г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А42-9832/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Геворкян Д.С., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Гринькова А.Д. по доверенности от 09.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14578/2023) ООО "Авангард Сервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2023 по делу N А42-9832/2022 (судья Евтушенко О.А.), принятое
по заявлению ООО "Авангард Сервис"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области
о признании незаконным требования,
и по встречному заявлению об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард Сервис" (ИНН 5190054579, ОГРН 1155190014407, адрес регистрации: улица Генерала Журбы, дом 5, офис 3, город Мурманск, Мурманская область, 183010; далее - Общество, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к государственному учреждению - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5191120055, ОГРН 1025100846814, юридический адрес: улица Полярные Зори, дом 26, город Мурманск, 183025; правопреемник - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области, далее - Отделение Фонда, ответчик) о признании незаконным требования о представлении сведений и документов от 08.08.2022 N 51002250002712.
Отделение Фонда заявило встречный иск в соответствии с которым просит обязать ООО "Авангард Сервис" представить документы, запрашиваемые в требовании от 08.08.2022.
Встречное заявление принято к производству для совместного рассмотрения.
Решением суда первой инстанции от 24.03.2023 в первоначальном иске отказано, встречный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Общество, ссылается на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований по первоначальному иску, не учел, что в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с 01.07.2021 контролирующие организации не имеют права осуществлять различного рода проверки, предварительно не внеся список соответствующих запланированных проверочных мероприятий в единый реестр. На портале ЕИС отсутствует информация о проводимой проверки N 51002250002712 от 08.08.2022. Кроме того, вышеуказанной портал синхронизируется с порталом "Госуслуг", в котором также отсутствуют сведения о проводимой проверке. Указанные обстоятельства свидетельствуют по мнению Общества о не законности проводимой проверки и как следствие о правомерности требований Общества по первоначальному иску, а также отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречных требований Фонда.
В связи с наличием обстоятельств предусмотренных статьей 18 АПК Российской Федерации произведена замена состава суда (судья Загараева Л.П. заменена на судью Згурскую М.Л.); рассмотрение жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель Фонда с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Общество, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.08.2022 Отделением Фонда, в соответствии с утвержденным планом проверок, на основании Федерального закона т 16.0771999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в отношении ООО "Авангард Сервис" было вынесено решение N 51002250002711 о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Также Отделением Фонда 08.08.2022 в адрес Общества было вынесено требование N 51002250002711 о представлении сведений и документов, в соответствии с которым страхователю необходимо было представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения настоящего требования необходимые для проверки документы:
1) Авансовые отчеты (командировочные расходы, хозяйственные расходы);
2) Договоры гражданско-правового характера, акты выполненных работ;
3) Договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации (арены 5 транспортных средств, жилых помещений у физических лиц;
4)Документы, подтверждающие заявленный тариф;
5) Документы, подтверждающие обоснованность установления скидки или надбавки по страховому тарифу (отчет о проведении специальной оценки условий труда, заключительный акт о проведении обязательных периодических медицинских осмотров, заключение по результатам проведения медицинского осмотра и прочее);
6) Документы, подтверждающие суммы и обоснованность выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами;
7) Документы, устанавливающие наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом (трудовая книжка, трудовой договор служебный контракт);
8) Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов;
9) Оборотно-сальдовая ведомость по счетам, связанными с начислением и уплатой страховых взносов;
10) Первичные бухгалтерские документы, связанные с получением дохода страхователем за выполненные работы (оказанные услуги) и подтверждающие данные бухгалтерской отчетности (договоры, накладные, акты выполненных работ и прочее);
11) Положения об оплате труда;
12) Приказы о назначении на должность директора и главного бухгалтера (действующие в проверяемый период);
13) Приказы по организации работ, выплате заработной платы, премий, материальной помощи, вознаграждений;
14) Прочие документы;
15) Регистры бухгалтерского учета, на которых отражаются хозяйственные операции с контрагентами, связанные с получением дохода (выручки) за выполненные работы и (или) за оказанные услуги;
16) Сводные ведомости;
17) Трудовые договоры (коллективные договоры);
18) Штатное расписание (штатная расстановка).
Указанное требование вместе с решением были направлены Обществу почтовым отправлением.
По истечении 10 дней запрошенные документы в адрес Отделения Фонда представлены не были.
Общество направило в Отделение Фонда письмо от 29.08.2022, в котором указало, что проведение выездной проверки является грубым нарушением законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, а требование от 08.08.2022 является незаконным, и не подлежит исполнению. Также Общество указало, что обратилось в органы прокуратуры с заявлением о законности проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "Авангард Сервис".
