г. Ессентуки |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А63-18451/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края, при участии представителя акционерного общества "Ставропольские городские электрические сети" - Черкисенко Е.Н. (доверенность N 27 от 09.01.2023), представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Пашковой Н.Н. (доверенность N МИ/6182/23 от 15.06.2023), представителя Рудь Н.В. - Рудь Н.Н. (доверенность N 26АА4803211 от 15.08.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу акционерного общества "Ставропольские городские электрические сети" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.04.2023 по делу N А63-18451/2022 (судья Галушка В.В.) по заявлению акционерного общества "Ставропольские городские электрические сети" (г. Ставрополь, ОГРН 1042600259460, ИНН 2636042440) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508, ИНН 2634003887) о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2022 N 026/04/9.21-1566/2022, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Рудь Николай Васильевич (г. Ставрополь),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ставропольские городские электрические сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - Управление) от 07.06.2022 по делу N 026/04/9.21-631/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600000р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Рудь Николай Васильевич (далее - Рудь Н.В.).
Решением суда от 20.04.2023 в удовлетворении требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью выводов Управления по результатам проведенной проверки, наличием в действиях Общества состава и события вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания недействительным постановления.
Не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Считает, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Управления и представитель Рудь Н.В. возразили по существу доводов Общества, просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, поддержали позицию отзыва на жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей Общества, Управления и Рудь Н.В., изучив материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, гражданин Рудь Н.В. 30.06.2022 обратился в Общество с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям здания гаража, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Достоевского, д. 1а, максимальная мощность 15 кВт, при напряжении 0,4 кВ, категория надежности 3 (по одному источнику электроснабжения). Заявка подана посредством личного кабинета на сайте сетевой компании по адресу: https://stavseti.ru. К заявке был приложен план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, также были приложены выписки из ФГИС ЕГРН в отношении земельного участка и здания гаража, подтверждающие наличие права собственности, также были приложены фотографии паспорта Рудь Н.В.
Уведомлением от 04.07.2022 исх. N 10/1477 Общество сообщило подателю заявки о неполном комплекте документов, представленном для заключения договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, мотивированный тем, что к заявке на технологическое присоединение необходимо предоставить недостающие документы: перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; также, в представленной заявке необходимо указать сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию объекта.
Рудь Н.В. обратился в Управление с жалобой на неправомерные действия Общества.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 13.10.2022 должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол об административном N 472 правонарушении и 24.10.2022 вынесено постановление по делу N 026/04/9.21-1566/2022 об административном правонарушении. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600000р.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Технологическое присоединение к электрическим сетям новых потребителей электрической энергии регулируются "Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил N 861).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения; предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В рассматриваемом деле, Рудь Н.В. в заявке было указано энергопринимающее устройство (гараж), которое необходимо присоединить к электрическим сетям и которое может быть присоединено к устройствам противоаварийной автоматики, его мощность и местонахождение, а также необходимый класс напряжения и степень надежности энергопринимающего устройства.
Предоставление отдельного перечня с указанием мощности энергопринимающих устройств по подпункту "в" пункта 10 Правил N 861, который, по сути, повторит сведения, указанные в заявке, не требуется.
Предоставление совместно с заявкой на технологическое присоединение правоустанавливающих документов на энергопринимающие устройства, как того потребовало Общество, положениями пунктов 9 и 10 Правил N 861 не предусмотрено.
Так же пункт 14 Правил N 861 регламентирует требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Заявитель (Рудь Н.В.) отвечает критериям пункта 14 Правил N 861.
Энергопринимающие устройства, которые необходимо будет присоединить к устройствам противоаварийной автоматики отсутствуют. В связи с чем указанная информация не предоставлялась, необходимость предоставления таковой информации физическим лицом в личном кабинете отсутствовала.
Пункт 12 Правил N 861 касается только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем отказ по данному основанию также не соответствует Правилам 861.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами. Следовательно, необходимость получения сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 10 и подпункта "а" пункта 12 Правил N 861 не является достаточным основанием для приостановления рассмотрения заявки об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Заявка Рудь Н.В. была подана 30.06.2022, следовательно 14.07.2022 сетевая организация (Общество) должна была разместить сведения предусмотренные пунктом 105 Правил N 861. Согласно представленным сведениям, сетевая организация не разместила условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и иные документы предусмотренные пунктом 105 Правил N 861, направила уведомление о предоставлении документов, которое не соответствует Правилам N 861.
Таким образом, в действиях Общества усматриваются признаки нарушения сроков рассмотрения заявки потребителя, установленные Правилами N 861, что образует состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что Управление доказало нарушение Обществом положений Правил N 861, регулирующих порядок и срок подключения объекта гражданина к энергопринимающим устройствам. При определении признака повторности совершенного правонарушения учтено, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Управления от 18.05.2021 по делу N 026/04/9.21-594/2021).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о доказанности факта нарушения Обществом установленного действующим законодательством порядка технологического присоединения к электрическим сетям.
Нарушений сроков и процедуры привлечения Общества к административной ответственности не установлено, соответствующие доводы не заявлены, протокол об административном правонарушении составлен и постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Штраф назначен в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ; исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного штрафа, а также оснований для применения статьи 2.9 Кодекса не установлено.
Выявленное административное правонарушение свидетельствует об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение лица к установленным правовым требованиям.
Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным.
Размер назначенного Обществу административного наказания определен административным органом в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения, соразмерен его тяжести и соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600000р. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для Общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления деятельности.
Общество своевременно не предприняло все меры для исполнения своих обязательств по заявке Рудь Н.В., при этом общество, как профессиональный участник рынка, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы не нарушать требования, предусмотренные действующим законодательством.
Из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе о правомерности всех произведенных сетевой организации действиях, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.04.2023 по делу N А63-18451/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Жуков Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-18451/2022
Истец: АО "СТАВРОПОЛЬСКИЕ ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Рудь Николай Васильевич, Рудь Николай Николаевич