022 на сумму 270 206,75 руб.
В соответствии с пунктом 2.1.1 контракта поставщик принял на себя обязательства передавать заказчику товар надлежащего качества, в номенклатуре, количестве и ассортименте согласно Спецификации в сроки, установленные п. 4.1 настоящего контракта.
Пунктом 4.1 контракта определено, что поставка товара осуществляется поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом контракта. Срок поставки товара начинает течь со следующего после даты получения поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки. Ассортимент товара, который должен быть передан поставщиком во исполнение заявки на поставку товара, определяется соответствующей заявкой покупателя. Нарушение поставщиком условия об ассортименте товара и (или) срока поставки товара является существенным нарушением условий контракта, в следствии которого у покупателя возникает право на односторонний отказ от исполнения контракта.
Заявка на поставку товара от 16.09.2022 N 05-07/6367 была направлена заказчиком в адрес поставщика и получена последним 16.09.2022.
Срок исполнения обязательств поставщика истек 26.09.2022.
21.09.2022 поставщиком представлен результат исполнения контракта и направлен посредством единой информационной системы (далее - ЕИС) Документ о приемке N 259от21.09.2022 Исправление N 1 от21.09.2022.
В соответствии с пунктом 5.2 контракта в рамках осуществления процедуры приемки силами Заказчика была проведена экспертиза доставленного в место поставки товара по результатам которой было выявлено несоответствие представленного поставщиком товара: "Простыни из хлопчатобумажных тканей" условиям контракта.
Выявленные заказчиком нарушения условий контракта не позволили принять представленный поставщиком результат исполнения контракта, о чем заказчик претензией от 23.09.2022 N 10.1-03/6607 уведомил поставщика и в соответствии с требованиями части 7 и подпункта б) пункта 4) части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с положениями пункта 5.5 контракта 26.09.2022 разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания Документа о приемке N 259 от 21.09.2022 Исправление N 1 от 21.09.2022 с указанием причин такого отказа.
Вместе с тем, выявленные заказчиком при приемке нарушения условий контракта не были устранены поставщиком.
Поставщик не поставил заказчику товар, определенный Спецификацией (Приложение N 2 к контракту).
Материалами дела подтверждается, что попытка исполнения контракта была предпринята Поставщиком только 21.09.2022.
При этом поставщиком был представлен для приемки товар, который не соответствовал ни потребностям заказчика, ни требованиям контракта по характеристикам: "Длина", "Ширина", требованиям к сохранению формы товара после его обработки, вследствие чего товар не мог быть принят заказчиком.
Вывод суда первой инстанции о том, что несоответствие представленного товара условиям контракта по параметрам: "Длина" и "Ширина" не является недостатком такого товара, поскольку отклонения по данным параметрам в сторону увеличения должны рассматриваться как поставка товара с улучшенными характеристиками, апелляционным судом не может считается правомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным -законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядника, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Контрактом были определены характеристики товара в соответствии с условиями, определенными извещением об осуществлении закупки и заявкой участника закупки (поставщика).
Ассортимент (характеристики) товара, являющего предметом поставки по контракту, был определен сторонами в Приложении N 2 к контракту "Технические характеристики".
Следовательно, в силу положений ч. 1 ст. 456 ГК РФ и ч. 1 ст. 467 ГК РФ поставщик должен был осуществить поставку товара, технические характеристики, которых строго соответствуют описанию, содержащемуся в контракте.
Закон N 44-ФЗ не допускает произвольное изменение характеристик товара. Такая возможность также не определена условиями контракта.
Возможность изменения условий о поставляемом товаре предусмотрена только ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае согласования поставщиком с заказчиком поставки товара, качество, технические и функциональные, характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Пунктом 11.5 контракта также установлено, что при исполнении контракта по согласованию покупателя с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Из системного толкования вышеуказанных норм права, а также условий контракта следует, что поставка товара с характеристиками, отличными от характеристик, определенных контрактом, допускается исключительно с предварительного согласия заказчика на замену товара с обязательным подписанием сторонами соответствующего дополнительного соглашения к контракту.
Законом N 44-ФЗ не регламентированы конкретные параметры качества, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств), являющихся улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Таким образом, заказчик самостоятельно принимает решение о соответствии критерию улучшенности товара, предлагаемого вместо предусмотренного контрактом товара.
