г. Санкт-Петербург |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А56-133405/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Денисов М.А. по доверенности от 30.12.2022,
Федорова Н.Е. по доверенности от 02.02.2023
от заинтересованного лица: Кузьмина А.П. по доверенности от 09.01.2023
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13753/2023) УФАС по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 по делу N А56-133405/2022, принятое
по заявлению ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени Адмирала С.О. Макарова"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ИП Фомин С.П.
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова" (ОГРН: 1037811048989, адрес: 198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7, далее - ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени Адмирала С.О. Макарова", Университет, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 13.10.2022 по жалобе N Т02-508/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Фомин Сергей Петрович (ОГРНИП: 321784700321458, далее - ИП Фомин С.П., Предприниматель, третье лицо).
Решением от 04.04.2023 суд первой инстанции признал недействительным решение УФАС по Санкт-Петербургу от 13.10.2022 по жалобе N Т02-508/22; взыскал с УФАС по Санкт-Петербургу в пользу ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени Адмирала С.О. Макарова" 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что порядок заполнения участниками значений показателей предлагаемого к поставке товара, изложенный в пункте 3.4 Инструкции по заполнению Формы N 2, не позволяет установить несоответствие предлагаемых участниками значений положениям Инструкции.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Университета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ИП Фомин С.П., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 23.09.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано извещение N 32211711978 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку мебели для студентов общежития УГ-4 ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова".
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова" (далее - Положение о закупках) в редакции от 29.04.2022, опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с Протоколом подведения итогов закупки N 32211711978-01 от 30.09.2022 заявка ИП Фомина С.П. отклонена от участия в закупке по следующим основаниям: "Не соответствует требованиям, установленным пп. 2 п. 18.2 Извещения, а именно: Инструкции по заполнению "Предложения на поставку товара" (Приложение N1 к заявке Форма 2), п.7 Технического задания (Таблица) (Приложение 3 к Извещению).
В Управление поступила жалоба ИП Фомина С.П. (вх. N 25803-ЭП/22 от 07.10.2022) на действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном отклонении его заявки от участия в процедуре закупки. Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы N Т02-508/22 Управлением вынесено решение от 13.10.2022. Жалоба ИП Фомина С.П. на действия закупочной комиссии Учреждения при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели для студентов общежития УГ-4 "ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (извещение N32211711978) признана обоснованной (пункт 1); в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов - Учреждения при проведении запроса котировок признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ИП Фомина С. П. от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Извещению (пункт 2); организатору торгов - Учреждению и его Закупочной комиссии решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления всех заявок, поданных на участие в Закупке, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Извещением, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Университет обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции решение Управления признал недействительным, придя к выводу о том, что Закупочная комиссия Организатора торгов правомерно отклонила заявку Предпринимателя.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
На основании пункта 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Как следует из части 19.7 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 19.1 настоящей статьи, в случае установления заказчиком обязанности их представления.
В соответствии с пунктом 13 Извещения заявка на участие в запросе котировок должна состоять из ценового предложения и одной части. Заявка должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, а также сведения об участнике закупке, информацию о его соответствии требованиям (если такие требования установлены в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме) и об иных условиях исполнения договора в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме установлены в пункте 18 настоящего Извещения.
На основании подпункта 1 пункта 18.1 Извещения для участия в запросе котировок участник закупки подает заявку на участие в закупке в соответствии с формами документов, установленными в Извещении. Заявка участника закупки на участие в запросе котировок должна содержать ценовое предложение и одну часть в составе:
1) Заявка на участие в запросе котировок по Форме 1 (Приложение N 1 к извещению) должна содержать декларацию о соответствии участника закупки установленным требованиям, а также предложение участника закупки в отношении предмета (качества, технических и иных характеристик товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, к результатам работ, услуг, объемам работ, услуг), и других условий договора, в том числе предложение о цене договора (цене единицы товара, работы, услуги) по Форме 2 (Приложение N1 к заявке) "Предложение на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг)", в формате Word и PDF.