Письмом от 21.09.2022 Общество сообщило, что запрашиваемые документы, необходимые для выездной проверки, будут предоставлены после окончания проведения проверки прокуратурой в случае признания требования от 08.08.2022 законным и обоснованным.
18.10.2022 Обществом был получен ответ прокуратуры Мурманской области об отсутствии нарушений законодательства при организации и проведении контрольного мероприятия в деятельности Фонда.
01.11.2022 ООО "Авангард Сервис" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении первоначального иска, и удовлетворяя требования по встречному, указал на то, что при проведении контроля за уплатой страховых взносов, полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, информация о проведении указанной проверки территориальным органом страховщика в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий не вносится.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
Предметом настоящего спора по заявлению Общества является законность требования Фонда о представлении сведений и документов от 08.08.2022 N 51002250002712, направленное в рамках выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проводимой в соответствии с решением Фонда от 08.08.2022 N 51002250002711 о проведении выездной проверки.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, оспаривая акт, принятый фондом, заявитель должен доказать, как несоответствие, противоречие оспариваемых решений и действий закону, а также нарушение этими актами и действиями прав и законных интересов заявителя в предпринимательской деятельности.
Судом установлено и Обществом не оспаривается, что 08.08.2022 Отделением Фонда, в соответствии с утвержденным планом проверок, на основании Федерального закона т 16.0771999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в отношении ООО "Авангард Сервис" было вынесено решение N 51002250002711 о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны предъявлять страховщику и (или) налоговому органу для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Исходя из пункта 1 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ, должностное лицо территориального органа страховщика, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю организации (его уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. При этом документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования (пункт 6 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ).
Требование от 08.08.2022 о предоставлении сведений и документов вместе с решением от 08.08.2022 было направлено Обществу почтовым отправлением. Заявитель не отрицал факт получения требования о предоставлении документов.
Анализ истребуемых документов свидетельствует о необходимости документов поименованных в требовании для проведения проверки.
Согласно статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ должностное лицо территориального органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Каких-либо ограничений по объему и составу истребуемых документов данная норма не содержит. Должностное лицо территориального органа самостоятельно определяет объем и состав документов, необходимых для проверки.
Оспариваемое требование содержит необходимые реквизиты, установленные положением Закона N 125-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том что оспариваемое требование соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам и основан на правильном применении норм права.
Доводы Общества о том, что в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с 01.07.2021 контролирующие организации не имеют права осуществлять различного рода проверки, предварительно не внеся список соответствующих запланированных проверочных мероприятий в единый реестр, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как правильно указал суд первой инстанции решение о проведении выездной проверки в отношении Общества N 51002250002712 от 08.08.2022 не является предметом настоящего спора.
Кроме того, согласно пункту 16 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ, при осуществлении государственного контроля за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения положения Закона N 248-ФЗ не применяются.
Таким образом, согласно названной норме, при проведении контроля за уплатой страховых взносов, полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, информация о проведении указанной проверки территориальным органом страховщика в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий не вносится. Тот факт, что Общество включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем и в отношении него, в силу Закона N 294-ФЗ, Закона N 248-ФЗ, а также пункта 1 Постановления N 336, плановые контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки в 2022 году не должны проводить, также не свидетельствует о незаконности обжалуемого требования.
В соответствии с Постановлением N 336, в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом N 248-ФЗ и Федеральным законом N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью государственной власти субъектов Российской Федерации, деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 Постановления N 336.
Общество включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по виду деятельности "уборка помещений и территории (ОКВЭД 81.2), и не подпадает под положения пункта 2 Постановления N 336.
Вместе с тем, пункт 1 Постановления N 336, ограничивающий проведение проверок в 2022 году, на Общество также не распространяется.
Так, в силу пункта 16 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ, положения данного Закона не применяются при осуществлении государственного контроля за соблюдением страхователем действующего законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения.
Также, согласно пункту 8 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, не применяются и положения Закона N 294-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) за уплатой стразовых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, установленные Постановлением N 336 ограничения на проведение проверок в 2022 году не распространяются на проведение проверок правильности начисления и уплаты страховых взносов и страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Принимая во внимание, что вынесенное Отделением Фонда требование о представлении сведений и документов от 08.08.2022 N 51002250002712 является обоснованным и, учитывая право страховщика, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, и обязанность Общества, в силу пункта 5 части 2 статьи 12 Закона N165-ФЗ предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения, требование Отделения Фонда об обязании представить документы, запрашиваемые в требовании от 08.08.2022, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2023 по делу N А42-9832/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9832/2022
Истец: ООО "Авангард Сервис", ООО "АВАНГАРД СЕРВИС"
Ответчик: ГУ МУРМАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по МО