Вместе с тем поставка товара с измененными характеристиками предварительно не была согласована с заказчиком, изменения в контракт о замене товара по улучшенным характеристикам не вносились, в связи, с чем Общество представило товар, несоответствующий требованиям контракта.
Фактическое значение параметра представленного поставщиком товара: "Ширина", составляющее 153 см, выходит за пределы диапазона допустимых значений такого параметра, установленного извещением об осуществлении закупке в электронном файле "Описание объекта закупки", где допустимое значение параметра "Ширина" было определено в диапазоне: > 140 и < 150 см.
Более того, поставленный товар был ненадлежащего качества.
Вывод суда первой инстанции о сохранении формы представленного товара после температурной обработки (стирки) противоречит материалам дела, в том числе фотографиями, сделанными заказчиком в ходе проведения внутренней экспертизы в рамках осуществления приемки представленного поставщиком товара (приложение к заключению N 22 о несоответствии товара (работы, услуги) условиям контракта от 23.09.2022). На фотографии отчетливо видно недопустимые изменения формы товара после его тепловой обработки, а именно: деформация и растянутые неровные края товара.
Судом первой инстанции также не было принято во внимание, что предметом поставки по контракту является постельное белье для нужд медицинского учреждения.
Данная категория постельного белья не относится к изделиям бытового назначения, соответственно применение в отношении таких изделий действующих национальных стандартов, устанавливающих общие требования к изделиям (к которым относятся в частности ГОСТ 29298-2005 и ГОСТ 30157.1-95) без учета специфики и области их использования и применения недопустимо и неправомерно.
Предъявляемые требования о сохранении формы товара при высокотемпературной (90°С) стирке и обработке паром, а также дезобработке установлены Заказчиком в целях снижения риска возникновения и распространения внутрибольничных инфекций в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил и норматив по содержанию медицинских учреждений, в частности Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", раздела IV СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44), раздела IV Методических рекомендаций (МР 2.1.0247-21) по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021), а также Методических указаний "МУ. 3.5.736-99. 3.5. Дезинфектология. Технология обработки белья в медицинских учреждениях. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.1999).
Требования к технологии обработки текстильных изделий в медицинских учреждениях утверждена Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.1999 (далее - Методические указания МУ 3.5.736-99).
В соответствии с пунктом 2.1 Методических указаний к ассортименту текстильных изделий, на который распространяются такие указания, относятся: постельное белье (простыни, полотенца, наволочки, подкладные пеленки, пододеяльники), одеяла (байковые), полотенца, подкладные пеленки родильного дома, пеленки новорожденных, нательное белье (рубашки, пижамы, халаты), спецодежда обслуживающего персонала (халаты, колпаки, медицинские костюмы), столовое и кухонное белье, хлопчатобумажные мешки, текстильные средства уборки.
Согласно пункту 6.4 Методических указаний стирка и дезинфекция текстильных изделий в медицинских учреждениях осуществляется в соответствии с программами стирки (Приложение N 2 к Методическим указаниям), выбираемыми в зависимости от степени загрязнения и вида текстильных изделий.
Приложением N 2 к Методическим указаниям в зависимости от степени загрязнения текстильного изделия предусмотрены программы стирки N 8, N 9 и N10, устанавливающие требования к высокотемпературному режиму стирки таких изделий - до 90°С.
Подавая заявку на участие в закупке, поставщик подтвердил, что согласен со всеми условиями, установленными в извещении, и подтвердил полное соответствие предлагаемой продукции условиям извещения и описанию объекта закупки.
При отсутствии доказательств своевременности принятия Обществом соответствующих мер, направленных на исполнение контракта, суд апелляционной инстанции обоснованно счел, что Общество в рассматриваемом случае не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, и не приняло все меры для надлежащего исполнения контракта.
В связи с вышеизложенным, проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения контракта, апелляционный суд соглашается с выводом УФАС о наличии достаточных оснований для принятия оспариваемого решения о включении сведений в отношении ООО "Компания "Евротекс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2023 по делу N А56-126824/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Евротекс" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Компания "Евротекс" в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Министерства здравоохранения Российской Федерации 1 500 руб. расходов по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-126824/2022
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "ЕВРОТЕКС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ОНКОЛОГИИ ИМЕНИ Н.Н. ПЕТРОВА" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