Согласно протоколу подведения итогов Закупки N 32211711978-01 от 30.09.2022 заявка участника закупки N 3 ИП Фомина С.П. отклонена по следующим основаниям: "Не соответствие требованиям, установленным пп. 2, п. 18.2 Извещения, а именно: Инструкции по заполнению "Предложения на поставку товара" (Приложение N 1 к заявке Форма 2), п. 7 Технического задания (Приложение N 3 к Извещению), а именно:
- по товару п. 6 "Шкаф для посуды" установлено требование к показателю "Кромка фасадов" - АBS, в заявке участника указано - 2 мм.
- по товару п. 6 "Шкаф для посуды" установлено требование к показателю "Толщина кромки" - минимальное значение 2 мм, максимальное значение 3 мм. Согласно п. 3.4. Инструкции: Участник закупки: - по данному виду показателей указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;". В заявке участника указано - АБS".
Как следует из материалов дела, Предприниматель, мотивируя свое обращение в УФАС с жалобой на действия Заказчика при проведении электронного аукциона указал на то, что указание конкретных показателей в графе 6 Формы N 2, исходя из положений Инструкции, допустимо в любом порядке.
Комиссия УФАС в обоснование принятого решения указала на то, что порядок заполнения значений показателей предполагаемого к поставке товара, изложенный в пункте 3.4 Инструкции по заполнению Формы N 2, не позволяет установить несоответствие предлагаемых участниками значений положениям Инструкции.
Согласно пункту 2 Инструкции при описании товара заказчик использует следующие виды показателей:
- Первый вид - показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, графы N N 6, 7 таблицы п. 7 Технического задания (Приложение N 3 к Извещению);
- Второй вид - показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений: графа N 8 таблицы п. 7 Технического задания (Приложение N 3 к Извещению);
- Третий вид - показатели, которые определяются диапазоном значений, графы N N 9, 10 таблицы п.7 Технического задания (Приложение N 3 к Извещению);
- Четвертый вид - показатели, значения которых не могут изменяться: графа N 11 таблицы п.7 Технического задания (Приложение N 3 к Извещению).
Согласно подпункту 3.4 Инструкции по заполнению Формы N 2 "Предложения на поставку товаров" установлено, что при описании характеристик товара в графе N 6 Участник закупки:
- по первому виду показателей указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
- по второму виду показателей указывает одно из нескольких значений, предложенных заказчиком, которые указаны в Таблице через союз "или", знаки ";","/";
- по третьему виду показателей указывает диапазон значений, для которого заказчиком установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона, при этом числовое значение нижней границы диапазона, предложенное участником закупки, должно быть меньше или равно установленного, а числовое значение верхней границы диапазона больше или равно установленного;
- по четвертому виду показателей указывает значение, установленное заказчиком.
Как следует из материалов дела, позиции N 6 пункта 7 Технического задания соответствует товар "Шкаф для посуды".
Показатель "Кромка фасадов" относится к четвертому виду показателей, значение которого, согласно Инструкции не может изменяться. В вышеуказанном показателе необходимо ставить - АВS.
Показатель "Толщина кромки" относится к первому виду показателей, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения. В техническом задании (п. 7 Таблицы по товару п. 6 "Шкаф для посуды") установлено минимальное значение - 2 мм, максимальное значение - 3 мм.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает несостоятельными доводы Управления о том, что порядок заполнения участниками значений показателей предлагаемого к поставке товара, изложенный в п. 3.4 Инструкции по заполнению Формы N 2, не позволяет установить несоответствие предлагаемых участниками значений положениям Инструкции.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, по остальным товарам с аналогичными показателями, Предпринимателем правильно заполнены показатели в Форме N 2 "Предложение на поставку", что свидетельствует о понимании им требований Инструкции.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Университетом требования, признав недействительным решение Управления от 13.10.2022 по жалобе N Т02-508/22.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 апреля 2023 года по делу N А56-133405/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-133405/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ИП Фомин Сергей Петрович
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15237/2023
11.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13753/2023
04.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-133405/2022